Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 3. Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий





 

Все они представляли собой суждения древнего стоицизма, но в то же время обладали некой историко-философской новизной, но морализм по-прежнему сопровождал их. На первом плане у них остается старая стоическая модель мудреца. Божество - вот второй создатель человека помимо природы, но божество, в отличие от той же природы, это не только создатель человека, но и промысел всех его деяний. Каждый человек должен понять своё местоположение в мире, если он это почувствует, то он обязательно ощутит себя гражданином неба, т.е. космополитом. А космос выступает в роли универсального государства. Есть еще важный момент космологии стоиков. Как и досократики, стоики видели мир возникшим, а значит, и разрушимым. Сам опыт подсказывал им, что, если есть огонь творящий, то есть и огонь все пожирающий, испепеляющий и истребляющий. Немыслимо, чтобы отдельные вещи разрушались, а мир, из них состоящий, оставался бы нерушимым. Вывод один: огонь мерами созидает и мерами уничтожает; на исходе времен придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, мир очистится, останется лишь пламя. На пепле возродится новый мир, все повторится сначала: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию не только в целом, но и в деталях, как был. Выходит нечто вроде теории "вечного возвращения": всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. В мировой структуре человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна, т.е. она - огонь и пневма.

Это были наиболее выдающимися представителями стоиков-римлян. Как философ, Сенека презирал богатство, как человек —он скопил четыре миллиона сестерций. Он скопил это огромное состояние в Британии, где давал деньги в долг под большие проценты. Сенека попал в немилость к Нерону, был вовлечен в заговор, имевший целью убить Нерона. И лишь потому, что Сенека был учителем Нерона в детские годы, а потом — его советником, ему была предоставлена возможность покончить с собой с помощью яда. Когда он перед смертью составлял завещание, чиновники отказались дать ему еше немного времени.

Тогда он призвал членов своей семьи и сказал: «Я оставляю после себя нечто гораздо более ценное, чем мирское богатство,— идеал добродетельной жизни. Следовательно, у вас нет повода для огорчений». Его племянник, поэт Лукиан, тоже причастный к заговору, также принял яд и покончил с собой, декламируя собственные стихи. По мнению многих, Сенека был христианином.

Эпиктет был рабом одного из телохранителей Нерона. Он стал хромым из-за зверского обращения, которому подвергался, будучи рабом. Когда император Домициан изгнал из Рима всех философов, Эпиктет поселился в Никополе в Эпире, где и умер. По мнению Эпиктета, в этом мире мы все являемся узниками земного тела. Мы должны любить каждого, даже своего врага. Каждый человек должен ненавидеть радости. Афины прекрасны, но счастье еще прекраснее. Если мы можем освободиться от всего постороннего и от страстей и желаний, то это освобождение и есть настоящее счастье. Каждый человек в этом мире — актер, и он должен исполнять ту роль, которую дал ему бог.

Марк Аврелий родился в 121 году н. э. Он был приемным сыном и зятем императора Антонина Благочестивого. Став императором, он продолжал следовать стоической добродетели. В его царствование имели место сильное землетрясение, страшная эпидемия и длительные войны. Управление страной было для него неприятной обязанностью. Он все время испытывал утомление и часто в государственных интересах наказывал христиан за неуважение религии. Жена его была якобы дурного поведения, но он этому не верил. Его единственный сын Коммод очень плохо вел себя, но, пока был жив отец, он скрывал свои дурные наклонности. Император Марк Аврелий всегда выражал желание жить в тихой сельской обстановке, но этому желанию не суждено было осуществиться. Он впервые ввел закон, запретивший римским гладиаторам выступать с боевым оружием.

Марк Аврелий говорил: «Ты, крошечная душа, носишь огромное тело. Даже Зевс не может освободить тело. Он всем дал частицу своей божественности. Не следует говорить: я — римлянин, я—грек. Все должны говорить: я — житель земли. Ты считаешь себя в безопасности, ибо ты близок к цезарю, но насколько безопаснее ты будешь чувствовать себя, если ты станешь близким к богу. Если добродетелью мы будем считать одно лишь благочестие, то ничто грешное не коснется нас».

Рабы и господа равны, все люди равны, ибо все — дети божьи. Как гражданин отдает себя во власть закона, так все должны отдать себя во власть бога. Когда ты встретишь на земле сильного человека, помни — есть некто еше более сильный. То, что случается в течение твоей жизни, подготавливалось вечность. Все в мире связано неразрывными узами. Один человек не может нанести вред другому. Люби человека, следуй богу, всегда помни — закон стоит над всеми.

Лучшее правительство — то, которое обеспечивает равенство всех перед законом, равенство всех в правах, свободу слова для всех и которое выше всего ставит охрану свободы управляемых. В философии стоиков находит признание равноправие слуги и господина, мужчины и женщины, природной закономерности и естественного равенства.

У поздних стоиков появляются идеи, которые представляют собой некоторое новшество, человеческая личность теряла не только гордое величие, с которым она выступала в период классики, когда вечность, красота и постоянство движений небесного свода были идеалом также и для внутренней жизни человеческой личности, но она теряла и ту если не гордую, то во всяком случае огромную силу внутренней морали, когда внутренняя жизнь человека объявлялась наивысшим и максимально достойным произведением искусства. Стоики начинают удивлять чувством слабости человеческой личности, ее безвыходности и ее неимоверной покорности судьбе. Меня очень удивило, что у стоиков появляются такие трактовки и мысли, полностью отличающиеся от перечисленных выше. Вся красота и все искусство, вообще говоря, структурно остаются теми же самыми, какими они были в древнем стоицизме, но, конечно, вся эта эстетическая и художественная область у поздних стоиков неимоверным образом морализуется. Конечно, хорошо быть скульптором. Но зачем же тебе учиться скульптуре, когда сам ты безобразен и ничтожен, когда сам ты так далек от красоты статуй. Нет, уж лучше вырабатывать свою внутреннюю статую, лучше вырабатывать красоту своей внутренней и внешней жизни, чем заниматься скульптурой и прочими искусствами, которые сами по себе не имеют ровно никакого значения. Единственное, что полностью находится в нашей власти - разум и способность поступать согласно разуму; согласие расценивать нечто в качестве блага или зла и намерение поступать согласно этому. Сама природа даровала человеку возможность быть счастливым, невзирая на все превратности судьбы. До тех пор, пока человек стремится к обладанию вещами, которые от него не зависят, нацелен на результат, его счастье или несчастье будет так же зависеть от сложившихся обстоятельств, как и те вещи, к которым он стремится. Принципиальное отличие стоического мудреца от обычных людей, т.е. профанов, заключается в том, что профан видит вещи сквозь призму собственных ценностных установок, стремясь избежать того, что кажется ему злом, он пытается изменить естественный ход вещей; мудрец же принимает все происходящее так, как оно происходит. Он соотносит себя и свои стремления не с вещами, вовлеченными в непрерывный поток становления, но с законом, управляющим этим потоком.

 

 

Заключение

 

Что же такое идеал человека? Много философов-стоиков пытались найти ответ на этот вопрос, каждый выдвигал свою концепцию, и часто чем пренебрежительней он относился к самому себе, тем глубже он проникал в себя и понимал человека изнутри. К идеалу человека стоики относят не только саму плоть, но и внутреннее душевное состояние человека, которое он сам должен в течение жизни понять. Делая выводы, я могу предположить, что обладая даже всеми четырьмя добродетелями (разумность, умеренность, справедливость и доблесть), человек не будет идеален, пока он сам этого не осознает и не почувствует себя именно частью вселенной. Проводя параллель с современным миром, возникает чувство печали потому, что единицы из населения земли могут хоть немного приблизиться к идеалу. Но ведь идеалы для того и создаются, чтобы не быть идеальным. А постоянно стремиться к этому, ведь только совершенствуя самого себя можно чего-то добиться.

 

 

Список используемой литературы

 

1. П.С. Гуревич. Философия человека

2. Мень А. История религии. На пороге Нового Завета

От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя

3. Гусев Д.А. Популярная философия М.: МПСИ, 2004, 174 с.

4. Степанов А.С. Физика стоиков: Доминирующие принципы отнокосмологии концепции – СПб.: Изд-во С.-Петербург. Ун-та, 2005 г. -165 с.

5. Студопедия

6. Викизнание

7. Фредерик Коплстон. История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II, 2003.

 

Date: 2015-05-23; view: 760; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию