Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика обучения иллюстрированию





Иллюстрирование прием творческой работы учащихся, ис­пользуемый на уроках чтения, а также при написании изложений и сочинений. Иллюстрации берутся готовые, заранее подобранные, или создаются самими детьми. Используются приемы устного (сло­весного) рисования.

Иллюстрирование применяется с различными целями: как ос­нова при составлении плана, при подготовке к пересказу. Оно мо­жет сопутствовать какому-либо виду работы с текстом или быть самостоятельным. Например: предлагается нарисовать словесную или графическую картинку к наиболее понравившемуся отрывку тек­ста и подобрать к ней слова автора (написать или прочитать их).

Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словес­ном и графическом, каждое из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко вос­создать жизненные картины, изображенные писателем в произведении. Эту работу следует начинать не с создания детьми собственных графи­ческих и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций и картин.

Очень важно организовывать рассматривание иллюстраций пе­ред чтением, по ходу и по окончании чтения. При работе над иллю­страцией-портретом героя уместны вопросы: «Какие черты харак­тера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались? Как передал художник черты характера персонажа?» При анализе группового портрета возможны такие вопросы: «Как вы узнали, кто есть кто? Как относится художник к персо­нажам своей картины? Как вы это определили?» Полезно организовывать сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае мож­но предложить следующие задания:

—подобрать рисунок к тексту;

—найти в тексте подписи к каждому фрагменту картинного плана;

—сравнить рисунок и фрагмент текста;

—сравнить иллюстрации разных художников к одному лите­ратурному произведению.

Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональ­ный уровень восприятия художественного текста. Обычно словес­ные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрирует­ся описание, то выбираются самые красивые и в то же время дос­тупные детям картины.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жан­ровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что сло­весная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разгова­ривают, они словно «застыли» как на фотографии, а не действу­ют, как на экране.

Словесное рисование требует четкого воспроизведения карти­ны с помощью слов. Для того чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой соверша­ются события, внешний вид персонажей, их характерные особен­ности. Все это требуется и для графического рисования, но словес­ное требует еще и точного выбора слов. Это дает основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого раз­вития учащихся.

Прием словесного рисования может предшествовать пересказу. В этом случае учащиеся читают текст, делят его на относительно законченные части, а затем рисуют ряд словесных картин. Это по­зволяет им зримо представить то, о чем пишет автор. После этого проводится лексико-стилистическая подготовка к пересказу текста. Обучение словесному и графическому рисованию начинают с со­поставления иллюстрации, которая дана в книге, с отрывком тек­ста, соответствующим рисунку художника. Учащиеся убеждаются в том, что художник передает в картине то самое характерное, что подчеркивает писатель в герое, природе и т.д.

На первом этапе обучения словесному рисованию необходима зри­тельная опора, в качестве которой можно использовать так называе­мую «динамическую», постепенно возникающую на глазах детей кар­тину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демон­страционный лист бумаги последовательно прикрепляются картинки, соответствующие только что «нарисованным» устно. Расположение эле­ментов картины обсуждается с детьми. Так по ходу работы создается законченная картина к эпизоду, которая и служит зрительной опо­рой для возникших в воображении учеников представлений. Кроме того, можно также использовать демонстрационное пособие из трех листов, которые прикрепляются один на другой к доске последова­тельно, а по мере возникновения устной картинки открываются пе­ред детьми. Верхний лист — чистый, на нем ничего не изображено. Он нужен для того, чтобы учащиеся могли не только вообразить, но и композиционно разместить элементы картины. Этому помогает зам­кнутое пространство чистого листа бумаги. После того как дети создадут в словах картину, верхний лист снимается и дети сверяют ре­зультат работы своего воображения с черно-белым рисунком. Словес­но «раскрасив» эту иллюстрацию, учащиеся получают возможность сопоставить «цветное» словесное изображение с тем, которое распо­ложено на последнем, третьем листе бумаги.

На следующих этапах обучения устному иллюстрированию ис­пользуются такие приемы:

—выбирается эпизод, обсуждается в общих чертах сюжет бу­дущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, за­тем учителем выполняется карандашный набросок, после чего сле­дует словесное описание иллюстрации;

—дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с со­ответствующей иллюстрацией в книге.

Только на заключительном этапе обучения устному иллюст­рированию можно предложить детям самостоятельно, без зритель­ной опоры, сделать словесный рисунок к тексту.

Но на любом из этапов обучения словесному рисованию поря­док работы будет следующий:

1) выделяется эпизод для словесного рисования;

2) «рисуется» место, где происходит событие;

3) изображаются действующие лица;

4)добавляются необходимые детали;

5) «раскрашивается» контурный рисунок.

Усложнение работы возможно, во-первых, за счет того, что «рас­крашивание» будет проводиться попутно с «рисованием», во-вторых, при переходе от коллективной формы работы к индивидуальной.

Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно использует­ся при работе с поэтическими текстами. Но применять его нужно крайне осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все конкре­тизировано. После выделения из контекста образной картины словес­ное рисование ориентируется на построение композиции рисунка, для чего полезно задавать такие вопросы: «Что нарисуем на первом плане? Почему? Как об этом сказано у автора? Что нужно изобразить непо­далеку? Какие слова помогают нам это увидеть? Что мы еще не на­рисовали?» Потом подбирается цветовое решение, при этом основное внимание уделяется общему колориту, а не цвету каждого элемента.

К одному рассказу могут быть нарисованы 2—3 картины, по­лучится картинный план, который отражает самые важные момен­ты произведения. Иногда предлагается нарисовать словесно ряд кад­ров, как будто этот рассказ проходит перед нами на экране.

Графическое рисование чаще всего выполняют дома. Выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, еще раз его перечиты­вают и рисуют. По иллюстрациям учащихся на следующем уроке проводится выборочное чтение, что позволяет закрепить связь слова и образа.

Более сложным видом графического рисования является экра­низация текста (создание диафильма). Это творческая работа, соче­тающая рисунок с текстом (рисуют картинку и подписывают ее). Экранизация требует создания серии рисунков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей развитию сю­жета произведения. Диафильм — это серия словесных или графи­ческих рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, каждый рисунок (кадр) снабжается титрами. Экранизация — это коллективная ра­бота, в процессе выполнения которой учащиеся сообща определя­ют кадры, подбирают подписи к ним и музыку.

Драматизация (инсценирование) является интересным видом синтетической работы. Приведем схему работы по драматизации.

1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

2. Анализ произведения (обстановки, образов героев, их по­ступков).

3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, ра­зыгрывая сценку?»).

4.Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).

5. Пробы (этюды), анализ.

6. Подведение итогов, внесение коррективов.

7. Заключительный показ, его анализ.

Музыкальное иллюстрирование литературного произведения по­могает детям глубже и тоньше понять настроение лирического или эпического произведения. Использование этого приема на этапе подготовки к первичному восприятию художественного текста по­могает создать у учащихся необходимый эмоциональный настрой. После прочтения текста можно подбирать музыкальные иллюстра­ции, задавая при этом такие вопросы: «Какая из двух услышан­ных вами музыкальных пьес больше подходит к характеру этого стихотворения? Почему? Какую музыку вы бы сочинили к этому произведению? Почему?»

 

Date: 2016-02-19; view: 2197; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию