Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторная работа № 2





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по учебной дисциплине

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

 

для специальности 270837

«Строительство и эксплуатация городских путей сообщения»

 

 

Тула

 

Введение

Выполнение лабораторных работ по дисциплине «Электротехника и электроника» способствует закреплению теоретических знаний и показывает их практическую значимость. В процессе выполнения лабораторных работ учащиеся приобретают опыт проведения экспериментв, практические навыки сборки электрических схем, умение пользоваться электрическими машинами, аппаратами и приборами, применяемыми на практике. Выполняя работы, учащиеся производят измерения и расчёты, анализирут результаты экспериментов, учатся делать правильные выводы.

Для успешного выполнения опытов, предусмотренных лабораторной работой, необходима тщательная предварительная подготовка учащегося. Только изучив по учебникам теоретический материал, осмыслив его сущность и основное содержание работы, а также заранее познакомившись с принципом действия и правилами эксплуатации используемых в лабораторной работе приборов, можно приступить к её выполнению.

Перед выполнением каждой лабораторной работы учащийся обязан усвоить основные правила техники безопасности, а закончив её, составить отчёт по приведенной форме.

 

 

Правила техники безопасности при проведении лабораторной работы

1 При работе на электроустановках пользоваться диэлектрическим ковриком.

2 Не работать с электроустановками влажными руками.

3 Не касаться не защищённых токоведущих частей, находящихся под напряжением, без средств индивидуальной защиты.

4 Наличия напряжения в сети проверять указателем напряжения.

5 При поражении электрическим током, немедленно отключить напряжение и при отсутствии дыхания и пульса у пострадавшего сделать ему искусственное дыхание или провести непрямой массаж сердца до восстановления дыхания и пульса, вызвать скорую помощь.

 

Лабораторная работа № 1

Виды соединений резисторов. Проверка законов Ома и Кирхгофа

Цель работы:

1 Освоить методику моделирования электрических схем.

2 Практически убедиться в физической сущности закона Ома для участка цепи и всей

цепи.

3 Изучить соотношения между токами и напряжениями при последовательном и

параллельном соединении резисторов и определить сопротивление электрической цепи.

4 Проверить опытным путём законы Кирхгофа.

 

Теоретические сведения

Расчёт и анализ любых электрических цепей может быть произведён с помощью основных за­конов электрически цепей: закона Ома, законов Кирхгофа.

Как показывают опыты, ток на участке цепи прямо пропорционален напряжению на этом уча­стке и обратно пропорционален сопротивлению этого же участка. Эта зависимость известна как «закон Ома»:


R

Закон Ома справедлив для линейных цепей.

Закон Ома для всей цепи записывается: сила тока в электрической цепи с ЭДС прямо пропор­циональна этой ЭДС и обратно пропорциональна сумме сопротивлений внешнего и внутреннего уча­стков цепи.

І = Е / (r + R)

 

Согласно первому закону Кирхгофа, алгебраическая сумма токов в узле равна нулю:

    Например, для узла А (рис. 1) 11 +12 + 13 = 0.  

 

Рис. 1. К пояснению первого закона Кирхгофа


 

Согласно второму закону Кирхгофа, в любом замкнутом контуре электрической цепи алгеб­раическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех резистивных элемен­тах контура:

ΣЕ = ΣІ·R

На практике производят расчёт цепей с различными схемами соединения приёмников.

Последовательным соединением приёмников называют такое их соединение, при котором конец

предыдущего проводника соединяется с началом только одного - последующего. При последователь -

ном соединении проводников:

І1 = І 2 =...= І n

 

Напряжение, приложенное к цепи равно сумме напряжений на зажимах отдельных приёмни­ков:

U= Ul+U2+... + Un

Эквивалентное сопротивление цепи при последовательном соединении приёмников равно сумме сопротивлений отдельных приёмников:

R = R1 + R2 +... + Rn

Параллельным соединением приёмников называют такое их соединение, при котором все проводники подключены между одной и той же парой точек (узлами). При параллельном соединении приёмников:

U = Ul=U2=... = Un

I = Il + I2+... + In

1/R = 1/R1 + 1/R2 + … + 1/Rn

Приборы и оборудование для работы:

• программа Electronics Workbench;

• компьютеры, источники электрической энергии

Порядок выполнения работы:

1 Проверить Закон Ома для участка цепи и всей цепи.

2 Исследовать цепь при последовательном соединении резисторов.

3 Исследовать цепь при параллельном соединении резисторов.

4 Проверить законы Кирхгофа.

 

1 Проверка закона Ома для участка цепи и всей цепи

1 Собрать электрическую схему по рисунку 3.

2 Измерить ток и напряжение на внешнем участке цепи.

3 Измерить ЭДС источника, разомкнув цепь питания и подключив вольтметр к зажимам и

­ точника.

4 Определить сопротивления внутреннего и внешнего участков цепи. Записи занести в табл.1.

5 Изменив сопротивление реостата, повторить опыт, данные наблюдений и результаты вычис­

лений записать в таблицу 1.


 

Таблица № 1 Обработка данных опыта 1  
Номер опыта Данные наблюдений Результаты вычислений
U, В 1, А Е, В R, Ом 1, А
           
           

 

 

Рис. 3 - Схема для проверки закона Ома

 

2 Исследование цепи при последовательном соединении резисторов

1 Собрать электрическую схему по рисунку 4.

 

 

Рис. 4. Схема для исследоваия цепи с последовательным соединением резисторов

 

2 С помощью амперметра измерить ток в цепи, с помощью вольтметра - падение напряжений на

отдельных её участках.

 

3 Вычислить необходимые величины, пользуясь таблицей 2 и формулами, приведёнными в

теоретической части работы.

 

4 Изменяя параметры резисторов, проделать опыты два и три и заполнить оставшиеся строки

таблицы № 2.

 

Таблйца № 2

Обработка данных опыта 2

 

№ опыта Данные наблюдений ,анные наблюдений Результаты вычислений
Uобщ, В U1, В U2, В 1, А Rэкв, Ом R1, Ом R2, Ом U, В R, Ом
                   
                   
                   

 

 

3 Исследование цепи при параллельном соединении резисторов

1 Собрать электрическую схему по рисунку 5.

2 Измерить токи и напряжения. Данные записать в таблицу 3.

3 Используя данные наблюдений, произвести необходимые вычисления по таблице 3.


 

Рис. 5. Схема для исследования цепи с параллельным соединением резисторов

 

Таблица № 3

Обработка данных опыта 3

 

№ опыта Данные наблюдений Результаты вычислений    
Uобщ, В 11, А 12, А 1общ, А Rэкв, Ом R1, Ом R2, Ом g1 См g2, См gэкв См  
 
                       
  '                    
                       
                         

 

 

4 Исследование законов Кирхгофа

1 Собрать схему по рисунку 6. Установить значения сопротивлений в пределах от 100 до

300 Ом; значения источников ЭДС в пределах от 5 до 15 В; значения источника тока от

0.1 до 0.5 А.

 

2 Проведите измерения токов в ветвях схемы и падений напряжения на сопротивлениях.

 

3 По результатам эксперимента заполните третий столбец таблицы 4.

 

 

Рис. 6. Схема для исследования законов Кирхгофа

 

 

4 Повторите эксперимент при других значениях сопротивлений резисторов, источников ЭДС

и тока, заполните четвёртый столбец в таблице 4.

 

5 Для схемы, представленной на рис. 6, составьте систему уравнений по законам Кирхго­фа.

 

6 Рассчитайте полученную систему линейных алгебраических уравнений относительно токов

ветвей. Результаты расчётов занести в таблицу 4.

 

7 Сравнить значения токов ветвей, полученных по результатам эксперимента и расчёта.

 

Таблица № 4

Исследование законов Кирхгофа

    Э   к   с   п   е   р   и   м   н   т Наименование величин Результаты первого опыта Результаты второго опыта
Напряжение первого источника, В    
Напряжение второго источника, В    
Ток источника, А    
Сопротивление первого резистора, Ом    
Сопротивление второго резистора, Ом    
Сопротивление третьего резистора, Ом    
Ток первой ветви, А    
Напряжение на первом резисторе, В    
Ток второй ветви, А    
Напряжение на втором резисторе, Ом    
Ток третьей ветви, А    
Напряжение на третьем резисторе, В    
Р а с ч ё т Ток первой ветви, А    
Ток второй ветви, А    
Ток третьей ветви, А    

Промежуточные вычисления

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выводы:

 

 

Контрольные вопросы

1 В чём сходство и различие закона Ома для всей цепи и для участка цепи?

2 Сформулируйте первый закон Кирхгофа.

3 Сформулируйте второй закон Кирхгофа.

4 Какое соединение резисторов называют последовательным?

5 Какое соединение резисторов называют параллельным?

6 Как распределяются токи и напряжения при последовательном соединении резисторов?

7 Как распределяются токи и напряжения при параллельном соединении резисторов?

8 Чему равно полное сопротивление цепи при последовательном й параллельном

соединениях резисторов?

 

Лабораторная работа № 2

Date: 2015-12-12; view: 1144; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию