Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богдан Хмельницкий





 

Другая «знаковая фигура» – Богдан Хмельницкий. Вот что сказано о нём в 1 – м издании МСЭ:

 

«Хмельницкий, Богдан (род. в конце 16 в., ум. 1657), вождь украинской крестьянской революции 1648‑54, иногда по его имени называемой Хмельничиной (см.). Землевладелец, сотник реестрового украинского казачества, получил хорошее польское образование и был представителем шляхетской культуры. В 1620–1621 X. участвовал в войне Речи Посполитой с Турцией; вернувшись на Киевщину, участвовал в войне Польши с Москвою. Карьера X. была прервана резким столкновением с польской шляхтой, показавшим ему неравенство реестрового, хотя бы и богатого казака с польским паном: шляхтич Чаплинский, пользуясь поддержкой панских властей, отобрал у Хмельницкого имение, забил сына X. плетьми, увёз его жену. Сам X. был посажен под арест, откуда убежал в Запорожье в 1647. Вспыхнувшая в 1648 укр. крестьянская революция выдвинула X. на место вождя. Во время подготовки революции и в процессе борьбы X. показал блестящие военные и дипломатич. способности, к‑рые применил в конце концов в деле предательства революции. X. был тесно связан с шляхетской средой, что имело громадное влияние на его политику. Поддержанный крестьянской революцией, X. боялся последней и не хотел полного разрыва с шляхетской Польшей, ставя идеалом орг‑цию казацко‑дворянской державы. Предав крестьянскую революцию, обратившись к крепостнической Москве за помощью (1654), X. смотрел на Москву как на орудие для осуществления своих политич. планов – захвата роли правителя‑самодержца в новом казацком гос‑ве».[108]

«Хмельничина (1648–1654), встречающееся в литературе название крупнейшей украинской крестьянской революции 17 в.; название происходит от имени ставшего во главе массового движения и затем предавшего его Богдана Хмельницкого (см.). X. была направлена против феодальных отношений, против устанавливавшегося на Украине крепостничества. Последнее обеспечивало рабочей силой крупное панское польское землевладение. Поднявшиеся массы крестьянства и трудового городского населения пошли против господства крепостнической шляхты. Экономически мощное реестровое казачество с реестровым сотником Хмельницким во главе сумело возглавить движение, призвать на помощь запорожское казачество и татар и двинуться против помещиков, шляхты, в к‑рой новая земельная знать – реестровцы – видела опасного соперника. Казацкая верхушка во главе с Хмельницким не хотела разрушать основ социального строя Польши, она только стремилась к установлению своей автономии и своих прав на землевладение. В универсалах (манифестах) Хмельницкого объявлялось> что он идёт освобождать крестьян от шляхетского гнёта и выгонять арендаторов. Однако крестьянская революция приняла такие размеры и характер, каких не хотели ни Хмельницкий, ни реестровое казачество. Движение грозило разрушить их землевладение и стереть с лица земли их самих; повстанческие отряды росли с невиданной быстротой, панские поместья уничтожались, паны и арендаторы избивались. Натиском восставших украинских крестьянских масс было на некрое время уничтожено крепостничество. Но это уничтожение било не только по панам, но и по реестровому казачеству, лишавшемуся рабочих рук для обработки своих земельных владений. В этом лежала основная причина предательства реестровцами революции.



Зборовский договор 1649 с Польшей был крупнейшим этапом этого предательства, он устанавливал мир со шляхтой, возвращая её в поместья, и вновь позволял ей эксплуатировать украинское крестьянство на основе крепостнических отношений. Крестьянство вместе с казацкой голытьбой продолжало борьбу против крепостничества (отряды Богуна, Нечая и других); под давлением этой продолжающейся борьбы верхушка казачества с Хмельницким во главе была бессильна привести Зборовский договор в исполнение. Такую же неудачу потерпел и Белоцерковский договор 1651. Хмельницкий стал подыскивать нового, более сильного союзника в борьбе с крестьянской революцией, чем Польша, и нашёл его в лице крепостнической Москвы, давно зарившейся на украинские земли. Дворянская Москва надеялась, начав войну с поляками, получить подступы к берегам Балтийского моря. В 1664 в Переяславле был заключён договор, по к‑рому левобережная Украина переходила в московское подданство; Москва обязывалась сохранить права казацкой верхушки на земельные поместья, отобранные у шляхты, и крепостной труд. Основная сила революции – крестьянские украинские массы, – оказалась преданной, и крепостнические отношения восстановленными.

В анализе X. историками допущен ряд ошибочных толкований – так, неправильна трактовка, рассматривающая X. как «великую буржуазную революцию» на Украине и выдвигающая буржуазию как её главную движущую силу. Бурж. историки‑националисты стремятся рассматривать X. как бесклассовую национальную борьбу за самостоятельную Украину. Немарксистской, враждебной ленинизму является концепция М. Яворского, рассматривающая X. как дворянскую революцию, а восставшие массы украинского крестьянства только как «разрушительную силу»».[109]



 

Как мы видим, если верить «историкам‑марксистам», Богдан Хмельницкий вместо борьбы с поляками только и мечтал, как бы половчее «предать крестьянскую революцию», и в итоге сдал Украину «крепостнической Москве».

11‑й том 2‑го издания МСЭ со статьёй про Хмельницкого вышел уже после войны, в 1947 году:

 

«Хмельницкий, Богдан Зиновий Михайлович (род. в конце 16 в. – ум. в 1657) – великий укр. государственный деятель и полководец, пламенный патриот своей родины, руководитель борьбы украинского народа против польско‑шляхетского гнёта и основоположник союза братских народов – украинского и русского. X. родился в гор. Переяславе (ныне – Переяслав‑Хмельницкий) в семье казацкого сотника. Получил хорошее по тому времени образование, обладал широким политич. кругозором и воен. знаниями.

Участвовал в Польско‑турецкой войне 1620, в которой был убит его отец, а сам X. был взят в плен и два года томился в неволе. Вернувшись на родину, X. занимал в 1637 должность войскового писаря, а в 1638 был уже Чигиринским сотником. На самом себе X. испытал весь произвол польской шляхты, хозяйничавшей на Украине. Ненавидевший X. польский подстароста Чаплинский, напав в отсутствие X. на его хутор Субботово, разграбил хутор, увёз жену и засёк до‑смерти одного из сыновей X. Польский королевский суд оставил жалобу X. без внимания.

В 1647 польский магнат А. Конецпольский, получив уведомление, будто X. «бунтует» казаков, хотел казнить последнего. X. был арестован, но выдан на поруки С. Кричевскому, Чигиринскому полковнику, его приятелю. X. отправился с жалобой к коронному гетману Н. Потоцкому, но узнав, что по дорогам устроены засады, чтобы убить его, решил убежать вместе со своими единомышленниками в низовья Днепра.

В феврале 1648 X. изгнал из Запорожской Сечи польский гарнизон и оттуда направил посольство в Крым, которое договорилось с крымским ханом Ислам‑Гиреем о помощи в борьбе с Польшей. В середине 1648 X. с несколькими тысячами казаков выступил на борьбу против Польши. В это время казаки избрали X. старшиной войска запорожского; позднее он принял звание гетмана. 6/У 1648 в бою под Жёлтыми Водами и 16/У под Корсунью войска X. одержали победы над польскими войсками, причём польские гетманы Потоцкий и Калиновский были взяты в плен. Действия Хмельницкого с самого начала были поддержаны украинскими и белорусскими народными крестьянско‑казацкими массами, к‑рые под руководством Максима Кривоноса, Небабы, Гаркуши, Кривошапки и др. подняли восстание против польского гнёта.

Польское правительство вступило в переговоры с X., стараясь выиграть время для накопления сил. Однако после того, как переговоры были прерваны, X. 13/XI под Пилявцами снова разбил польское войско. Начавшиеся в феврале 1649 переговоры с Польшей вызвали протест народной массы. В результате военных действий в 1649 польские войска во главе с королём Яном Казимиром понесли 5–6/ VIII тяжёлое поражение под Зборовом. Однако измена крымского хана, подкупленного поляками, вынудила X. пойти на переговоры с польским правительством, и 8/VIII 1649 между X. и польским королём был заключён т. н. Зборовский мир, который определял численность реестрового казачества (40.000 чел.), предоставлял казакам самоуправление и выбор гетмана, но не удовлетворял стремления укр. народа, мечтавшего о полном уничтожении польского господства. Летом 1651 борьба возобновилась. Вследствие новой измены крымского хана полякам удалось нанести укр. войску поражение под Берестечком. 18/IX 1651 X. в Белой Церкви вынужден был подписать новый (т. н. Белоцерковский) договор с Польшей, по к‑рому казацкие вольности сохранялись только в Киевском воеводстве, казацкий реестр сокращался до 30 т. и т. п. Польские магнаты ещё более усилили эксплуатацию укр. народа. X. начал собирать новые силы для борьбы против Польши; военные действия продолжались; 22–23/V 1652 произошла крупная битва украинцев с польскими войсками под Батогом, закончившаяся разгромом поляков. Учитывая трудности борьбы укр. народа в сложной международной обстановке, X. ещё раньше обратился за помощью к Русскому государству. Мудрость и прозорливость X. как политич. деятеля наиболее ярко проявились в том, что он понимал огромнейшее значение воссоединения украинского и русского народов в одном государстве для будущих судеб украинского народа и его культуры. 1/Х 1653 Земский собор в Москве, по предложению X., принял решение о присоединении Украины к России и о начале войны с Польшей. Присоединение Украины к России помогло укр. народу избежать порабощения со стороны шляхетской Польши или султанской Турции; украинский народ воссоединился с братским ему русским народом. Поэтому присоединение Украины к России, к‑рому содействовал X., было актом огромного прогрессивного значения; оно было оформлено на Переяславской раде 8–9/I».[110]

 

Ни о каком «предательстве крестьянской революции» речи больше не идёт, воссоединение Украины с Россией оценивается однозначно положительно. Кроме того, новая версия гораздо подробнее. Например, из неё понятно, что Зборовский и Белоцерковский договора с поляками были заключены не с целью «предательства», а в силу печальной необходимости.

 

«Да здравствует русский народ!»

 

О том, насколько непросто происходил поворот к русскому патриотизму, наглядно свидетельствует опубликованный в газете «Правда» за 19 января 1938 года фельетон «Преступление старого учителя»:

«Иван Александрович Смородин, всеми уважаемый учитель села Большая Соснова, Свердловской области, проработавший 45 лет, совершил тяжкое поступление: на предвыборном собрании избирателей Левобережного участка, произнося горячую, взволнованную речь, сказал:

– Мы будем голосовать на выборах в Верховный Совет СССР за орлов и орлят партии Ленина‑Сталина.

И – что самое страшное! – в заключение он воскликнул:

– Да здравствует счастливый русский народ!

На следующий день Ивана Александровича Смородина потащили к ответу. В качестве грозных судей заседали члены партийной организации Больше‑Сосновского райисполкома.

– Вот что, гражданин Смородин, – спросил председательствующий, начиная суровый допрос, – вы, кажется, состоите в нашей организации в качестве сочувствующего?

– Состою.

– А на собрании вчера выступали?

– Выступал…

– И не просто выступал, а допустил контрреволюционную вылазку.

– Этого не было…

– То есть, как не было?! Об орлах и орлятах распространялся?! И, наконец, сказал: «Да здравствует счастливый русский народ»?!

– Правильно…

– Кричать «Да здравствует русский народ!» – это самый что ни на есть голый, необузданный шовинизм. Теперь ясно вам, гражданин Смородин, что вы совершили классово враждебную вылазку…

С поспешностью, не поддающейся никакому описанию, работники райисполкома постановили – старого учителя, честно проработавшего 45 лет; из рядов сочувствующих исключить и поставить вопрос о немедленном увольнении с работы» .[111]

В фельетоне подробно описываются гонения, которыми подвергся И. А. Смородин за своё выступление. Однако заканчивается статья на оптимистической ноте:

 

«Иван Александрович Смородин, замученный травлей, в простоте душевной начал сомневаться в самом себе. Он начал думать, что ему и в самом деле лучше было бы не упоминать о русском народе.

Уважаемый Иван Александрович! Вы сказали очень хорошо, очень тепло – прекрасно сказали! Не стыдитесь ваших слов, не стыдитесь ваших чувств любви к великому и героическому русскому народу. Они вполне естественны и законны. Надо быть выродком или кретином, или врагом народа, чтобы не любить свой народ.

Тут всё ясно. Неясен лишь один вопрос – кто же организовал травлю честного учителя Ивана Александровича Смородина? Трудно предположить, чтобы здесь действовали только дураки, хотя и без дураков дело не обошлось. Несомненно, что Иван Александрович Смородин пал жертвой наглых действий врагов народа, попытавшихся скрыть свою подлинную личину под маской показной бдительности.

Нет никакого сомнения в том, что прокуратура призовёт к ответу виновников травли старого учителя».[112]

 

 

 

Плакат 1946 года

 

Пройдёт семь лет, и выступая на приёме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии, И. В. Сталин поднимет свой знаменитый тост за русский народ:

 

«Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).

Я пью прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он – руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941‑42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело‑Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошёл на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошёл на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому Правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества – над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа! (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты)»[113]

 

Увы, сегодня времена «оплевания русской истории» вновь вернулись.

 








Date: 2016-02-19; view: 53; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию