Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжетно-ролевая игра дошкольников, этапы ее развития и особенности руководства в разных возрастных группах ДОО





12.1. Характеристика и сущность этапов развития сюжетной игры дошкольника (ознакомительные игры, отобразительные игры, сюжетно-отобразительные игры, сюжетно-ролевые игры).

Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии. Т. А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый этап – ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т. д.).

Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними».

Л. С. Выготский отмечал, что основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет игровые действия в созданной им самим игровой обстановке.

Источник сюжетно-ролевых игр дошкольников — окружающий мир предметов, людей, природа, жизнь и деятельность детей и взрослых.

На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3—7 лет, Д. Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.

Первый уровень. Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.

Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.

Второй уровень. Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.

Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т. е. их последовательностью в реальной действительности.

Третий уровень. Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.

Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.

Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные в неигровые отношения.

Четвертый уровень. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.

Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.

Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.

12.2. Усложнение содержания сюжетно-ролевых игр детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр.

Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек»), а сами предметы легко заменяются (кубик - кусок мыла, хлеб, утюг, машинка) или только мысленно представляются («как будто у меня акваланг и я опускаюсь на дно океана»).

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры - действия. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или, что особенно ценно, показывали посредством сюжетно-дидактических игр, иллюстраций в книгах, настольного театра, диафильмов.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии («Все как будто поспали - и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

12.3. Сущность прямых и косвенных методов руководства сюжетно-ролевыми играми, их применение в разных возрастных группах ДОО.

В отечественной педагогике накоплен богатый опыт руководства детскими играми (Р.И.Жуковская, Н.Ф.Комарова, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, П. Г. Саморукова и др.). Сегодня термин «руководство игрой» заменен в дошкольной педагогике понятием «развитие» игры дошкольников. Понимая, что игра – творческая и самостоятельная деятельность детей, педагоги четко осознают необходимость развития игровых умений детей при участии взрослых. Только в этом случае игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей этого возрастного периода. Вместе с тем влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции.

Предложенные авторами приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь в распределении ролей, подборе игрушек, атрибутов, обучение ролевому поведению.

Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр без непосредственного вмешательства в игру очень разнообразны: обогащение знаний детей об общественной жизни на занятиях, во время наблюдения на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картинок, иллюстраций; формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности, ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношения людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей; использование игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре.

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно использовать больше косвенных приемов. Чем младше дети, тем чаще педагог уделяет внимания организации игры.

12.4. Уровни реализации игры: уровень элементарного игрового поведения и уровень ролевого поведения.

В тех случаях, когда взрослый берет на себя полностью организацию игр, у некоторых детей наблюдается такая игровая деятельность, которую можно назвать совместной или неполной совместной. Реализация сюжета игры носит неустойчивый характер, зависит от случайных ассоциаций. Такая картина состояния сюжетной игры соответствует первому уровню развития игры, по классификации Д.Б. Эльконина (1978) и характеризует уровень элементарного игрового поведения. Следует отметить, что первый уровень развития игры у нормально развивающихся детей отмечается в возрасте 3-х лет.

12.5. Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Е. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С. Новоселова о методах организации сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Д.В. Менджерицкая считала, что творчество в сюжетно-ролевых играх – это способность, которая развивается в игре: необходимо так руководить игрой, чтобы развивалось детское творчество. Для этого целесообразно использовать приемы, направленные на обогащение детских впечатлений; в ходе игр применять внесение атрибутов, введение второстепенных ролей, напоминание и др.

Группа ученых-педагогов (С.Л. Новоселова, Н.Ф. Комарова, Е. Зворыгина) предложила для младших дошкольников комплексный метод руководства игрой, который включает следующие компоненты:

- обогащение впечатлений об окружающем мире;

- обучающие дидактические игры;

- своевременное изменение игровой среды;

- проблемное (активизирующее) общение в процессе игры.

Н.Ф. Тарловская, автор раздела в программе «Радуга», посвященного игре, предлагает на третьем году жизни усложнять тактику педагога, постепенно научая детей ставить игровые цели самостоятельно. По мнению автора, целеполагание является стержнем игры. Для этого вначале используются игры, облегчающие адаптацию детей: «Приходите ко мне в гости, я вас буду угощать», «Шли-шли и что-то нашли». Затем организуются игры типа «Накорми меня», «Я тебя накормлю», «Накорми зайку». Следующая серия игр обучает детей умению принимать роль: «Лиса с лисятами», «Кошка с котятами», игра в «Самолеты» и др.

Во 2-й младшей группе основной прием, по мнению Н.Ф. Тарловской, - прием параллельной игры, когда педагог берет на себя по согласованию с играющим ребенком ту же роль, что и ребенок, и в этой роли непринужденно руководит игрой, подсказывает, предлагает новые повороты сюжета. Предлагается учить детей ролевым диалогам, педагог дает образцы таких диалогов с минимумом игровых действий.

Внесение ролевой атрибутики также является действенным приемом. В старших группах Н.Ф. Тарловская предлагает использовать создание тематических альбомов, где будут собраны иллюстрации, отражающие работу медиков (для игры в «Больницу»), продавцов (для игры в «Магазин») и т.д. Можно использовать рассказ о том, как педагог играла в эту игру в детстве, исполнение педагогом роли диспетчера, волшебницы.

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова в основу своей технологии положили взаимодействие педагога с детьми в игре через основные и дополнительные роли. Алгоритм взаимодействия учитывает возраст детей. Авторы рекомендуют строить технологию по этапам:

- этап подготовки к игре;

- этап усвоения ролевого поведения;

- этап взаимодействия всех участников игры.

Педагог может руководить игрой со стороны или играть вместе с детьми. В старших группах авторы предлагают использовать прием сюжетосложения, т.е. подвести детей в игре к складыванию различных сюжетов:

1. расшатывание воспитателем знакомых сюжетов;

2. сложение сюжетов (реального и сказочного);

3. игра-фантазирование (придумывание старых сказок на новый лад и игра по этим сюжетам).

В качестве основных педагогических условий в руководстве игрой выделяются:

- стимулирование самостоятельной игровой деятельности детей;

- применение тактики избирательного взаимодействия педагога с детьми в игре, т.е. адекватное игровое поведение педагога;

- учет возможностей ребенка и педагога в игре.

Педагог может принимать ребенка в игру.помогать выбрать роль, способы игры, развернуть игровое взаимодействие. вовлекать ребенка в процесс обмена мнениями, интересоваться желаниями ребенка, может выйти из игры сам или как участник игры, или с другими участниками, чтобы начать новую игру в другой обстановке. Педагог помогает создавать игровую обстановку, стимулирует поиск сюжетов, действий (разговор по телефону, радуется действиям детей, выдумке, отвечает на вопросы, откликается на просьбы, поощряет игру.использует сюрпризные моменты).

Психолог Е. Кравцова утверждает, что для развития творчества и воображения нужно использовать участие в игре детей по созданию ситуаций, мешающих развитию сюжета, предлагать каждый раз по-новому играть в одну и ту же игру. Это заставляет детей искать выходы из ситуаций. Например, парикмахер один раз делает прическу модницу, в другой раз стрижет капризного ребенка или пожилого человека и т.д. Соответственно, игровые действия, игровые диалоги будут иные. Можно использовать в игре вместо кукол кубики со схематическим изображением различных эмоций, мимики человека.

Зарубежные авторы предлагают для игры кукол, отображающих всех членов семьи, представителей нескольких поколений (бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочка).

В исследовании Т. Палагиной и в нашем исследовании (В. Терченко, Т. Доронова) в игре младших детей успешно использовались следующие приемы: игры с продолжением (лечат «ребенка» в «больнице», а затем предлагают долечить его дома, давая подробные инструкции); ребенок в позиции взрослого (ребенок подсказывает, учит взрослого играть); игровые тренинги (воображаемая ситуация – «Пойди погуляй, пожалуйста, с моей собачкой»). При этом никаких атрибутов, игрушек не используется. Наша технология предполагает руководство по результатам наблюдений, позволяет идти в игре за ребенком, предоставлять ему самостоятельность.

12.6. Создание игровой среды в ДОО как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Для игры очень важна игровая среда. Необходимо принимать во внимание общие принципы построения развивающей среды, разработанные под руководством В. Петровского (эмоциогенность, учет пола, открытость и др.). Игрушки должны нести информацию, быть эмоционально привлекательными, побуждать ребенка к творчеству, активности, самостоятельности. Необходимы игрушки с учетом возраста. Например, в раннем младшем дошкольном возрасте обязательны дидактические игрушки (башенки, вкладыши); образные; игрушки-каталки, развивающие движения; игрушки-забавы. В старшем дошкольном возрасте нужны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, для театрализованных игр, различные конструкторы, развивающие игры, многофункциональные игрушки-модули (средообразующие предметы). Предметы-заместители подбираются детьми и взрослыми, чтобы использовать в игру (катушки, лоскутки, коробочки, бросовый материал).

Для средней группы для игры используются открытое пространство, вся площадь групповой комнаты, где игрушки хранятся в доступных для детей местах. В старшей группе игрушки хранятся в тематических шкафах, ящиках.

Если позволяют условия дошкольного учреждения, рекомендуется создавать стационарные и временные игровые центры для разных видов игр в отдельных, специально отведенных помещениях (игровых центрах). Учет пола выражается в создании игрового «мира» мальчиков и девочек. Так, Н.Ф. Тарловская (программа «Радуга») предлагает в старших группах для девочек иметь атрибуты для игры в принцесс, замки; для мальчиков – в рыцарей, мушкетеров, пиратов, индейцев. Для воспитания мужественности у мальчиков Л.В. Градусова рекомендует использовать атрибуты к играм героической тематики по мотивам русских народных сказок (голова Чуда-Юда, мечи и т.д.). Дети старших групп могут сами создавать атрибуты к играм.

 

Date: 2015-12-13; view: 3488; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию