Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод причинно‑позитивного мышления





Предлагается поверить в один простой метод, способный оказать вам неоценимую помощь в работе, – метод причинно‑позитивного мышления.

1. Из мира следствий – в мир причин.

2. Нет объективных причин для отрицательных эмоций. Каждая ситуация – источник информации.

Чаще всего мы негативно эмоционируем лишь потому, что следствий из одной причины может быть очень много. Но предложенный способ мышления (пункт 1) содействует направлению усилий на то, чтобы найти причину возникновения любой ситуации. Если мы добираемся до этой причины, то впоследствии, сталкиваясь с целым классом ситуаций и уже зная их причину, можем этими ситуациями владеть. Как видите, это качественно отличается от защитного механизма ложной личности. Речь идет уже не о защите, а о вступлении в Диалог.

Вы едете в троллейбусе в час "пик", обстановка очень напряжена; что делать? Нервничать со всеми или индивидуально? Правда, потом, очевидно, придется себе сказать, что вас в тот момент не было, вы не жили и время потеряно.

Остановите автоматическую реакцию. Займитесь исследованием и осознанием ситуации. А, может быть, вы можете ее изменить?

Предлагаемая система не делает человека менее эмоциональным, хотя в начале обучения бывают фазы, когда так кажется окружающим. И последние несомненно станут об этом говорить, в разной форме "подначивать" вас.

Нет, эмоции никогда не исчезают, просто они, даже очень сильные, перестают нас разрушать. Вся система существует только для того, чтобы из нас самих извлечь нас истинных. И ваша чувственная жизнь по отношению к Миру станет в результате намного разнообразнее и красочнее, а ваши интеллектуальные процессы – глубже.

Метод причинно‑положительного мышления дает возможность такой внутренней организации, когда мы постепенно начинаем овладевать своей жизнью, превращая ее в творческий акт, начинаем создавать ее сами. Ведь мы, строго говоря, сейчас все время живем прошлым, все время запаздываем. Вопрос только, кто насколько… Сам процесс бытия есть превращение множественного будущего в однозначное прошлое. Помните "Витязь на распутье" Васнецова? Мы постоянно делаем выборы, и бесконечное множество выборов, лежащее перед нами, превращается в единственность позади нас. Но сегодня мы похожи на всадника, сидящего задом наперед на быстро скачущем коне. Мы смотрим не на то, что на нас надвигается, а на то, что отодвигается, и постоянно заняты борьбой за прошлое.

Когда мы научимся перешагивать через это, когда сядем на коня правильно, мы научимся слышать то, что нам говорит Мир. Это та же проблема Диалога, только с другой стороны.

Ведь основные причины наших поступков лежат в будущем, а не в прошлом, они определяются моделью потребного будущего. Критерий наших поступков – будущее, потому что для достижения какой‑либо будущей цели мы совершаем поступки сегодня.

Прошлое же дает только опыт и средства. Если я правильно выстроил свой Диалог с Миром, я начинаю слышать то, что мне подсказывает реальность, я предощущаю, что будет, и могу выбирать более сознательно.

Тогда высказывание древних о том, что не ситуация делает нас, а мы создаем ситуацию, приобретает вполне реальную основу. Какой я, такие на меня и идут ситуации. На меня идет то, что созвучно мне. Потому что человек видит только то, что хочет видеть, и слышит только то, что хочет слышать.

Для того, чтобы поменять ситуацию, необходимо поменять себя, изменить свое "хочу". Помните, мы говорили о силе потребности?

Никогда не надо объяснять свои действия действиями других людей – еще одно древнее мудрое изречение. Если я меняюсь, я начинаю в объективной реальности видеть больше, и вариантов выбора тогда великое множество. И только по собственной закостенелости мы думаем, что основная причина ограниченности выборов находится вне нас.

Таково активное бытие. Вы вступаете в Диалог и изменяете объективную реальность не судорожно, не в отчаяньи или под давлением негативных эмоций, а сознательно двигаясь к своему будущему, что и придает жизни непреходящую ценность, не вещественную, а бытийную. И тогда все другие ценности, вещественные и конечные, тоже приобретают другой смысл и другое содержание. Потому что есть контекст, реальное ощущение своего бытия, собственного творчества этого бытия.

Нельзя считать нормальным, когда из всех объектов, на которые нас нацеливают, исчезает один – бытие как таковое. Это недоразумение, и его нужно ликвидировать, тогда гораздо меньше будет стрессов, кризисов смысла жизни и т.п.

Это трудно, но этому можно учиться.

Часто сил не хватает, ситуация на нас наступает. Она такая, а мы‑то внутри уже другие, и нам опять кажется, что все вокруг виноваты в наших "страданиях".

Окончательное решение этой проблемы произойдет тогда, когда в нашей жизни не будет ни одной ситуации, где мы, по своей воле или под чьимлибо давлением, будем действовать вопреки своим знаниям.

ДОКЛАД,

Прочитанный И. Н. Калинаускасом на конференции в Институте биофизики МЗ СССР.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 16‑ЗНАЧНОГО КОДА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Разработка методик психической саморегуляции, позволяющих формировать заданное функциональное состояние в процессе деятельности, требует решения двух основных задач:

1. Разработка ориентированного на практические нужды языка описания состояний.

2. Технологичность методики, то есть четкая связь между языком описания состояний и конкретными приемами их формирования и длительного удержания, обеспечивающие устойчивое проявление заданных параметров деятельности. Методики типа АТ (по Шульцу и модификации) и БОС (биообратная связь), являющиеся по существу специфической деятельностью по психорегуляции, могут решать эти задачи лишь ограниченно, так как их включение в живую ткань конкретной деятельности затруднено. Для того, чтобы деятельность не прерывалась процессом саморегуляции, приемы формирования состояний должны быть закодированы максимально кратким символом, семантический и функциональный объем которого задается в процессе обучения.

Характеристики уровней активности и качеств среды как пространства деятельности являются, по нашему мнению, наиболее удобными для кодирования состояний, так как содержанием своих определений активизируют континуальные блоки смыслов.

Мы остановились на достаточно известном и практически удобном выделении в деятельности трех основных уровней активности: физического, эмоционально‑чувственного и когнитивного.

Субъективное восприятие преобладания в деятельности уровня физической активности закодировано как "1‑ый уровень"; преобладание эмоционально‑чувственной активности – как "2‑ой уровень"; когнитивной – как "3‑ий уровень". Состояние, при котором все уровни активности субъективно воспринимаются как представленные в равной степени, условно кодируется как "4‑ый уровень".

Как показало дальнейшее исследование, данный код легко усваивается в процессе обучения и не вызывает психологического напряжения в процессе формирования состояний.

Второй параметр кода соединяет в себе ориентацию восприятия на среду как пространство деятельности и переживание чувства включенности в эту среду.

Чувство включенности задается семантическим полем понятия "ритм", а ориентация восприятия – выделением четырех вариантов восприятия пространства: как бесконечности – код "ритм А"; как потока – "ритм В"; как множество дискретных объектов – "ритм С"; как деструктивного – "ритм D".

И по этому параметру дальнейшее исследование показало легкое усвоение кода и его четкую связь с конкретными приемами формирования и удержания состояний.

Таким образом, сочетание четырех вариантов каждого из двух параметров позволяет кодировать шестнадцать состояний. Решение второй задачи – технологичность методики – было основано на использовании хорошо разработанного в практике подготовки театрального актера тренинга, развивающего способность к эмпатии и навыки управления уровнями активности. В процессе тренинга формируется функциональная система данного состояния, активизируемая воспроизведением в памяти кодового символа. Параллельно тренируется способность оценки своего текущего состояния с применением языка методики.

Психологические и психофизиологические измерения показали наличие дифференцированных функциональных признаков каждого из шестнадцати формируемых состояний.

Исследование эффективности методики проводилось совместно с НИИ психологии УССР на контингенте экспериментальных групп п/секции "Прикладная психология" при УкрРПНТОРЭС им. А.С.Попова (г.Киев).

Количество испытуемых – 35 человек; возраст от 22 до 29 лет; мужчин – 21 человек, женщин – 14 человек. Образование высшее (у 33% из них – техническое). Второй контингент – группа спортсменов, членов сборной команды Украины по легкой атлетике в количестве шести человек, МСМК – 3;

МС – 3; мужчин – 5, женщин – 1, возраст от 20 до 24 лет. Исследование проводилось при участии тренеров и врача.

Учебные занятия с экспериментальными группами проходили 3 раза в неделю, продолжительность их – от 2‑х до 3‑х часов.

Для контроля за процессом обучения использовались следующие измерения:

1. Отчеты испытуемых.

2. Тест "Картины" – эталонный набор художественных репродукций в количестве 50 штук.

3. Тест "Портреты" – эталонный набор фотопортретов в количестве 50 штук.

4. Звуковые тесты – запись музыкальных произведений и речи.

5. Определение испытуемыми состояния, сформированного оператором, сидящим спиной к группе на расстоянии 4‑х метров. Перед началом работы оператор получал программу последовательного формирования восьми состояний в следующем режиме: время предъявления – 2 мин, интервал для перестройки – 30 сек.

С группой спортсменов проведено в течение 3‑х месяцев 80 психологических тренировок продолжительностью 45 мин с направленным обучением формирования 2‑х состояний – 1С и 4С, предварительно определенных как оптимальные.

Для измерения использовались:

1. Тепинг‑тест (во время занятий).

2. Контроль выполнения тестовых физических упражнений типа 10 серий по 10 попыток, выполняемых непосредственно во время спортивных тренировок.

По оценке заслуженного тренера УССР В.Н.Киба формируемые спортсменами состояния близки к оптимальным в их видах спортивной деятельности (бег, прыжки в высоту), что подтверждается в частности выступлением спортсменов на зимнем первенстве УССР по легкой атлетике в январе 1986 года. Четыре из пяти участвовавших в соревновании спортсменов стали призерами, показав результаты, превышающие личные рекорды, а также плановые установки тренеров. Тренеры оценили вклад психотехнической подготовки в 50% прибавки к личному рекорду спортсменов.

В дальнейшем по данной методике спортсмены были обучены двум комплексам психотехнических приемов предстартовой мобилизации. На фоне физического покоя в первом комплексе ЧСС доводится до 120 уд/мин, во втором – от 150 до 180 уд/мин. Интересной особенностью второго комплекса является то, что после его выполнения формируется состояние, позволяющее выполнить достаточно объемную работу без значимого изменения ЧСС. Например, испытуемый (МСМК), достигнув после выполнения комплекса ЧСС 160 уд/мин, затем выполнил 50 типовых приседаний, после чего ЧСС равнялось 152 уд/мин. Аналогичные данные получены в 30 замерах.

В тренировке, проведенной после второго комплекса предстартовой мобилизации, испытуемый (МСМК) установил личные достижения в пяти тестовых упражнениях.

Анализ отчетов испытуемых выявляет четыре наиболее значимых для них эффекта от практического применения навыков, полученных после освоения методики:

1. Повышение эффективности основной производственной деятельности.

2. Ускорение восстановления психического тонуса после нагрузки.

3. Повышение уровня и качества коммуникабельности, развитие чувства сопереживания.

4. Более глубокое восприятие произведений искусства, обогащение эмоционально‑чувственной сферы.

Обобщение материала отчетов испытуемых позволяет провести предварительное соотнесение некоторых типов деятельности с формируемыми состояниями:

1. Деятельность, требующая устойчивого внимания или сложнокоординационных действий, – состояние "4С".

2. Деятельность, требующая, в основном, мышечной активности, – состояния "1С", "1В".

3. Деятельность, связанная с межличностными взаимодействиями, – состояния "2В", "4В".

Требуется дальнейшее углубленное исследование оптимального соответствия между формируемыми состояниями и типами профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты исследования показали принципиальную возможность использования разработанного 16‑значного кода для формирования дифференцированных состояний в процессе деятельности.

Особый, но, к сожалению, мало исследованный вопрос – физиологическая цена приемов психорегуляции. Это задача не ставилась в исследовании, но необходимость ее решения очевидна.

Date: 2015-12-12; view: 277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию