Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Государственного бюджета Российской Федерации





 

Государственный бюджет является неотъемлемой частью функционирования современного государства. Уже на первых стадиях развития государства производились расходы и собирались доходы. Государственный бюджет состоит из статей доходов и статей расходов, которые составляются на уровне закона. Да и сам бюджет является законом.

Исходными макроэкономическими показателями бюджета являются:

­ объем ВВП;

­ темп роста ВВП;

­ уровень инфляции.

Данные показатели связаны между собой через дефлятор ВВП:

Дефлятор ВВП, рассчитываемый на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года. Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше, т.е. индекс с весами (объемами) текущего года:

def ВВП = (∑ptiqti/∑p0iqti) * 100% (1)

где pti, poi — цены товаров соответственно для изучаемого (t) и базисного (0) периода; qi1 — количество товаров, проданных в изучаемый период.

Темп инфляции (равен отношению разницы уровня цен (например, дефлятора ВВП) текущего (t) и предыдущего года (t - 1) к уровню цен предыдущего года, выраженному в процентах:

Темп инфляции = дефлятор ВВП текущего года – дефлятор ВВП предыд. года * 100%; (2)

Дефлятор ВВП отличается двумя важнейшими особенностями:

1. это единственный из показателей инфляции, учитывающий изменение цен всех производимых в стране товаров и услуг;

2. помимо изменений цен на величину дефлятора ВВП влияет изменение товарной структуры ВВП.

3. ВВП и темп инфляции несомненно влияют на баланс государственного бюджета. Поэтому оценивая статистику государственного бюджета, необходимо учесть эти два показателя и их динамику.

На состояние государственного бюджета влияют такие макроэкономические показатели, как ВВП и темп инфляции.

К факторам, влияющим на уровень доходов государственного бюджета, можно отнести следующие важнейшие макроэкономические показатели:

- объем валового внутреннего продукта;

- объем использованного национального дохода;

- объем налоговых поступлений в государственный бюджет.

К числу факторов, существенно влияющих на изменение объема налоговых доходов государственного бюджета, относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Рассмотрим, как изменялись ВВП и темп инфляции в течение рассматриваемого периода (рис. 12).

Рисунок 12. Динамика ВВП и темп инфляции РФ за 2010-2012 г.г., млрд. руб. [19, 20]

По графику видно, что величина ВВП в данный период постоянно увеличивалась. Данный показатель за два года вырос на 16,3 триллиона руб. А уровень инфляции в 2012 году снизился по сравнению с 2010 годом на 2,2%, однако, по сравнению с 2011 годом, он увеличился на 0,5%. Изменения данных показателей, несомненно, повлияли на баланс государственного бюджета страны.

Так как ВВП и инфляция связаны между собой через дефлятор ВВП, то можно оценить их влияние на изменение состояния государственного бюджета РФ (см. таблицу 2).Для оценки данного влияния будем использовать метод абсолютных разниц:

Таблица 2 – Влияние макроэкономических показателей на состояние государственного бюджета [19, 20]

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп роста 2010-2012 г.г. Темп прироста 2010-2012 г.г., % Влияние, млрд. руб.
ВВП, триллион руб. 46,3 55,8 62,6 16,3 35,2 1434,4
Темп инфляции, % 8,8 6,1 6,6 -2,2 -25,0 -1377,2
Состояние государственного бюджета, млрд. руб. -1812,05 440,38 -37,05 1775,0 98,0  

Влияние фактора (1) = изменение фактора (1) × фактор (2) в базисном году. (Влияние ВВП = 16,3 × 0,088 = 1,4344 триллиона руб. или 1434,4 млрд. руб.)

Влияние фактора (2) = изменение фактора (2) × фактор (1) в отчетном году. (Влияние темпа инфляции = -0,022 × 62,6 = -1,3772 триллиона руб. или 1377,2 млрд. руб.)

Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что за два года дефицит государственного бюджета уменьшился на 1775 млрд. руб., т.е. на 98%, в частности из-за роста ВВП на 16,3 млрд., что уменьшило дефицит на 1434,4 млрд. руб. А изменение темпа инфляции наоборот увеличило дефицит на 1377,2 млрд. руб., но данное отрицательное влияние инфляции компенсировал рост ВВП.

Проведя данный статистический анализ, можно сделать вывод, что состояние государственного бюджета прямо пропорционально темпу роста ВВП и обратно пропорционально росту уровня инфляции.

К 2015 году планируется рост расходов федерального бюджета в номинальном и в реальном выражении. В 2013 - 2015 годах планируется продолжить восстановление использованных в период кризиса 2008 - 2010 годов средств Резервного фонда и его пополнение за счет дополнительных нефтегазовых доходов (таблица 3).

Таблица 3. Прогноз объема Резервного фонда, млрд руб. [4]

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый 2015 года» предусматривает постепенное снижение доли доходов федерального бюджета в ВВП страны (см. табл. 4). Налоговые доходы составляют 94–95% общих доходов федерального бюджета и соответственно именно их динамика является определяющей.

 

Таблица 4. Доходы федерального бюджета в 2011–2015 гг. (% ВВП) [19]

 
Доходы, всего 20,8 20,7 19,3 19,0 18,8
Налоговые доходы 19,5 19,4 18,2 17,9 17,8
Неналоговые доходы 1,3 1,2 1,1 1,1 1,0
Нефтегазовые доходы 10,3 10,5 8,9 8,5 8,4
доля нефтегазовых доходов в общих доходах, % 49,6 50,5 46,1 44,6 44,4

Принятие бюджетных правил привело к сокращению бюджетных ассигнований федерального бюджета к 2015 году на 2,3 п.п. ВВП.

В таблице 5 представлена оценка объемов общих расходов федерального бюджета в 2012–2015 гг. в процентах ВВП.

Таблица 5. Динамика расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., в % к ВВП [19]

Единственной статьей положительного прироста расходов в относительном выражении на ближайшую трехлетку является финансирование национальной обороны – на 0,6 п.п. ВВП и на 37,7% в реальном исчислении в 2015 г. относительно уровня 2012 г. Необходимо отметить, что темпы роста расходов на национальную оборону с 3,1% ВВП в 2012 г. до 3,7% ВВП в 2015 г. существенно превышают темпы роста ВВП, увеличивается и их доля в общем объеме расходов федерального бюджета.

Рис. 13. Динамика расходов федерального бюджета, млрд. руб [20]

В реальном исчислении отмечается сокращение расходов федерального бюджета по всем разделам функциональной классификации, кроме расходов на обслуживание государственного долга, которые возрастают в 2015 г. на 10,6% относительно 2012 г. По остальным разделам наибольшее снижение объемов финансирования в реальном исчислении относительно уровня 2012 г. зафиксировано по следующим разделам: «Здравоохранение» – на 49,4%, «СМИ» – на 43,8%, «Физическая культура и спорт» – на 37,6%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 28,8%. При этом в долях ВВП лидерами по сокращению являются «Социальная политика» (0,9 п.п. ВВП), «Национальная экономика» (0,8 п.п. ВВП), «Здравоохранение» (0,6 п.п. ВВП). По разделам «Охрана окружающей среды», «Культура и кинематография», «Физическая культура и спорт», СМИ объем расходов в 2015 г. относительно ВВП сократился в наименьшей степени – в пределах 0,1 п.п. ВВП к уровню 2012 г., что можно объяснить отсутствием потенциала для сокращения расходов на экологию, культуру, спорт (без учета расходов на Сочи-2014), общая сумма которых по каждому году не превышают 200 млрд руб. Последовательное сокращение дефицита федерального бюджета в течение всего трехлетнего периода позволяет удержать объем расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга на уровне 2012 г. (0,6% ВВП). [12]








Date: 2015-05-23; view: 955; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию