Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 289





(10553—10611)

Юдхиштхира сказал:

1. Не познавшему сущности Писания, находящемуся постоянно в сомненье,

Не достигшему решения как достичь блага? Скажи, Прадед!

Бхишма сказал:

2. Постоянное почитание гуру, уважение к старцам,

Внимание к Закону называется верховным благом.

3. Об этом такую древнюю быль повествуют

О собеседовании Галавы с божественным риши Нарадой:

4. Свободному от заблуждений и сонливости, певцу,

насыщенному знаньем, победившему чувства,

Самообузданному Наряде сказал Галава, страстно желающий блага:

5. «Качества, за которые человека уважают в мире,

Состояния, непреложные для (благого), да будут мне указаны, муни.

6. Да благоволит разрешить наше сомнение всеведущий владыка,

Не заблуждающийся находящимся длительно в заблужденье

да возвестит сущность мира.

7. Ведь подлежащее выполнению, исчерпывающе осуществляется знаньем;

Мы не разумеем, что надлежит делать, посему да

благоволит указать нам владыка,

8. Все учения о поведении нравственность определяют,

Но все учат, владыка, (о разном): «Это благо», «Это благо».

9. Гляди на тех, певец, настаивающих на (своих) писаньях,

Своими писаниями удовлетворённых, мы для себя не находим блага.

10. Если бы существовал один закон, то было бы ясно, в чем благо,

Но из-за разнообразия законов благо еще более уходит в тайну.

11. По этой причине у меня возникает смущенье — что же есть благо?

Да будет это мне разъяснено, владыка; я — ученик, да буду я наставлен!»,

Нарада сказал:

12. Есть четыре направления\, сынок, каждое определяется особо;

Рассмотри их все и тогда примыкай (к одному из них), Галава.

13. Итак, распространяемые то там, то здесь все эти направленья, Многообразные нравственные уставы рассмотри, певец,

настойчиво, каждое особо.

14. Без сомнения, некоторые не идут всецело, (сосредоточась),

в намеченной (цели),

Тогда как держащиеся правильных взглядов достигают верховной цели.

15. Лучшее положение, никогда не вызывающее сомнений, (такое):

Надо поддерживать друзей, а врагов сдерживать надо.

16. Троякое\ достижение мудрые называют благом;

Постоянное добронравие есть воздержание от злых деяний.

17. Общение с благими, несомненно, есть благо,

(Равно) и сострадательность ко всем существам, и прямота в поступках.

18. Ласково сказанное слово есть несомненное благо,

Также предоставление богам, предкам, гостям (надлежащей) доли;

19. Забота о домочадцах, правдивое слово — также благо;

(Равно) и трудновыполнимое познание истины — благо;

20. Я называю правдой то, что для существ непреходящее благо;

Отказ от личного начала (аханкара), трезвение\,

21. Удовлетворённость, одинокое странствование называются

верховным благом,

Также закономерное\ изучение Вед и дополнений к ним — (благо).

22. Стремление познать цель знания — несомненное благо.

К звуку, образу, вкусу, касанию, запаху только наслаждения ради\

23. Не очень-то надо стремиться, раз благо (ставить) целью.

Блуждания по ночам, дневного сна, лживости, предательства, пьянства,

24. Чрезмерных\ (упражнений) в йоге и (полного) отказа

от йоги должен избегать стремящийся к благу.

Не следует возвеличивать себя, других порицая:

25. Преобладания над рядовыми людьми собственными достоинствами

следует добиваться,

Невысокого качества обычно бывают самомнящие люди;

26. Из-за недостатка нравственности у себя, (люди) других,

нравственных, упрекают в пороках;

При случае они воображают себя, по самомнению,

27. Высокодостойными, ослеплённые своим чванством.

Никого не порицающий, не занимающийся самовозвышением.

28. Дальновидный, преисполненный добродетелями достигает большой славы:

Без слов распространяет душистый (цветок) приятный, чистый запах;

29. Не превозносясь, сияет солнце в безоблачном небе;

Эти и другие (предметы), лишённые сознания,

30. Не превозносясь, сияют славой в мире;

Глупый самохвал не блистает в мире,

31. А совершенно познавший сияет, даже скрываясь в пещере.

Замирает недоброе слово, хоть и сказанное громогласно;

32. Но сияет в мире благое слово, даже сказанное тихо.

Болтовня заблудших, чрезмерно себя превозносящих,

33. Показывает их внутреннее «я» (так же ясно), как лучи —

огнеподобное (солнце).

По этой причине к знанию особенно стремятся (люди),

34. Высшее достижение для существ — познание, так полагаю.

Не следует говорить без вопроса и на невнимательный

вопрос (отвечать не нужно).

35. (В тех случаях) даже познавший мудрец пусть сидит,

как неразумный, (молча);

Поэтому среди праведных, постоянно блюдущих дхарму нужно селиться,

36. Среди людей честных, радующихся своему долгу.

Там же, где обязанностей четырёх варн не соблюдают\,

37. Стремящийся к благу ни в коем случае не должен селиться.

Но и здесь (среди мудрых) без начинаний нужно жить,

только (случайно) полученным\ существуя.

38. Незапятнанно чистое среди чистых и злое среди злых (человек) получает.

Как осознаётся разница от прикосновения к капле воды или к искре,

39. Taк и прикосновение к нам чистого или грешного мы различаем.

Мудрый, питающийся остатками, вкушает, не разбирая качества пищи.

40. Знай, кто вкушает с разбором, тот и (плоды своих) дел вкушает\.

Если собравшимся и непочтительно задающим вопросы

41. Брамин станет говорить о Законе (дхарме), то владеющий собой

должен оставить это место.

Но где общение ученика и учителя происходит, как должно,

42. Упорядочено согласно Шастрам, кто же такой удел покинет?

Где мудро.му настойчиво предъявляются взятые с ветра обвинения в пороках,

43. Как станет там жить желающий (к себе) уважения учёный?

Где обычно жадные (до наслаждений) разрушают плотину Закона (Дхармы),

44. Кто такую страну не бросит, как загоревшуюся одежду?

Где свободные от самости (люди) неукоснительно соблюдают дхарму,

45. Там, среди праведных и добронравных, подобает селиться.

Где люди соблюдают Закон лицемерно, ради своих целей,

46. Там нельзя Жить вместе с ними, ведь это лицемерные люди!

Где грешники вершат дела, желая (наслаждений) жизни,

47. Оттуда надо поспешно бежать, словно от змеи спасаясь!

Дело, от (совершения) которого возникает острое раскаяние,

как на (смертном) ложе,

48. И начинать не следует тому, кто желает себе блага.

Где раджа и непосредственно приближённые к радже люди

49. Раньше домохозяев вкушают пищу, такое царство

владеющий собой пусть покинет!

А где сначала едят знатоки Писания, (блюдущие)

постоянно вечную дхарму,

50. Рачительные в жертвоприношениях и научении,

в том царстве и нужно селиться.

Где правильно установленные возгласы: вашат, свадха, сваха —

51. Неустанно звучат, без колебаний там можно навсегда поселиться.

Где появился нечистый, развращающий нравы браминов,

52. Того царства нужно сторониться, как подброшенной приманки.

Где дружелюбные люди подают без просьбы,

53. Со спокойной мыслью может там жить владеющий собой,

совершивший подлежащее совершеиью.

(Где) ослушников подвергают наказанию, а совершенных духом почитают,

54. Туда нужно идти, среди благонравных и праведных поселиться.

Где распутников усмиряют, тех, что с праведниками обращаются дурно,

55. (Где) необузданных, жадных строгим наказаниям подвергают,

А раджа знает закон и по закону страной управляет,

56. Живёт, отстранив вожделение, властвуя над (своими) страстями,

там можно селиться без колебаний.

Все князья, живущие окрест соблюдающего такие нравы,

57. Вскоре приобщаются к счастью; преуспевать там будет счастье.

Сынок, на твой вопрос вот что я мог сказать о благе,

58. Ибо я не могу досконально (всё) благое исчислить.

Кто, ревностный духом, это поведение усвоит,

59. Тому силой его подвига (уже) здесь явлено будет великое благо.

Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 289 глава – Слово о благе.

Date: 2015-05-22; view: 363; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию