Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западная цивилизация





Возникает на берегах Средиземного моря и наивысшего развития достигает в Древней Греции и Древнем Риме, обществах, которые принято именовать античным миром в период с IX-VIII вв. до н.э. до IV-V вв. н.э.
Античная цивилизация, так же как и восточная цивилизация, является первичной цивилизацией. Она выросла непосредственно из первобытности и не могла воспользоваться плодами предшествующей цивилизации.

Господствующее положение занимает религиозно-мифологическое мировоззрение.. Античное мировоззрение космологично. В античной культуре на основе мировоззренческих моделей формируется один из важных элементов западной культуры ― рациональность.

 

В отличие от восточных обществ античное развивалось весьма динамично, так как с самого начала в нем разгорается борьба между закабаляемым в долевое рабство крестьянством и аристократией. У других народов она заканчивалась победой знати, а у древних греков демос (народ) не только отстоял свободу, но и добился политического равенства. Причины этого кроются в бурном развитии ремесла и торговли.

В античной цивилизации на первый план вышли частнособственнические отношения, проявилось господство частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок.

Появился первый в истории образец народовластия ― демократия как олицетворение свободы.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод.

Одной из особенностей цивилизации классической Греции явился стремительный подъем материальной и духовной культуры. В области развития материальной культуры отмечалось появление новой техники и материальных ценностей, развивалось ремесло, сооружались морские гавани и возникали новые города, шло строительство морского транспорта и всевозможных памятников культуры и т.п.

Порождением высочайшей культуры древности является цивилизация эллинизма, начало которой положило завоевание Александром Македонским в 334-328 гг. до н.э. Персидской державы.

К характерным особенностям цивилизации эллинизма можно отнести: специфическую форму социально-политической организации ― эллинистическая монархия с элементами восточной деспотии и полисного устройства; рост производства продуктов и торговля ими, развитие торговых путей, расширение денежного обращения, в том числе появление золотых монет; устойчивое сочетание местных традиций с культурой, принесенной завоевателями и переселенцами ― греками и другими народами.

Древний Рим.

 

В конце VI в. до н.э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий. Первые века республики ― время упорной борьбы плебеев за их уравнение в политических правах с патрициями, за равные права на общественную землю. В результате постепенно территория римского государства расширяется.

Первые века Римской империи были временем сильнейшего имущественного неравенства, распространения крупного рабовладения. С I в. до н.э. наблюдается и противоположный процесс ― отпуск рабов на волю.

Сенат, органы городского самоуправления превращались в фикцию. Военное ослабление Рима стало одной из причин его падения.

Быстрому падению Западной Римской империи способствовало нашествие варваров.

 

Вопрос 10. Религиозно-духовное основание восточных и западных культур: сопоставительный анализ.

 

Восточная и западная культуры всегда представлялись полярными друг другу. Это деление учитывает не только территориальное и географическое положение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур.

В отношении к миру:

а) Запад исходит из Бытия; главное внимание ― поиску его субстанции, основы. Возможны представления о несовершенстве мира, творчество―удел Бога и человека, может быть нацелено на разумное переустройство мира;

б) восточная культура исходит из не-бытия. Главное внимание ― структуре мира, роли его частей. Творчество ― исключительно удел неба и богов. Господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, чужда мысль о его переустройстве.

 

В отношении к природе:

а) Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраивание» к человеку;

б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.

 

В трактовке бытийного призвания человека:

а) гуманистический подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами

б) духовная ориентация ― на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом. (Принцип «недеяния»)

 

В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса:

 

а) в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо иную, трансцендентную волю. Изначальное и безусловное совершенство человеческой природы оборачивается здесь идеологией гуманизма, провозглашающей правомерность подчинения всего сущего интересам человека. Соответственно проблема смысла человеческого бытия решатся в рамках «человека и человечества»: максимально полно удовлетворить свои потребности и интересы при жизни и, как «программа максимум», ― остаться в памяти грядущих поколений. Историческое развитие ― рывками, ориентация на новизну.

б) принцип теоцентризма, предполагающий в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека ― научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную.

Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость.

 

В отношении к государству, власти, закону:

а) закон выше власти, она требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее умений, способностей;

б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и душой и телом. Положение человека, прежде всего, обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии.

Во временной ориентации человеческого поведения:

а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества), имеющая иудео-христианские корни;

б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает будущее), на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.

 

В ценностных ориентациях личности и общества:

а) потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и человечества);

б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого ― служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле.

 

В отношении к религиозной вере:

а) мировоззрение первого типа объективно находится в противоречии с глубокой религиозной личной верой. Поэтому, когда его носитель заявляет о себе как о человеке «верующем», это не может порождать сомнений относительно глубины этой «веры»: либо она ограничивается уровнем обрядности и «богословских» суесловий, либо представляет собой нечто вроде современного протестантизма, т.е. полностью лишенную мистического начала гуманистическую идеологию, придающую себе «религиозный внешний вид» путем широкого использования конкретной религиозной «классики» (Библии);

б) носителям мировоззрения второго типа, как правило, присуще конкретное личное вероисповедание. В одних случаях вера становится результатом сложившегося мировоззрения (понимая или чувствуя, что «что-то есть», человек начинает это «что-то» искать); в других, наоборот, вера играет роль стимула к формированию определенной системы философских, социологических, эстетических и иных взглядов.

 

Вопрос 11. Глобализация и сохранение культурной национальной идентичности.

Стремительные изменения в мире в конце XX - начале XXI века, связанные в первую очередь с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации резко обострило проблему национальной идентичности. Целый ряд процессов глобализации непосредственно влияют на обострение кризиса идентичности.

Эти процессы - демократизация, экономизация, информатизация, культурная стандартизация, ценностная универсализация и др. - неизбежно наталкиваются на национальную идентичность как на препятствие своему естественному развитию, как на центральное ядро, хранящее наиболее устоявшиеся, накапливавшиеся порой тысячелетия, и потому наиболее прочные представления различных этнонациональных общностей о себе самих.

Отказаться от интеграции - значит отказаться от полноценного развития. Ни одно общество не может быть конкурентоспособным, не став частью мирового экономического пространства. Этот фактор помимо всего прочего определяет приоритетность геоэкономических механизмов обеспечения национального развития по сравнению с геополитическими и геостратегическими, поскольку именно геоэкономика становится основной парадигмой развития мирового. Однако такая интеграция в ряде случаев ведёт к размыванию национальной идентичности, её растворению в процессе экономизации.

При помощи сверхсовременных информационных технологий, сопротивление которым невозможно, глобализация раз и навсегда взламывает казавшиеся ранее незыблемыми, как скала, барьеры между различными культурами, вовлекает их в водоворот всемирной конкуренции. В этом водовороте выживают лишь те культуры, которые оказываются способными к адаптации к стремительно меняющемуся миру, при этом не теряя своей самобытности.

Яркий пример такой адаптации - японская культура.

Процессы, теперь именуемые глобализацией, по существу затронули Японию раньше большинства стран мира: с середины ХХ в. Япония в 1945-1952 гг. была оккупирована, а затем оказалась под мощным экономическим, политическим и культурным влиянием США.. В отличие от многих других культур японская культура вовсе не избегает внешних влияний и заимствований. Однако всему заимствованному отводится свое место, но при этом сохраняется некоторое исконное ядро, куда японцы неохотно впускают чужих. Показательно, что в японском массовом сознании вовсе не приветствуется знание иностранцами японского языка; именно по этой причине до сих пор международная роль японского языка не соответствует международной роли Японии. Постоянно превращая чужое в свое, японская культура не теряет своей идентичности. Поэтому активное освоение тех или иных элементов западного мира от кока-колы до формально демократических процедур вовсе не обязательно означает глубинную вестернизацию Японии.

 

Впрочем, противоположных примеров гораздо больше: это и испанская, и турецкая и мексиканская, и аргентинская, и много других культур, не выдержавших столкновения с натиском культурной унификации. Массовая культура глобализации в этих случаях оказалась сильнее культурного ядра национальной идентичности, которые в условиях глобализации сохранились лишь как культуры фольклорные: испанская коррида, турецкий ислам, мексиканская кухня, аргентинское танго. Во всех этих случаях глобализация перемолола культурные ядра национальных идентичностей, сделав граждан этих стран " гражданами мира "

 

Вопрос 12. Диалог культур (на примере по выбору студента).

 

Диалог культур является формой существования культуры. Как известно, культура внутренне неоднородна ― она распадается на множество несхожих культур, объединенных в основном национальными традициями. Поэтому часто, говоря о культуре, мы уточняем: русская, французская, американская, и т.д. Национальные культуры могут взаимодействовать по различным сценариям. Одна культура может исчезнуть под давлением другой, более сильной культуры. Культура может уступить нарастающему давлению глобализации, которая насаждает усредненную интернациональную культуру, основанную на потребительских ценностях.

 

Для существования и развития любой культуре, как и любому человеку, необходимы общение, диалог, взаимодействие. Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре.

Взаимодействие культур затрагивает самые разные группы людей ― от малочисленных этносов, состоящих из нескольких десятков человек, до миллиардных народов. Поэтому при анализе взаимодействия культур выделяют следующие уровни взаимодействия:

• Этнический;

• Национальный;

• Цивилизационный.

В зависимости от различных внутренних и внешних факторов взаимодействие культур на этническом уровне может принимать различные формы и приводить к четырем возможным вариантам этнокультурных контактов:

• Прибавление ― простое количественное изменение в культуре этноса, который, сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений;

• Усложнение ― качественное изменение культуры этноса под влиянием более зрелой культуры, что инициирует дальнейшее развитие первой культуры. Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре;

• Убавление ― потеря собственных навыков в результате контакта с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры;

• Обеднение (эрозия) ― деструкция культуры под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. Например, культура айнов практически полностью поглощена японской культурой, а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях.

 

В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (транскультурация, геноцид, сегрегация).

 

Процессы ассимиляции, когда члены этнокультурного образования утрачивают свою первоначальную культуру и усваивают новую, активно протекают в экономически развитых странах. Ассимиляция осуществляется путем завоевания, смешанных браков, целенаправленной политики растворения малого народа и культуры в среде другого более крупного этноса. При этом возможны:

• Односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства иод давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой;

• Культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя довольно устойчивые комбинации;

• Полная ассимиляция ― весьма редкое явление.

 

Еще в 1980-е гг. были выделены следующие варианты межцивилизационных культурных контактов:

Европейский ― открытость культур, быстрое усвоение и «переваривание» инокультурных достижений, обогащение собственной цивилизации за счет инноваций;

Яванский ― легкое восприятие инокультурных влияний с быстрым забвением прошлого. Так, на Яве исторически сменяли друг друга полинезийская, индийская, китайская, мусульманская и европейская традиции;

Японский ― переход от культурной замкнутости к открытости и усвоение чужого опыта без отказа от собственных традиций. Японская культура когда-то обогатилась за счет усвоения китайского и индийского опыта, а в конце XIX в. она обратилась к опыту Запала.

 

Вопрос 13. Христианство как религиозная основа культуры западного типа.

Христианство зародилось в 1 в. н.э. и, в начале, формировалось в лоне иудаизма, как секта. Отличие христианства от языческих религий: в христианстве существует единый бог, в отличие от политеизма, в христианстве бог - творец и властелин мира.

Христианство – наиболее распространенная и одна из самых развитых религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Собственно, это как раз та единственная религия, которая характерна именно для западного мира в противовес восточному с его множеством различных религиозных систем.

Христианство положило начало совершенно новой культуре, которая признавала в человеке личность. Человек был создан богом по образу и подобию божьему, то есть, как и бог отличался свободой и творческой способностью. Вся история христианства - это история воссоединения человека с богом, высшая религиозная цель есть спасение, человек не может избегнуть телесной смерти, однако душа человека бессмертна. Путь к спасению требует от человека духовного подвига.

В учении Иисуса Христа огромное место занимает морально-этическая проблематика, то есть христианство - это не столько религия о мироздании, сколько о том, как жить человеку, в чем смысл его человеческого бытия.

Христианство сыграло большую роль в становлении западноевропейской культуры. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество, – церковная архитектура – призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру народов. Церковная музыка и пение были тесно связаны с народной культурой, а все созданное под воздействием христианской церкви, наполненное торжественным благолепием, служило для прославления божественного, для укрепления веры.

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали у народов представление о неизбежности, ниспосланности свыше тех порядков, которые царят на земле.

Словом, на протяжении долгих веков, даже тысячелетий нормы быта и морали, представления и ассоциации, традиции культуры и произведения литературы – все это формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Однако важно учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы было, как о том только что шла речь, различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям, темпам и результатам социальной эволюции стран и народов Европы.

 

Вопрос 14. Специфические черты христианского средневекового мировоззрения.

Средневековая европейская философия - содержательный и продолжительный этап, связанный с христианством (5 - 15 вв.). Специфику философских проблем и выбор способов их разрешения определяли догматы Священного писания. Основными проблемами философии были: сотворён ли мир Богом или существует от века? Постижима ли воля и намерения бога и сотворённый им мир? Каково место человека в мире и какова его роль в истории через спасение души? Как сочетается свобода воли человека и божественная необходимость?

Для философского мировоззрения Средневековья были характерны следующие принципы:

1) Тенденция к сакрализации (сближения с религиозным учением) и морализации (практическая направленность философии на обоснование правил поведения христиан в мире);

2) Библейский традиционализм и ретроспективность, т.е. Библия рассматривалась как самый истинный и значимый труд, отправной источник и мера оценки любых философских теорий.

3) Поскольку библия понималась как полный свод законов бытия и повелений бога, то особое значение имела экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета. Соответственно и философия была «экзегетична». Текст стал началом и концом любой философии.

4) Тенденция к назидательности. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к богу. Форма обучения строилась на диалоге, энциклопедичности педагога и его знании Священного писания и правил аристотелевской логики. Впервые в средневековой философии были проанализированы тончайшие нюансы человеческой души и подняты проблемы морали, онтологии, гносеологии. (Например, «Исповедь» Августина, «История моих бедствий» П.Абеляра).

5) Средневековая философия была по духу оптимистична, лишена скептицизма и агностицизма. Бог не был постижим средствами разума, но его указания могли быть поняты через веру, путём озарения. В результате физический мир, история, ряд моральных требований постигались умом человека, а религиозные проблемы - откровением. Соответственно, выделялось две истины: мирская и божественная, которые находились в средневековой философии в симбиозе. Философия пользовалась как формами интеллекта, так и интуитивного озарения, божественного откровения. Она обосновывала возможность личного спасения, торжества истин христианства во вселенском масштабе.

Крупнейшими христианскими философами средневековья были Аврелий Августин и Фома Аквинский, предельно полно и исчерпывающе для религиозной философии поставившие и решившие вопрос о соотношении разума и веры.

 

 

Вопрос 15. Сравнительная характеристика христианской и мусульманской культурной картины мира.

 

Христианство – вера в Бога третьей части населения земного шара, в основе которой лежит учение о единстве Святой Троицы, Искуплении и Иисусе Христе – Спасителе мира. Христианское богослужение построено на Священном Писании и Священном Предании.

Ислам – религия значительной части населения Земли, в основном, жителей Востока, буквально означающая «покорность Богу». Основатель религии – пророк Мухаммед. Главные принципы содержатся в Коране. Основные догматы этой религии– поклонение Аллаху и пророку Мухаммеду.

 

Краткое сравнение ислама и христианства:

Вера в единого Бога. И христиане, и мусульмане верят в единого Бога. Но в христианстве Бог есть Всесовершенный и Неограниченный, природа Его нетварна. В исламе наделен тварными качествами.

Столпы веры. Христианское верование изложено в Символе Веры. Вера в ислам имеет пять столпов – объявление ее, ежедневная пятиразовая молитва, помощь нуждающимся в виде пожертвования, ежегодный пост и паломничество в Мекку.

Внутренняя природа Бога в христианстве утверждена учением о Святой Троице. Три ипостаси Бога неразделимы. В исламе внутренняя, духовная, природа Аллаха остается нераскрытой.

Священники. В христианстве для совершения Таинств, служб и треб есть священники. В исламе их нет. Молитва (намаз) может быть совершена индивидуально любым верующим или коллективно под руководством того, кто больше всех знает Коран.

Пост. Христиане имеют четыре длительных поста на протяжении года, а также постятся каждую среду и пятницу. Мусульмане в месяц Рамадан от рассвета до заката воздерживаются от пищи и от выполнения супружеских обязанностей.

Благотворительность. И христиане, и мусульмане жертвуют в пользу бедных. Но если в христианстве это занятие добровольное, то в исламе такая деятельность вознесена в ранг столпа веры. Жертвенностью во имя бедных освящается имущество мусульманина и его сердце.

Молитвенный дом христианина называется храмом, мусульманина – мечетью.

Священные книги. Христиане основывают свое учение на Священном Писании и Священном Предании. Учение ислама основывается на Коране и священном предании Сунна (описание жизни пророка Мухаммеда).

 

Родоначальник ислама пророк Мухаммед пришел к убеждению, что все в мире суета, кроме единого Бога. От Бога пророк получил возможность дать людям Коран (Чтение). Аллах оказался богом более единым, чем у христиан (нет Троицы). У Аллаха исходно не было человеческих черт. И человек, согласно исламу, не сотворен по образу и подобию Бога. Человек зависим от Бога во всем и не может влиять на него: ни рассердить, ни обидеть. Бог мусульман всемогущ, добр, милосерден, и только поэтому, выполняя его заповеди, человек может заслужить сносную жизнь на земле и счастливое бессмертие на небесах.

Исламский Бог - абсолютная ценность, которая выше всего, в том числе и всякой нравственности. Хорошо то, что предписано Богом; плохо то, что им запрещено. Воля Аллаха - это и есть единственное добро. Человек должен стремиться выполнить эту волю, стремиться к Богу, к добру и избегать зла. Главное - вера в то, что Аллах - единственный Бог, а Мухаммед - его пророк и посланник. Обязательны омовения, молитвы, посты. Запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Нужно совершать хаджи - хождения в святые места. Существуют налог на имущество и доходы в пользу религиозной общины, и добровольные пожертвования. А когда очень надо, то есть и Джихад - полная отдача сил, средств, времени, возможностей для торжества Ислама. Поведение в обыденной жизни регулирует Шариат - комплекс религиозно-юридических норм, принципов и правил, соблюдение которых означает праведную жизнь, угодную Аллаху.

 

Христианский Бог - единый, всемогущий - дает надежду на спасение любому человеку. Христианский Бог - не просто творец и владыка всего, отстоящий от людей, но Бог, ставший Богочеловеком, пострадавший за грешных людей, и своей болью, своей смертью спасающий каждого. Всем страждущим он дает надежду и утешение. Каждая душа соотносится с Богом через веру, посредством молитвы. Христианством утверждаются всеобщие нормы нравственности, которые надо соблюдать. И если в Моисеевых ветхозаветных заповедях нормы эти в основном запретительного характера (не убивай, не прелюбодействуй, не кради и т. д.), то в Новом Завете они дополняются. Человеку предписывается, не творя зла и не противясь злу силой, - любить даже врагов, прощать, не судить других людей, творить милостыню, быть милосердным, и вообще стремиться быть совершенным, как совершенен Отец Небесный.

В христианском мировоззрении держится убеждение, что Бог будет судить о человеке по делам его. Зло будет наказано, за него воздастся. Но и добро будет оценено. Даже если были отступления от идеала христианского поведения, всегда возможно искупление, можно заслужить прощение, если не на земле, то на Небе.

 

Вопрос 16. «Православие-самодержавие-народность» как основа отечественного миропонимания.

 

Тео́рия официа́льной наро́дности ― принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I. Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года):

 

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить ― имеем мы три главных: 1) Православная Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность.

 

Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».

 

Согласно теории Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». В этой теории преломлялись просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность христианству. Из этих доводов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

 

Вопрос 17. Создание славянской азбуки. Св. Кирилл и Мефодий.

 

В конце 862 года князь Великой Моравии (государство западных славян) Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать в Моравию проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу).

 

863 год считается годом рождения славянской азбуки. Создателями славянской азбуки были братья Кирилл и Мефодий.

 

Император Михаил направил в Моравию греков – учёного Константина Философа (имя Кирилл Константин получил при принятии монашества в 869 году, и с эти именем вошёл в историю) и его старшего брата Мефодия.

Выбор не был случайным. Братья Константин и Мефодий родились в Солуни (по-гречески Салоники) в семье военачальника, получили хорошее образование. Кирилл обучался в Константинополе при дворе византийского императора Михаила III, хорошо знал греческий, славянский, латинский, еврейский, арабский языки, преподавал философию, за что и получил прозвание Философ. Мефодий был на военной службе, затем несколько лет управлял одной из областей, населённых славянами; впоследствии удалился в монастырь.

 

В 860 году братья уже совершили поездку к хазарам с миссионерской и дипломатической целями.

Чтобы иметь возможность проповедовать христианство на славянском языке, необходимо было сделать перевод Священного писания на славянский язык; однако азбуки, способной передать славянскую речь, в тот момент не существовало.

За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык, так как в Солуни жило очень много славян (город считался полугреческим, полуславянским). В 863 году славянская азбука была создана (славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица; до сих пор у учёных нет единого мнения, какой из этих двух вариантов был создан Кириллом). С помощью Мефодия был сделан перевод ряда богослужебных книг с греческого на славянский язык. Славяне получили возможность читать и писать на своем языке. У славян появился не только свой, славянский, алфавит, но и родился первый славянский литературный язык, многие слова которого до сих пор живут в болгарском, русском, украинском и других славянских языках.

 

После смерти братьев их деятельность была продолжена их учениками, изгнанными из Моравии в 886 году, в южнославянских странах. (На Западе славянская азбука и славянская грамота не устояли; западные славяне – поляки, чехи... – до сих пор пользуются латиницей). Славянская грамота прочно утвердилась в Болгарии, откуда распространялась в страны южных и восточных славян (IX век). На Русь письменность пришла в X веке (988 год– крещение Руси).

Создание славянской азбуки имело и имеет до сих пор огромное значение для развития славянской письменности, славянских народов, славянской культуры.

 

Болгарская церковь установила день памяти Кирилла и Мефодия – 11 мая по старому стилю (24 мая по новому стилю). В Болгарии также учрежден орден Кирилла и Мефодия.

24 мая во многих славянских странах, в том числе и в России, является праздником славянской письменности и культуры.

 

Вопрос 18. Русский язык ― наследник церковнославянского языка.

 

Церковнославянский язы к - богослужебный язык Русской Православной Церкви.

 

История русского литературного языка насчитывает тысячу лет. В основу его лег восточнославянский язык древнерусской народности, который уже к IX–X вв. достиг высокого уровня развития и был языком не только бытового общения, но и устного народного творчества. В X в. на Русь вместе с православной верой приходит церковнославянский язык. На церковнославянском языке были написаны переводы книг Священного Писания, богослужебной и богословской литературы, выполненные святыми Кириллом и Мефодием и их учениками. Поскольку переводы эти делались с греческого, то церковнославянский язык воспринимает его лексику, словообразовательные формы, фразеологию, синтаксис.

 

Церковнославянский язык, взаимодействуя с древнерусским, лег в основу современного русского языка. В XVIII в., когда после петровских преобразований Россия вступила в новый период своего исторического бытия, особенно остро встал вопрос о выработке нормированного русского литературного языка. Его пытались решить М.В.Ломоносов, а вслед за ним ― архаисты и новаторы. Но решить эту проблему оказалось под силу лишь нашему национальному гению ― А.С.Пушкину, который по праву считается создателем современного русского литературного языка. Он нашел гармоничное сочетание между церковнославянским и русским.

 

Сближение церковнославянского языка и «народного наречия» происходило в творчестве самого Пушкина. В его стихах зачастую соседствуют церковнославянизмы и просторечия.

Благодаря Пушкину не только в старину, но и в новое время церковнославянский продолжал оставаться источником обогащения нашего литературного языка. Каким был бы русский язык без влияния церковнославянского, мы можем отчасти увидеть на примере украинского и белорусского языков. Современные литературные языки этих восточнославянских народов формируются (если не считать неизбежных иностранных лексических заимствований) только на основе собственных диалектных ресурсов. Представим себе, что и русский язык в своем развитии пошел бы по этому пути. Тогда мы не говорили бы: «Здравствуйте», а приветствовали друг друга: «Здоров будь» (приблизительно так), не было бы и оборота «Да здравствует!», и вообще составление торжественных обращений и речей стало бы делом чрезвычайно трудным. Благодаря церковнославянскому языку многие слова русского языка имеют «высокие» лексические соответствия, употребление которых сразу придает речи возвышенность и поэтичность, особый архаический оттенок (берег/брег, волосы/власы, город/град и т.п.).

 

Если бы не церковнославянский язык, мы не досчитались бы не только огромного пласта лексики, которую принято со времен М.В.Ломоносова относить к «высокому стилю», но и многих синтаксических оборотов, многих словообразовательных средств. Через церковнославянский язык в русский литературный пришли такие общеупотребительные слова южнославянского происхождения, как гражданин, торжество, праздник, глава и множество других.

Кроме того, церковнославянский язык помог русскому языку воспринять богатства греческого литературного языка, языка с великой литературной традицией. По словообразовательным моделям греческого языка образованы сотни слов, которыми мы пользуемся ежедневно: живопись (калька с греч. зография), благодарность (калька с греч. евхаристиа), благородный (калька с греч. евгениос) и множество других.

 

Вопрос 19. Сакральные тексты и варианты их переводов.

 

Сакральный текст имеет отличие от молитвы, так как он не принадлежит ни к одному типу, на которые разделяются молитвыпросительные, величальные, защитные и так далее.

 

Сакральный текст может нести в себе утверждение или предложение сделать что-то. Сакральные тексты бывают различными для различных целей. Например, для того, чтобы сформировать намерение изменить что-то в своей жизни, человек может составить для себя сакральный текст. Например, такой: «С понедельника не пью». Это есть самый настоящий сакральный текст. В случае, когда Ангел предлагает тебе текст для того, чтобы в твоем воображении, вернее, в твоем видении сформировался его образ, наиболее полно отвечающий именно сегодняшнему состоянию его тонкого тела, дается текст, вибрации которого являются «затравочной точкой» в ментальной материи, излучая вибрации, которые и формируют образ. Если бы за такую работу взялся другой художник, текст был бы другой. Этот текст может служить точкой отсчета только для твоего видения. Количество слов не имеет значения, может быть текст и из одного слова!

Текст молитвы есть сакральный текст, но то, что ты упомянул, не есть молитва. Все эти тексты есть сакральные - и молитвы канонические, и молитвы «своими словами», и веления и заговоры есть тоже сакральные тексты.

Что такое вообще сакральный текст? Такой текст возбуждает вибрации не только в слуховом органе, то есть, он несет не только смысловое наполнение, например, «завтра будет ветер западный, температура воздуха 25 градусов». Сакральный текст имеет несколько уровней информации и энергетики. Бывает так, что вы, читая «между строк», то есть, проникая в сакральный смысл написанного или произнесенного, понимаете, что слова несут одну информацию, а энергетика несет совсем другой смысл. Сакральным текстом может стать самое простое предложение, если в него вкладывается намерение, либо он несет эмоциональную окраску. Если для тебя жизненно необходимо, чтобы завтра не было дождя, то и прогноз погоды станет для тебя сакральным текстом. Вы поняли? Текст делает сакральным не столько слова, их которых он состоит, а та энергетика, те душевные силы, которые были задействованы при произнесении или написании текста. И самая каноническая молитва может быть профанирована чтецом, а самое простое слово может возбудить все силы вселенной!

Произнося сакральные тексты, вы можете привести в действие великие силы вселенной, если вложите в них всю силу вашей души, вашего сердца! Почему у одних людей получается «достучаться до небес», а у других не получается? Дается вам по вере вашей! «Если имеете веру с горчичное зерно», горы сможете свернуть, а если не вкладывать в свои молитвы душевных сил, то только мелкое сотрясение произведете, легкую рябь в океане ментальной материи.

 

Вопрос 20. Сущность понятия «культура».

 

Культура – фундамент человеческой жизни. Она возникла и развивается вместе с человеком, воплощая в нем то, что качественно отличает его от всех других живых существ и природы в целом. Однако интерес к ее изучению и осмыслению проявился относительно недавно.


Можно сказать, что понятие культуры имеет три основных значения:

1) Возделывание, творчество, производство;

2) Образование, воспитание и развитие;

3) Поклонение и почитание; имеется в виду религиозный культ.

 

Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру.

Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

 

Вопрос 21. Роль культурологии в системе искусства и гуманитарных наук.

 

Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы. О двойственности мира догадывались древние, заметившие, что человек не сводим к мускулам, скелету и кровообращению. Так возникла идея дуализма души и тела в человеке.

 

Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в XX веке. Причины этому следует искать в новой культурной ситуации.

 

В начале XX столетия происходит смена культурных эпох: стиля культуры, ее идеалов. (Н.Коротков) XX век принес с собой новое искусство, заклейменное ценителями прежнего как декаданс, что в переводе с французского значит упадок.

Одновременно происходит то, что современники окрестили революцией нравов - уход от прежних норм поведения, запрещающих, например, женщине заниматься мужскими (общественными) делами: быть продавцом, учителем... Для ревнителей старины эти новшества оказались совершенно неприемлемыми по нравственным соображениям.

 

Таким образом, кризис старой европейской культуры можно считать главным импульсом, вызвавшим к жизни новое гуманитарное знание - культурологию.

 

Культурология - компонент гуманитарного знания, прежде всего его научной части.

 

Она обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.

 

У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию.

Знание культурологии дает шанс на более эффективную адаптацию к современному обществу, повышает результативность в освоении иных предметов. Культурология наполняет новым содержанием тезаурус (совокупность смысловыражающих единиц языка с описанием семантических отношений между ними)личности, те знания при помощи которых человек способен воспринимать новые знания; тот язык, при помощи которого человек описывает действительность, иначе говоря тот культурный фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру.

 

Существуют разные стратегии преподавания культурологии. Одна из них, наиболее распространенная, пользуется историческим методом: связного, последовательного повествования о развитии мировой художественной культуры. Другая тяготеет к более аналитическим процедурам: к изучению культуры как некого целостного образования в связи с развитием и функционированием общества.

Конечным продуктом этой стратегии является построение теоретической модели культуры, открытой, динамичной, непротиворечивой и всеобщей, достаточной для того, чтобы истолковывать различные культурные ситуации и формы.

 

Вопрос 22. Роль классической немецкой философии в становление культурологической мысли.

 

Наибольшее влияние на дальнейшее развитие культурологи оказала немецкая классическая философия.

 

Так, И.Г. Гердер (1744-1803) рассматривал разум не как прирожденный, а как достигаемый человеком. Культура, по Гердеру, есть результат космогенеза и биогенеза. С появлением языка культурные силы вырываются из природы и начинают действовать самостоятельно. С языком человек переходит к культуре, с ним становится возможным связь поколений, передача опыта, развитие науки, ремесел, искусств. Культура рассматривается Гердером как развитие способностей ума, она способствует росту интеллектуального и технического могущества человека. Смысл культуры Гердер видел в г уманизации человека и общества.

 

И. Кант (1724-1804) рассматривал культуру как прогресс морального сознания. Кант различил два мира: мир природы и мир свободы. Только мир свободы есть подлинно человеческий мир, т.е. мир культуры. В мире природы лежит источник жестокости и зла. Но зло может быть побеждено культурой, моралью. Мораль предписывает человеку нормы поведения, требует от него выполнения нравственного долга. Кант формулирует моральный закон (категорический императив). Суть закона сводится к тому, что всякая личность – самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы это были задачи всеобщего блага. Человек для Канта – это высшая культурная ценность, и любые попытки принижения человека антикультурны.

 

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) рассматривал культуру как прогресс философского сознания. Гегель проанализировал весь путь развития духовной культуры человечества. Такого до него не делал ни один мыслитель. Духовная культура представлена Гегелем как выявление творческой силы «мирового разума», «мирового духа». Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, «мировой разум» одновременно познает себя как творца. Гегель выделяет иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг друга ступеней развития «мирового духа». Свою эпоху Гегель считал временем перехода к новому буржуазному обществу с его правовыми и нравственными принципами. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания «мирового духа». Согласно схеме Гегеля, «дух» просыпается в человеке к самопознанию сначала в виде слова, речи, языка и заканчивает в виде науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем.

В целом немецкая классическая философия отождествляла культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества, признавала множество типов и форм культуры, располагавшихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

 

Следует отметить, что классическая модель культуры в философском отношении идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным образованием, предметные формы человеческой деятельности замещаются духовной предметностью.

 

В марксистской философии (К. Маркс (1818-1883 ), Ф. Энгельс (1820-1895)) классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию (истолкование): культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего материальных) для всестороннего развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура возникла благодаря способностям человека к труду, который превращает человеческую жизнедеятельность в общественную, культурную (работа Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Марксистская концепция основана на том, что культура может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом, что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.

 

Марксистская теория культуры исходит из органического единства материальной и духовной культуры. При этом материальным основаниям культуры принадлежит решающая роль в развитии культуры. Именно историческая преемственность в развитии материальной культуры составляет основу преемственности в развитии культуры в целом. Этапы развития общества есть, по марксизму, смена одной общественно-экономической формации другой. Каждой формации присущ свой тип культуры.

Марксистская философия считает культуру явлением общечеловеческим и классовым. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу»: писали К. Маркс и Ф.Энгельс (Соч., Т.3, С.46).

 

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 --1900) сравнивает современную культуру с античной и приходит к выводу, что европейцы не достигли даже малой доли того, что достигли греки. Причина этого - в отношении к жизни: если греки принимали жизнь во всей ее естественности, ценили ее гармонию, красоту, силу, здоровье, то европейцы стали все подвергать анализу и разделили жизнь на добро и зло, грехи и добродетели, а там, где есть анализ - заканчивается жизнь. Тем не менее, греки, принимая так жизнь, тем не менее, видели в ней и трагическое, что было представлено в античной трагедии. Исходя из концепции Ницше, любой культуре существует 2 начала: диониссийское и аполоновское.

 

Апполоническое начало: рациональное, мера, золотая середина, иллюзорно-оптимистическое состояние покоя, индивидуальность.

 

Дионисическое начало: иррациональное, безмерное буйство, трагико-героическое, нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность,уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство

 

Все многообразие культурных феноменов Ницше сводит к двум типам, противоположным по природе своего рождения. Подобно тому, как различие физиологических состояний сна и опьянения порождают различные виды грез, через человека-творца проявляются противоположные образы мира, обусловливающие наличие в культуре двух начал: " аполлонического " и " дионисического ". Именно с этой двойственностью связано поступательное движение культуры.

Все искусства Ницше делит на фигуративные (литература и все виды пластического искусства, отражающие наше представление о том, как должно быть) и нефигуративные (музыка, т.к она передает наши ощущения).

Итак, в XIX веке завершается формирование классической модели культуры.

 

Вопрос 23. Предмет и методы культурологии.

 

Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли Уайт " Что такое культурология ").

Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история...)

 

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.

Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Культурология - наука о множестве культур.

Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами.

 

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на даннуую, культуру, сравнивает с другими.

Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде.

 

Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода:

Генетический: направлен на обнаружение генезиса (описание происхождения, возникновения, становления, развития).

Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход).

Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины").

 

Вопрос 24. Функции культуры.

 

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Предназначение культуры, её обязанность или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражена в ее функциях:

1. Креативна я (творческая) функция культуры является фундаментальной. В своем воздействии на природу, в поиске и производстве средств удовлетворения своих потребностей, человек формирует особый мир предметов и ценностей– культуру и в этом процессе он совершает грандиозные творческие усилия, которые не могут совершать животные или насекомые.

2. Познавательная функция тесно связана с творческой функцией. Культура, концентрируя в себе лучшие образцы творчества, выполненные на основе их познания, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

3. Коммуникативная функция - При встрече двух людей, имеющих в голове хотя бы по одной идее и желающих ими обменяться, каждый из них становится обладателем уже двух идей и таким образом происходит их культурный рост.

4. Информативная функция реализуется так: культура представляет собой сложную знаковую систему, поскольку все культурные ценности мы воспринимаем через знаковые системы: язык (устный или письменный) Тексты литературных документов. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра естественные науки. Компьютерные языки в виде информационных программ являются мощнейшим современным способом передачи информации. И чем совершеннее и разнообразнее информация, тем доступнее познание.

5. Оценочная (аксиологическая, ценностная ) функция. Попытки коммуникации воспринимаются людьми осознанно и обязательно избирательно. Поэтому воспринимается нами только то, что действительно является для нас ценным и значимым. Это зависит от культурных потребностей и ценностных ориентаций людей. А нравственное и интеллектуальное содержание поступающей информации выступает критерием соответствующей оценки

6. Интегративная и дезинтегративная функция. культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Нo сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности.

7. Регулирующая функция культуры. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения.

8. Трансляции (передачи) социального опыта. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.

 

Вопрос 25. Язык и мышление. Культура мышления.

 

Язык и мышление неразрывно связаны между собой.

Язык, как важнейшая знаковая система, является необходимым условием возникновения мышления, формой его существования и способом функционирования.

 

В процессе развития человеческого сообщества и его культуры мышление и язык складываются в единый речемыслительный комплекс, выступающий основанием большинства культурных образований и коммуникативной реальности.

 

Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира и формировании той или иной его модели. Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения.

 

Язык может быть устным и письменным, он возникает в человеческом сообществе, выполняя важнейшие функции:

• Выражения мысли или сознания;

• Хранения и передачи информации;

• Средства общения (коммуникативная)

 

Date: 2015-12-13; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию