Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация практикума. «Я сделал все, что мог сделать





 

«Я сделал все, что мог сделать. Я не сделал никого несчастным, и постарался, чтобы после моей смерти к той же цели, на мое место стало таких же, нет – лучше работников, чем каким был я…»

В.И. Вернадский

 

«Отец умел понимать все»

Н.В. Вернадская – Толль

7.4.1 Жизненный путь ученого, патриота, гражданина. В наше время необычайно расширился круг знаний о явлениях и процессах, происходящих в окружающем мире. Вместе с тем человечество впервые стало ощущать не только масштабы своей деятельности, но и свою зависимость от состояния окружающей среды. Поэтому в центре внимания современного естествознания оказались всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность природных явлений, а ведущей тенденцией развития науки стал синтез достижений частных наук. Возникло учение о биосфере – особая наука, не сводимая ни к географии, ни к биологии, ни к геологии, но использующая их достижения и, в свою очередь, влияющая на развитие биологии. Основоположником этой науки был гениальный русский ученый Владимир Иванович Вернадский.

Род Вернадских связан с Украиной. Истоки рода по отцовской линии уходят в середину ХVII века, когда литовский шляхтич Верна боролся против Польши на стороне Богдана Хмельницкого. В середине ХIХ века после походов Суворова дед Вернадского – Василий Иванович поселился в Киеве. Здесь же родились отец В.И. Вернадского – Иван Васильевич (1821 – 1884 гг.) и мать – Анна Петровна (урожденная Константинович) (р. 1837 г.).

Иван Васильевич окончил философский факультет Киевского университета, в 1849 г. защитил докторскую диссертацию и стал профессором Киевского университета. Переехав в Москву, а позднее - в Петербург, Иван Васильевич занимался анализом экономических проблем и изданием экономических журналов, преподавал в Московском и Петербургском университетах.

12 марта 1863 г. в Петербурге у Вернадских рождается сын Владимир. В 1868 г. в связи с болезнью Ивана Васильевича семья переехала в Харьков. В 1873 г. Володя поступил в Харьковскую гимназию. Володя Вернадский очень рано выбрал свой путь. Еще в гимназические годы он читал книги Дарвина на английском языке.

После первого класса семья Вернадских совершила путешествие за границу, посетив Вену, Прагу, Дрезден, Венецию. В 1876 г. Вернадские возвратились в Петербург.

Еще в молодые годы Володя сформулировал вопросы, над которыми работал всю жизнь. Сохранилась рукопись доклада, сделанного им на заседании студенческого научно-литературного общества Петербургского университета в декабре 1884 г. Там есть такие слова: «Но что такое жизнь? И мертва ли материя, которая находится в вечном непрерывном законном движении, где происходит непрерывное разрушение и создание, где нет покоя? Неужели только едва заметная пленка на бесконечно малой точке мироздания – Земля – обладает коренными, особенными свойствами, а всюду и везде царит смерть?».

В 1881 г., после окончания гимназии, Владимир поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

В.И. Вернадский получил блестящее образование, явившееся фундаментом успешной научной деятельности. Он закончил физико-математический факультет Петербургского университета, где преподавали выдающиеся ученые В.В. Докучаев (основатель почвоведения), Д.И. Менделеев (создатель периодической системы химических элементов), А.И. Воейков (создатель современных представлений климатологии), А.Н. Бекетов (основатель научной школы географии растений), Н.П. Вагнер (крупный специалист по фауне беспозвоночных).

А по окончании университета в 1885 г. Вернадский был оставлен при нем хранителем минералогического кабинета.

В юности ему посчастливилось встретить свою первую и последнюю любовь, рука об руку с которой он прошел почти 60 лет. Именно ей, Наталье Егоровне, жене, другу, посвящено большинство его научных работ. Владея несколькими языками, Наталья Егоровна переводила научные труды Владимира Ивановича на французский, немецкий, английский языки. Сам Владимир Иванович владел четырнадцатью языками, обладал огромными памятью и желанием познания.

После смерти отца в 1884 г. Владимир Иванович наследовал имение Вернадовка в Тамбовской губернии, официальным владельцем которого стал в 1885 г. В 1889 г. Вернадский выезжает в командировку в Италию, Германию, Францию. Во время пребывания за границей он встречает знаменитого профессора Московского университета геолога А.П. Павлова, который произвел на него большое впечатление. Начинающий ученый тоже понравился профессору, и через 2 года Павлов пригласил его в Московский университет.

Более 20 лет, с 1890 по 1911 годы Вернадский преподавал в Московском университете, где складывались его научные интересы.

С 1891 г. Владимир Иванович приступил к работе в Московском университете. Энергия и талант молодого ученого привлекли к нему внимание и в 1904 г. Академия Наук назначает его заведовать минералогическим отделением Геологического музея в Петербурге. В 1908 г. Вернадского избирают экстраординарным, а в 1912 г. ординарным академиком. Ему приходится постоянно курсировать по делам между Петербургом и Москвой. Несмотря на общественную занятость, его научная продукция возрастает. Ежегодно появляется в специальных журналах по 10-15 его статей.

Год 1905 глубоко потряс ученого. Он был тогда уже профессором, избирался членом – адъюнктом Академии наук. В дневнике запись: «Всюду чувствуется большая реальность осуществить республику». После жестокого падения восстания, он отмечает в 1908 году: «Историю нельзя повернуть вспять. Народ… может терпеть поражения, но в конечном итоге остается победителем».

Октябрьскую революцию академик Вернадский принимает сразу, активно помогает становлению молодой советской науки.

В это время В.И. Вернадский стал основателем Украинской Академии наук и первым ее президентом. Политическая и военная неразбериха тех лет привели к 3-х летнему скитанию семьи Вернадского по югу России.

Осенью 1921 г. Владимир Иванович и Наталья Егоровна возвращаются в Петроград. Не успели они обжить свою старую квартиру в доме № 2 по 7-й линии Васильевского острова, как Владимир Иванович был арестован. Дело в том, что Вернадский был активным деятелем земского движения, из которого выкристаллизовалась после революции 1905 года конституционно-демократическая партия. Он стоял у ее истоков и вошел в ЦК. В феврале 1917 г. друг его юности С.Ф. Ольденбург занял пост министра просвещения во Временном правительстве, а Владимир Иванович стал его заместителем. Два выдающихся ученых – академика европейски знаменитый востоковед и великий естествоиспытатель работу повели с размахом.

К вызволению Владимира Ивановича подключился вице-президент Академии, академик В.А. Стеклов и Владимир Иванович был освобожден.

В семье Вернадских было двое детей: сын Георгий и дочь Наталья, ставшие оба видными европейскими учеными.

В годы Великой Отечественной войны семья Вернадских живет в Казахстане в районе курорта Боровое, недалеко от города Щучинска и до окончания войны возвращается в Москву. Умер Владимир Иванович на 82-м году жизни 6 января 1945 года.

7.4.2 Основные направления творческой и организаторской деятельности В.И. Вернадского разнообразны.

Творческие интересы В.И. Вернадского были очень широки. Он был не только геологом, но и занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. Из 416 опубликованных трудов 100 посвящено минералогии, 70 – биогеохимии, 50 – геохимии, 43 – истории наук, 37 – организационным вопросам, 29 – кристаллографии, 211 – радиологии, 141 – почвоведению, остальные – разным проблемам науки. Общей характерной чертой исследований ученого является фундаментальность. Поэтому его труды и идеи не потеряли актуальности и практического значения и в наши дни.

До него минералогия считалась скучной описательной наукой. Вернадский создал новую минералогию с генетическими основами, внес в нее дух динамизма. Своим вдохновителем в этом отношении он считал французского ученого 18 века Бюффона. Поучив кафедру Московского университета, Вернадский разделил кристаллографию и минералогию, считая, что первая опирается на физику и математику, а вторая является химией земной коры и связана с геологией. За время работы В.И. Вернадского в Московском университете неузнаваемо преобразились и кафедра минералогии, и кабинет. Были составлены каталоги, а коллекция минералов кабинета увеличилась почти вдвое и стала одной из лучших в России. Кабинет постепенно вырос в научный институт, снабженный современным оборудованием. Особое место в творчестве Вернадского занимала проблема алюмосиликатов, в исследовании которых он достиг огромных успехов.

Маршруты научных летних командировок Вернадского 1894-1901 гг. очень разнообразны: Скандинавия, Франция, Ирландия, Англия, Италия, Греция. Он организует минералогические экскурсии на Урал.

В начале 1911 года в знак протеста против полицейского произвола из Московского университета ушли 21 профессор и более 100 преподавателей. В отставку подали выдающиеся ученые: П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и др. Двадцатилетний период преподавания в Московском университете закончился, и Вернадский переезжает в Петербург.

Для В.И. Вернадского 1911 г. – юбилейный год. Отмечается 25-летие научной, педагогической деятельности, а также 25 семейной жизни Вернадских. Ученики Владимира Ивановича подготовили и выпустили сборник своих статей с посвящением учителю. Его ученица палеонтолог А.Б. Миссуна назвала открытую ею диатомовую водоросль именем учителя. Осенью 1911 г. по приезду из Берлина Вернадские отмечают семейный юбилей. К тому времени сын Георгий – историк по образованию, готовился к профессорскому званию, дочь Нина училась в гимназии.

В 1911 г. Вернадский передает Вернадовку – имение в Тамбовской губернии сыну Георгию и вместе с землей – ценз на участие в земском собрании.

В 1912 г. Вернадские переезжают на Украину, где приобретают немного земли в Шишаках, под Полтавой. Здесь, на высоком левом берегу р. Псел был построен двухэтажный дом.

С середины апреля по середину июня 1911 г. была организована первая экспедиция за радием. Собранные в Ферганской долине образцы исследовали в лаборатории, и из минерала тюямуюнита впервые был получен русский радий. В январе 1912 г. заработала первая в России радиохимическая лаборатория.

Первая мировая война показала малую изученность минерально-сырьевой базы в России. Была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил страны – КЕПС, в в структуре которой было 16 институтов. Активное участие в деятельности КЕПС принимал В.И. Вернадский. Наибольший размах КЕПС получила 3 года своего существования, а к началу 30-х годов иссякла.

1916 год – переломный в научной судьбе В.И. Вернадского. Он интенсивно работает над учением о живом веществе, возникают очертания биогеохимии, новое биосферное мировоззрение.

В 1917 г. события в России захватили и Вернадского. Он входит во Временный комитет Государственной Думы. В числе 4-х выборных членов подписывает телеграмму в Ставку царя, где сообщалось о перевороте и предлагалось отречься от престола.

Вернадский возглавил Комиссию по подготовке реформы высшей школы, а осенью 1917 г. начал работать заместителем министра просвещения, но вскоре оставаться в Петрограде стало опасно и Вернадский уезжает на Украину. В мае 1918 г. он начинает работу по организации Украинской Академии Наук. 27 ноября прошло первое общее собрание академиков, где единодушно президентом был избран В.И. Вернадский. В конце августа 1919 г. Киев заняли войска генерала Деникина и Академия была закрыта.

В 1920 г. Вернадский решает хотя бы на время уехать из страны и пишет письма в Англию, в британскую ассоциацию наук и Королевское общество. Но через несколько дней Владимир Иванович тяжело заболел тифом. Он больше месяца находился между жизнью и смертью. Болезнь вызывала из подсознания удивительные видения – перед его взором прошла вся будущая жизнь до самой смерти.

В середине марта болезнь отступила и через некоторое время семья Вернадских приезжает в Петроград. Вернадский вступает снова в заведование минералогическим и Геологическим музеем, возглавляет свою радиохимическую лабораторию и КЕПС. Ему удалось организовать экспедицию Н.А. Кулика в Сибирь, на место упавшего в 1908 г. Тунгусского метеорита.

14 июля 1921 г. Вернадского арестовали и привезли в тюрьму на Шпалерную. Унижения, грязь, переполненная камера… на следующий день, на допросе он понял, что его пытаются обвинить в шпионаже. К удивлению охранников Вернадский был освобожден. Чуть позднее выяснилось, что Карпинский и Ольденбург послали телеграммы Ленину и Луначарскому; Семашко и помощник Ленина Кузьмин распорядились освободить Вернадского.

В конце 1921 – начале 1922 гг. Владимир Иванович, несмотря на проблемы с оборудованием и финансированием, создает Радиевый институт. В это время он получает приглашение в Париж, для чтения лекций по геохимии. Командировка растянулась на три года. В 1926 г. он возвращается из Франции с новыми замыслами. Вернадский уходит в создание новой науки – науки о живом веществе – он назвал ее биогеохимией. 1 октября 1928 г. состоялось официальное открытие биогеохимической лаборатории (Биогела).

С 1927 г. Вернадский почти ежегодно по два-три месяца проводит в командировках в Европе, работая в библиотеках, выступая с докладами и читая курсы лекций по геохимии, биогеохимии, радиогеологии. Его международное признание упрочилось, статьи появляются во многих европейских научных журналах. Вернадского избирают членом Парижской академии наук по минералогии. А в СССР независимость академии с годами уменьшалась. Вернадский вступает в борьбу против внедрения в стены академии философов ЦК. Против геохимии появляются разгромные статьи. В вышедшей в 1934 г. Малой Советской энциклопедии о Вернадском написано: «По своему мировоззрению – сторонник идеалистический философии. В научных трудах проводит идеи «нейтрализма» науки, выступает в защиту религии, мистики, исконности жизни и «живой материи», и ряда виталистических и антиматериалистических концепций, отрицая материалистическую диалектику».

С 1930 г. Вернадский уже не может выехать за рубеж даже за свой счет, несмотря на вызов Парижского университета. В те времена, видя Вернадского на свободе, многие недоумевали – как он уцелел в годы репрессий? Причин несколько. Вернадский (а также Ферсман, Карпинский) обладали колоссальным практическим и теоретическим опытом в геологии, а недра – это валюта. И вторая причина – даже в те трагические времена у Вернадского находились заступники.

В 1934 г. Правительство СССР переезжает из Ленинграда в Москву. Переехал и Президиум Академии наук, Вернадские поселились в маленьком двухэтажном особнячке на Арбате, заняв второй этаж.

Летом 1935 г. здоровье Владимира Ивановича ухудшилось и по рекомендациям кардиолога он уезжает на лечение за границу, в Карлсбад. После курса лечения он работает в Париже, Лондоне, в германии. Это была его последняя зарубежная командировка, в Европе чувствовалось дыхание будущей войны. Вернадский последний раз встретился с дочерью Ниной (1898 – 1967 гг., в замужестве Толль), которая вскоре уехала из Чехословакии в США, и поселилась недалеко от брата Георгия, в Нью-Хейвене. Георгий (1887-1697 гг.) еще в 1927 г. получил приглашение на кафедру русской истории в Йельский университет.

За рубежом Вернадский работает над книгой «Научная мысль как планетарное явление» (издана только после смерти – в 1977 г.).

В 1936 г. к 75-летию Вернадского вышел под редакцией Ферсмана сборник (в 2-х томах) «Академику В.И. Вернадскому в честь пятидесятилетия научной и педагогической деятельности».

В годы репрессий Вернадский ушел со всех административных постов, оставаясь только научным консультантом (чтобы не участвовать в «чистках»). В это же время он был избран членом геолого-географического, химического, физико-математического отделений Академии наук.

В июне 1940 г. Владимир Иванович получает из США, от сына Георгия, вырезку из газеты, где сообщалось о разворачивании работ по «новой ядерной энергии». Письмо очень взволновало Вернадского. Два десятилетия назад он ставил этот вопрос, но не получил на эти работы ни копейки. Вернадский один из немногих понимал смысл происшедшего, 3 июля он переговорил с Хлопиным и Шмидтом об организации работ по урану. Вскоре в Академии образовалась большая комиссия по урану во главе с Хлопиным, в которую вошли И.В. Курчатов, С.И. Вавилов, Д.И. Щербаков, П.Л. Капица и др.

17 мая 1941 г. Вернадский пишет в дневнике: «Говорят, немецкие войска на границе. Думаю, что они с нами не будут церемониться и и пустят в действие газы. И в то же время ослабление – умственное – коммунистического центра, нелепые действия властей (мошенники и воры проникли в партию), грозный рост недовольства, все растущего. «Любовь к Сталину» есть фикция, которой никто не верит. Будущее тревожно. Я уверен в силе русского (украинского и т. п.) народов. Он устоит».

Летом 1941 г. семья Вернадских эвакуируется в Казахстан, в Боровое. Здесь в течение 2-х лет Владимир Иванович работал над своим самым большим, обобщающим трудом «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». Замысел работы поражает своим размахом. После смерти В.И. Вернадского над этой рукописью работала А.Д. Шаховская, а после ее смерти – К.П. Флоренский. С его предисловием и под его редакцией книга вышла в 1965г.

В феврале 1943 г. В.И. Вернадского постигло большое несчастье – умерла Наталья Егоровна. Они прожили «душа в душу и мысль в мысль» 56 лет.

К 80-летию ему была присвоена Сталинская премия в 200 тысяч рублей, половину которой он сразу передает на нужды обороны.

В августе 1943 г. Вернадский возвращается в Москву и начинает работать над проектом института под Москвой, начинает борьбу с цензурой научных журналов, надеясь на большую свободу после войны. В декабре 1944 г. Вернадский простудился и через несколько дней у него случилось кровоизлияние в мозг. Умер он 6 января 1945 года.

 

7.4.3 Краткие биографические вехи ученого

- 12 марта 1863 г. родился Владимир Иванович Вернадский.

- 1868 г. – переезд семьи Вернадских в Харьков.

- 1873 г. – поступление Володи в Харьковскую гимназию.

- 1876 г. – возвращение Вернадских в Петербург.

- 1881 г. – окончание курса гимназии и поступление на физико-математический факультет Петербургского университета.

- 1882 г. – участие в общественной сходке и арест.

- 1884 г. – участие в экспедиции профессора Докучаева по обследованию земель Нижегородской губернии. После смерти отца В.И. Вернадский наследует имение Вернадовка в Тамбовской губернии.

- 1885 г. – окончание курса университета с оставлением при университете для подготовки к профессорскому званию.

- 1885 – 1890 гг. – хранитель Минералогического кабинета Петербургского общества естествоиспытателей.

- 1886 г. – женитьба на Наталье Егоровне Старицкой. Избрание действительным членом Петербургского общества естествоиспытателей.

- 1887 г. – рождение сына Георгия. Избрание членом Вольного экономического общества. Командирован обществом для исследования фосфоритов в Смоленской губернии.

- 1889 г. – избрание членом Британской ассоциации наук. Избрание членом Французского минералогического общества. Участвовал в Международной выставке в Париже, представляя почвенную коллекцию В.В. Докучаева.

- 1890 г. – переезд в Москву. Назначение приват-доцентом минералогии и кристаллографии и и. о. хранителя Минералогического кабинета Московского университета.

- 1890-1891 г. – профессор минералогии и кристаллографии Московского университета.

- 1891 г. – принял участие в экспедиции В.В. Докучаева в Полтавскую губернию. Защитил магистерскую диссертацию по теме «О группе силлиманита и роли глинозема в силикатах» в Петербургском университете. Организация помощи голодающим крестьянам Тамбовской губернии.

- 1892 г. – назначение заведующим минералогическим кабинетом Московского университета. Избрание гласным Моршанского уездного и Тамбовского губернского земских собраний. В 1891 г. Вернадский организует помощь голодающим крестьянам Тамбовской губернии, а в 1892 г. избирается гласным земских собраний Тамбовской губернии и Моршанского уезда.

- 1893 г. – исследовал почвы Полтавской губернии. Избрание членом Минералогического общества в Петербурге.

- 1894 г. – поездка за границу для научных занятий и посещения минералогических музеев (Австро-Венгрия, Германия, Швейцария, Франция). Впервые в России ввел в учебную программу систематические минералогические экскурсии для студентов.

- 1896 г. – командирован в Европу для научно-исследовательской работы (Германия, Швейцария, Франция).

- 1895, 1896, 1897 г. – проводил экскурсии по Уралу.

- 1897 г. – защитил в Петербургском университете докторскую диссертацию «Явления скольжения кристаллического вещества». Участвовал в работе сессии Международного геологического Конгресса (Петербург).

- Профессор минералогии Женских коллективных курсов (Москва).

- 1898 г. – рождение дочери Нины. Защитил докторскую диссертацию в Петербургском университете. Избрание профессором Московского университета.

- 1899 г. – создание «Теории строения силикатов» и публикация «Курса минералогии». Провел геолого-минералогические экскурсии по Крыму, Керченскому и Таманскому полуостровам и Кавказу.

- Совершил поездку по странам Европы (Германия, Дания, Голландия, Франция). Участвовал в работе 7 сессии Международного геологического конгресса в Париже.

- 1901 г. – провел геологические экскурсии в Тамбовской и Полтавской губерниях. Организовал при Минералогическом кабинете кружок (нынче - геошкола при МГУ).

- 1902 – 1903 г. – прочитал в Московском университете курс лекций по истории развития естественных наук.

- 1905 г. – избран помощником ректора Московского университета. Избран членом Всероссийской лиги просвещения. Вступил в конституционно-демократическую партию.

- 1906 г. – избран адъюнктом по минералогии в Академию Наук, а также членом государственного совета от университетов. Выход из членов Государственного совета в знак протеста против роспуска Государственной Думы. Начало работ в области геохимии

- 1906 – 1914 гг. – заведующий Минералогическим отделением Геологического музея Академии наук.

- 1907 г. – избрание в Государственный совет от Академии Наук. Организовал первые поиски радиоактивных минералов на территории России.

- 1908 г. – избрание экстраординарным академиком. Командирован во Францию и Великобританию. Участвовал в работе съезда Британской академии наук в Дублине.

- 1909 г. – совершил длительное путешествие по странам Европы. Участвовал в работе 12 съезда русских естествоиспытателей и врачей (Москва), выступил с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре».

- 1910 г. – по инициативе Вернадского создана Радиевая комиссия. Написал записку «О необходимости исследования радиоактивных минералов Российской империи». Выступил с докладом «Задачи дня в области радия».

- 1911 г. – уход из Московского университета в знак протеста против политики правительства и переезд в Петербург. Возглавил экспедицию по изучению радиоактивных минералов в Закавказье, Среднюю Азию, на Урал. Передал имение Вернадовка сыну Георгию.

- 1912 г. – избрание ординарным академиком. Организация минералогической лаборатории.

- 1913 г. поездка в Канаду на 13 Геологический Конгресс и путешествие по Америке.

- 1914 г. – назначение директором геологического и минералогического музеев Российской Академии наук.

- 1915 г. – организация Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) и избрание ее председателем.

- 1917 г. – избрание членом ученого совета Министерства земледелия. Назначение Председателем Комиссии по учебным учреждениям и научным предприятиям министерства народного просвещения. Избрание товарищем Министерства народного просвещения. Командирован в Полтаву для продолжения работы по биогеохимии и живому веществу.

- 1918 г. – переезд на Украину. Организация Украинской Академии Наук, первым президентом которой является В.И. Вернадский. Чтение курса геохимии в Киевском университете. Первые экспериментальные работы по исследованию живого вещества. Вышел из партии кадетов.

- 1920 г. – избрание ректором Таврического университета.

- 1921 г. – возвращение в Петроград. Основание в Москве Радиевого института. Избрание профессором минералогии Парижского университета (Сорбонна).

- 1922 г. – командировка во Францию по приглашению Сорбонны для чтения курса лекций по геохимии.

- 1926 г. – возвращение в Ленинград, издание «Биосферы», возобновление работы в отделе живого вещества.

- 1927 г. – выход «Очерков по геохимии». Организовал отдел живого вещества в АН СССР.

- 1929 г. – преобразование отдела живого вещества в биогеохимическую лабораторию АН СССР (ныне – институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН).

- 1932 г. – командирован в Германию, Францию, Чехословакию для научной работы. Участвовал в работе 1 международного съезда по изучению радиоактивности (Германия). Возглавил работу 1 Всесоюзной конференции по проблемам радиоактивности (Ленинград).

- 1933 г. – возглавил Метеоритную комиссию, созданную по его инициативе в Академии наук СССР.

- 1933 – 1934 гг. – командирован в Чехословакию, Польшу, Францию, Англию для чтения лекций по радиогеологии и для научной работы.

- 1934 г. – организовал Комиссию по изучению тяжелой воды, избран ее председателем.

- 1935 г. – переезд в Москву. Избрание вице-президентом Московского общества испытателей природы.

- 1935 – 1936 гг. – научные командировки в Чехословакию, Францию, Германию, Англию.

- 1936 г. – избрание почетным членом Общества биологической химии Индии. Участвовал в работе 2 совещания по экспериментальной минералогии и петрографии (Москва), выступал с докладом «О задачах синтеза в области алюмосиликатов».

- 1937 г. – участвовал в работе 17 сессий Международного геологического конгресса (Москва), выступил с докладом «О значении радиогеологии для современной геологии». Организовал Международную Комиссию по определению возраста пород радиоактивными методами. Избран ее вице-президентом.

- 1938 г. – избрание иностранным членом-корреспондентом Бельгийского геологического общества.

- 1939 г. организация Метеоритного комитета. Организовал и возглавил Комиссию по изотопам. Избран членом 3-х отделений АН СССР: геолого-географических, химических и физико-математических наук.

- 1940 г. – начало работы над проблемой «Жизнь в космосе». Участвовал в работе научных конференций по сравнительной физиологии и проблеме пегматитов (Киев).

- 1941 г. – эвакуация в санаторий Боровое Кокчетавской области Казахстана.

- 1942 г. – присуждена Государственная премия СССР за многолетние выдающиеся работы в области науки и техники. Награждение орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в развитии геохимии и генетической минералогии.

- 1943 г. – смерть жены. Возвращение из эвакуации в Москву.

- 1944 г. – публикация последней работы «Несколько слов о ноосфере». Избрание почетным членом Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева. Утвержден членом комиссии АН СССР по истории биологических наук в России.

- 1945 г. – 6 января в 5 часов дня на 82 году жизни умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

Он прожил долгую и трудную жизнь, в которой были и счастливые дни, и тяжелые утраты: арест, одиночество, злобные, чудовищные по глупости нападки, критика, обвинение в идеализме и прочих грехах, полное неприятие его научных идей.

Основные идеи и творческие достижения В.И. Вернадского. Каждый год отдаляет нас от времени, в котором жил и работал Владимир Иванович Вернадский. Со дня его смерти прошли десятки лет. Но с каждым годом растет интерес к самобытной личности выдающегося русского ученого к огромному творческому наследию, которое он оставил человечеству.

Личность Вернадского, его яркая индивидуальность и все его творчество невозможно как развести, так и разграничить. Они неразрывно связаны. Одно нельзя понять без другого. Они определяют друг друга, все творчество ученого пронизано душевной чистотой мысли и ощущением того, что необходима свобода мысли в самом человеке: «Право свободы мысли – писал Вернадский – для меня представляет одно из необходимейших условий нормальной жизни, с отсутствием чего никогда не мог примириться». Эта глубокая искренность, неизбежное стремление к свободной самостоятельности определяют целостность духовного облика Вернадского – ученого и человека.

Чистая атмосфера, сопровождающая человеческую личность, целостность духовного мира ученого наложила свой неизгладимый отпечаток на его внешность. Вот портрет Вернадского глазами его современников:

«Высокая, стройная немного сутуловатая фигура, быстрые, но спокойные движения запомнились сразу. Над всем безраздельно царила голова. Узкое, точеное лицо, высокий выпуклый лоб ученого, темные волосы с сединой, каскадами поднимающиеся над ним поражали и удивляли. Но и они были только фоном для глаз, необычайно чистых ясных и глубоких. Казалось, что в них светился весь облик, вся душа этого необыкновенного человека, впечатление все более усиливалось, когда Владимир Иванович начал говорить. Его голос был такой же как глаза – спокойный, ясный, приятный и мягкий, глубоко уходящий в душу… Поразительно глубокий и всеобъемлющий ум, исключительная духовная чистота сливались в нем в единое целое, гармоничное и стройное».

(Академик Д. Наливкин)

 

«Еще стоит передо мною его прекрасный образ – простой, спокойный, крупного мыслителя; прекрасные ясные, то веселые, то задумчивые, но всегда лучистые его глаза. Несколько быстрая нервная походка, красивая седая голова, облик человека редкой внутренней чистоты и красоты, которые сквозили в каждом его слове, в каждом его движении и поступке».

(Академик А. Ферсман)

 

«Каждый знает, - писал Вернадский, - что для мыслящего и ищущего исследователя никогда никакая книга не заменит личных переживаний, связанных хотя бы с кратковременным пребыванием среди природы… трудно словами передать, сколько нового, неожиданного переживает этим путем каждый исследователь, какая своеобразная и интенсивная идет при этом творческая внутренняя работа».

Так целостность личности Вернадского определила целостность его взгляда на человека и природу, предвосхищала те выдающиеся эпохальные открытия, которыми он определил свое время.

Широка и разнообразна жизнь Вернадского, сфера его деятельности. Ученый много и разнообразно работал в самых различных областях науки – в кристаллографии, геологии, биологии, почвоведении, химии, радиологии, гидрогеологии. Он внес свой вклад в разработку проблем истории науки и философии, истории славян, организации научных исследований, проблем высшего образования и др. Из генетической минералогии зародилась новая наука геохимия, основателем которой общепризнан В.И. Вернадский. Сам термин «геохимия» был предложен швейцарским химиком Ф. Шейнбеном еще в 1838 году. Первый курс новой науки прочитал в 1912 году талантливый ученик В.И. Вернадского А.Е. Ферсман. В дальнейшем Вернадский неоднократно выступал с докладами и лекциями по геохимии, написал книгу.

«В.И. Вернадский не просто обратил обширную область знания, которую называют науками о Земле – пишет А.Л. Яншин и др., - но и преобразовал их теоретические основы, что без его учения о биосфере и биогеохимических процессах, о роли живого вещества в эволюции нашей планеты сегодня нельзя представить этих наук». Удивительной фигурой предстает Владимир Иванович Вернадский в естествознании ХХ века. Казалось, он не ведает о делении науки на отрасли. Он был натуралистом в широком смысле этого слова, может быть последним в истории науки. Биологи, географы, философы, историки, геохимики и т.д. ставят его в один ряд с учеными своих отраслей науки, опираются на его теоретические разработки. В.И. Вернадский закладывает новые науки: радиогеологию, биогеохимию, учение о биосфере, учение о ноосфере, науковедение. Вместе с В.М. Гольдшмидтом и А.Е. Ферсманом его считают основоположником геохимии. Называют Вернадского и как основоположника генетической минералогии, учения о симметрии и диссимметрии, учения об естественных производительных силах.

Будучи глубоким теоретиком, Вернадский обладал несравненным организационным даром. Он был инициатором создания Комиссии по изучению естественных производительных сил России, организатором и первым президентом Академии наук Украины. По его инициативе в Академии наук создается Институт географии, институт минералогии и геохимии, Радиевый, Керамический и Оптический институты, Биогеохимическая лаборатория, Комиссия по изучению вечной мерзлоты, Комиссия по истории наук, Комитет по метеоритам, Комиссия по изотопам, урану; Международные комиссии по определению геологического возраста Земли, Комиссия международного геологического конгресса.

Основанные им новые науки активно воздействуют на ранее сформировавшиеся отрасли естествознания, так как Вернадский создал систему мышления, глобальную концепцию об определяющей роли жизни в геологических процессах. Она была создана для геологического прошлого, но стала актуальной, даже злободневной для конца ХХ и начала ХХI века.

Намечая свою жизненную программу молодой Вернадский писал в своем дневнике «Я, например, нахожу, что наибольшей возможностью ставит жизнь по-своему, или, вернее сказать, быть в ней самостоятельным – я буду обладать, когда буду возможно могущественнее умом, знаниями, талантами, когда мой ум будет наивозможно разнообразно занят. Итак, необходимо приобрести знания, развить ум.

Первое дело: выработка характера. Преимущественно следует: откровенность, не боязнь высказывать и защищать свое мнение, отброс ложного стыда, самостоятельность.

1) образование ума: а) знакомство с философией; б) знакомство с математикой, музыкой, искусствами.

Всего этого достигает человек – только благодаря крови, страданию поколений до нас и сотен тысяч людей в наше время».

Многое дала природа Вернадскому – широту таланта, глубину ума, эмоциональность чувств. Многого и в формировании своей личности, и в жизни добился он сам. Но это отнюдь не значит, что уникальный сплав выдающихся личных качеств и направленность научного творчества освободил ученого от тягот противоречий, сомнений и мучительных размышлений. Напротив, «Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли» – вот творческий девиз всей жизни Вернадского. И для того, чтобы следовать ему, ученый должен отдать, и все свое время, и весь свой талант, мобилизовать всю свою волю. Наука требует «исключительного и необычайного напряжения человеческой воли, стремящейся достигнуть научно неведомого… Можно сказать, что научное мировоззрение поддерживается и не гибнет только благодаря сознательному проявлению усилия, воли».

Но в служении великому делу науки нельзя мельчить и размениваться, «надо не позволять себе думать о всем дурном, что пришлось сделать, нельзя мысль отвлекать исключительно в сторону личных мелких делишек, когда кругом стоят великие идеалы, когда кругом столько поля для мысли среди гармоничного, широкого, красивого, когда кругом идет гибель, идет борьба за то, что сознательно сочла своим и дорогим наша личность».

Это умение отбросить лишнее, чтобы сосредоточиться на главном, фундаментальном во многом определило размеры и направленность вклада Вернадского в сокровищницу человеческих знаний.

Мысль о единстве научного знания проходит лейтмотивом через все творчество Вернадского. Это единство определяется единством материального мира, тесной взаимосвязью космических, геологических, антропогенных сил. Создавая принципиально новую область в развитии природы, новую науку – биогеохимию, Вернадский творчески объединил в ней достижения сразу трех наук: биологии, геологии, химии. «Моя научная работа сложилась так, что с моих молодых лет и до сих пор, - писал Вернадский в 1942 году, - я научно работаю на границе достигнутого научного понимания реальности». Эта нацеленность на пределы давала возможность ученому выходить к новым широким обобщениям принципиального характера, по новому ставить некоторые старые традиционные проблемы.

Так, рассматривая геохимические функции биосферы, Вернадский впервые в мировой литературе высказал мысль о том, что «среди миллионов видов нет ни одного, который мог бы исполнять один все геохимические функции жизни, существующие в биосфере изначала. Следовательно, изначально морфологический состав живой природы в биосфере в большей мере должен быть сложным» поэтому «первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде появления одного какого-либо организма, а в виде их совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни».

Наличие подобных представлений на уровне эмпирических наблюдений, фиксация различных факторов такого рода требовали своего теоретического оформления. И Вернадский выдвигает ряд принципиальных идей в этом направлении, среди которых одной из важнейших является идея об организованности биосферы и эволюции этой организованности. Согласно этой идее организованность живого вещества биосферы имеет тенденцию к непрерывному возрастанию от простейших форм жизни до возникновения человека.

Количество живого вещества, по мнению Вернадского, является планетной константой со времени архейской эпохи, т.е. все явление геологического времени.

Так, общее представление о единстве мира и науки, его изучающей, дало возможность ученому предвосхитить многие идеи, которые расцветут и получат все права гражданства в следующую научную эру – эру кибернетики, теории информации, системного анализа, общей теории систем.

Как мы уже говорили, Вернадский утверждает единство не только естественнонаучного знания. Он делает следующий шаг, имеющий принципиальное значение и важность, выдвигая и обосновывая тезис о единстве естественнонаучного и гуманитарного познания в решении проблем жизни. Как отмечал И. Мочалов, исследование биогеохимических проблем в их целостном виде, по Вернадскому, предполагало не только рассмотрение роли природной среды в геохимической эволюции живых организмов – оно требовало также глубокого анализа геохимической активности живого вещества как мощного формообразующего фактора. В свою очередь, разрешение этой задачи не могло быть удовлетворительным, если бы при этом игнорировался человек – неотъемлемая часть живого вещества биосферы. Однако, обратившись к анализу геохимической активности человека, Вернадский вынужден констатировать, что она проявляется не прямо и не непосредственно, то есть не как чисто биологический природный процесс, но неизбежно опосредована складывающимися между людьми сложными социальными отношениями, изменяющимися на различных этапах исторического развития общества.

Сейчас трудно сказать, был ли знаком Вернадский с гениальным предвидением К. Маркса, основной тенденцией развития науки, согласно которой «впоследствии естествознание включает в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание! Это будет одна наука».

Учение о живом веществе биосферы мыслителя, каким был Вернадский, новые факты, иногда совершенно несущественные для других людей, заставляли многократно пересматривать сложившиеся представления. Одни данные приводили к отрицанию, другие к утверждению прежде высказанного. Иногда ученый переосмысливал все заново: «Я вижу, что целый ряд мыслей, которые кажутся мне новыми, уже долгие годы мною охватывались. Удивительно, как забывается».

Поэтому, бессмысленно искать в трудах Вернадского единую формулировку биосферы, четкое определение ее границ.

Очевидно, какие-то факты в разное время привели ученого к неодинаковым заключениям о степени проникновения жизни в осадочные и метаморфические породы, во всю стратосферу и даже в более глубоко лежащую гранитную оболочку Земли. В этом нет ничего удивительного. Искания в науке построены на вере другим искателям. Все факты проверить невозможно.

Если говорить о границах биосферы и вообще о том, что представляет биосфера, то нужно отметить: «Биосфера представляет оболочку жизни – область существования живого вещества».

«Пределы биосферы обусловлены, прежде всего, полем существования жизни».

Также в своих трудах Вернадский определяет озоновый экран атмосферы как верхний слой возможной жизни. Нижней же границей Вернадский считает глубинную изотерму 100 градусов в зонах от 1,5-2 км до 10-15 км. Живые организмы, вероятно, могут попадать и на большие расстояния, но это не значит, что они там нормально существуют и размножаются.

Если говорить о температурных границах биосферы, то едва ли жизнь может развиваться на границе со 100 градусной жарой в глубинах планеты и в лютой стуже высот более 7-8 км над поверхностью Земли. «Поле устойчивости жизни, - писал Вернадский – далеко… превышает поле биосферы», но существовать еще не означает жить в полном смысле слова. «Сохраняться в латентном состоянии, жизнь, по-видимому, может в среде всякой фазы – жидкой, твердой, газообразной, в безвоздушном пространстве. Но, живой организм в полном развитии своих функций – неизбежно связан в своем существовании с возможностью газового обмена (дыхание) и устойчивости коллоидных систем, из которых он построен».

Верхняя часть биосферы пронизана солнечными лучами. Они щедро освещают поверхность суши и мелководья гидросферы. На границе между литосферой и атмосферой и в верхних слоях воды жизнь бурно развивается. Этот слой Вернадский называл «пленкой жизни». Многие авторы пользуются тем же названием или говорят о сгущении жизни, ее сосредоточении. Другие называют этот слой биогеосферой (сферой распространения биогеоценозов) и тому подобными именами (фитосфера, геомериада, витасфера).

Понятие «пленки жизни Вернадского» пока не обрело единого имени, слова – термина. Из нескольких основных возможностей замены слова «пленка» греческие «хемена», «калимма», латинские «палеа» и «фильм», динамичнее других звучит словосочетание «биофильм».

Биоценоз – живая часть экосистемы – состоит из трех компонентов: продуцентов, консументов и редуцентов. Высшие растения – продуценты – автотрофы производят органическое вещество, используя для фотосинтеза солнечную энергию, атмосферную углекислоту и воду, а минеральные соли – из воды почвы. Хемопродуценты получают энергию от химических растений и также производят органическое вещество. Животные, хищные и паразитические растения потребляют часть питательных веществ, разрушают мертвые тела растений и животных и вновь превращают их органическое вещество в простые химические соединения, пригодные для минерального питания растений. Таков биотический круговорот вещества.

В биоценозе есть управляющая подсистема – консументы. Они как бы подталкивают растения давать большие биомассы, приучая их к тому, что их едят, но и не дают им воли – поедают лишнюю биомассу. Энергия управляет всем сущим на Земле. Абиотической частью биосферы управляет живое вещество, преобразуя лик планеты. Живым управляют консументы, а ими – обратные связи, идущие от продуцентов. Семь основных средообразующих компонентов, объединенных в две подсистемы – абиотическую и биотическую, денно и нощно взаимодействуя между собой, воссоздают и развивают биосферу. Вечная подвижность биосферы поддерживается помимо энергетического воздействия химических и пищевых связей еще одним инструментом с помощью информации, передачи сигналов, которые сами по себе не могут вызвать ответной реакции, так как энергетически слабы, но заключают в себе важные закодированные сведения. Эти сведения автоматически расшифровываются и учитываются живыми существами. Роль информации в биосфере далеко еще не полностью раскрыта наукой, но ее структура была бы неполной без информации.

«… В окружающем мире теряется проявление отдельного организма. Приходится принимать во внимание все существующие мириады живых организмов – всю совокупность жизни, чтобы полностью понять великое природное явление, которое они порождают. Всюду в среде жизни существует это вызванное жизнью великое химическое превращение, движение вещества, молекулярное изменение».

Жизнь – непрерывное изменение, прежде всего химическое. Она – неустанный процесс круговорота химического набора элементов. Круговорот вещества характерен для экосистемы любого уровня организации – от биогеоценоза до биосферы в целом. Биогеохимические миграции элементов происходят во всей толще биосферы и даже выходят за ее пределы – в апобиосферу и гипобиосферу, однако, на каждом уровне организации экосистем, они, эти миграции, сосредоточены главным образом в пределах, характерных для экосистем кругов обмена. Так, океан, хотя и участвует в круговороте веществ всей биосферы, имеет свой биогеохимический цикл, обладающий меньшей мощностью, чем большой, биосферный круг обмена. То же характерно для суши и жизни в литосфере. Такого же рода специфические круги обмена веществ имеются на всех уровнях организации биосферы. Еще в большей степени специфичны геохимические характеристики литосферы, гидросферы и атмосферы. Химия биосферы очень сложна, но и стройно организована. Ее организатор – жизнь.

Вернадский, сделавший это открытие, писал: «Жизнь – живое вещество – поистине является одной из самых могущественных геохимических сил нашей планеты, вызываемая ею биогенная миграция атомов представляет форму организованности первостепенного значения в строении биосферы».

Масштабы геологической деятельности живого вещества огромны. Все процессы выветривания горных пород обусловлены законом Вернадского. Что же касается процессов созидания, то за 350 млн. лет – время существования современного 3,5х10 в 19 степени тонн, что почти в 2 раза больше, чем весит вся земная кора, по Вернадскому имеющая массу в 2х10 в 19 степени тонн.

Живое вещество – это вся совокупность живых организмов, как писал Вернадский, «непрерывно умирающих и рождающихся, обладающих колоссальной действенной энергией (биогеохимической энергией) и являющихся могучей геологической силой».

Вернадский применяет также такие понятия: биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество.

«Биогенное вещество – некое сотворчество жизни и абиотической среды. Это понятие биогеохимически точно и определение, отличающееся от понятия косного и живого вещества. Биокосные вещества характерны для биосферы. Это закономерные структуры, состоящие из косных и живых тел одновременно».

«Значительная часть биосферы состоит из биокосных тел. Такими являются все скопления живых организмов: леса, поля, планктон, бентос, почвы, океанические илы, все земные воды. Организованные биокосные тела занимают значительную часть по весу и объему биосферы».

«В биосфере мы имеем дело с разными формами биосферного вещества мертвого инертного малоактивного вещества, живого дисперсного, чрезвычайно биологически и геологически активного, и биокосного вещества, являющегося замкнутой структурой состоящей из живого и косного вещества».

Итак, мы рассмотрели наиболее важные моменты из теории Вернадского, более ценные сведения о видах биосфер, биокосного вещества и др.

Не стоит скрывать, широта взглядов этого ученого удивляет своей точностью, близостью к природе и вообще к людям.

«Мы с сожалением должны отметить – говорил академик Д. Наливкин – второго Вернадского среди нас нет. Мы иногда даем выдающиеся, блестящие работы и идеи, но они не могут сравниться с итогами Владимира Ивановича».

Л. Берг писал о Вернадском: «Владимир Иванович в своем лице как бы представлял всю академию наук, старейшим членом которой он являлся. Удивительно широкий научный кругозор, каким отличается вся работа этого ученого. Известно, что чем уже, чем ограниченнее сфера научной деятельности ученого, тем с большим отрицанием и нетерпимостью он относится к чуждым ему дисциплинам, наука – это только то, чем он занимается. Напротив, для Владимира Ивановича дороги все науки – как естественные, так и гуманитарные.

Именно Вернадский одним из первых ощутил и осознал нарождающуюся традицию к широкому синтезу, к глубокой интеграции научного знания, которая станет одним из определяющих направлений развития науки ХХ века.

Date: 2016-02-19; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию