Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ЦИВИЛИЗАЦИЯ и КУЛЬТУРА





Культура и цивилизация находятся в центре научных дискуссий современной эпохи. В СМИ говорят об угрозе вой­ны цивилизаций — христианской и исламской, а социологи и антропологи рассуждают о плюрализме и многообразии культур. У каждого народа, пусть и самого малого, есть своя культура и своя самобытность. Но далеко не каждый народ может претендовать на собственную цивилизацию. Она при­суща крупным державам и огромным регионам мира. Мы го­ворим о китайской, западноевропейской и славянской циви­лизациях, подчёркивая их отличие, скажем, от нанайской или этрусской культуры. Для того чтобы лучше ориентиро­ваться в весьма непростых категориях социологии культу­ры, рассмотрим содержание двух фундаментальных поня­тий обществознания — цивилизации и культуры.

§ 8. Цивилизация

Что такое цивилизация. Цивилизация выступает самым крупным культурным комплексом, который часто отожде­ствляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда эти понятия оказываются синонимами. Цивили­зация понимается учёными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Глава 2

Во втором случае цивилизацию связывают с географиче­ским местом, подразумевая локальные, региональные и гло­
бальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (сово­купностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга и пр. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, фило­софии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Термин «цивилизация» может звучать претенциоз­но... но никакой другой термин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерство, система ценностей, мораль и теория познания.

Элвин Тоффлер, американский социолог

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также с мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духов­ный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представ­ление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и открытием новых источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные ус­пехи, а с культурой — духовный мир человека. Второе зна­чение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэто­му цивилизация означает городскую культуру. В этом смы­сле получается, что все примитивные народы, не знавшие го­родов, не являются цивилизованными, хотя понятие «куль­тура» распространяется и на них.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все стра­ны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), экологическое со­стояние территорий и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земле­делия. Она явилась вершиной социального прогресса чело­вечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культур­ном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров при­бавочного продукта дало скачок развитию института торгов­ли — из случайного и нерегулярного обмена между локаль­ными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни об­щества. Именно с возникновением земледелия фигура тор­говца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.

Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможны­ми наёмные армии и возведение дворцов и храмов; создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.

Соотношение понятий «цилилизация» и «культура». Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т. е. нечто равное ей, а как её аспект, часть, сторону. Поэ­тому говорят о культуре как о символическом коде циви­лизации, не важно материализованном (в книгах, памят­никах и т. д.) или нематериализованном (нормы, этикет, знания).


Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вави­лония, средневековая Европа и Россия до Новейшего време­ни принадлежат к одному и тому же историческому типу об­щества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной, непохожей на другие, культу­рой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилизаций: античную, средневе­ковую, христианскую, восточную, древнеегипетскую, евра­зийскую.

Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратифика­цию. А под культурой подразумевают среду общества — нор­мы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т. д. В пони­мание цивилизации следует включить отношение к прогрес­су, науке и технике, трактовку природы человека. Учёные применяют одно и то же понятие к противоположным явле­ниям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизо­ванными.

Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т. п. — несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи, удельный вес — скорее признаки цивилизации. В результа­те не только культура — аспект цивилизации, но и цивили­зация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

Общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечества в усло­виях цивилизации оно жило не более 2% времени.

Цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.

Её понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надёжности, но и о красоте своего жилища. В тёп­лых странах он раньше надел украшение, нежели прикрыл от холода своё тело. Украшение оружия и орудий труда так­же началось издревле.

Таким образом, цивилизация как забота о своём мате­риальном комфорте и культура как проявление высокораз­витого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.

Наскальная живопись — шедевр первобытной культуры

 

Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворённо­сти и нужды. Её развитие привело к резкому повышению чувства и состояния комфорта — материального, социального, психоло­гического. Строительство жилища, а затем посёлков обернулось в конечном счёте возведением многоэтажек и созданием мегапо­лисов. Люди живут в комфортных квартирах; пользуются личным и общественным транспортом; включают холодную и горячую во­ду, не выходя из кухни; набирают нужный номер и снимают трубку телефона для того, чтобы связаться с родным человеком, находя­щимся от них за тысячи километров. И всё это называется блага­ми цивилизации. Но когда мы идём в музей, читаем познаватель­ную книгу или отправляемся в театр, то говорим, что мы приобща­емся к культуре. Стало быть, цивилизация и культура выражают раз­ные стороны одного и того же. Но не только разные стороны. Они выражают или удовлетворяют разные уровни, типы человеческих потребностей.

Цивилизация — средство удовлетворения первичных, базовых, низших, биологических потребностей на всё более высоком уровне комфорта.

Культура — способ удовлетворения вторичных, надстроеч­ных, высших, социальных потребностей в наиболее совершен­ной форме.

Разумеется, между цивилизацией и культурой существу­ет не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. При этом отдельные составля­ющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей испортили не только желудки многих людей, но и повлияли на культур­ные традиции. Американская кухня, повсеместный атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в ми­ре. «Макдонализация», охватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожирением и гиподи­намией страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Американцы, а вслед за ними и европейцы чаще смотрят боевики, чем читают художественную литературу.

Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового развития общества. Она выше в развитых стра­нах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вооб­ще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя само­бытная культура, и сравнивать их между собой практически невозможно. Они неповторимы. Африканские страны счи­таются экономически наименее развитыми, но в культур­ном плане они ничуть не отстают от индустриально продви­нутых США и Западной Европы.

У каждого народа своя, неповторимая, культура


Цивилизация способна прогрессировать, поскольку на смену устаревшим поколениям техники приходят более со­вершенные. Дисковый телефон сменяется клавишным, а на смену ему пришёл мобильный. Прогрессирует строитель­ная техника и средства транспорта, информационные тех­нологии и вооружение. Но обычаи и традиции прогрессиро­вать не могут. На смену одним нормам приходят другие, на смену одним ритуалам и привычкам — другие. Культура изменяется, а цивилизация прогрессирует, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Картины Джот­то и Рафаэля остаются непревзойдёнными шедеврами миро­вой культуры, хотя им уже не одно столетие. Золотые укра­шения древних майя или скифов не могут превзойти совре­менные ювелиры, хотя они используют более совершенные технологии.

В понятии «цивилизация» содержится очень сильный привкус социальности, которого в культуре почти нет. Вов­се не случайно цивилизацию столь же активно, как и куль­турологи, изучают социологи. Дело в том, что цивилизован­ное общество — это ещё и гражданское общество, а оно вы­ступает объектом изучения социологии.

Цивилизованное общество — открытое общество. В идей­но-политическом плане цивилизованное общество определя­ется как плюралистическое (от лат. plural — множествен­ный), в противовес тоталитарному обществу (от лат. total — целый, целостный), которое не допускает идейных разногла­сий. Цивилизованное общество — открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной само­изоляции. В цивилизованном обществе индивид может сво­бодно действовать в рамках юридического законодатель­ства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в за­конодательстве. Само законодательство должно ориентиро­ваться на «естественные права человека» как биологическо­го индивида, защищая его от чрезмерных притязаний обще­ства и государства. Нравственный прогресс человечества, с этой точки зрения, сомнителен и необязателен.

Итак, цивилизация — определённая часть или уровень развития культуры. Большинство исследователей соглас­ны в том, что цивилизация предполагает развитие интел­лекта и нравственности, повышает степень и уровень «оче­ловечивания» народов. Прогресс культуры идёт от варвар­ства к цивилизации.

Основные термины и понятия

Цивилизация, культура

Вопросы и задания

1. Что такое цивилизация? Дайте определение (определения) это­му понятию. Чем вы объясните затруднения, которые испытыва­ют люди, дающие определение понятию «цивилизация»? Назови­те не менее трёх причин.

2. Чем отличаются цивилизация и культура? Что общего в содер­жании этих понятий?

3. Прокомментируйте слова учебника о том, что «между цивили­зацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта».

4. Что означает следующее утверждение: «Цивилизованное обще­ство — открытое общество»? Может ли оно быть другим?

Практикум

1. В различных классификациях цивилизаций есть их деление на восточные и западные. В курсе истории вы знакомились с их раз­витием. Сформулируйте черты этих цивилизаций, заполнив таб­лицу в своих тетрадях.

Сравнительная характеристика восточной (аграрной) и западной (индустриальной) цивилизаций

Вопросы для сравнения Восточная цивилизация Западная цивилизация
Экономический уклад. Отношение к частной собственно­сти    
Роль государства в жизни общества    

Окончание таблицы

Вопросы для сравнения Восточная цивилизация Западная цивилизация
Соотношение инте­ресов личности и об­щества. Соотноше­ние индивидуализ­ма и коллективизма в поведении людей    
Понимание смысла жизни, специфиче­ские ценности    
     
     
     

 

Свободные строчки таблицы позволяют вам добавить от себя во­просы для сравнения.

2. Опираясь на ваши знания истории, приведите примеры ло­кальных, региональных и глобальных цивилизаций. Объясни­те, почему вы отнесли названные вами цивилизации к данным группам.

3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были от­несены следующие: географическая (или природная) среда, систе­ма ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возве­дённая в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на развитие цивилизации, какие выступают следствием, а какие — причиной?

4. Сейчас многие исследователи говорят о формировании единой человеческой цивилизации. Опираясь на ваши знания истории и обществознания (вспомните изучение вопроса о глобализации), выскажите своё мнение о том, существует ли такой процесс или нет. Если вы считаете, что формирование единой цивилизации — реальное явление, то назовите его наиболее существенные при­знаки.

5. Признано, что одной из ведущих мировых цивилизаций являет­ся российская. Какие черты характерны для неё?

§ 9. Сущность культуры

Культура — одно из центральных понятий общество- знания. К нему в ходе изучения курса в 8 классе вы обра­щались не раз. Вопросы культуры были в центре внима­ния обществознания и в основной школе. Культура изуча­ется в ряде других предметов, прежде всего на уроках истории. И тем не менее к этому вопросу предлагаем обра­титься ещё раз, поскольку культура столь сложное, мно­гогранное и важное явление жизни общества, что много­кратное её изучение с различных позиций никогда не бу­дет лишним.

Что такое культура. В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Оно происходит от глагола colo, cul- tum, т. е. обрабатывать, осваивать, заселять.

Перенесённое из сферы сельского хозяйства слово «культура» стало обозначать уход, улучшение, облагора­живание, но теперь уже не земли или почвы, а телесно-ду­шевно-духовных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура — это совокупность проявле­ний жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: и те и другие ставят знак равенства меж­ду двумя предельно широкими категориями — культурой и обществом. Различие между ними не принципиального характера, а скорее формального. Это два разных взгляда на одно и то же.

Если культура состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или пре­ступность никак нельзя включить в состав культуры, по­скольку они не обладают позитивной для общества ценно­стью. Они направлены на уничтожение человека, следова­тельно, не являются гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых чело­веком позитивных ценностей, то это нечто необходимо на­зывать не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации чело­века.

К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Напри­мер, культура — это сумма всех видов деятельности, обыча­ев, верований. Во вторую — те определения, которые связы­вают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комп­лекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третью группу входят определения, в которых подчёркивается значение для культуры правил, организую­щих человеческое поведение. В других случаях учёные по­нимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчёркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о культуре говорят как о сово­купности форм приобретённого поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из по­коления в поколение.

И по сей день классическим считается определение культуры, которое предложил Эдуард Тэйлор (1832— 1917) — выдающийся английский этнограф, один из осно­вателей антропологии. Хотя с тех пор в него добавляли новые штрихи, в общем портрет точно отражает свой ори­гинал:

Культура — совокупность традиций, обычаев, социаль­ных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто жи­вёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.


В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют рав­ные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуа­ции и контекста. Разница между ними состоит вот в чём. В первом случае культура включает социальные проблемы, в частности социальные институты (религию, науку, се­мью, экономику, право). Во втором она ограничивается ис­торией и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологи­ческих, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих приёмах и данных.

В культуре выражены характерные черты определённо­го общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жили­ще, кухня, фольклор, духовные представления, верова­ния, язык и многое другое. В культуру входят также со­циально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиениче­ские привычки.

Три значения культуры в повседневной жизни. В повседнев­ной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.

Приобщение к прекрасному должно начинаться с детства

 

Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закреп­ление. В различных странах существуют министерство культуры с разветвлённым аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре; журналы, общества, клубы, теат­ры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распро­странением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность ду­ховных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, молодёжной культуре, куль­туре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень каче­ственного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в зна­чении «воспитанный»; «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство». Особый смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры.

Многовариантность общественного развития. Учёные подметили парадоксальную закономерность: все человече­ские общества начинали свою историю с одинакового уров­ня — первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет на-

А искусство и не требует одинакового восприятия


зад им был свойствен примерно одинаковый тип социаль­ной структуры, приёмов трудовой деятельности, верова­ний, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует ко­лоссальное разнообразие социальных структур, политиче­ских систем, уровней и типов экономического развития, ду­ховной и художественной культуры.

Следовательно, по историческому пути все общества дви­гались с неодинаковой скоростью: одни — медленно, дру­гие — с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора — географического, экономического или духовно­го — объяснить неравномерность развития человеческих об­ществ науке так и не удалось.

Многовариантность общественного развития — основная черта развития человечества. Она и служит причиной нали­чия многообразия культур.

Культурное многообразие. Разнообразие культур возни­кает там, где одни и те же символы, нормы, правила и цен­ности, т. е. черты культуры приобретают разное, иногда противоположное значение. Культурное разнообразие наро­да, его отличие от других проявляется во всём: в приготов­лении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере обще­ния, жилище, отношении к работе и во многом другом.

Культурное многообразие — многовариантность, неодно­родность национальной культуры в целом либо отличия на­циональных культур в рамках общечеловеческой культуры.

Между культурами и культурными группами существует много схожего, но в то же время наблюдается большое количе­ство различий. Культурные различия нашли своё отражение в разных стилях одежды, росписи, ковки металла, вышива­ния; в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в приветствиях, которыми обмениваются люди.

В западной культуре мы привыкли пожимать другому человеку ру­ку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако представители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в некоторых культурах люди приветствуют друг друга лёгким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук


наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в по­яс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах ограничиваются быстрым взглядом и подъёмом бровей.

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичане начинают письмо словами «до­рогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиа- не-мужчины при входе в церковь, костёл или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет трау­ра — чёрный, а в Китае — белый. У русских принято в гостях не остав­лять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты).

В мире никогда не было двух одинаковых мнений. Двух одинаковых волос или двух зёрен. Самым универ- * сальным качеством является разнообразие.

Мишель де Монтенъ, французский философ

Культура проявляет себя в повседневном поведении. Но та­ком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом; когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Всё это естественное поведение. Правда, японец за едой присе­дает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладыва­ясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южно­американский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне — биологические потребности. По своему содержанию они универ­сальны, едины у всех народов. Однако формы их проявления мно­гообразны.

Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-ин­дийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом при­вился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южноафриканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к определённому образу жизни затруд­няет такой переход. Привычный образ жизни становится традици­ей, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.

Разные культуры — разное жильё

 

Культурное своеобразие проявляется не только в удовле­творении биологических потребностей и естественных при­вычек поведения. Труд и хозяйство — вне биологии. Они часть культуры. Однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже ска­зываются традиции и культурное своеобразие.

Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топору. Даже лопата у разных наро­дов имеет несхожие формы. Этническое своеобразие народов накладывает свой отпечаток на орудия труда и предметы быта. Рус­ские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например переселяясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием ук­раинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал — глину.


Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живу­щие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к дру­гу. Если первые строят каменные одноэтажные дома, то вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из ка­кой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.

Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень — специально охлаждаемое блюдо — становится на Кавказе горячим блюдом хаш.

Итак, культура — это фабрика, на которой биологиче­ские потребности и инстинкты — своеобразные полуфаб­рикаты — перерабатываются в социально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кон­чается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребностью есть, спать и быть здоровым, про­должать свой род. Но они существуют и у животных. Они составляют суть Первой Природы и универсальны для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возникает Вторая Природа — куль­тура. Природа начинается с приспособления, а культу­ра — с преобразования мира. Она удовлетворяет и те по­требности, каких нет ни у одного животного, например в познании мира или эстетическом восприятии действи­тельности.

Ещё одно отличие — социальные нормы. Культура обес­печивает присущие только человеку средства коммуника­ции. Общество возможно только при соблюдении людьми определённых правил поведения и быта. Культура отвечает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать всё, что попадается на её пути, является любовь.

К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, к враждебности, предвзятости, к насилию и войнам, а в меж­личностном общении и в школьной среде — к дракам, накле­иванию оскорбительных ярлыков, превращению «инако- вых» людей в «козлов отпущения» или социальных изгоев.

Многокультурное образование. Многокультурное обра­зование — это способ противостояния культурному расиз­му, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзято­сти, дискриминации, сегрегации, этноцентризму, классиз- му (дискриминации, основанной на экономических разли­чиях), лингвисизму (дискриминации, основанной на язы­ковых и речевых особенностях), сексизму (дискримина­ции, основанной на половых различиях).

Глобальные процессы, происходящие ныне на нашей планете, породили такое явление, как мультикультура- лизм — особую практику и политику бесконфликтного со­существования в одном жизненном пространстве множе­ства разнородных культурных групп. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ёмко охарактеризо­ванный русским философом М. Бахтиным. «Единство культуры, — писал он, — это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает се­бя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)».

Мультикультурализм (культурный плюрализм) пред­полагает, что индивиды и группы могут быть полностью инкорпорированы в общество без утраты своей нацио­нальной или иной идентичности, без ограничения своих прав.

Мультикультурная модель — стратегия в культурной по­литике развитых индустриальных стран, предполагаю­щая уважение к культуре национальных меньшинств; предоставление равных условий для развития домини­рующих и недоминирующих культур, для свободного и беспрепятственного овладения наряду с официальным также родным языком.

При такой стратегии правительство выделяет значитель­ные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодёжи на родном языке.


 

Мультикультурная модель предполагает мирное сосуществование народов

К тому же мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности нацио­нальных меньшинств и малых этносов, исследование ма­лых культур, публикацию книг на их родных языках и диа­лектах. Она поощряет межнациональные контакты и вос­питывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколе­нии: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьём, а не по учебникам они знакомятся с куль­турной географией мира.

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Такой плюрализм подразумевает, что представи­тели одной национальности добровольно овладевают привыч­ками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Основные термины и понятия

Культурное многообразие, мультикультурная модель Вопросы и задания

■■■■■■■■■■■■■^■■■■■■■■■■■■нншншшанамншнншннм

1. Что такое культура в широком и узком смысле слова? Приведи­те примеры подобного использования этого понятия.


2. Почему между культурой и обществом в науке зачастую ставит­ся знак равенства?

3. Приведите примеры трёх разных значений культуры, использу­емых в общественной жизни.

4. Что такое антикультура? По каким критериям можно опреде­лить проявление антикультуры?

5. Что такое мультикультурная модель? В какой степени она со­гласуется с процессом глобализации?

Практикум

1. В параграфе говорится о том, что известно приблизительно 500 определений культуры. Сколько из них дано в изученном па­раграфе? Выпишите их в тетрадь и сгруппируйте по признакам, предложенным вами.

2. Что значит «классическое определение»? Почему, на ваш взгляд, определение культуры, данное Э. Тэйлором, считается классическим?

3. «Культурные различия — объективный факт, хотя их вос­приятие — субъективный процесс». Как вы относитесь к данно­му высказыванию, прокомментируйте его. Проиллюстрируйте вашу позицию конкретными примерами из повседневной жизни.








Date: 2015-12-13; view: 1476; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.014 sec.) - Пожаловаться на публикацию