Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документация тифлопедагога





Тифлопедагог в дошкольном учреждении ведет специальную документацию, к которой относятся:

- индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка;

- перспективный план работы;

- календарный план работы;

- график работы;

- табель посещаемости детьми заня­тий тифлопедагога.

В индивидуальную тифлопедагогическую карту развития вносятся сведения о ребенке, диагноз зрительного заболевания и острота зрения, имеющиеся сопутствующие заболевания. Здесь же фиксируются результаты тифлопедагогического обследования, и динамика развития ребенка.

Перспективный план работы тифлопедагога составляется на срок от одного до трех ме­сяцев и более. В перспективном плане намечаются общие задачи работы тифлопедагога с детьми данной возрастной группы на определенный период, методическая работа с воспитателями, а также работа с родителями.

Календарный план тифлопедагога - это планирование ежедневных коррекционных занятий с детьми. В календарном плане должны быть указаны год, число, день недели, номер группы, из которой тифлопедагог берет детей на подгрупповые занятия. Кроме того, необходимо назвать вид занятия, его тему, указать решаемые на данном занятии задачи, используемый игровой, демонстрационный и раздаточный материал; основные методические приемы коррекционного обучения на данном занятии и его краткое содержание. Индивидуальные коррекционные занятия также отражаются в календарном плане. В плане оставляется одна две страницы для записи наблюдений.

В графике работы тифлопедагог указывает, в какие дни недели и в какие часы проводятся коррекционные занятия с детьми. Для четкой организации своей работы он включает в график сетку коррекционных занятий. В ней указываются конкретные виды коррекционных занятий, а также время проведения с детьми индивидуальных коррекционных занятий.

Табель посещаемости детьми коррекционных занятий тифлопедагога также является необходимым документом, отражающим ее систематичность и целенаправленность. Ведение табеля помогает отслеживать часто болеющих и часто пропускающих занятия детей, свое­временно оказывать им индивидуальную помощь в восполнении пробелов в овладении про­граммным материалом.

Работа тифлопедагога строится с учетом программы «Пралеска» и умелым сочетанием других программ.

 

Программа «Пралеска»

В основу Программы «Пралеска» положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека: она направлена на «охрану детства» (Л.С.Выготский), обогащение, амплификацию развития (А.В.Запорожец), предполагающую максимальную реализацию возможностей ребёнка, которые формируются и проявляются прежде всего в специфических детских видах деятельности (игровая, музыкальная, изобразительная и др.).

Каждый возрастной период характеризуется специфической «социальной ситуацией развития» (Л.С.Выготский), (определённым соотношением условий социальной среды и внутренних условий), конкретными новообразованиями, их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка, подготовку его к переходу на новую возрастную ступень. С опорой на данный подход в «Пралеске» выделены следующие психологические возрасты:

1. раннее детство, состоящее из двух стадий:

· младенческий возраст (от рождения до года) - «Малютки»,

· ранний возраст (от года до трёх лет) - «Малыши»;

2. дошкольное детство, включающее в себя также две стадии:

· младший дошкольный возраст (от трёх до пяти лет) - «Почемучки»,

· старший (от пяти до шести-семи лет) - «Фантазёры».

«Пралеска» включает в себя два основных блока: базис и вариант его реализации, который обозначен в программе постепенно распускающимся цветком.

Базис включает в себя такие общие разделы, как:

· «Познать, чтобы воспитывать»:

представлены основные задачи и направления диагностической работы педагога, а именно: изучение физического и психического здоровья детей, микросреды каждого воспитанника, особенностей взаимоотношений в детском обществе и др. В нём определены основные положения, которые дадут возможность успешно осуществить диагностическую функцию специалистам детского сода. Раздел ориентирует педагогов и психологов на широкое использование результатов диагностической деятельности в профилактической и коррекционной работе, на профессиональное самосовершенствование;

· «Расти здоровым, малыш!»:

представлены основные задачи и содержание работы по созданию благоприятных условий для здоровья воспитанников. Программа ориентирует на гуманистический подход к оздоровительной работе, учёт возрастных и индивидуальных физических и психических особенностей детей, использование природных средств для их закаливания, оздоровления и физического развития;

· «Сотрудничество с семьёй»:

Программа ориентирует детский сад на организацию работы по семейному образцу. Воспитатель изучает и использует лучший опыт и традиции семейного воспитания. Педагоги, в свою очередь, делятся гуманистическими приёмами воздействия на ребёнка, помогают молодым папам и мамам, а также трудным семьям, осуществляют просветительскую работу, пропагандируют здоровый образ жизни;

· «Условия воплощения программы в педагогической практике».

Программу каждой возрастной группы составляют следующие её компоненты: характеристики возрастных возможностей психофизического развития ребёнка, задачи развития и обучения, показатели развития, базисные характеристики психического облика ребёнка каждого выделенного возрастного периода. Варианты же воплощения представлены в подразделах «Как работаем с детьми».

Основной программный материал представлен для четырёх групп:

· «Малютки» - первый год жизни;

· «Малыши» второй-третий год жизни;

· «Почемучки» - четвёртый-пятый год жизни;

· «Фантазёры» - шестой-седьмой год жизни.

Основные программные задачи каждой группы сконцентрированы в разделах:

· «Я и мир вокруг меня»:

ставятся задачи по ознакомлению ребёнка с окружающей средой, самим собой; выделяются следующие блоки:

- «Человек и природа»:

включает систему элементарных знаний о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа - растения, животные, человек и неживая природа - горы, реки, моря, озёра), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении - основных началах природоведения, биологии; значительное внимание уделяется знакомству детей с природой Беларуси, того её региона, где живут дети; с теми сезонными изменениями в природе, которые связаны с народными праздниками белорусов, с природными богатствами родного края. Особо выделены в блоке задачи, связанные с познанием человека как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит её сохранение;

- «Человек и общество»:

включает в себя знание о человеке как социальном существе. Специально выделены задачи, связанные с формированием у детей первоначальных психологических знаний (представление о себе, органах чувств, индивидуальных особенностях и др.). Особое внимание уделяется формированию самосознания. Здесь представлены задачи, направленные на развитие знаний ребёнка о человеческом обществе в целом (ребёнок как член семьи, ребёнок как член детской группы, ребёнок как член общества);

- «Культура» (физическая культура, мир прекрасного, мир науки и техники):представлены задачи, связанные с приобщением детей каждой группы к продуктам деятельности человека,» человекотворчеству» (физическая культура, мир прекрасного, наука и техника);

· «Развиваемся в деятельности»:

занимает особое место в программе. Приоритетное место отводится основным видам деятельности детей: в период младенчества - эмоционально-личностному общению, в раннем детстве - предметной, а в дошкольном возрасте - игровой деятельности;

· «Поможем нашим воспитанникам»;

· «Мир науки и техники»:

представлены задачи, связанные преимущественно с овладением детьми знаниями в области математики. Программой предусмотрено развитие мышления детей, интереса к математике, формирование и использование математических знаний, специальных действий по познанию математической стороны окружающей действительности в различных видах детской деятельности. Включены в данный подраздел в обоснованном варианте программы и задачи, связанные с овладением основами географии и астрономии. В этом блоке сконцентрированы задачи по приобщению детей к результатам деятельности человека в области техники. Они направлены на расширение кругозора ребёнка, овладение доступными ему навыками, выработанными человечеством и дающими возможность овладеть техникой. Вместе с тем педагог обращает внимание и на формирование интереса детей к технике, стремление её усовершенствовать, на развитие технических способностей своих воспитанников, их мышления, развитие личности в целом.

Выделение направлений блоков условное; они взаимосвязаны, интегрированы.

В программе выделен подраздел «Общение», где описаны задачи, связанные с развитием у детей родного языка, овладением его богатством. Программа ориентирует педагога на своевременное развитие тех видов и форм общения, в которых особенно нуждаются дети (эмоционально-деловое - у «Малышей», внеситуативно-познавательное - у «Почемучек», внеситуативно-личностное - у «Фантазёров»).

В содержание программы включен материал, способствующий развитию разных видов игр: сюжетно-ролевых, режиссёрских, подвижных, дидактических, игр-драматизации. Особое место отводится белорусским народным играм. Значительное место в «Пралеске» отведено задачам по развитию художественной деятельности.

«Пралеска» учитывает индивидуальные особенности детей в процессе руководства их общением (особое внимание уделяется детям, испытывающим трудности в общении, в признании их сверстниками и т.д.).

В процессе чувственной познавательно-практической деятельности реализуется та часть программы, в которой осуществляется самостоятельное, чаще по инициативе ребёнка, взаимодействие с окружающей действительностью.

 

Программа «Развитие зрительного восприятия»

 

1-й год обучения - дети 3-4 года Программа предполагает развитие у детей зрительной реакции на предметы окружающего мира, на их цвета, форму, формирование действия с предметами, а также формирование зрительных способов обследования предметов (различие формы геометрических фигур и ее название); соотнесение формы геометрических фигур с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел.
2-й год обучения - дети 4-5 лет Происходит закрепление у детей умения анализировать основные признаки предметов, формирование способов зрительного восприятия предметов.
3-й год обучения - дети 5-6 лет Идет закрепление умения зрительного обследования и умения анализировать, классифицировать предметы по их основным признакам. Учить использованию оптики, зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками.
4-й год обучения - дети 6-7 лет Учатся создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, различать цвета и оттенки, читать иллюстрации, понимать засоленность, зашумленность изображения.

 

Данная программа предполагает активное использование при работе с детьми дидактических игр и упражнений в соответствии с возрастом.

Date: 2015-12-12; view: 1615; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию