Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Организация предприятия





После анализа различных условий предпринимательской деятельности и реализации предпринимательской идеи возникает необходимость в оп­ределении способов организации собственного дела, изучении ограниче­ний в его деятельности и оснований для ее прекращения.

4.1. Основные способы создания собственного предприятия

Рассмотрев основные проблемы реализации предпринимательской идеи, нужно принимать решение: покупать действующее предприятие, реорганизовать существующее или создать новое.

Финансисты при оценке кредитного риска банка считают в большин­стве случаев наиболее эффективным приобретение предприятия. В то же время для создания ранее неизвестных товаров или услуг, освоения но­вой "рыночной ниши" более подходит реорганизация предприятия или создание нового.

С юридической точки зрения предприятие может быть создано:

- по решению собственника (собственников) имущества или уполномо­ченного им (ими) органа, предприятия-основателя, организации или трудового коллектива на основе действующего законодательства, а также вследствие принудительного раздела другого предприятия в со­ответствии с антимонопольным законодательством;

- путем выделения из состава действующего предприятия по решению его трудового коллектива с согласия собственника или уполномочен­ного им органа. В этом случае за новыми предприятиями сохраняют­ся правоприемные обязательства.

Но любой из этих вариантов требует кадрового, материального и финан­сового обеспечения, то есть эффективных предпринимательских реше­ний в отношении привлечения человеческих, материальных и финансо­вых ресурсов. Предпосылки таких решений готовятся предпринимателем в процессе формирования бизнес-плана. Но данной работе предшествует анализ проблем изыскания начального капитала.

Начальный капиталсумма денег, ценных бумаг или материально-вещественных ценностей, необходимых предпринимателю для открытия собственного дела, создания предприятия по производству товаров, услуг.

Начальный капитал неодинаков в разных странах, отдельных сферах и отраслях народного хозяйства.

Так, в США его средняя величина в начале 90-х годов прошлого ве-1 ка составляла приблизительно 20 тыс. долл., в Канаде — 12,5 тыс. В долл. В нашей стране эта сумма намного меньше. Так, для "челноч-Jного бизнеса" (покупка товаров в других регионах или странах по 1 низким ценам и перепродажа их в России), которым в конце 90-х 1 годов XX века занималось несколько миллионов человек, достаточно |': было иметь до 3 тыс. долл. В сфере услуг в России одно рабочее Щ место в конце 90-х годов стоило от 5 тыс. долл. США, а в произ­водстве товаров — немного больше.

Начальный капитал включает и так называемый "стартовый" компо­нент (капитал), то есть расходы, связанные с подготовкой производства


товаров или услуг. Они включают в себя определенные затраты на созда­
ние собственного предприятия: "

- его регистрацию (уплата пошлины);

- оплата подготовки учредительных документов;

- услуги нотариуса;

- открытие расчетного счета в банке;

- изготовление эскиза печати, штампов, товарного знака;

- получение кодов деятельности;

- разрешение милиции на изготовление печати и штампов;

- услуги чиновников (взятки) и др.

На этом этапе финансовое планирование проводится в рамках разра­ботки бизнес-плана.

Чрезвычайно важными для будущих предпринимателей являются точ­ная информация бизнес-плана об имуществе предприятия, в частности, об источниках его формирования. Имущество предприятия составляют его основные и оборотные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе предприятия. Основ­ными источниками формирования имущества предприятия являются:

- денежные и материальные взносы учредителей;

- доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, в т. ч. от операций с ценными бумагами;

- кредиты банков и других кредиторов;

- средства из бюджетов разных уровней.

Одним из важнейших средств формирования начального капитала явля­ются сбережения домохозяйств. Количественно такие сбережения представ­ляют собой разность между доходами семьи и потребительскими затратами. Соотношение между этими показателями еще называют нормой сбережений, которая сильно влияет на предпринимательскую активность в стране.

.' Среди развитых стран мира высочайшая норма сбережений - в Япо-•-нии. Так, в 1990 году этот показатель составлял там 14,4% лично-I го дохода и был в 6 раз больше, чем в США. В России сейчас почти I 90% домохозяйств находятся на грани выживания, следовательно, не: делают никаких сбережений.

На любом предприятии должна действовать финансовая стратегия, которая реализуется в финансовых планах, позволяющих на начальном этапе деятельности решить две основные задачи:

- какие средства необходимы для того, чтобы начать предприятие?

- какие средства необходимы для работы предприятия в течение 3-х месяцев? каковы их источники?

Определив объем и источники инвестирования, предприниматель принимает решение о создании предприятия. В его основе лежат меха­низмы определения доходности инвестирования и анализа безубыточности. Доходность инвестирования связана с сроком окупаемости и дисконтиро­ванием дохода. Срок окупаемости инвестиций определяется отношением суммы первоначальных инвестиций к ежегодным денежным доходам от реализации предпринимательской идеи.


Но в условиях инфляции его определение невозможно без примене­ния коэффициента дисконтирования (Кд). Он определяется по формуле:

^ = (/ + Я)"'

где: П — отношение банковской кредитной ставки к 100; п — количество лет инвестирования.

Эффективность инвестирования определяется отношением суммы дисконтированного дохода к сумме дисконтированного расхода. Реализа­ция предпринимательской идеи считается эффективной, если этот коэффи­циент больше единицы.

Эту эффективность отражает и коэффициент прибыльности. Он предполагает определения точки безубыточности, которая показывает уровень производства и продаж, при котором финансовые поступления по­крывают расходы на производство. В этой точке оно становится безубыточным, но и прибыли еще не дает.

Права предпринимателей регламентируются законодательством, с од­ной стороны, а с другой — обычаями делового оборота, то есть применяе­мыми в какой-либо области предпринимательской деятельности прави­лами поведения.

4.2. Ограничение предпринимательства

Для осуществления отдельных видов деятельности предприниматели обя­заны получить специальное разрешение — лицензиюдокумент, который выдается ее собственнику государственными органами, на право заниматься оп­ределенным видом предпринимательской деятельности, требующим ограничений.

В ст. 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицен­зировании отдельных видов деятельности" (в ред. от 02.07.2005) установ­лен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. Такими видами деятельности могут быть, например:

- поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых;

- производство, ремонт и реализация оружия и боеприпасов к нему;

- изготовление и реализация лекарственных средств;

- изготовление алкогольных и табачных изделий;

- медицинская, ветеринарная и юридическая практика;

- организация азартных игр и игорных заведений и др.

Лицензия выдается юридическому лицу или индивидуальному пред­принимателю — лицензиатам.

Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с предос­тавлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих нали­чие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае администра­тивного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензи­онных требований и условий, возобновлением, прекращением действия или аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соот­ветствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицен­зий, а также с предоставлением заинтересованным лицам сведений из рее­стров лицензий и иной информации о лицензировании.


Основные принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства, установление еди­ного порядка лицензирования на территории РФ;

- создание единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, ко­торый может выполнять только ее собственник.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензиро­вании конкретного вида деятельности

Уведомление об отказе и выдаче лицензии направляется соискателю в письменной форме с указанием причин отказа. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в установленном порядке данное решение, а также требовать независимой экспертизы.

Лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением ли­цензиатом лицензионных требований и условий и могут приостанавли­вать действие лицензии. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией.

Основаниями для аннулирования лицензии являются:

- недостоверные или искаженные данные, представленные для получе­ния лицензии;

- неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных тре­бований и условий;

- незаконность решения о выдаче лицензии;

- неуплата лицензиатом в течение трех месяцев государственной по­шлины за предоставление лицензии.

Осуществление определенного вида деятельности без специального разрешения (лицензии) является одним из признаков признания такой деятельности незаконным предпринимательством.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наиме­нования или места его нахождения лицензиат — юридическое лицо или его правопреемник — обязан незамедлительно подать заявление о пере­оформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Технология создания предприятия базируется на законодательстве страны, в которой оно будет действовать. Российские предприятия соз­даются в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

4.3. Регистрация и реорганизация предприятия

Главным на начальном этапе учреждения юридического лица является выбор его формы собственности и правового статуса предприятия. Учре­дителями предприятия могут быть собственники имущества либо упол­номоченные ими лица.


На втором этапе ведется разработка учредительных документов, уста­ва и учредительного договора. Содержание учредительных документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 52 ПС РФ- Заключительным этапом образования юридических лиц является их государственная регистрация, с момента которой организация получа­ет статус юридического лица.

Устав предприятия определяет его правоспособность, устанавливает правовой статус. Основное назначение устава — информирование контр­агентов и иных лиц о круге своей деятельности, правах и возможностях, установление организационно-правовой формы предприятия.

Ни сам устав, ни его отдельные положения не могут быть объявлены коммерческой тайной.

Учредительный договор — договор о добровольном объединении двух или нескольких лиц, их имущества, в котором каждый из участ­ников берет на себя определенные обязательства по отношению к другим участникам с целью получения прибыли. Поэтому акцент в нем делают на общем объеме уставного фонда, доле каждого из учре­дителей, ее форме (натуральной или имущественной), условиях пере­дачи имущества в собственность юридического лица, порядок распре­деления прибыли и убытков, условия выхода учредителей из состава юридического лица.

Подписанию учредительного договора, как правило, предшествует тщательное комплексное технико-экономическое обоснование деятель­ности предприятия, разработка бизнес-плана и, прежде всего, таких сто­рон документа, как расчет уставного фонда, ожидаемых прибылей, ба­ланса доходов и затрат на функционирование предприятия и др.

Поскольку в учредительном договоре особое внимание уделяется ус­тавному фонду, рассмотрим его сущность и пути формирования.

Уставный фондсовокупность имущественных (материальных, веще­ственных) и денежных средств и других нематериальных ценностей, кото­рые являются постоянным взносом его основателей-участников в созданное ими хозяйственное общество с целью обеспечения деятельности предпри­ятия и получения на этой основе прибыли.

Взносами учредителей и участников общества являются:

- в имущественной форме — дома, сооружения, оборудование и прочие материальные ценности;

- в денежной форме — денежные ресурсы (в том числе в свободно кон­вертируемой валюте) и ценные бумаги;

- в форме нематериальных ценностей — все виды имущественных прав: на пользование землей и другими естественными ресурсами, в том числе интеллектуальной собственностью (в частности, использование изобретений в виде патентов и лицензий, "ноу-хау").

При создании акционерного общества в учредительных документах должны быть отображены данные о видах выпускаемых акций, их номи­нальной стоимости, количестве и соотношении акций разных видов.


Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в со­ответствии с Федеральным законом РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О госу­дарственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей" (в ред. от 02.07.2005). Предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица с момента государственной реги­страции и внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лии.

Открыть предприятие.можно в "едином окне" налоговой инспекции по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государст­венной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В течение 5 дней здесь можно получить свидетельство о регистрации или мотивированный отказ. Извещать все инстанции о по­явлении нового предприятия должны специалисты налоговой инспекции. Информацию о зарегистрированных предприятиях может получить лю­бое заинтересованное лицо, даже через Интернет. Наличие свидетельства о государственной регистрации дает право на открытие расчетного счета в банке.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания для отказа, и направлено лицу, указанному в заявлении о го­сударственной регистрации, с уведомлением о его вручении.

Отмена государственной регистрации осуществляется по личному за­явлению субъекта предпринимательской деятельности, а также на осно­вании решения суда или арбитражного суда.

Предпринимательская организация может быть ликвидирована в по­рядке, определенном в ст. 61—65 Гражданского кодекса РФ и федераль­ными законами, например: Федеральным законом "Об обществах с огра­ниченной ответственностью" от 08.02.98 № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2004); Федеральным законом РФ "Об акционерных обществах" от 26.12.95 № 208-ФЗ (в ред. от 29.12.2004) (ст. 22); Федеральным законом РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей" (ст. 20—22) и т. д. Прекращение деятельности предпри­ятия происходит путем его ликвидации или реорганизации.

Реорганизация предприятияпроцесс преобразования, перестройки ор­ганизационной структуры и управления предприятием при сохранении его производственного потенциала, в частности основных фондов.

Формами реорганизации являются слияние, присоединение, разделе­ние, выделение и преобразование предприятий:

- слиянием организаций признается возникновение новой организации путем передачи ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций с одновременным прекращением деятельности послед­них;

- присоединением организации признается прекращение одной или не­скольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей дру­гой организации;


_ разделением организации признается прекращение деятельности орга­низации с передачей всех ее прав и обязанностей вновь создаваемым организациям;

_ выделением организации признается создание одной или нескольких организаций без прекращения ее деятельности. При выделении из со­става действующей организации одной или нескольких к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной органи­зации в соответствии с разделительным балансом;

■- под преобразованием организации понимается преобразование юриди­ческого лица одной организационно-правовой формы в другую в со­ответствии с положениями ГК и федеральными законами.

Ликвидация предприятия может осуществляться:

- добровольно. — ликвидационной комиссией, которая создается собст­венником или уполномоченным им органом, назначенным ликвида­ционной организацией;

- принудительно — комиссией, назначенной судом или соответствую­щим государственным органом.

Ликвидация и реорганизация предприятия проводятся по решению собственника и с участием трудового коллектива.

Основными причинами ликвидации предприятия являются;

- его банкротство, то есть невозможность платить по своим обязатель­ствам, а также погасить имеющиеся долги. Под несостоятельностью (банкротством) понимается процесс прекращения деятельности орга­низации (индивидуального предпринимателя) в соответствии с реше­нием арбитражного суда (или добровольно) при невыполнении в со­ответствии с законом денежных обязательств перед кредиторами и других обязательств перед бюджетами. К конкретным причинам бан­кротства предприятий относятся: их низкая конкурентоспособность, чрезмерные затраты производства и оборота, недостаток оборотных средств, высокие проценты по кредиту, ухудшение экономической конъюнктуры и др.;

- окончание срока, на который предприятие создавалось, или достиже­ние цели, поставленной субъектами предпринимательской деятельно­сти при организации предприятия;

- принятие решения о запрете деятельности предприятия из-за невы­полнения условий, установленных законодательством, если в преду­смотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

- ' признание решением суда недействительными учредительных доку-

ментов и разрешения на создание предприятия;

- систематические и грубые нарушения действующего законодательства.

Выводы

1. Для организации собственного бизнеса нужен начальный капитал, размеры которого неодинаковы в разных сферах и отраслях народного хозяйства, организационно-правовых формах предприятий (общества с ог-


раниченной ответственностью, открытого акционерного общества и т. п.). Основные источники формирования начального капитала — сбережения домохозяйств и внешние источники финансирования (получение займов, выпуск акций, средства частных лиц и др.).

2. Действующее законодательство определяет различные способы ор­ганизации собственного бизнеса (решение собственника имущества, тру­дового коллектива, принудительное деление предприятий, выделение из состава действующих предприятий отдельных подразделений и др.).

3. Для получения лицензии необходимо подать в лицензирующий орган заявление, копии учредительных документов, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий. Лицензию выдают в те­чение не более 45 дней со дня получения заявления и сроком, как минимум, на 5 лет. Отказ в предоставлении лицензии может быть обжалован в суде.

4. Основные учредительные документы — устав и учредительный до­говор. Устав предприятия — зарегистрированный и утвержденный в со­ответствии с действующим законодательством документ, в котором записан комплекс положений и правил деятельности юридического лица,. опреде­ляющих организационно-правовую форму предприятия, виды его деятель­ности, права и обязательства, а также взаимоотношения с другими лица­ми (физическими и юридическими) и государственными органами.

5. Учредительный договор — договор о добровольном объединении двух или нескольких лиц, их имущества, в котором каждый из участников берет на себя определенные обязательства по отношению к другим участникам с целью получения прибыли. Важнейшие разделы этого документа: о предмете и цели деятельности предприятия, его юридическом статусе, уставном фон­де, вкладах участников в этот фонд и их правах и обязанностях, порядке накопления и распределения прибыли, налогах на прибыль и др.

6. Уставный фонд — совокупность материальных и нематериальных ценностей (в том числе все виды имущественных прав) и интеллектуаль­ной собственности, которые являются постоянным вкладом его учреди­телей-участников в созданное ими хозяйственное общество с целью обеспечения деятельности предприятия и получения на этой основе при­были. Величина уставного фонда и порядок его создания неодинаковы в разных хозяйственных обществах.

7. Для государственной регистрации большинства субъектов предпри­нимательской деятельности необходимы: заявление, подписанное заяви­телем; решение собственника (собственников) имущества или уполномо­ченных им (ими) органов в виде протокола, договора или иного доку­мента в соответствии с законодательством РФ; учредительные докумен­ты; документ об уплате государственной пошлины; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического ста­туса иностранного лица-учредителя.


8. Прекращение деятельности предприятия происходит путем его ликвида­ции или реорганизации (перестройки организационной структуры и управле­ния предприятием), формами которой являются: слияние, присоединение, разделение, вьщеление и преобразование предприятия. Одна из основных причин ликвидации предприятия — его банкротство, то есть невозможность платить по своим обязательствам, а также возвратить имеющиеся долги.

Вопросы для повторения

1. В чем состоит сущность начального капитала?

2. Каковы основные источники формирования начального капитала?

3. Кто может и кто не может быть субъектом предпринимательской деятельности в России?

4. Какие виды предпринимательской деятельности осуществляются только государственными предприятиями и организациями?

5. Каков механизм получения лицензии на предпринимательскую дея­тельность?

6. Какие этапы нужно пройти при создании собственного дела?

7. Какие формы создания собственного дела применяются предпри­нимателями?

8. Чем отличается структура устава от учредительного договора?

9. Каковы основные источники формирования имущества предприятия?

 

10. В чем состоит назначение уставного фонда?

11. Каковы основные причины ликвидации предприятия?


РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

Date: 2015-12-13; view: 657; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию