Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность образовательных учреждений по предотвращению травматизма в школе

Факультет безопасности жизнедеятельности

Кафедра безопасности жизнедеятельности

Специальность 050104 «Безопасность жизнедеятельности»

 

 

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой безопасности

Жизнедеятельности

_________________ А.П. Савин

«____» __________________ 2015 г.

 

 

Выпускная квалификационная работа

Деятельность образовательных учреждений по предотвращению травматизма в школе

 

Выполнил студент 6 курса группы БЖ

Лайзан Мария Геннадьевна ___________ _________

заочная форма обучения

Научный руководитель:

к.п.н., доцент А.П. Савин ___________ _________

Рецензент:

к.п.н., доцент С.П. Черный ___________ ________

Дата защиты «___» ____________ 2015 г.

Оценка ____________

 

Железногорск

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Проблемы травматизма в современной школе…………………...7

1.1 Травматизм в современном образовательном учреждении…………...7

1.2Содержание профилактической деятельности образовательного учреждения …………………………………………………………………..13

Глава 2 Повышение эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике травматизма……………………………….30

2.1 Метод инструктажа учащихся как основная форма профилактики травматизма…………………………………………………………………..30

2.2 Внедрение эффективного метода инструктажа в общеобразовательной школе……………………………………………………………………….....33

Заключение…………………………………………………………………...45

Список литературы…………………………………………………………..46

Приложение 1. Перечень инструкций по охране труда и технике безопасности………………………………………………………………….49

Приложение 2. Журнал инструктажа обучающихся, воспитанников по охране труда…………………………………………………………………………..52

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ежедневно в мире в итоге несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько 10-ов миллионов детей поступают в больницы с травмами разной степени тяжести. Эти данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма», демонстрация которого прошла 19 февраля 2009 г. в Москве в рамках Съезда педиатров России.

Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – один из самых высоких в Европе и является наиболее тринадцати тысяч детей в год или тридцать пять в день. Согласно сведениям ВОЗ и ЮНИСЕФ, пять из шести несчастных случаев с смертельным исходом (или одиннадцать тысяч в год) можно избежать. Согласно сведениям доклада, несчастные случаи считаются главной предпосылкой смерти детей старше девяти лет, 94% из них совершается в цивилизованных странах. В последние годы в цивилизованных странах наблюдается существенное увеличение эффективности мер по предотвращению детского травматизма. Однако и там несчастные случаи достигают 42% от всех случаев смерти детей.

Исследование литературных данных показало, что в существующих работах по проблеме детского травматизма, на первом месте стоит дорожно-транспортный травматизм. Бесспорно, этому аспекту нужно уделять особое внимание, однако, согласно мнению ряда исследователей, этот вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, так же распространенными среди детей и взрослых считаются бытовые и уличные, школьные занимающие в структуре травм от 82% до 88%.

Более плохая ситуация с травматизмом формируется в больших городах, в этом месте часть детского населения среди пострадавших составляет свыше 39%.

В то же время с увеличением травм среди городского детского населения замечается тенденция увеличения их тяжести.

Среди населения существует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это лож. Результаты ряда травм в 20—22% случаев приводят к инвалидности детей. Не сильные травмы тоже часто вызывают болезненные изменения в организме и в той или иной степени ограничивают подвижность ребенка.

Актуальность проблемы увеличивает обстоятельство того, что высокие показатели распространенности детского травматизма сопутствуются отсутствием инновационных подходов к профилактике травм.

Организация работы образовательного учреждения современного по своему замыслу, целевому назначению, характеру и функционированию, обязана быть действенной, результативной и БЕЗОПАСНОЙ.

Квалифицированная организация службы ОТ в образовательном учреждении считается обязательным условием результативного образовательного процесса. Это и определило выбор темы «Деятельность образовательных учреждений по предотвращению травматизма в школе»

Объект исследования: Деятельность образовательных учреждений по предотвращению травматизма в школе

Предмет исследования: Повышение эффективности образовательных учреждений по предотвращению травматизма в школе.

Цель данной работы: изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе с целью повышения эффективности.

Задачами работы являются:

1. Проведение анализа литературы, и практического опыта по предупреждению детского травматизма в школе;

2. Изучение форм и методов используемых в современной школе по предупреждению детского травматизма.

3. Экспериментальное исследование по предупреждению детского травматизма в школе.

4. Практическое апробирование по предупреждению детского травматизма в школе.

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: профилактика и методы предупреждения школьного травматизма.

Методика исследования: анкета, направленная на выявление уровня знаний учащихся в области безопасности жизнедеятельности и анализ литературы.

Этапы исследования:

определение выборки;

- подбор адекватных методов исследования;

- реализация исследования на практике;

- обработка и анализ полученных результатов;

- обобщение полученных результатов;

- составление выводов и рекомендаций.

Теоретической значимостью настоящей работы является актуализация проблемы профилактики детского травматизма в школе.

Практической значимостью данной работы является то, что результаты работы и выводы, сделанные на основе данных результатов, дают возможность обосновать значимость организации службы охраны труда в образовательном учреждении как основного метода обеспечения безопасности учебного процесса и профилактики детского травматизма в школе.

Исследование проводилось на базе средних школ №100 и №101 г. Железногорска.

В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что создавая систему контроля травматизма в образовательных учреждениях, разрабатывая методы предупреждения травматизма, проводя санитарно-просветительскую работу среди школьников и их родителей вырабатывая навыки безопасности у школьников можно снизить тенденцию школьного травматизма. Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, литературы и приложений.

 

 

Глава 1. Проблемы травматизма в современной школе

1. 1 Травматизм в современном образовательном учреждении.


Известно, что для каждого родителя стресс если его ребенок получает травму, даже самую незначительную. Когда ребенок травмируется в школе этому стрессу так же подвергается преподаватель, на уроке которого случилось ЧП, администрация школы, а иногда и целый школьный коллектив. Так же, в соответствии с Законом РФ " Об образовании " образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, учеников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса(ст. 32, п. 22).
Травмой (греч. Trauma — повреждение, ранение) называют повреждение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внешним внезапным воздействием.
Травмы подразделяют на:
1.механические (переломы, ушибы, царапины и др.);
2. Тепловые (обморожения, ожоги, термо удары);
3. химические (острое отравление, хим ожоги, удушье);
4. электрические, комбинированные и др.(вызванные любым излучением) [11, с. 38].
Так, поданным ежегодной статистической отчетности о несчастных случаях в Красноярском крае, происшедших с обучающимися и воспитанниками во время проведения мероприятий и учебно-воспитательного процесса, в период с 2011 по 2014 год получили травмы 1656 детей, что составляет 0, 2% от общего количества обучающихся и учеников, в том числе: в 2011 – 446, 2012 – 494, 2013 – 361, 2014 – 355. Численность травм, в тоже время, оформленных актом по форме Н-2, соответственно составило: 357(80%), 337(68%), 287(79, 5%), 307(86, 5%).
Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года не было никаких изменений в их структуре. Очень высок уровень травматизма во время:
– перерыва, в том числе время до начала и после занятий от 46 до 51%;
– уроков по физ. культуре от 20 до 17%;

– экскурсий, прогулок, походов, экспедиций от 9, 4 до 14%;
– воспитательных и учебных занятий по образовательной программе от 8, 7 до 7, 9%;
–тренировок, соревнований от 8, 3 до 5, 4%;
– в других местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не больше 1 – 2% от общей численности пострадавших.
Количество травмированных – итог плохой организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной деятельности, что почти всегда является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением исполнения требований ОТ. Самым травмируемым являются дети в возрасте от 6 до 14 лет, что связано с завышенной эмоциональностью и слабым самоконтролем. Наибольшая численность травм падает на возрастные периоды(3, 7, 11–12 лет), когда дети более капризны, раздражительны,нередко вступают в конфликт с окружающими, у них появляется негативное известие к ранее исполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Вместе с тем, кроме возраста, есть ряд циклических особенностей, характеризующих нередко травмируемых детей. По данным О. В. Воробьевой(1990), это дети, больше всех подверженные к риску, возбудимые, двигательно расторможенные, эмоционально неустойчивые, предрасположенные к частым сменам настроения, ненормально ведущие себя в стрессовых ситуациях. Как известно, эти дети несамокритичны, нередко переоценивают свои способности и возможности.
Проанализировав источники, посвященных исследованию травматизма, мы нашли некие общие характеристики предрасположенности к опасностям. По данным Г. К. Ермаковой(1981), к таким показателям относят в первую очередь эмоциональные свойства характеристики и качества темперамента. Подверженности травматизму способствует низкий уровень внимания (расположение, сосредоточение и переключение), плохая сенсомоторная координация, слабая наблюдательность (осмотрительность), плохая выносливость, чрезвычайно высокая (или низкая) склонность к риску. Множество таких детей как правило имели по физкультуре оценку "удовлетворительно".
Для анализа психофизиологических особенностей несчастных случаев детей школьного возраста важна частота повторных травм и их связь с возрастом ребенка. Наиболее высокий процент повторных травм отмечается у детей в возрасте от 7 до 10 лет. Это, объясняется тем, что в первые годы обучения в школе дети плохо приспособлены к новым условиям, в том числе трудным физическим нагрузкам [6; 8].
Большинство исследователей считают, что личные качества развиваются и создаются в деятельности, под конкретным действием общественной среды. Поэтому защищенность человека или, напротив, склонность к угрозе является не врожденным качеством, а итогом развития данных личных свойств.
С точки зрения В. П. Немсадзе, ситуации, в которых дети получают травмы, остаются постоянными, благодаря чему можно назвать некоторое количество типовых ситуаций, ведущим к более тяжелым травмам. Нужно работу осуществить так, чтоб у будущего поколения был выработан жесткий стереотип поведения в таких ситуациях, учиться профилактикой основным образом тех видов травм, какие приводят к более тяжелыми последствиям, и только тех устройств, которые являются более типичными [4; 5].

Главные психологические предпосылки травматизма. Способы их устранения. Причинами травм являются нарушения правил и руководств по безопасности, несоблюдение правил безопасности, неумение их исполнить. Основной травматизма является психологические причины.
Психологические причины происхождения опасных ситуаций можно подразделить на следующие типы:
Нарушение мотивационной доли действий человека, которое проявляется в нежелании действовать, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения происходят, если человек склонен к риску, недооценивает угрозу, безответственно относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины данных нарушений действуют, как правило, в течении долгого времени или постоянно, если не принимать особых мер для их предотвращения.
Нарушения мотивационной доли действий могут иметь кратко временный характер, соединенный, к примеру, с состоянием депрессии или алкогольного или наркотического опьянения.
Нарушение ориентировочной доли действий человека, которое имеет место быть в незнании норм и способов обеспечения безопасности, норм эксплуатации оборудования.
Несоблюдение исполнительской доли действий человека, которое имеет место быть в неисполнении правил и руководств по безопасности в следствии расхождении психофизических способностей человека (плохая координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т.д.) требованиям предоставленной работы.
Такое подразделение психофизиологических (психофизических) факторов позволяет выделить главные способы их устранения.
Для устранения факторов мотивационной части нужно выполнить пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.
Для предотвращения факторов ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.
В большой степени психологической предпосылкой завышенного травматизма является то событие, что в младшем возрасте люди расположены к недооцениванию угрозы, повышенному риску, легкомысленным поступкам.
Но, не глядя на обилие психологических причин, следует концентрировать внимание на факторах осмысленного нарушения правил безопасности.
Экономия сил — характерно человеку желание достигать задачи с меньшей затратой сил, энергии.
Экономия времени — желание скорее выполнить порученную работу, а сбереженное время применять в собственных целях.
Безнаказанность (экономическая и административная) несоблюдение требований и правил защищенности со стороны управления.
Безнаказанность (физическая и соц.) — отсутствие у работника травм в течении долгого времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны других членов трудового коллектива приводит к о сознательному пренебрежительному отношению к угрозе.
Утверждение в глазах окружающих, желание понравится им принуждают человека пренебрегать угрозой. Такие расхожие фразы, как " риск — благородное дело ", " кто не рискует, тот не живет ", " кто не рискует, тот не пьет шампанского " содействуют пренебрежительному отношению к опасностям.
Желание действовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в коллективе нарушение принципов безопасности поощряется.
Направленность на идеалы, при этом идеалами имеют все шансы быть и не исполнители требований безопасности.
Манера работать с нарушениями, которая может быть обретена человеком за пределами школы.
Самоутверждение в своих глазах, как правило, присуще для неуверенных в себе людей.
Пере оценивание личного опыта приводит к тому, что человек игнорирует правила безопасности в надежде, что опыт поможет ему сразу принять меры для устранения трагедии и покинуть зону опасности.
Напряжённое состояния человека принуждает его специально делать небезопасные деяния, они, как он считает, помогут избавиться от стресса. Человеком в такие секунды в большей степени управляют эмоции, а не интеллект.
Тенденции к риску, потребность риска свойственна психологической структуре определенных людей. Они чувствуют наслаждение от чувства риска.
Обозначенные психологические предпосылки травматизма обязаны учитываться при разработке организационных событий по предотвращению детского травматизма [10, с. 313-316].

 

 

1.2. Содержание профилактической деятельности образовательного учреждения


Квалифицированная организация службы ОТ в образовательном учреждении считается обязательным условием результативного образовательного процесса, содействует профилактики детского травматизма.
Главным обстоятельством грамотной, следственно, и эффективной, организации службы ОТ в образовательном учреждении считается разделение обязанностей среди администрации и пед коллектива.
Проанализируем обязанности администрации и пед коллектива

образовательного учреждения по обеспечению безопасных аспектов учебного процесса.
1. Совет. Попечительский совет. Педагогический совет образовательного учреждения:
-анализирует перспективные проблемы обеспечения БЖ сотрудников, учеников, принимает программы фактических мер по улучшению и оздоровлению образовательного процесса;
- заслушивает управляющего образовательного учреждения о исполнении договоров, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности сотрудников, и учеников.
2. Руководитель образовательного учреждения:
- организует работу по созданию и обеспечению требований проведения образовательного процесса в согласовании с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и другими локальными актами по ОТ и Уставом образовательного учреждения;
- гарантирует безопасное использование инженерно-технических коммуникаций, оснащения и принимает меры по приведению их в соотношение с действующими стандартами, правилами и нормами по ОТ. Своевременно проводит осмотры и ремонт зданий образовательного учреждения;
- определяет приказом лиц ответственных за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т. п., а так же во всех подсобных помещениях;
- утверждает должностные инструкции по обеспечению безопасности жизнедеятельности для пед коллектива и инструкции по охране для работающих и служащих образовательного учреждения;
- берет на себя меры по введению предложений членов коллектива, нацеленных на усовершенствование и оздоровление проведения образовательного процесса;
- выносит на решение совета(педагогического, попечительского), производственного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации по охране труда;
- отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих, обучающихся и учеников, улучшению критериев образовательного процесса и принимаемых мерах по устранению выявленных недочетов;
- образует снабжение сотрудников образовательного учреждения спецодеждой, спец обувью и иными средствами персональной охраны в соответствии с действующими Типовыми нормами и инструкциями, а так же учеников при проведении общественно полезного и производительного труда, практических и лабораторных работ и т. д.;
- поощряет сотрудников образовательных учреждений за функциональную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных критериев при проведении образовательного процесса, а еще привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда:
- проводит профилактическую работу по предотвращению травматизма и понижению заболеваемости сотрудников, и учеников;
- оформляет прием новых сотрудников лишь при наличии положительного заключения мед учреждения. Осуществляет контроль своевременного проведения диспансеризации сотрудников, и учеников;
- образует в установленном порядке работу комиссий по приемке образовательного учреждения к новому учебному году. Подписывает акты приемки образовательного учреждения;
- гарантирует исполнение директивных и нормативных документов по ОТ, предписаний органов управления образованием, гос. надзора и технической инспекции труда;
- незамедлительно докладывает о групповом, тяжелом несчастном случае со летальным исходом конкретно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению обстоятельств, вызвавших несчастный случай, так же он нуждается в своевременном и объективном расследовании согласно действующим положениям;
- содержит и образует вместе с профкомом исполнение ежегодных договоров по ОТ. Подводит результаты исполнения соглашения по ОТ один раз в семестр;
- утверждает по согласованию с профкомом инструкции по охране труда для работающих и учеников. В определенном порядке образует пересмотр инструкций;
- выполняет вводный инструктаж по ОТ с новыми сотрудниками, инструктаж на рабочем месте с сотрудниками образовательного учреждения. Оформляет проведение инструктажа в журнале;
- планирует в установленном порядке периодическое обучение сотрудников образовательного учреждения по вопросам снабжения безопасности жизнедеятельности на краткосрочных курсах и семинарах, организуемых органами управления образованием и охраной труда;
- берет на себя меры вместе с профкомом, родительским комитетом по улучшению организации ассортимента продуктов, питания, условия для приготовления еды в столовой, буфете;
- берет на себя меры вместе с мед работниками по улучшению мед обслуживания и оздоровительной работы;
- гарантирует учебно-трудовую нагрузку работающих, и учеников с учетом их психофизических способностей, образует рациональные режимы труда и отдыха;
- запрещает ведение образовательного процесса при наличии не безопасных критериев для здоровья обучающихся или работающих;
- определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда;
- несет индивидуальную ответственность за снабжение здоровых и безопасных условий образовательного процесса [14, с. 40].
3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- образует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;
- гарантирует контроль за безопасностью используемых в образовательном процессе оснащения, устройств, промышленных и наглядных средств обучения;
- позволяет проведение образовательного процесса с обучающимися, воспитанниками при наличии оснащенных для данных целей учебных помещений, соответствующих правилам и нормам БЖ и принятых по акту в использование;
- образует с участием заместителя директора по административно-хозяйственной работе своевременное и высококачественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а так же подсобных помещений;
- является на основании приобретенных от мед учреждения материалов перечни лиц, подлежащих периодическим мед осмотрам с указанием фактора, по которому определена надобность проведения периодического мед осмотра;
- образует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет руководств по ОТ, а так же разделов требований БЖ в методических предписания по исполнению практических и лабораторных работ;
- осуществляет контроль своевременное проведение инструктажа учеников и его регистрацию в журнале;
- образует способ, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности. Реализует проверку учеников;
- выполняет вместе с профкомом административно-общественный контроль безопасности использования, сохранения учебных устройств и оснащения, хим реактивов, наглядных пособий, школьной мебели. Вовремя воспринимает меры к изъятию хим реактивов, учебного оснащения, устройств, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и остальных помещениях без соответствующего акта-разрешения, временно останавливает учебный процесс в помещениях образовательного учреждения, когда там создаются опасные условия для здоровья сотрудников, и учеников;
- выявляет происшествия несчастных случаев, происшедших с работающими, обучающимися, воспитанниками;
- несет ответственность за исполнение должностной инструкции в БЖ.
В образовательном учреждении, где указанной должности нет, ее исполняет директор, управляющий ОУ.
4. Заместитель директора по административно-хозяйственной работе:
- гарантирует соблюдение требований охраны труда при эксплуатации главного строения и остальных зданий образовательного учреждения, технологического, энергетического оснащения, исполняет их периодический осмотр и организует ремонт;
- гарантирует безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории образовательного учреждения;
- образует соблюдение требований ПБ зданий и сооружений, смотрит за исправностью средств пожаротушения;
- гарантирует контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и остальных помещений, так же столовой буфета в соответствии с требованиями норм и правил БЖ;
- несет ответственность за составление паспорта санитарно-технического состояния образовательного учреждения;
- гарантирует обеспечением учебные кабинеты, мастерские, бытовые, хозяйственные и остальные помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим правилам и нормам БЖ;
- образует проведение каждый год измерений сопротивления изоляции электроустановок и проводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, баллонов для сжатых и сжиженных газов, сосудов, работающих под давлением,, газов и паров вредоносных веществ, замер освещенности, анализ воздушной среды на содержание пыли наличия радиации, гула в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению БЖ;
- образует не реже 1 раза в 5 лет разработку руководств по охране труда по видам работ для технического персонала;
- образует подготовку, проводит инструктажи на рабочем месте (первичны и периодически) технического и обслуживающего персонала, оборудует уголок БЖ;
- покупает согласно заявке спец одежду, спец обвувь и остальные средства персональной защиты для сотрудников, и учеников образовательного учреждения;
- гарантирует учет, хранение противопожарного инструмента, сушку, стирку, ремонт и дезинфекцию спец одежды, спец обуви и личных средств защиты;
- должен иметь 4 группу допуска по электробезопасности, когда в штате нет электрика [14, с. 43].
5. Председатель профкома образовательного учреждения:
- образует контроль за состоянием БЖ, деятельность администрации по созданию и обеспечению здоровых критериев труда, быта и отдыха работающих, и учеников;
- берет на себя роль в разработке планов работы, руководств по обеспечению БЖ, подписывает их и содействует претворению в жизнь;
- контролирует исполнение коллективных соглашений, договоров по улучшению охраны труда;
- реализовывает защиту соц прав работающих, обучающихся и учеников образовательного учреждения;
- выполняет исследование травматизма и заболеваемости, участвует в разработке и реализации мероприятий по их предотвращению и понижению;
- представляет вместе с членами органов, уполномоченных обучающимися, воспитанниками и их родителями, интересы членов профсоюза в общей с администрацией комиссии по охране труда, включая и роль в расследовании несчастных случаев.
6. Заместитель начальника по воспитательной работе:
- предполагает исполнение классным руководителями, наставниками возложенных на них обязанностей по обеспечению БЖ;
- принимает участие в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения БЖ, в следствии несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися или воспитанниками;
- ответственный за организованность воспитательной работы, общественно полезного труда обучающихся, учеников в жестком согласовании с нормами и правилами охраны труда;
- демонстрирует методическое содействие классным руководителям, руководителям групп, кружков, спорт секций, походов, экскурсий, трудовых соединений, общественно полезного, полезного труда и т. п. по вопросам обеспечения охраны труда учеников, предупреждения травматизма и остальных несчастных случаев, проводит их инструктаж;
-осуществляет контроль и принимает меры по исполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне образовательного учреждения с обучающимися, воспитанниками;
- образует с обучающимися, воспитанниками и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предотвращению травматизма, ДТП, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т д.
7. Управляющий учебным кабинетом, мастерской, управляющий общественно полезного труда, кружка, спорт секций и т. п.:
- реализовывает компанию сохранности и контроль за состоянием рабочих мест, учебного оснащения, приятных пособий, спортивного инструментария;
- не дозволяет проведения учебных занятий, работы кружков, секций в неприспособленных для данных целей и не принятых в эксплуатацию помещениях, а обучающихся, учеников к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спец обуви и остальных средств персональной охраны;
- разрабатывает и временами пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) аннотации по охране труда, представляет их на предложение руководителю образовательного учреждения;
- осуществляет контроль оборудование учебного помещения противопожарным имущество, мед. и индивидуальными средствами защиты, и каждого рабочего места — инструкцией, агитацией по вопросам обеспечения БЖ;
- выполняет и образует проведение педагогом инструктажа по охране труда учеников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению критериев проведения образовательного процесса, а так же доводит до сведения управляющего ОУ о всех недочетах в обеспечении образовательного процесса, понижению жизнедеятельности и трудоспособности организма работающих и учеников;
- подает в установленном порядке заявки на спец одежду, спец обувь и остальные средства персональной защиты для сотрудников и учеников.
- незамедлительно докладывать управлению, проф комитету о каждом несчастном случае, случившимся с работником или учеником;
- несет ответственность в соответствии с законодательством о труде за несчастные случаи, случившиеся с сотрудниками, обучающимися, воспитанниками во время образовательного процесса в итоге нарушения норм и правил охраны труда.
8. Преподаватель, классный учитель, воспитатель:
- гарантирует не опасное проведение образовательного процесса;
- незамедлительно оповещает руководства образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:
- вносит предписания по улучшению и оздоровлению критериев проведения образовательного процесса и доводит до сведения управляющего кабинетом, руководителя о всех недочетах в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и трудоспособность организма учеников;
- выполняет инструктаж обучающихся о безопасном труде на уроках, воспитательных мероприятиях с необходимой регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
- образует исследование обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;
- гарантирует сохранение жизни и здоровья обучающихся, учеников во время образовательного процесса;
- исполняет контроль за выполнением правил по охране труда.
9. Преподаватель-организатор основ БЖ:
- в работе руководствуется законами РФ "Об образовании", "Об обороне", "О гражданской обороне". Уставом образовательного учреждения. Положением о службе охраны труда;
- выполняет образовательный процесс с учетом специфики курса "Основы БЖ", гарантирует соблюдение обучающимися, воспитанниками правил безопасности при проведении образовательного процесса;
- принимает участие в планировании мероприятий по ОТ, жизни и здоровья учеников и сотрудников;
- работает с заинтересованными организациями и предприятиями по вопросам обеспечения БЖ;
- гарантирует сохранность личных средств защиты работников и учеников, улучшает учебно-материальные базы по курсу "Обеспечение БЖ";
- совершенствует план ГО образовательного учреждения, проводит занятия и объектовые мероприятия (учения) по ГО по аналогии с требованиями ОТ;
- гарантирует готовность коллективных средств защиты и верное использование;
- проводит обучение, совещание, инструктажи работающих и учеников по вопросам БЖ;
- принимает участие в работе комиссии по анализу несчастных случаев, случившихся с сотрудниками, обучающимися, воспитанниками, административно-общественного контроля по вопросам ОТ;
- ручается за жизнь, самочувствие учеников во время образовательного процесса [14, с. 40-45].
Так же в организациях с количеством наиболее десяти человек в соответствии со ст. 218 Трудового кодекса РФ, ст. 13 ФЗ от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ " Об основах ОТ в РФ" [1, с. 73] нанимателем формируются комитеты по ОТ. В их состав входят представители нанимателей, проф. инженеров по ОТ союзов или другого представителя органов.
Совет по ОТ организует разработку раздела договора об ОТ, общие действия работодателя и сотрудников по обеспечению требований ОТ, по избеганию производственного травматизма и проф. заболеваний; и проведение проверок по ОТ на рабочих местах и уведомление рабочих о итогах [15, с. 17; 22, с. 252. ].
Согласованное и своевременное исполнение администрацией, пед. коллективом обязанностей по вопросам ОТ, выполнением администрацией, пед. коллективом, учащимися руководств по ОТ и ТБ способствует предупреждению детского травматизма в образовательных учреждениях.
Со всеми, школьниками, студентами, педагогами, обслуживающим персоналом в согласовании с законодательством производят инструктаж по ОТ и ТБ, производственной санитарии и ПБ.
Инструкции по ОТ в образовательном учреждении являются первой составляющей обучения и безопасности учебного процесса.
Инструкция по ОТ — это нормативный акт, устанавливающий требования по ОТ.
Разработку руководств в образовательном учреждении проводит директор. Прямыми разработчиками являются определенные должностные лица. Учет наличия руководств и контроль их своевременного пере смотра исполняет служба ОТ учреждения.
Альтернативы основных инструкций по ТБ в образовательном учреждении приведены в методическом пособии "Инструкции по ОТи ТБ в образовательном учреждении", автор-составитель Огарков А. А. [12].
Согласно ГОСТ 12. 0. 004—90 предусмотрено проведение 5ти видов инструктажа:
• вводный;
• первичный;
• повторный;
• внеплановый;
• целевой.
Вводный инструктаж проводится при принятии на работу службой ОТ предприятия, в предоставленном случае образовательным учреждением. Цель данного инструктажа — знакомство учащихся, студентов с общими правилами ОТ и ТБ, ПБ, с правилами внутреннего распорядка, производственной санитарии, поведении учебного заведения, организацией работы в учебном заведении по охране труда, с вопросами профилактики производственного травматизма [г, с. 24].
Первичный инструктаж проводится перед 1ым допуском к работе. Инструктаж проводится конкретно на рабочем месте. Цель данного инструктажа — знакомство учащихся, студентов с требованиями безопасности при исполнении конкретной работы. Проводят инструктаж непосредственно с учащимся, сотрудником в форме лекции и с практическим показом безопасных приемов и способов работы. В школе первичный инструктаж проводят с учащимися, к примеру, в начале урока труда.
Повторный инструктаж проводят не реже 1 раза в полгода, а для работ завышенной опасности —1 раза в квартал. Цель этого инструктажа —лекция о безопасных приемах и способах работы, повтор и закрепление правил и инструктажей по ОТ. Производится он может персонально и с группой учащихся, студентов схожей специальности, а заканчиваться инструктаж должен проверкой инструктируемых. В образовательных учреждениях целесообразно проводить инструктаж с учащимися всегда перед работой, выездами за приделы школы. Журнал инструктажа обучающихся по ОТ заполняется при организации общественно пригодного, производительного труда и проведении внешкольных и внеклассных мероприятий. При учебном процессе заполняется классный журнал, в котором подписи учащихся не требуются [14, с. 73].
Внеплановый инструктаж должен проводится в последующих случаях:
• при внедрении в действие обновленных или переработанных стандартов, руководств по ОТ, правил, и конфигураций и добавлений к ним;
• при изменении технологического процесса, модернизации или приспособлений и приборов, замене оснащения, сырья, материалов и остальных причин, влияющих на безопасность;
• при перерывах в работе для работ, к которым выставлены завышенные требования безопасности, наиболее чем на тридцать календарных дней, а для остальных — шестьдесят дней;
• по требованию органов надзора.
Целевой инструктаж проводится с учащимися при проведении экскурсии на предприятии, проведении массовых мероприятий с учащимися.
Регистрация инструктажей. Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит руководитель работ. О проведённых указанных инструктажах в журнале регистрации делает запись. Когда проводят внеплановый инструктаж в журнале указывают причину проведения.
Проверка знаний это необходимый элемент инструктажа и обучения. Проверка знаний пед. коллектива, приобретенных в итоге обучения и повышения квалификации, исполняется в виде зачетов, экзаменов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с поддержкой технических средств обучения и испытанием приобретенных навыков безопасных методик работы. Лица, показавшие плохие результаты, к работе не допускаются и должны снова проходить обучение или инструктаж [10, с. 338-341].
Следовательно, инструктаж является принципиальным условием обеспечения безопасности учебного процесса и, значит, предупреждения травматизма.

 

Ступенчатая система административно-общественного контроля за охраной труда в школе

Для того чтобы наиболее точно произвести организацию труда и соблюдения ТБ в школах есть ступенчатая система контроля:
1 ступень. Лаборант раз в день до начала занятий осматривает состояние рабочих мест учащихся, водяных и газовых коммуникаций, электрооборудования и электропитания и отслеживает отклонения от правил по ТБ, производственной санитарии и ПБ.
Недостатки, какие возможно устранить сходу, ликвидируются на месте, другие записываются в журнал учета состояния ОТ в кабинете. Лаборант докладывает о них учителю.
2 ступень. Учитель, управляющий кабинетом, 1 раз в неделю проводит проверку помещений кабинета и лаборантской для обнаружения недочетов в организации ОТ, ТБ и ПБ, не замеченных лаборантом. Каждый день проверяет записи лаборанта об обнаруженных нарушениях правил по ОТ, ТБ и ПБ и о установленных мерах по устранению данных нарушений. Производит внеплановый инструктаж в случае несоблюдения лаборантом и учащимися правил ТБ. Учитель таким образом смотрит за верным применением лаборантом средств индивидуальной защиты во время работы. Проводит инструктаж по ТБ с учащимися и лаборантом в поставленные сроки. На основе выявленных нарушений делает предписания лаборанту с предписанием срока выполнения. Разрабатывает план профилактических мероприятий по ОТ и ТБ и вносит предписания администрации по улучшению условий труда.
3 ступень. Заведующий учебной частью (завуч), управляющий хозяйственной частью не реже 1-го раза в квартал выполняют проверку состояния ОТ и ТБ во всех учебных помещениях школы. Итог проверки дискуссируется на педсоветах, где разрабатываю меры по уничтожению отмеченных недочетов и предстоящему улучшению критериев труда учителей и обслуживающего персонала, формированию безопасных критериев работы учащихся.
4 ступень. Директор школы, председатель профсоюзной организации 1 раз в квартал проводят контроль состояния ОТ и ТБ во всех помещениях школы. По итогам проверки соберают совещание с участием учителей, зав учебной частью и управляющего хоз частью. На совещании выслушивают отчет о исполнении соглашения и указаний по ОТ, обсуждают происшедшие несчастные случаи и обозначают определенные меры по исключению возобновления подобных случаев и оформляют документ согласно итогам проверки.

Наблюдение за образовательной средой как метод предупреждения травматизма

Работа согласно профилактике детского травматизма обязана вестись в 2-ух главных направлениях:
1) гигиеническое воспитание и обучение детей, основная задача которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
2) работа по формированию безопасной среды обитания детей.
Мероприятия по профилактике травматизма обязаны включаться в план воспитательной работы, который контролируется управляющим учебной частью и директором школы, и в план санитарно-просветительной работы соответственные за его исполнение мед работники школ.
В школах часто планируются мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в то время как вопросам, связанным с повреждениями в школе не уделяется должного интереса. Вместе с тем, в планах обязан быть представлен целый комплекс мероприятий по предотвращении всех видов травматизма. Планировать работу необходимо раздельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по предотвращению травматизма должны найти отражение в планах воспитательной работы учителей. Учителям физкультуры, труда нужно обучать детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы способствует учет травм, появившихся у детей в школе и за ее пределами. Анализ данных случаев дискуссируется в педагогическом коллективе и предназначается начальный точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый инцидент получения травмы нужно анализировать в классе, а некоторые случаи в присутствии всей школы. Одновременно дискуссия случаев травм, анализ их обстоятельств следует проводить и в педагогическом коллективе.
Работа по предотвращению травматизма неосуществима без четкого руководства и разбора всех несчастных случаев у учащихся, совершающихся в школе и за ее пределами. Это способствует обнаружить главные причины травм и вести предупредительную работу. Медицинские работники должны оповещать всех работников школы о произошедших травмах. Но имеющиеся школьные причины риска, важный из которых – неминуемая скученность детей, неустранимы в принципе. По этой причине переломы и черепно-мозговые травмы среди мальчиков в школе в период перемены или на школьном дворе- частый случай. Условия определенного случая, когда ребенок травмировался, необходимо рассматривать персонально.
Частая причина травм — несоблюдение сан гигиен норм учебного процесса в школе. По этой причине мед работники должны исполнять регулярный контроль за состоянием всех школьных помещений, их освещенностью, состоянием школьного участка, организацией школьных помещений, уроков физкультуры и т. д. Безусловно к данной работе врачи обязаны заинтересовывать всех преподавателей и персонал школ.
В проектах работы школ обязаны быть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В проектах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их выполнения, снабжение методическими, наглядными материалами.

Популяризация безопасных способов обучения

Цель популяризации требований ОТ – введение в учебно-воспитательный процесс передовых средств ТБ, формирование на каждом рабочем месте условий для безопасного и производительного труда.
Для этого разрабатываются аннотации и памятки по ОТ и ТБ, используют различный наглядный материал, надписи, оборудуют кабинеты и уголки по ОТ. Результативность данной работы сильно зависит от инициативы и знаний учителя.
Памятки и инструкции существуют 2-ух видов: одни предусмотрены чтобы выдавать на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них коротко изложены условия и правила труда и ТБ по некоторым видам работ и профессий.
Основными концентрирующими центрами ОТ в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, уместно в учебных кабинетах формировать уголки охраны труда.
Огромное значение в борьбе с травматизмом имеют разные формы агитационно-массовой работы по ОТ: лекции, публичные смотры охраны труда, массовые рейды, конкурсы, совещания, обследования, проверки, экскурсии в остальные учреждения и на спец тематические выставки. Такие формы в особенности эффективны в таком случае, если привлекают учащихся к их исполнению.


 

 

Глава 2 Повышение эффективности деятельности образовательных учреждений по профилактике травматизма

2. 1 Метод инструктажа учащихся как основная форма профилактики травматизма


Исследование профилактики детского травматизма проводилось на базе общеобразовательной школы №100 и школы №101 г. Железногорска.
В ходе изучения опыта предотвращения детского травматизма применялись следующие методы:
- изучение и анализ документов;
- беседа с инженером по ОТ.
Далее мы провели анализ и обобщение опыта предотвращения детского травматизма в школе.

Описание итогов исследования
В процессе исследования работы по предотвращению детского травматизма в образовательных учреждениях на примере общеобразовательной школы №100 и школы №101 г. Железногорска были получены следующие итоги.
В общеобразовательной школе №100 введена должность инженера по ОТ, главными обязательствами которого по вопросам предостережения детского травматизма, являются:
- осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам [9];
- осуществление инструктажа работников учреждения.
Разработаны инструкции по ОТ и ТБ (см. прил 1).
Это образовательное учреждение обладает своец спецификой. Воспитатели и педагоги выполняют воспитательно-профилактические беседы с учащимися согласно проблемам ТБ, правилам дорожного движения. Постоянно проводятся инструктажи учащихся, проведение которых отмечается в журнале инструктажа обучающихся или в классном журнале.
В общеобразовательной школе №101 работа по предотвращению детского травматизма разделена среди завучей по воспитательной и учебной работе.
Главной конфигурацией профилактики детского травматизма таким образом является инструктаж учащихся и преподавателей.
В целях предотвращения детского травматизма в МОУ СОШ №101 часто ведется последующая работа:
- разговоры с родителями на родительских собраниях и с присутствием на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и выполнению условий к одежде и обуви обучающихся;
- классные часы с учащимися по темам: "Спорт-это жизнь", "Культура поведения в школе ", "Устав школы - главный закон для школьника", "Дружба в нашей жизни", "Учимся прощать" и др.;
- наставление пед работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по "Должностным инструкциям", заместителями директора школы;
- составление графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах школы;
- контролирование за исполнение ИОТ №40 "Дежурного учителя" и исполнение должностных обязанностей ГПД, ПДО, дежурным администратором;
- регулярная работа социального преподавателя, педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины;
- запрет выхода обучающихся с помещения школы в период учебных занятий без уважительной причины.
Таким образом в учебном заведении сформирована комиссия по ОТ. Главная цель комиссии по вопросу предотвращения детского травматизма содержится в осуществлении контроля за соответствием условий обучения сан- эпидемиологическим законам.
Выводы
1. Главной конфигурацией профилактики детского травматизма в школе считается инструктирование по ТБ преподавателей и учащихся.
2. Систематическое проведение предупредительных бесед с учащимися и родителями учащихся о потребности соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
3. Установление графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах школы.
4. Реализация контроля за созданием аспектов обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.
Рекомендации
1. С целью предотвращения детского травматизма на переменах с учащимися начальной школы необходимо играть в подвижные игры, они дают возможность учащимся подвигаться и передохнуть в безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.
2. Рассмотреть бальную систему оценки поведения на переменах учащихся школы. За нарушения дисциплины, ТБ учащимися начислять или снимать баллы со всего класса. В конце четверти подводить результаты и награждать класс, из числа учащихся которого не были отмечены нарушения ТБ.
3. Стрессовые состояния человека принуждают его специально делать опасные действия, какие, как он считает, могут помочь избавиться от стресса. Таким образом, нужно учить учащихся полезным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.
4. В образовательных учреждениях снабдить кабинеты или уголки по ТБ, где располагаются схемы, плакаты, инструктивные материалы по ТБ.
5. Систематическое проведение инструктажей, бесед учащихся с введением наглядных пособий как телевизионные передачи, кинофильмы.


 

 

2. 2 Внедрение эффективного метода инструктажа в общеобразовательной школе


Цель исследования: выявить влияние инструктажа учащихся на степень грамотности учащихся в области техники безопасности.
Задачи исследования заключаются в определении уровня знаний учащихся по вопросам охраны труда и техники безопасности.
В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: уровень знаний по вопросам охраны труда и техники безопасности у школьников, участвовавших в инструктаже по технике безопасности, больше, чем у школьников, не принимавших участие в инструктаже.
Исследование велось на базе средних школ г. Железногорска №100 и №101. Испытуемыми выступили 44 учащихся 9 классов, в возрасте 15-16. Из них 22 школьника приняли участие в инструктаже по ТБ (учащиеся школы №100), 22 школьника не участвовали в инструктаже (учащиеся школы №101).
В исследовании применялась анкета, как главная методика, нацеленная на обнаружение уровня знаний учащихся в области ТБ.
Реализация изучения проводилась в срок с 13. 05. 15 по 15. 05. 15.

Описание методик исследования
Для исследования степени грамотности учащихся в конкретных областях обеспечения БЖ была создана анкета, состоящая из 15 вопросов, раскрывающих сущность комплекса мероприятий по защите населения, в том числе мероприятий радиационной, хим и мед защиты.
Варианты ответов были предложены.
Испытуемым предлагалась соответствующая аннотация: " Друзья, небезопасные ситуации, поджидающие нас повсюду, требуют ЗУН, которые обеспечивают безопасное существование в современном мире.
Вам предлагается принять участие в эксперименте, целью какого является определение степени готовности учащихся к поступкам в разных экстремальных ситуациях. Для этого Вам нужно дать ответ на предложенные вопросы. Тесты проводятся анонимно. После того как все работы будут сданы зачитывают верные ответы, и каждый сам сможет оценить сои знания.
В ходе обработки данных за верный ответ начислялся 1 бал. В 10-11-ом вопросах верных ответов было несколько, благодаря чему 1 бал начислялся, если в 10 вопросе было зафиксировано 2 правильных ответа, а в 11 – 3. В случае выбора 2 правильных и 1 неправильного действия по 10 вопросу бал не начислялся.
Вопросы анкеты были условно разделены на последующие группы: вопросы № 2, 3, 6, 8, 9 относятся к группе мероприятий по хим защите населения, № 1, 4, 5, 7, 12 - к группе мероприятий по радиационной защите населения, № 10, 11 – к мероприятиям мед защиты.

Описание результатов исследования
Условно обозначим: первая группа испытуемых - школьников не принимавшие участие в слетах – соревнованиях " Юный спасатель "; школьники, принимавшие участие в слетах – соревнованиях - 2-ая группа.
В ходе обработки приобретённых данных высчитывался процент испытуемых, давших верные ответы на вопросы тесте, в своей группе.
Далее были вычислены проценты правильных ответов по выделенным причинам в своей группе.
В итоге проведенного теста мы получили следующие данные.
Проанализируем итоги по каждому вопросу анкеты отдельно.
На первый вопрос (Как действовать по сигналу "Внимание всем!?) дали правильный ответ 55% испытуемых первой группы и 75 % испытуемых 2-ой группы.
На второй вопрос (При трагедии на химически опасном объекте произошла утечка хлора, вы можете оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1-м этаже 9-этажного дома. Как вы поступите?) дали правильный ответ 63% и 100% испытуемых первой и 2-ой группы.
Процент школьников давших правильный ответ на третий вопрос (Пары какого из перечисленных веществ являются более ядовитыми?) во 2-ой группе больше, чем в 1-ой (100% и 86%).
Часть испытуемых давших правильный ответ на 4-ый вопрос (Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызывать ожоги кожных покровов, поражения глаз человека и пожары?) существенно больше во 2-ой группе, чем в 1-ой (100% и 32%).
На пятый вопрос (Что такое дезактивация?) дали правильный ответ 50% испытуемых 1-ой группы и 94 % испытуемых 2-ой группы.
Процент школьников давших правильные ответы на шестой вопрос (При трагедии с утечкой аммиака в качестве средств персональной защиты вы решили использовать ватно-марлевую повязку. Каким веществом ее следует смочить?) во 2-ой группе больше, чем в первой(81% и 18%).
На седьмой вопрос (Что относится к личным средствам защиты органов дыхания?) дали правильный ответ 68% испытуемых 1-ой группы и 100 % испытуемых 2-ойгруппы.
Доля испытуемых давших правильный ответ на 8-ый вопрос (От что зависит длительность хим заражения?) больше во 2-ой группе, чем в первой(88% и 45%).
Доля испытуемых давших правильный ответ на 9-ый вопрос (При трагедии на химически опасном объекте вы можете оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует оставить эту зону?) существенно больше во 2-ой группе, чем в первой(100% и 23%).
На 10-ый вопрос (Какие из перечисленных действий нужно выполнить при оказании первой помощи в случае термического ожога?) дали правильный ответ 41% испытуемых первой группы и 88 % испытуемых 2-ой группы.
Доля испытуемых давших правильный ответ на 11-ый вопрос (Какие из перечисленных действий нужно исполнить при оказании первой помощи при отравлении грибами?) существенно больше во 2-ой группе, чем в первой (100% и 18%).
На 12-ый вопрос (Какие профилактические меры принимаются при угрозе радиоактивных веществ на организм человека при радиационной трагедии?) дали правильный ответ 77% испытуемых первой группы и 75 % испытуемых 2-ой группы.(см. прил №1).
Рассмотрим итоги изучения по группам мероприятий защиты населения, в том числе радиационной, хим и мед охраны.
На вопросы по мероприятиям хим охраны людей было получено 47, 3% и 83, 3% верных ответов в первой и 2-ой группе испытуемых.
На вопросы мероприятий радиационной защиты людей получено 56, 4% верных ответов в первой группе испытуемых и 78, 9% во 2-ой.
По вопросам мероприятий мед защиты людей испытуемыми было дано 29, 5% и 93, 7% верных ответов в первой и 2-ой группе испытуемых (см. прибавление №2).
Еще раз подчеркнем, то что в группе испытуемых, принимавших участие в слетах – соревнованиях " Юный спасатель " процент верных ответов по вопросам обеспечения безопасности намного больше, чем в группе испытуемых, не принимавших участие в слетах.

Выводы и советы
1. Слет – состязание " Юный спасатель " является действенным способом формирования свойств личности безопасного типа поведения.
2. Уровень познаний в области обеспечения БЖ у школьников, принимавших участие в слетах – соревнованиях " Юный спасатель ",намного больше, нежели у школьников, не участвующих в слете.
Согласно вопросам мероприятий мед охраны людей школьники, принимавшие участие в слетах – соревнованиях "Юный спасатель", наиболее грамотны, чем школьники, не участвующие в слетах.
По вопросам мероприятий радиационной защиты степень знаний у школьников, принимавших участие в слетах – соревнованиях " Юный спасатель ", намного выше, чем у школьников, не учавствовавших в данных слетах.
По вопросам мероприятий хим защиты людей степень познаний у школьников, принимавших участие в слетах – соревнованиях " Юный спасатель ",намного выше, чем у школьников, не учувствовавших в данных слетах.
Рекомендации.
Преподавателям с целью воспитания у учащихся свойств личности безопасного типа нужно применять на занятиях в классах, секциях " Юный спасатель " и на уроках в обычных классах последующие методы
1. Игровое моделирование или имитирование различных проблемных ситуаций и соответственных операций в них.
С целью действенного обучения навыкам безопасного поведения, нужно поместить учащихся в обстановку, похожую на настоящую.
Занятие согласно каждому разделу БЖ и ОБЖ может начинаться с практической " разминки " - игрового прогнозирования или имитирования разных проблематичных ситуаций и определенных операций. А уже после отработки ситуации уже легче переключиться на изучение понятий, теории и способов по этому вопросу. Главная цель этих занятий усваивание практически важных умений и навыков, верный анализ информации, извещение спасательных служб, привлечение всех сил и запасов, принятие оптимальных решений в трудных ситуациях [42, с. 40].
Приведем примеры 2-ух подходов к концепции обучения по вопросам охраны от грабежей и насилия.
В 1 случае после детального рассказа о грабежах и методах их предупреждения учитель предлагал обучаемым вообразить разные методы вероятного действия и противодействия при инсценировке грабежа непосредственно в аудитории. Невзирая на приобретенные знания, приблизительно 90% учащихся не сумели исполнить простых операций: оттолкнуть преступника, закричать, помочь жертве, сбежать. Они грамотно все без исключения пересказывали, однако ничего не предпринимали, а когда предпринимали, то неверно, безграмотно, малоэффективно.
Во второй аудитории применяли другой порядок знаний. В начале 15 минут под управлением и в присутствии учителя школьники отрабатывали способность кричать, отталкивать, убегать, 15 минут выслушивали и проговаривали различные ситуации о грабежах и способах их предупреждения. Следующие 10 минут контролирования и закрепления материалов урока совсем другой итог, чем при классическом методе обучения. При всем этом обучающиеся не утомились от занятий, немало двигались, получили позитивные эмоции, с энтузиазмом отнеслись к заданию выданному на дом записать отрывок учебника, приготовить анализ определенного варианта из личного эксперимента или СМИ. Организация, интерес, усвоение и подход к преподавателю были на самом высочайшем уровне [42, с. 41].
2. Интенсивный способ контроля качества знаний.
Способность к стремительной оценке неожиданных событий обусловливается особенностями своевременного мышления. Способности данного мышления, способность стремительно и грамотно отвечать на необычную, внезапную ситуацию, если необходимо самостоятельное, необычное принятие решения, считаются важными качествами подготовки к экстремальным ситуациям.
По сути, напряженный способ испытания познаний является особой тренировкой мышления для скорого принятия решения.
Осуществляющие контроль вопросы обязаны быть обучающими. На вопрос предлагаются три варианта ответа, и только один верный.
Вопросы и варианты ответов зачитываются устно. Некоторые преподаватели и психологи не соглашаются с этим, утверждая, что люди хуже слышат устную информацию и то что у них сильнее сформировано зрительное восприятие и зрительная память. Но при опасных ситуациях человек должен реагировать на слуховые сигналы об угрозе. Может просто не быть другой информации. Согласно данному обстоятельству, если мы хотим подготовить ребенка к экстремальной ситуации, то в таком случае должны улучшать и тренировать его слуховые каналы.
Записывают ученики только вопросы и ответы. Когда ученик отмечает два варианта ответа либо исправляет неправильный ответ на правильный, ответ не засчитывается. Предпосылкой таких ответов может быть в таком случае, что ученик списал либо не уверен в своем ответе. Подобное действие чрезвычайно опасно при попадании в экстремальную ситуацию. В народе говорят: "За 2-мя зайцами погонишься - ни 1-го не поймаешь!" В напряженной ситуации вернее этой народной мудрости и не скажешь. Подобных неуверенных людей сразу видно при переходе дороги, когда они начинают суетиться и в результате их сбивает автомобиль. Водитель полагает, то что горе-пешеход покинул его сторону полосы, и он не успевает среагировать.
Вопросы зачитываются громко и четко. На 1-ом шаге обучения вопрос целесообразно повторять и достигать того, чтобы ученики его восприняли. Варианты ответов повторяются два раза.
В дальнейшем варианты ответов и вопросы не повторяются, а скорость их озвучивания стремительно растёт от медленной до более быстрой.
Для промежуточного контроля достаточно провести тест состоящий всего из пяти вопросов. При этом за каждый верный ответ будет начисляться один балл.
Оценка " 5 " ставится за 5 правильных ответов, " 4 " - за 4 и т. д. Таким образом в завершении обучения на на проведение данного тестирования будет предоставляться не более 3-5 минут. Подобным способом возможно на каждом уроке каждому ученику выставить общую оценку.
При выполнении тематического среза предлагаются 10 вопросов. На выполнение этой работы предоставляется от 5 до 10 мин. В этом случае оценка "5" ставится за 9-10 правильных ответов, "4" - за 7-8 и "3" - за 5-6.
При рубежном или итоговом контроле предполагаются от 15 до 25 вопросов. На выполнение задания отводится 10-15 минут. Если предложено 20 вопросов, то оценка "5" ставится за 18-20 верных ответов, оценка "4" - за 14-17, оценка "3" -за 10-13.
Наличие знаний такого рода контроля выявляет с достаточной степенью точности.
Необходимо соблюдать определенные критерии формирования тестовых заданий:
- вопросы выражать отчетливо, конкретно, сжато и примитивными словами;
- вопросы обязаны быть довольно подробными;
- вопросы должны намекать на ответ;
- вопросы и ответы должны подходить к тем данным, какие используются при изучении курса ОБЖ, так как в различных учебных пособиях и книгах могут даваться разные формулировки тех или иных толкований;
- тексты ответов не могут отличаться по численности слов в них, по тому что ученики почти всегда выбирают самый многословный ответ;
- ответы не должны быть очевидно правильными или, напротив, нелепыми и разумеется неверными;
- если ответ содержит одни цифры, то лучше, чтоб отличие между ними было не меньше чем в 2 раза.
Эту технологию очень хорошо использовать как методику обучения в школах основам безопасности жизнедеятельности.
Интенсивный метод, по сравнению с остальными тестовыми формами, никак не влияет на итоговую оценку и очень хорошо развивает интуицию и оперативное мышление, закрепляет эмоциональную устойчивость [16, с. 52-54].
3. Анализ реальных опасных и ЧС.
Очень часто подростки не умеют прогнозировать и выявлять вероятные угрозы, они не грамотно ведут себе в чрезвычайных ситуациях. По этой причине на классных часах, уроках ОБЖ преподаватели совместно с учениками обязаны компенсировать пробелы учебной программы, продемонстрировав на определенных образцах предпосылки и результаты необдуманных, спонтанных действий. На уроках разрешено применять доступные материалы из прессы собственного региона. Как правило, занятия, базирующиеся на функциональном обсуждении насто


<== предыдущая | следующая ==>
Организация рабочих мест | Wprowadzenie

Date: 2016-02-19; view: 976; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию