Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнеегипетский праздник Опет в эпоху Хатшепсут

Рецензия на публикацию

Жбанова Диана Олеговна. 1 курс. Педагогическое образование - История. побист-152

Автором рецензируемой публикации является Миронова Алнксандра Вадимовна.

Данная статья опубликована в Вестнике древней истории; стр124-137; 2009 год.

Данное исследование посвящено древнеегипетскому празднику Опет времени правления Хатшепсута и Тутмоса.

Данный период характеризуется в истории Египта расцветом экономики, политики, религии и искусства.

Обращение к этой теме объясняется тем, что о начальном периоде проведения этого праздника почти ничего не известно, т.к изучение проводилось на базе рельефов храмового комплекса Луксора, изобразительная программа которого сформировалась лишь в правление Тутанфомона(1347-1337 до н.э), однако первые свидельства о таком празднике относятся к более ранней эпохе Хатшепсута.

До сих пор остается мало изученной символическая сторона. Опета, его соотношение с мифологическими представлениями египтян. Кроме того, в литературе по данному вопросу отсутствует формально-стилистический, анализ, рельефных композиций с изображением праздника, без чего невозможно полноценное понимание его семантики.

На сегодняшний день актуальны комплексные исследования праздника Опет на этапе его формирования, включая анализ изобразительной программы праздника, текстуальных источников, архитектурного оформления пространства, где расположены праздничные сцены.

Цель работы - исследование памятников изобразительного искусства времени правления Хатшепсут и Тутмоса Ш, содержащих сцены древнеегипетского праздника Опет; реконструкция ритуальной и символической программы праздника, выявление специфических черт праздника применительно к эпохи Хатшепсут и Тутмоса Ш и определение его положения в системе календарных праздников Древнего Египта.

 

Список источников, по которым проводилось исследование:

2. Budge E. A. W. The Book of the Dead: The Papyrus of Ani in the British Museum. — L.: British Museum, 1895. — 377 p.1. P.Harris

3. Schaedel H.D. Die Listen des großen Papyrus Harris: Ihre wirtschaftiche und politische Ausdeutung. — Glückstadt; Hamburg; N.Y.: Augustin, 1936 (LÄS, 6). 73 S.1. Стелы1. Ste. Cairo JE 919271. Издание

4. Vernus P. Un Texte oraculaire de Ramsès VI // BIFAO. 1975.-Vol. 75.-P. 103-110.1. Ste. Louvre С 286

5. Moret A. La Légende d'Osiris à l'Epoque Thèbaine d'après l'Hymne à Osiris du Louvre // BIFAO. 1931. - Vol. 30. - P. 725-750, tabl. I-III.1. Издание1. Dendera IV1. Edfou Ïï-V1. Esna II1. MH III1. MHIV

6. Mariette A. Dendérah: Description Générale du Grand Temple de Cette Ville. Paris: IFAO, 1873. - T. IV. - 90 pl.r

7. Chassinat E. Le Temple d'Edfou. — Le Caire: Leroux, 1897-1934. -Vol. n-V.

8. Sauneron S. Le Temple d'Esna. Le Caire: IF AO, 1963.

9. T. II: Texts Nos. 1-193. 325 p.

10. Medinet Habu. The Calendar, the "Slaughterhouse",and Minor Records of Ramses IH / Ed. J.H. Breasted. Chicago:

11. Univ. of Chicago pr., 1934 (OIP, 23). Vol. m. - XIV p.,pi. 131-192.

12. Medinet Habu. Festival Scenes of Ramses III / Eds. J.A. Wilson, T.G. Allen. Chicago: Univ. of Chicago pr., 1940 (OIP, 51). -Vol. IV. - XII p., pi. 193-249.

13. Календарные списки Тутмоса HI

14. Календарь храма Амона-Ра в Карнаке1. Издание

15. Sethe К. Urkunden des 18. Dynastie. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1906. - S. 177.

16. Список праздников» Sethe К. Urkunden des 18. Dynastie. Leipzig:

17. VI пилона храма Амона-Ра J.C. Hinrichs, 1906. — S. 740-741. в Карнаке

18. Календарь из храма Элефантины

19. Sethe К. Urkunden des 18. Dynastie. Leipzig: J.C. Hinrichs, 1906. - S. 823-825.1761. Список литературы

20. Ассман Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации / пер. с нем. -М.: Присцельс, 1999. -368 с.

21. БаджУ. Египетская религия. Египетская магия / пер. с, англ. — изд. 2-е. — М.: Алетейа, 2000. 392 с.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: М.: Искусство; 1979. — 423 с.

23. Белякова О. В. Богиня, Нейт — покровительница фараона // Вестник МГУ. Сер. 8, Ист. -1983. № 2. - С. 65-73.

24. Берлев О. Д. «Золотое имя» египетского царя // Ж. Ф. Шампольон и дешифровка египетских иероглифов: сб. науч. статей / под ред. И.С. Кацнельсона. М.: Наука, 1979. - С. 41-59.

25. Берлев О. Д. Трудовое население в эпоху Среднего царства / отв. ред. Ю;А. Пёрепелкин:- М-: Наука; 1972. — 368 с.

26. Берлев О.Д: Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. — М.: Наука, 1978. -367 с.

27. Берлев ОД. Два царя — Два Солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev / Ed: S: Quirke -Berlin: Achet, 2003. P. 1-18.

28. Большаков А. О. Древнеегипетская скульптура и «хорово имя» // ВДИ. — 2000.-№2.-С. 73-87.

29. Большаков А. О. Человек и его двойник. — М.: Алетейя; 2001. — 288 с.12: Большаков А.О; Изображение и текст: Два языка древнеегипетской культуры//ВДИ;-2003. 4. С. 3-20.

30. Большаков А.О., Сущевский А.Г. Герой и общество в Древнем Египте // ВДИ.-1991. №2. - С. 3—27.

31. Виноградов А. К. Древнеегипетский фразеологизм «девять луков» // Мероэ. 1989. - Вып. 3. - С. 78-99.

32. Волков И.М. Древнеегипетский бог Себек. — Пг.: Типография Российской Академии наук, 1917. 81 с.

33. История Древнего Востока. Тексты и документы: Учеб. пособие / под ред. В.И. Кузищина. М.: Высш. шк., 2002. - 719 с.

34. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. с фр. — М.: ОГИ, 2003. -296 с.

35. Кассирер Э. Философия символических форм: в 3 т. / пер. с нем. М.; СПб.: Унивеситетская книга, 2001. — Т. 1: Язык. — 27 Г с.

36. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян: От истоков и до исхода Среднего Царства / пер. с нем. — СПб.: Журнал «Нева», 2005. — 496 с.

37. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Летний сад, 2000. -334 с.

38. Крол А. Египет первых фараонов. — Mi: Рудомино, 2005. 224 с.

39. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и. роман / пер. с фр. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология» 1995. - № 1. — С. 97—124.

40. Лаврентьева Н.В. «Книги иного мира»: образ Дуата в искусстве Древнего Египта Среднего и Нового царств: автореф. дис.. канд. иск. н.: М.: Гос. ин-т искусствознания, 2008. — 28 с.

41. Ладынини И.А., Немировский A.A. Jürgen von Beckerath. Chronologie des pharaonischen Ägypten: Die Zeitbestimmung der ägyptischen Geschichte von der Vorzeit bis 332 v. Chr. München-Berlin, 1998 // ВДИ. 2001. - № 2. - C. 216226.

42. Лотман Ю.М. Об искусстве. — СПб.: Искусство, 1998. 704 с.

43. Матъе М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. — М.: Восточная литература РАН, 1996. — 326 с.

44. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. — Л.: Искусство, 1961. — 591 с.

45. Матье М. Э. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // ВДИ. —1956. -№3.- С. 7-28.

46. Матье М. Э. Тексты пирамид — заупокойный ритуал // Тексты пирамид / под. общ. ред. A.C. Четверухина. — СПб.: Нева; Летний сад, 2000. С. 369415.

47. Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / пер. с фр. — М.: Мол. гвардия, 2000. — 465 с.

48. Павлова О. Амон Фиванский: Ранняя история культа (V—XVIII дин.). М.: Наука, 1984. - 143 с.

49. Павлова О. И. Жертвенный ритуал в текстах пирамиды- Унаса // Древний Египет. Язык — культура — сознание. По материалам Египтологической конференции в ИВ РАН 12-13 марта 1998 г. / отв. ред. О.И. Павлова. М.: ИВ РАН, 1999.-С. 184-210.

50. Панофский Э. Этюды по иконологии. СПб.: Азбука-классика, 2009. - 480 с.

51. Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. — Спб.: Летний сад, 2001. -608 с.

52. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. — СПб.: Азбука-классика, 2001. 320 с.

53. Савельева Т. Н. Военное дело // Культура Древнего Египта: сб. статей / под. ред. H.H. Тихонравова-М.: Наука, 1975. — С. 130-152.

54. Соколов М.Н: Иконология // Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 т. / под ред. С.Я. Левита. СПб., 1998.

55. Тексты пирамид / под ред. A.C. Четверухина. — СПб.: Летний сад, 2000. — 464 с.

56. Томашевич О. В. Богиня Нейт-охранительница мертвых // Мероэ. — 1985. — Вып. 3. — С. 227-238.

57. Томашевич О. В. Нейт саисская — богиня воды // Мероэ. — 1989. — Вып. 4. -С. 190-200.

58. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура: сб. статей. -М.: Наука' 1983. С. 227-284.

59. Тураев Б. История Древнего Востока: в 2 т. / под ред. В.В. Струве, И.Л. Снегирева. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — T. I. — 340 с.

60. Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период: в 2 ч. -М.: Т-во Скоропеч А. А. Левенсон, 1917. —Ч. 1. — 76 с.

61. Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / пер. с англ. — М.: Политиздат, 1980. 347 с.

62. Хрестоматия по истории Древнего Востока: в 2 т. / под ред. М.А. Коростовiцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. — М.: Высшая школа, 1980.

63. Allen T.G. The Egyptian Book of the Dead: Documents in the Oriental Institute Museum: Chicago: The Oriental Institute, 1960 (OIP, 82). - 298 p., 131 pis.

64. Alliot M. La fête égyptienne du couronnement du roi au Temple d'Edfou sous les rois Ptolémeés // CRAIBL. 1948. - Vol: 92. - P. 208-219.

65. Alliot M. Le culte d'Horus à Edfou au temps des Ptolémées. Le Caire: IF АО; 1954.-441, p.

66. Altenmüller H. Feste //LÀ. 1977.-Bd. П.- Kol. 171-191.

67. Arnaudis-Montelimard E. Un reposoir de barque en calcite édifié par Thoutmosis Ш dans le Temple d'Amon-Rê à Karnak // Cahiers de Karnak. 2003. - Vol. XI. -P. 159-217.

68. Arnold D. Der Tempel des Königs Mentuhotep von Deir el-Bahari: 4 Bd. -Mainz: von Zabeni, 1974 (ArchVer, 11). Bd. II: Die Wandreliefs des Sanktua-res.

69. Arnold D. Royal cuit Complexes of the Old and Middle Kingdoms // Temples of Ancient Egypt / Eds. B. Shafer, D. Arnold. L.; N.Y.: I.B. Tauris Publishers, 1997.-P. 31-85.

70. Arnold D. Wandrelief und raumfunktion in ägyptischen Tempeln des Neuen Reiches. Berlin: Bruno Hessling, 1962. -138 p.

71. Assman J. Liturgische Lieder an der Sonnengott. Untersuchungen zur altägyptischen Hymnik, I. — München-Berlin: Bruno Hessling, 1969 (MÄS, 19). -412 p.

Выводы, к которым приходит автор:

1) Программа праздника Опет в эпоху Хатшепсут имело многоплановое символическое значение. (Его ядро составляли представления о ночном плавании солнца в Дуате и загробном путешествии фараона, а также его последующее возрождение.)

2) Программа праздника Опет имела разносторонние связи с различными праздниками Древнего Египта, среди которых были праздники Сокара, Долины, Опьянения.

3) Сравнительный анализ гимна Нейт из сцен Опета, календарных записей о празднике Сокара и сцен 4-го и 5-го часов «Книги Амдуат» выявил, что в программе Опета важная роль отводилась богу Сокару, помогавшему солнцу и покойному фараону возродиться на восточном горизонте по окончании их ночного странствования.

4)Выявилось, что в программу Опета был включен обряд подношения сосудов с вином или пивом богине Хатхор и другим богам, отвечавшим за наступление разлива реки.

4) При изучении заключительных ритуалов Опета выяснилось, что проходившие во время праздника коронационные ритуалы Хатшепсут и Тутмоса Ш были основаны на мифе их коронации как младших соправителей Тутмоса I и Тутмоса II соответственно.

 

5) Выявилось, что с одной стороны, путь из Карнака в Луксор и обратно отождествляется с ночным плаванием солнца в Дуате и его возвращением к восточному горизонту, где оно вновь восходило. С другой стороны, праздник имел отношение с загробному странствию фараона, проходившего вместе с богом этапы воскресения.

 

6) Выявлено специфика взаимосвязи бог-фараон-рядовые люди и роль правителя в церемониях Опета. Так, было обозначено два принципа позиционирования фараона, в ритуалах. Первый из них связан с Хатшепсут, уделявшей равное внимание взаимодействиям фараон<->бог и,фараон<->рядовые люди. Второй — с Тутмосом Ш; который выдвинул в празднике на первый план диаду фараон«->бог и усилил царский культ.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Вычислить коэффициент корреляции | Голодный дом

Date: 2015-12-12; view: 832; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию