Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское общество (СхиОП, опр. № 29): понятие, структура, признаки





Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было тем, что принято называть «гражданским обществом». Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и разгосударствления ряда общественных отношений.

Историческое понимание гражданского общества зародилось в Древ­ней Греции, в античном мире (М/м лекция № 7, слайд № 3).

Граждане Древнего Рима имели свой правовой статус. Они были обя­заны служить в армии, имели право участвовать в народных собраниях, за­ниматься политической деятельностью, их запрещалось позорно распинать на кресте. Такому наказанию могли быть подвергнуты лишь лица, не являющиеся гражданами древнеримского государства.

Дальнейшее развитие понимание гражданского общества получило в работах Гоббса, Локка, Руссо (М/м лекция № 7, слайд № 4). Указанные авторы несколько по-новому ха­рактеризовали гражданское общество по сравнению с античными философами. Гражданин, по их мнению, не только подданный государства, обязанный выполнять его предписания. Государство также имеет определенные обязанности перед гражданином: оно обязано поддерживать определенный порядок в обществе и обеспечить безопасную жизнь гражданина. В свою очередь, гражданин - это социально-активная личность, юридически и практически значимая часть общества, которое представляет собой «союз полноправных индивидуальностей». В своей жиз­ни и деятельности личность руководствуется чувствами свободы, долга, пра­ва, морали, законными отношениями по поводу имеющейся собственности.

Собственно категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения и была обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля (М/м лекция № 7, слайд № 5), который и разработал правовые основы гражданского общества (М/м лекция № 7, слайд № 6).

Учитывая, что Гегель считал современное ему буржуазное общество гражданским, взгляды его значительно устарели. Тем не менее, его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.

Следующий этап, связанный с развитием представлений о гражданском обществе, связан с именами классиков исторического материализма К.Марксом и Ф. Энгельсом (М/м лекция № 7, слайд № 7). В их произведениях показана динамика соотношения общества и государства, основанная на изменении форм собственности и разделении труда (М/м лекция № 7, слайд № 8).

В настоящее время термин «гражданское общество» чаще всего используется именно в сопоставлении с понятием государства и понимается как общество с развитыми политическими, экономическими, культурными и правовыми отношениями между его члена­ми и созданными ими организациями, независимыми от государства, но взаимодействующими с ним. Это общество цивилизованных граждан с опре­деленным правовым статусом (М/м лекция № 7, слайд № 9).

В демократическом обществе государство является только его частью. Между государством и обществом должен быть заключен договор о власти, роль которого, как правило, выполняют конституции, согласно которому должны быть определены полномочия государства в отношении обще­ства и права общества по отношению к государству. При этом взаимоотно­шения государства и общества должны быть основаны на равновесии, рав­ных юридических возможностях воздействия государства на общество и об­щества – на государство. Доминирование одного из них может привести либо к засилью государства, его тоталитарному господству в обществе, либо к разрушению государства, его властных структур, обеспечивающих охрану прав граждан, общественных организаций, других государственных институ­тов и институтов гражданского общества, к анархизму и хаосу.

Условиями обеспечения равновесия государства и гражданского обще­ства является легитимность государства и власти (М/м лекция № 3, слайд № 8), с одной стороны, а правопослушность граждан и институтов гражданского общества – с другой.

Динамика взаимоотношений гражданского общества и государства довольно сложна, что обусловливается рядом отличий, существующими между ними (М/м лекция № 7, слайд № 10).

Субъекты гражданского общества действуют во всей сфере и участву­ют во всех отношениях гражданского общества в соответствии с его общими нормами, такими как право, мораль, нравственность, культура, этика. Одно­временно они руководствуются специфическими правилами, свойственными данной общественной организации, религии, творческому, профессиональ­ному объединению или другим формированиям.

Структура гражданского общества представляет собой внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие составляющих его элементов, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Структуру гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности (М/м лекция № 7, слайд № 14).

Социальная подсистема(М/м лекция № 7, слайд № 15) охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. Гражданское общество включает в себя целую совокупность социаль­ных организационных образований и отношений, которые формируются и функционируют независимо от государства. К их числу относятся добро­вольно созданные гражданами самоуправляющиеся общности людей – семьи, общественные организации, кооперативы, ассоциации, хозяйствующие структуры и корпорации, партии, профессиональные, творческие, спортив­ные, этнические, конфессиональные и иные объединения.

В гражданское общество включаются также негосударственные эконо­мические, социальные, духовные, нравственные, культурные, межэтнические и этнические, конфессиональные и межконфессиональные отношения, связи и взаимодействия, а также производственная (трудовая) и частная жизнь лю­дей, их обычаи, нравы, традиции, этика.

Экономическая подсистема представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

О политической подсистеме было подробно сказано на предыдущей лекции (Тема № 6, М/м лекция № 7, слайд № 10).

Духовно-культурная подсистема образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материальных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения.

Информационная подсистема складывается в результате общения людей друг с другом как непосредственно, так и через создаваемые ими структуры и средства массовой информации.

Усложнение структуры гражданского общества, увеличение числа существующих в нем социальных связей, возрастание роли гражданского общества в процессе социального регулирования и многие другие процессы, происходящие в современном социуме, соответственно повлекли за собой и изменение представлений о гражданском обществе, существенно расширили набор характеризующих его признаков (М/м лекция № 7, слайд № 16).

Date: 2016-02-19; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию