Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность предприятия в условиях рынка





2.1. Роль предприятия в рыночной экономике

 

Предприятие - основное производственное звено экономики. Предприятие-это любая организация, производящая товары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность в самых разнообразных формах. [9]

Предприятия и государственные учреждения являются структурными составляющими второй главной сферы человеческой деятельности в области экономики - сферы деловой активности людей.

Предприятия, заплатив устанавливаемую цену за факторы производства на ресурсном рынке, производят товары и услуги. Это основная функция предприятий. Масса товаров и услуг поступают далее домашним хозяйствам и государственным учреждениям для удовлетворения всей гаммы индивидуальных и общественных потребностей общества. Платежи, которые производят предприятия за экономические ресурсы (труд, капитал, предпринимательские способности), представляют собой себестоимость производимой продукции (издержки предприятия). Но одновременно эти же платежи представляют собой потоки заработной платы, процента и прибыли в домохозяйстве, поставляющие эти ресурсы.

В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на необходимые им товары и услуги. [10]

Взаимное воздействие этого спроса и предложения предприятий определяют цены на продукты и услуги. С точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образуют поток доходов от реализации ими этих товаров и услуг.

На потребительском рынке между предложением предприятий и спросом домохозяйств на определенные товары и услуги осуществляется взаимодействие классического типа: цены на них формируются после производства товаров. При этом предприятие в значительной степени подвержено риску недополучить прогнозируемый доход, даже заинтересовав покупателя более низкими ценами или льготами или через интенсивную рекламу.

В отличие от ситуации на потребительском рынке, основная масса покупок государства осуществляется через систему "государственного заказа". Тогда цена на продукте и услуги может быть установлена до их производства. В этом случае риск для предприятий минимален, так как можно заранее оговорить цены, количество и условия поставок. Вместе с тем госучреждения могут производить покупки товаров как на рынке продуктов, так и на ресурсном рынке.

Как мы видим, все субъекты хозяйственной деятельности во взаимосвязи составляют единое целое экономического механизма общества. Однако можно отметить большую роль в нем такой составляющей, как "предприятия", поскольку эквивалентный рыночный обмен возможен лишь при наличии производственных продуктов и услуг. [10]

2.2. Прибыль как основная цель деятельности предприятия в условиях рынка

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Следовательно, получение прибыли — это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т. е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребности и получение прибыли — следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Потребности в свою очередь подразделяются на: потребности и платежеспособные потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль — непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно — это результат его деятельности. Если предприятие не укладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своей производственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической сферы, признать себя банкротом. Если затраты и штрафы в существенной мере зависят от предприятия, то налоги, уплачиваемые предприятием, — это внешние условия хозяйствования.

Итак, предприятие в условиях рынка в своем стремлении максимизировать прибыль обладает четырьмя степенями свободы:

- установлением цен;

- формированием затрат;

- формированием объемов продукции;

- выбором номенклатуры и ассортимента продукции.

Но этими же степенями свободы обладают и все другие участники рынка, поэтому каждое предприятие должно учитывать не только свое поведение на рынке, но и поведение конкурентов. В условиях рынка производители продукции конкурируют за то, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности покупателей, потребителей — только в этом случае они могут удержать или даже укрепить свои позиции на рынке. [11]

Роль прибыли в деятельности предприятия в условиях рынка можно охарактеризовать следующим образом:

1) Прибыль предприятия - главная цель предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом любого бизнеса, его главной и конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого служит полученная прибыль.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития всего государства. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет формировать доходную часть бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и намеченные программы развития экономики.

Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос - является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот - систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.
2) Прибыль предприятия - критерий эффективности конкретной производственной деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым показывает степень умения менеджеров успешно хозяйствовать в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности, и представляет собой основной регулятор перелива капитала в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
3) Прибыль предприятия - основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия, тем при прочих равных условиях меньше его потребность в привлечении финансовых ресурсов из внешних источников и выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения достижения стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
4) Прибыль предприятия - главный источник возрастания его рыночной стоимости. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т. е. ее направления на прирост активов предприятия. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала) и соответственно рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
5) Прибыль предприятия - важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала: социальные программы являются неотъемлемой составной частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли заключается в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказания материальной помощи некоторым категориям граждан.

6) Прибыль предприятия - основной защитный механизм, предохраняющий его от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли предприятие может быстро увеличить долю высоколиквидных активов и восстановить платежеспособность, а также долю собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств, т. е. повысить финансовую устойчивость, сформировать резервные финансовые фонды.

7) Прибыль предприятия создает базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет "наполнять" доходную часть государственных бюджета всех уровней (общегосударственного и местных). Это дает государству возможность успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа - "богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан" - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала. [12,13]

Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от "теневой" деятельности предприятий и тому подобному. Рассмотрим, полностью ли лишены "позитива" эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.

Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций (так называемых "арбитражных сделок", основанных на разнице в ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного биржевого рынка - товарного, фондового, валютного -спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска. [13]

Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая "сверхприбыль" от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.

Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а соответственно и объема "теневой" прибыли) является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода. [13] Также, необходимо отметить, что использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. [14]

 

 

Вывод

В своей работе я достигла цели, которая передо мной стояла, а именно охарактеризовала прибыль как одну из основных категорий в деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Первую часть своей работы я посвятила характеристике понятия прибыли, указала, виды и функции прибыли, а также источники ее формирования.

Таким образом, прибыль — это разница между доходом и всеми затратами на производственную и финансовую деятельность предприятия.

Во второй части я описала роль предприятия в рыночной экономике, а также охарактеризовала прибыль как одну из основных категорий в деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Можно сказать, что прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Прибыль является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой развития предприятия.

Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.

 

Литература

1. Понятие прибыли предприятия. [Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://studopedia.net/8_21951_ponyatie-pribili-predpriyatiya.html

2. Основы экономики (С.В. Соколова). 2-е изд., стер. - М.: 2005. — 128 с.

3. Теория организации. Анна Тюрина. Издательство: ЭКСМО. – М.: 2008.

4. Экономика и экономическая теория: Формирование прибыли предприятия. [Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://www.e-ng.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/formirovanie_pribyli_predpriyatiya_2.html

5. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю.. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ,2004. - 240 с.

6. Прибыль Внереализационная.[Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/10627

7. Смирнов П.Ю.. Финансовый менеджмент. Шпаргалки. Издательства: АСТ, Сова, ВКТ., 64 стр., 2009

8. Как отразить прибыль прошлых лет. [Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://www.kakprosto.ru/kak-65606-kak-otrazit-pribyl-proshlyh-let

9. Предприятие в рыночной экономике. [Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://www.0zd.ru/ekonomika_i_ekonomicheskaya_teoriya/predpriyatie_v_rynochnoj_ekonomike.html

10. Понятие и назначение предприятия в рыночном механизме, цели и философия предприятия.[Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=489574#_Toc283825650

11. Предприятие в рыночных условиях. [Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://center-yf.ru/data/ip/Predpriyatie-v-rynochnyh-usloviyah.php

12. Т.М. Ковалева. Финансы и кредит:электрон. учеб. курс/под ред. Т.М.Ковалевой.-2010, 2010

13. Роль прибыли на предприятии. [Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://www.finreputation.ru/rows-739-1.html

14. Анализ прибыли предприятия.[Электронный ресурс]//- Режим доступа: http://referatplus.ru/buch_uchet/2_004_16180.php

Date: 2015-05-23; view: 1690; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию