Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условие самоторможения в резьбе. КПД резьбовой пары





Самоторможение в резьбе - это сохранение затянутого положения гайки, при котором для её отвинчивания необходимо приложить момент, противоположный направлению момента завинчивания. Согласно схеме, изображённой на рис. 105, момент отвинчивания будет равен:

. (11.12)

Рис. 105. Схема к определению условия самоторможения

(схема действия сил в винтовой паре при откручивании)

По условию самоторможения Т отв ≥ 0. Без учёта трения на торце гайки:

, (11.13)

, (11.14)

. (11.15)

При статической нагрузке все крепёжные резьбы самотормозящие. При вибрациях вследствие микроперемещений поверхностей трения угол φ 1 несколько уменьшается, и резьбовая пара самоотвинчивается. Поэтому при переменных нагрузках обязательно применение стопорных устройств.

На условие самоторможения проверяют винтовые домкраты.

КПД винтовой пары η определяют как отношение полезной работы W п, затрачиваемой на перемещение ползуна вверх по наклонной линии (рис. 106), к затраченной W з на преодоление силы сопротивления:

, (11.16)

, (11.17)

. (11.18)

Чтобы увеличить КПД, необходимо уменьшить приведённый угол трения φ 1, то есть уменьшить коэффициент трения в резьбе, изготовив гайку и винт из антифрикционных материалов, или увеличить угол подъёма резьбы ψ, применив многозаходную резьбу. Для самотормозящей пары () из анализа формулы следует, что η < 0,5.

 

11.1.6. Расчёт резьбовых соединений при различных случаях нагружения

Резьбовые соединения испытывают различные виды нагружений в зависимости от назначения скрепляемых деталей:

- нагружение только внешней растягивающей силой без предварительной затяжки. Нагружение имеет малое распространение в машиностроении (примером являются резьбовые соединения грузовых крюков грузоподъёмных машин, рис. 106).

Условие прочности при растяжении:

, , (11.19)

где S - опасное сечение по внутреннему диаметру d 1 резьбы;

F - растягивающая внешняя сила;

- допускаемое напряжение в резьбовом соединении.

 

Рис. 106. Нагружение резьбового соединения растягивающей силой

 

Допускаемое напряжение на растяжение для болта (винта):

, (11.20)

где σт - предел текучести материала (в большинстве случаев резьбовые изделия изготавливают из пластичных материалов);

- допускаемый коэффициент запаса прочности (для резьбовых соединений общего машиностроения = 1,5 … 2,5; для грузоподъёмного оборудования = 3 … 4).

Используя формулы (10.19, 10.20), можно определить расчётный внутренний диаметр d 1, соответствующий внешней растягивающей силе F и выбранному материалу резьбовой пары:

. (11.21)

Расчётный диаметр d 1 согласовывают со стандартом;

- нагружение осевой силой и крутящим моментом затяжки (болт затянут, внешняя нагрузка отсутствует). Примером подобного нагружения является крепление крышек корпусов редукторов, смотровых люков механизмов (рис. 107).

Рис. 107. Резьбовое соединение под действием усилия затяжки

 

Для большинства болтов момент завинчивания Т зав, скручивающий стержень, равен моменту Т т, так как момент трения на торце гайки или головки винта через стержень не передаётся. Стержень болта нагружается растягивающей осевой силой F ос, возникающей от затяжки болта. Момент завинчивания Т зав вызывает в стержне болта напряжения кручения τ, осевая сила F ос вызывает растягивающие напряжения σ. Эквивалентное напряжение в стержне болта от совместного действия растягивающих и крутящих напряжений:

. (11.22)

Практические вычисления показывают, что для стандартных метрических резьб σэкв ≈ 1,3σ. Таким образом, расчёт резьбовых соединений, работающих при значительной силе затяжки, можно вести на растяжение по эквивалентному напряжению σэкв, увеличенному в 1,3 раза:

, , откуда

. (11.23)

Расчётный диаметр d 1 согласовывают со стандартом. Требуемое осевое усилие F ос затяжки определяют как:

, (11.24)

где S 1 - площадь стыка деталей, приходящаяся на один болт;

σсм - напряжение смятия в стыке деталей, значение которого выбирают по условию герметичности;

- нагружение в плоскости стыка (резьбовое соединение нагружено поперечной сдвигающей силой Q). Такое нагружение предусматривает соединение двух видов - с болтами, установленными с зазором, и с болтами, установленными под развёртку без зазора.

В случае установки болтов с зазором (рис. 108) сила трения F тр на поверхностях стыкуемых деталей должна превышать внешнюю сдвигающую силу Q. В этом случае осевое усилие затяжки F ос должно обеспечить нормальную работу соединения без смещения деталей, то есть:

, , (11.25)

где f - коэффициент трения сопрягаемых поверхностей.

Учитывая коэффициент запаса по сдвигу деталей K = 1,4 … 2, число стыков i (в данном случае i = 1) и число болтов z, можно записать:

.

Рис. 108. Установка болтового соединения с зазором

 

В случае установки болтов под развёртку без зазора (рис. 109) расчёт ведут на срез по диаметру стержня d 0:

, , (11.26)

где S ст - площадь поперечного сечения стержня;

- допускаемое напряжение на срез стержня болта, ≈ 0,3σт.

С учётом числа стыков i и числа болтов z получим:

, . (11.27)

Рис. 109. Установка болтового соединения под развёртку без зазора

 

 

- нагружение внешней растягивающей силой и осевым усилием затяжки (болт затянут, соединение нагружено внешней растягивающей силой, рис. 110). Примером такого нагружения является крепление головки блока цилиндров, крышек подшипников, люка сосуда высокого давления.

Рис. 110. Болтовое соединение под действием осевой силы F ос затяжки и

силы F вн внешнего воздействия

 

При действии внешней растягивающей силы F вн только часть этой силы дополнительно нагружает болт, остальная часть разгружает (ослабляет) стык. Часть силы F вн, дополнительно нагружающей болт, обозначают как χF вн, а часть силы F вн, разгружающей стык, как F внχF вн = (1 – χ) F вн, где χ - коэффициент внешней нагрузки (при приближённых расчётах χ = 0,2 … 0,3).

В данном случае болтовое соединение обеспечивает герметичность стыкуемых деталей, поэтому достаточным условием нераскрытия стыка будет преобладание осевой силы затяжки F ос над силой (1 – χ) F вн, разгружающей стык:

, или

, (11.28)

где K зат - коэффициент запаса предварительной затяжки (K зат = 1,2 … 5,2).

С учётом кручения (при растяжении и кручении расчёт ведут только по значению напряжения или усилию растяжения, увеличенному в 1,3 раза) расчётная нагрузка, действующая на болт:

.

Так как , , то

. (11.29)

Расчётный диаметр d 1 согласовывают со стандартом.

Date: 2016-02-19; view: 4977; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию