Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реферат: Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Содержание

Введение

Раздел 1. Теоретические основы развития речи учащихся

1.1 Сущность понятий «речь», «развитие речи»

1.2 Особенности речевого развития детей младшего школьноговозраста

1.3 Психофизиологические основыразвития речи

1.4 Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речимладших школьников

1.5 Анализ учебников «Русский язык» РамзаевойТ.Г., система «Классическая начальная школа»

Раздел 2. Установление ролизагадок, пословиц, поговорок в развитии речи младших школьников

2.1 Планирование исследования

2.2 Результаты исследования

Заключение

Библиография


Введение

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Народ заботливо сопровождалпоэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Этоцелая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитываетсяребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово,передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Психологи и методисты отмечают,что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речиокружающих (Б.Д. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.). Ребенок большуючасть своего времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствиеэтого, произведения народного творчества (загадки, пословицы, поговорки,колыбельные песни, потешки) практически не используются в младшем возрасте, неговоря уже о детях шести-семи лет.

К.Д. Ушинским было замечено, чтов семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, загадки, пословицы,поговорки. В наши дни это становится все актуальнее.

Педагоги используют загадки,пословицы и поговорки на занятиях по развитию речи с детьми. Поэтому упедагогов возникает потребность в разработке методики по развитию речи детеймладшего школьного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процессдолжен происходить не только на специально организованных занятиях, но и вповседневной жизни школы. Для решения данной задачи важно, чтобы педагогишкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектамиэтого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительныхзанятий).

Общетеоретические вопросыразвития речи детей младшего школьного возраста в трудах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодскогои др.

Как следствие, педагогишкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи,посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические иметодические положения. И так, возникает противоречие между потенциальнымивозможностями малых форм фольклора в речевом развитии младших школьников инедостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методикамиразвития речи детей средствами малых форм фольклора.

Выделенное противоречиеуказывает на гипотезу — если использовать малые формы фольклора науроках русского языка, то уровень развития речи повысится. Решение даннойпроблемы составляет цель исследования: выявить оптимальные условияразвития речи детей младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора.

Объект исследования — процесс речевого развития младших школьников в средней общеобразовательнойшколе.

Предмет исследования — процесс речевого развития младших школьников средствами малых форм фольклора.

Задачи:

проанализировать научную иметодическую литературу;

раскрыть понятия «речь»,«развитие речи»;

выявить особенности речевогоразвития младших школьников.

Такой подход к проблемепредполагает использование следующих методов:

анализ и синтез научнойлитературы;

анализ продуктов речевойдеятельности младших школьников;

наблюдение;

эксперимент.


Раздел1. Теоретические основы развития речи учащихся1.1 Сущностьпонятий «речь», «развитие речи»

В толковом словаре Ожегова С.И. даетсяследующее определение понятия «речь»: «Речь — 1. Способностьговорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор,беседа.5. Публичное выступление» [13, с.678].

Также, в словаре русского языкаОжегова С.И. дает определение «развитие»: «Развитие — процессперехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старогокачественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному,от низшего к высшему» [15, с.835].

В словаре-справочнике пометодике преподавания русского языка Львов М.Р. дает понятие «развитиеречи учащихся»: «Развитие речи учащихся — процесс овладения речью: средствамиязыка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмамиречи — ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развитияпротекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого» [11, с. 190].

Речь — это один из видовобщения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальнойжизни, в обмене информацией, в познании, образовании, она обогащает человекадуховно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка — знаковой системы, веками отшлифованной и способной передать любые оттенкисложнейшей мысли. Вспомогательные не вербальные средства общения — жесты,мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания. Термин речь имеет тризначения:

речь как процесс, какдеятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить, оновладевает речью; речь льется свободно;

речь как результат, как продуктречевой деятельности, синонимы — текст, например: анализ речи 6-летнегоребенка; образцы речи высшей культуры;

речь как жанр устного,ораторского выступления: Полный текст речи депутата Н.Н. опубликован вгазетах; блестящая речь, произнесенная на суде адвокатом.

В речевом общении участвуют какминимум двое: говорящий или пишущий (отправитель речи, коммуникатор) ислушающий или читающий (адресат речи, перципиент) [9, с.357].

Речь внутренняя или речь внешняяпротивопоставляются одна другой последующим критериям:

по назначению, по целям: внешняяречь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя — нетолько не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннеговмешательства, оно осознается только самим субъектом и поддается лишь егоконтролю (внутренняя в своем содержании, разумеется, связана с общественнойжизнью);

внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям — акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонацией; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей.

Одна из главных ролей внутренней речи — это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этойроли она — начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование [10, с.3].

В отличие от распространенной влитературе обобщенной характеристики речи детей по таким аспектам, каксловарный запас, грамматический строй и т.д., постараемся рассмотреть именносвязную речь учащихся, при этом с точки зрения таких присущих ей характеристик,как функции, формы, виды, функционально-смысловые, функционально-стилистическиеи композиционные формы речи.

Функции речи. В начале речьребенка выступает в двух социальных функциях — как средство установленияконтакта (общения) с людьми и как средство познания мира. Затем в 3-7 летвозникает и развивается речь, которая используется для организации совместнойдеятельности (например, игры, как с взрослыми, так и с детьми), дляпланирования своих действий и как средство приобщения к определенной группелюдей.

В школе в процессе учебнойдеятельности развиваются все функции речи, но особое значение в этот периодприобретает речь как средство приобретения и передачи информации, речь каксредство самосознания и самовыражения, речь как средство воздействия натоварищей и взрослых. Именно в это время наряду с межличностным интенсивноразвивается и групповое общение [12, с. 195].

Формы речи (устная и письменнаяречь). Ребенок овладевает сначала устной речью. До 3-х лет его устная речь, какправило, ситуативная, т.е. связана с определенной жизненной ситуацией и понятнатолько в этой ситуации. Но наряду с этой речью появляется контекстная устнаяречь, и дети пользуются и той и другой в зависимости от условий общения. Однакоконтекстная устная речь детей даже в 6-7 лет развита меньше: в их рассказахвзрослым об увиденном, услышанном присутствуют элементы ситуативности: («Поэтомумы пошли туда и увидели такой маленький цветок. Он там рос…»), что делаетих высказывания полностью или частично непонятными для слушателей.

Письменной речью (а не толькописьмом) ученики овладевают в школе, при этом используется их устная речь: владениеопределенной лексикой, грамматикой языка.

В школе обе формы речи получаютдальнейшее развитие речи, при этом не только устная речь является опорой длястановления письменной, но и, наоборот, под влиянием письменной речиформируются книжные стили устной формы литературного языка (в частности,учебно-научный стиль — до школы ученики овладевают в основном обиходно-бытовойразновидностью устной речи). К сожалению, в начальной школе преимущественноевнимание уделяется формированию устной речи — связная устная речь школьников вэто время развивается недостаточно. Это конечно отрицательно в итоге влияет ина развитие письменной речи: ученики начинают говорить, пользуясь короткимиоднообразными в структурном отношении предложениями, которыми они учатсясоставлять и записывать на уроках родного языка.

Под влиянием обучения, приусловии внимания к устной речи учащихся, их интонационные навыки успешноразвиваются. Устная речь становится богаче в своем звучании за счетиспользования разнообразных по синтаксической структуре и интонационномуоформлению предложений [12, с. 197].

Функционально-стилевые типы речи.К 6-7 годам ребенок овладевает в основном разговорным стилем (устной формылитературного языка). Когда ребенок пытается пересказать или сочинить своирассказы, сказки, то он использует некоторые образно-выразительные средства,свойственные художественному стилю.

В школе ученики овладеваюткнижным стилем письменной речи, его публицистической, официально-деловойразновидностью — больше всего научным (точнее, учебно-научным) стилемизложения, что связано с характером ведущей деятельности учащихся — с усвоениемими основ наук, а также с участием в различных видах общественной деятельности,с осознанием языка как системы [12, с. 197].

Виды речи (диалог и монолог). Вначале ребенок пользуется диалогической речью. Это побудительные предложения,выражающие просьбу, требование, призыв; вопросительные предложения,слова-предложения да, нет и т.д.

В школе эти виды речи получаютдальнейшее развитие. Ученики овладевают умением вести беседы по широкому кругувопросов, связанных с жизнью класса, школы, страны, с изучением основ наук [12,с. 197].

В зависимости от задачвысказываний и от ситуации человек использует разные виды речевойдеятельности: говорение, слушание, письмо и чтение. Их взаимоотношениепоказано на схеме:

Речь Неозвученная Ненаписанная

Внутренняя

(речь мысленная, речь для себя)

Внешняя

(речь для других)

Говорение -

т.е. выражение мысли в акустическом коде, с помощью звучащих комплексов — слов, их сочетаний (действие коммуникатора).

Слушание (аудирование) — звуковое восприятие акустического потока, отправленного говорящим, и его понимание, т.е. сверка со смысловыми, фонемными эталонами, накопленными в памяти ренее.

Чтение,

т.е. его зрительное восприятие графического ряда, написанного или напечатанного, и его понимание, т.е. соотнесение графических компонентов (слов, их сочетаний) через их фонемный состав с эталонами, хранящимися в памяти.

Письмо,

т.е. выражение мысли в графическом коде (при звуковом, точнее в фонемном, письме — через посредство фонем).

/> /> /> />

/>/>

Устная речь Письменнаяречь

Речь подразделяется на внешнюю ивнутреннюю. Внешняя речь — это речь, облеченная в звуки или графическиезнаки, обращенная к другим. Внутренняя речь — это не произнесенная и ненаписанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. Вотличие от внешней, внутренняя речь лишена четких грамматических форм, онаоперирует главным образом понятиями — отдельными знаменательными словами ицелыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новыхзнаний, решение задачи, обдумывание материала к устным высказываниям и особеннок письму.

Внешняя звучащая, произносимаяречь бывает монологическая и диалогическая. Диалог — это разговор двухили нескольких человек. Каждое отдельное высказывание зависит от репликсобеседника, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых высказываниях, т.к дополняетсямимикой, жестами, интонациями. Типичным вариантом диалога является беседа. Монолог — это высказывание, которое адресовано не одному, а многим слушателям. Он неподдерживается вопросами и требует большой собранности, сосредоточенностиговорящего. Иногда материал для монолога накапливается в течение длительноговремени, обдумывается и записывается план, подготавливаются отдельные егофрагменты, отбирается лексика. Школьные монологи — это пересказ прочитанного,рассказ по картине или на заданную тему, выступление, сочинение и т. п [20, с.200].

Внешняя речь делится на устную иписьменную. Устная речь — звуковая, она характеризуется определеннымиинформационными средствами (темп, тембр, громкость, паузы, логическое ударение,эмоциональные окраски с помощью жестов и мимики и т.п.). Письменная речь- это передача информации (высказывания) в графическом виде (с помощью букв).

Устная речь появляется раньшеписьменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речьусваивается в результате специального обучения. Поэтому говорят об опережающемразвитии устной речи. Письменная речь полнее и сложнее устной. Предложениякрупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение. В письменномварианте невозможны паузы, логические ударения, интонации. В некоторой степениэто компенсируется знаками препинания. Письменная речь отягчена орфографией. Наконец,она составляется и протекает значительно медленнее.

Язык усваивается ребенком вобщении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередкобывает примитивна и неправильна. В связи с этим ряд задач решает школа:

1) Усвоение литературнойязыковой нормы. Детей учат отличать литературный язык от просторечия,диалектов, жаргонов, учат литературному языку в его художественном, научном иразговорном вариантах. Школьники усваивают тысячи новых слов и новые значенияизвестных им слов, грамматические формы и конструкции, учатся употреблять теили иные языковые средства в определенных речевых ситуациях.

2) Усвоение навыков чтения иписьма. Вместе с этим дети овладевают особенностями письменной речи, в отличиеот устно-разговорной, стилями и жанрами.

3) Совершенствование культурыречи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого недолжен остаться ни один школьник.

Совершенствование речевойдеятельности школьников предполагает формирование четырех обобщенных умений:

а) ориентироваться в ситуацииобщения, в том числе осознать свою коммуникативную задачу;

б) планировать содержаниесообщения;

в) формулировать собственныемысли и понимать чужие;

г) осуществлять самоконтроль заречью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.

Для решения указанных задач нужнапланомерная работа по развитию речи. В этой работе выделяются три направления:

работа над словом;

работа над словосочетанием ипредложением;

работа над связной речью.

Кроме того, в объем понятия«развитие речи» включается произносительная работа — дикция,орфоэпия, выразительность. Работа над словом является лексическим уровнем. Работанад словосочетанием и предложением — это синтаксический уровень. Лингвистическойбазой для этих двух направлений служат лексикология, словообразование,фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Работа над связной речью — это уровень текста. Основой этому является теория текста (лингвистика текста),логика, теория литературы.

Эти три линии работы развиваютсяпараллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работадает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. Всвою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаряи т.д.

Развивая речь учащихся, следуетпридерживаться четко определенных характеристик речи. Они же являютсякритериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Перечислимосновные требования к речи учащихся: содержательность, логичность,точность, богатство, выразительность, ясность, правильность.

Содержательность речи. Этокачество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, очем говорит или пишет. Когда высказывание построено на знании фактов, нанаблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно.

Логичность речи. Речьдолжна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичностьпредполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание. Логикаречи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являютсяследствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы,неразвитости мыслительных операций.

Точность речи. Этотребование предполагает умение не просто передать факты, наблюдения, чувства всоответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковыесредства — такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения,которые передают все признаки изображаемого в речи.

Богатство языковых средств, ихразнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различныеструктуры предложения, наилучшим образом передающие содержание — этотребования, вытекающие из точности речи.

Ясность речи предполагаетее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятиеадресатом. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другиекачества адресата речи. Ей вредит излишняя запутанность, чрезмернаяусложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами,терминами, «красивостями». Речь должна быть коммуникативнойцелесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условийобмена информацией.

Выразительность речи. Качество,которое предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка,красивости и убедительности. Устная речь воздействует на слушателя интонациями,а письменная — общим настроением, излагаемым отбором фактов, выбором слов, ихэмоциональными окрасками, построением фраз.

Правильность речи. Качество,обеспечивающееся соответствием литературной норме. Различают правильностьграмматическую (образование морфологических форм, построение предложений),орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной — орфоэпическую.

Перечисленные требования тесносвязаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.

Систематичность в развитииречи обеспечивается четырьмя условиями:

Последовательность упражнений.

Перспективность упражнений.

Разнообразие упражнений.

Взаимосвязь упражнений.

В современной школе развитиеречи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Этозначит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока и вовнеклассные мероприятия [20, с.220].

Таким образом, мы рассмотрели понятия«речь» и «развитие речи». При организации работ по развитиюречи необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, функцииречи, формы речи, виды речи, а так же важно учитывать особенности речевогоразвития. Речевые упражнения, тоже оказывают большое влияние, потому что в нихсливаются все умения и навыки, которые дают заметный результат за короткийпромежуток времени. Если малые формы фольклора обработаны с учетом возрастныхвозможностей детей и организована систематическая работа младшим школьникам,они доступны их пониманию и осознанию.

1.2 Особенностиречевого развития детей младшего школьного возраста

Сальникова Татьяна Петровнавыделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельностьневозможна.

Потребность в высказывании — условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить своистремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическимусловием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих ушкольников потребность высказываться о чем-либо письменно или устно.

Содержание речи — условиеналичия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать. И от полнотыбогатства этого материала зависит содержательность высказывания. Четкость,логичность речи определяются тем, насколько подготовлен материал. Следовательно,методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовкаматериала для речевых упражнений.

Средства языка — условиевооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами, ихсочетаниями, различными оборотами речи.

В связи с этим детям нужно датьобразцы языка, создать для них хорошую речевую среду. В результате слушанияречи и использования ее на практике у ребенка формируется чувство языка. Следовательно,методическим требованиям развитие речи учащихся является создание условий для активнойречевой деятельности [23, с.170].

Условия развития речи ребенкашкольного возраста значительно отличается от условий формирования речи ребенка.За период школьного обучения ребенок овладевает языковой грамотой: чтением иписьмом.

В общей психологии БогословскийВ.В. выделяет основные узловые моменты развития речи в школьном возрасте, онитаков:

усвоение монологической,письменной речи и формирование внутренней;

овладение грамматикой,являющейся сводом правил и законов языка;

овладение точной и выразительнойречью;

формирование речевых свойствличности школьника.

Монологической связной речьюшкольник овладевает благодаря повседневной работе учителя. Уже на первом годуобучения ребенка приучают к правильному оформлению мыслей в речи, к четкостиформулировок и высказываний. Требования к речи школьника возрастают из года вгод. Формирующаяся монологическая речь постепенно становится связной,позволяющей изложить сложное смысловое целое в понятной для всех языковой форме.

Развитие устной — монологической- письменной речи охватывает весь период школьного обучения и продолжается и взрелом возрасте. Наряду с их развитием происходит формирования внутренней речи.

Формирование речевых навыков — весьма существенная сторона речевого развития школьника. Их роль труднопреувеличить, так как они в большей мере определяют культуру речи школьника.

Развитие культурной речипредполагает также овладение точной и выразительной речью.

Речь школьника становится точнойпо мере овладения им научной терминологией, позволяющей выражать мысльпредельно точно и в то же время лаконично. Точность речи учащихся развивается вмеру требований учителя, предъявляемых к этому качеству речи, а так жеблагодаря овладению им научной терминологией.

Требовательность учителяопределяет также развитие выразительности речи. Это немаловажное качество речиприобретается благодаря специальной работе учителя [14, с.259].

Развитие речи происходит вшкольном возрасте. Со временем ребенок начинает все более совершенно к меступользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий ихарактера общений. По данным Д.Б. Эльконина, общение носит непосредственнойхарактер [26, с. 195].

Разговорная речь содержит в себедостаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих из отдельных,не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связноевысказывание-рассказ, сообщение и т.п. У ребенка возникает потребностьобъяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многоедругое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативныхмоментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Такимобразом, начинает развиваться объяснительная речь [23, с. 195].

К.Д. Ушинский писал: «Дитяусваивает язык подражанием». Действительно, роль имитации в усвоении языказначительна, но это не слепое подражание. Содержание речи вытекает изжизненного опыта ребенка, из потребностей его жизни, выражения его мысли. Однолишь слушанье речи взрослых ребенком не может стать решающим фактором овладенияязыком: нужна речевая активность, ибо язык усваивается в процессе речевойдеятельности. Это тоже закономерность речевого развития ребенка, действующая навсех возрастных этапах [22, с.55].

Развитие речи протекает болееуспешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда — это семья, класс, школа,взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок [12, с.238].

Таким образом, причинойвозникновения первых речевых действий у ребенка является потребность общения. Самостоятельноесловообразование детей выдвигается как доказательство наличия особого «языковогочутья», присущего ребенку. Факт словотворчества должен быть понят какпроявление, как симптом овладения ребенком языковой деятельностью.

В русском языке под редакцией Л.Л.Касаткина дается описание школьного возраста.

Школьный возраст — от 6-7 до 17лет. В этом возрасте совершенствуются все функции речи. Речевая деятельность — говорение, восприятие речи, письмо, чтение — становится средством умения,познавательной деятельности, в средних классах — средством приобщения кобщественной деятельности, в старших классах — средством профессиональногосамоопределения.

Новое что появляется в речевомразвитии и в усвоении языка:

речь все больше переходит всферу волевых действий, ситуативная речь уступает место организованной речи: составлениепредложений, рассказов, ответы на вопросы учителя, пересказы прочитанного и пр.;

вводятся понятия языковой нормы,понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо»,т.е. происходит элементарная дифференциация стилей: начинается использованиетех или иных параллельных языковых средств в зависимости от условийвысказывания;

вводятся в действие два новыхвида речевой деятельности — чтение и письмо, что не только обогащает иразнообразит ее, но и постепенно приобщает школьников к богатствамписьменно-книжной речи; последняя оказывает сильное влияние на детскую речь,преимущественно устную, которая постепенно сближается с речью письменной;

речь самих школьников и другихлюдей, образцы художественной речи становятся объектом наблюдения, анализа,синтеза, обобщений, теоретического изучения; усваивается система языковыхпонятий и закономерностей языка.

Теоретическое изучение языка,перенос языковых закономерностей на собственную речевую деятельность школьникаспособствуют развитию, обогащению речи, повышение общей культуры, орфографическойпунктуационной грамотности.

К завершению школьного курсаюноши и девушки достигают определенного уровня речевого развития [22, с.61].

Итак, речевая деятельностьтребует от ребенка новых достижений в развитии речи, создает новые условия дляличностного развития ребенка. В речи ребенка становится больше слов, происходитразвитие их значений. В школьном возрасте учащиеся пользуются всеми основнымиформами речи. В учебной деятельности ребенок учится излагать свои мысли связнои логично.

1.3 Психофизиологическиеосновы развития речи

Одна из функций речи состоит воформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь, — писал Л. Выготский, — естьпроцесс превращения мысли в слова, ее материализация». Психологическойосновой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли.Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системойумственных действий возможно успешное развитие речи.

Однако и понятийное мышление неможет успешно развиваться без языкового материала, без речевого оформления ивыражения. В отвлеченном мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям. Понятияже обозначаются словами (или словосочетаниями), следовательно, в слове понятиеобретает необходимую для общения оболочку.

Точное понимание значения слова,обозначающего понятие, умение быстро, в сотые доли секунды выбрать нужноеслово, соединить его не только по смыслу, но и грамматически с другими словамипозволяет человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить, осуществлятьпонятийное (речевое) мышление.

Наблюдается обратное воздействиеречи на мысль. Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности,стройности, последовательности самой мысли. Овладение языком — запасом слов играмматической системой, позволяющей выстраивать эти слова в предложения итексты, — создает предпосылки для совершенствования мысли, для развитиямышления [20, с.217].

Мышление шире речи, оноопирается не только на язык. Помимо логического, понятийного (речевого) мышления,существует также наглядно-образное и конкретно-действенное мышление. Последниедва вида чаще всего обходятся без речи. Но все виды мышления обычно совмещаются.

С другой стороны, разнообразиеформ языка, их вариативность, синонимия позволяют одну и ту же мысль выразитьразличными словами и структурами.

Речь служит важнейшим средствомизучения мышления; уровень развития речи является важнейшим критериеммыслительного развития. Речьнеотрывна от мышления, развиваетсяна основе мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль.

Разрабатывая речевые упражнения,ориентируются на определенные умственные операции: анализ, синтез, индукцию,дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.

Лучшим материалом для выработкилогических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал и т.п.Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств ираскрытия причинно-следственных отношений, «Почему?».

Важнейшим источником речевыхупражнений является сама жизнь — все то, что окружает детей. В связи с этимособенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях,служит для словарных упражнений и для составления предложений, рассказов,сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг,служит средством развития мышления и речи.

Наблюдение часто предполагаетвыделение существенныхи несущественных признаков. В тренировочных целяхучащимся предлагается указывать признаки предметов, связанные с размером,цветом, формой, весом, способом передвижения или использования и пр.

Приведем примеры упражнений, направленныхна выделение признаков:

1. Что можно сказать об арбузепо форме, цвету, вкусу?

2. Укажите признаки солнца,луны, звезды, лампы. Укажите их общий признак.

3. Укажите предметы, про которыеможно сказать одновременно:

мягкий, теплый, пушистый; высокий,стройный, красивый.

4. Про кого (или про что) можносказать:

высокий — низкий, белый — черный,едят — пьют?

5. Назовите общиепризнаки:

вороны и скворца; весны иосени; стола и стула.

6. Укажите несколько признаковкакого-либо предмета. Какой из них самый главный?

К.Д. Ушинский писал: «Все вмире мы узнаем не иначе, как через сравнение…». Сравнивать — это значитустанавливать сходства и различия между предметами и явлениями. Сравнениевозможно лишь при условии, что школьники уже умеют выделять признаки предметови отличают существенные признаки от несущественных, т.к сравнивать можно лишьпо существенным признакам.

При составлении заданий насравнениенужно учитывать следующие требования:

1) сравнивают только такиепредметы и явления, между которыми есть что-то общее;

2) сравнение должно бытьцеленаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления);

3) сравнение должно завершатьсявыводами;

4) начинать сравнивать следует спротивопоставления контрастных признаков.

Материал для сравнения даютнаблюдения. Но можно опираться на картинки, прочитанный текст, жизненный опытдетей. Сравнивать можно два, три, четыре и более объекта, но начинаютсяупражнения со сравнения двух предметов или явлений.

Одной из важнейших задачумственного развития учащихся — это формирование понятий, основныхединиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные,отличительные признаки предмета или явления. В понятии эти признаки обобщены, поэтомуработа над понятием всегда содержит обобщение.

Определение понятий приучаетшкольников к точному, строгому выражению своих мыслей. Понятия выражаются всловах или их сочетаниях. Но связная речь с точки зрения логических операцийскладывается из суждений и умозаключений, которые оформляются в предложения иих группы.

Работа над понятием всегдасодержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений,сравнений.

Понятия бывают родовые (болееобщие) и видовые ( менее общие): дерево и сосна. Школьники упражняются вподведении видовых понятий в родовые.

Специальные упражнения вобобщениипроводятся в основном в I и II классах:

1. Каким одним словом можноназвать эти предметы?

2. Выделение конфликтныхобъектов. Какой предмет лишний?

3. Составление связного рассказав результате выполнения упражнений первых двух типов.

Упражнения в обобщениипроводятся и на грамматико-орфографическом материале.

Понятие формируется постепенно,в результате наблюдений, выделения признаков и их обобщения, в процессегруппировки, классификации объектов. Обобщение понятий подводит к одной изнаиболее сложных мыслительных операций — к определению понятий. Определениепонятий идет путем называния существенных признаков объекта и сопоставления ихс признаками другого понятия.

Часто допускается так называемоеописательное определение, т.е. такие, в структуре которого нет родовогопонятия, а лишь видовые признаки. Например: Гроза — это когда дует сильныйветер, сверкает молния, гремит гром, идет дождь.

Понятия выражаются в словах илисловосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь сточки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которыеоформляются как предложения.

Суждения связываются междусобой, т.е. между ними устанавливаются временная последовательность ипричинно-следственные зависимости. Очень важно, чтобы школьники научилисьсоблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей. Одно изважнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующеевысказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним, развивало, вносилоновые факты и суждения.

Для развития мышления особенноважно овладеть умозаключением.

Умозаключение этоспособ опосредованного познания действительности. Так, из суждения " Надвигаетсячерная туча" извлекается новая мысль: " Сейчас хлынет дождь"( она и является умозаключением). В умозаключении всегда можно обнаружитьпричину («Надвигается туча») и следствие («Хлынетдождь»).

Систематическая тренировка всвязывании суждений, в словесном выражении причинно-следственных зависимостейповышает культуру речи учащихся, делает речь строже, доказательнее,последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогут такие упражнения:

1. Рассказ или запись наблюденийза изменениями в природе.

2. Составление планов текстов.

3. Установлениепоследовательности в серии сюжетных картинок.

4. Постоянное обращение к детямс вопросами: " Почему? Как? Докажи".

Все перечисленные приемыактивизации мыслительной деятельности учащихся лишь в том случае окажутразвивающее воздействие на школьников, если учитель систематически, на всехуроках будет уделять внимание упражнениям в наблюдении, сравнении, обобщении и т.д.[20, с.240].

1.4 Влияниезагадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

При определении уровня развитиянавыков связной речи необходимо, прежде всего, установить какие мысли и какпереданы через текст. Этим и объясняются те компоненты анализа текста, которыепредлагает исследователь Н.И. Жинкин:

отбор слов;

распределение предметныхпризнаков в группе предложений;

выделение предиката;

связь двух предложений.

Эти категории или элементыанализа, выдвинутые Н.И. Жинкиным, отражают те стороны связной речи, которыеявляются специфическими для нее и по которым, следовательно, можно определить уровеньсвязной речи учащихся [22, с.43].

Не следует думать, чтознатоками, хранителями фольклора являются только пожилые люди, бабушки идедушки. Есть такие виды жанры народного творчества, которые известныдетсадовцам и школьникам. Детский фольклор так же имеет свою долгую историю [2,с.107].

Давайте же посмотрим, какиезагадки, пословицы и поговорки жили и живут на деревенских улицах и в городскихдворах, в школах и в детских лагерях.

Загадка — что-либозагадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткоеиносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки [5, с.566].

Загадки обогащают словарь детейза счет многочисленности слов, помогают увидеть вторичные значения слов,формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоитьзвуковой и грамматический строй русской речи, заставляя, сосредоточится наязыковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина[21, с.187].

Отгадывание и придумываниезагадок тоже оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употреблениедля создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности(приема олицетворения, использование многозначности слова, определений,эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированиюобразности речи детей.

Загадка — одна из малых формустного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной формедаются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадываниезагадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умениесамостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболеехарактерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко илаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтическийвзгляд на деятельность» [1, с.79].

Ю.Г. Илларионова считает, чтоиспользование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыковречи — доказательства и речи — описания. Уметь доказать — это не только уметьправильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее вточную словесную форму. Речь — доказательство требует особых, отличных отописания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции [6, с.110].

Чтобы вызвать у детей интерес ипотребность в доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадываниизагадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадывать загадку, адоказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы иявления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранеезнакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогдадоказательства будут более обоснованными и полными.

Систематическая работа поразвитию у детей навыков речь — доказательства при объяснении загадок развиваетумение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшегообоснования отгадки, уметь замечать красоту и своеобразие художественногообраза, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус кточному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детейвидеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов исинтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализязыка загадки, обращается внимание на ее построение. Автор рекомендует иметь взапасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, чтонайденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностейсказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладениенавыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качествеобразцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины [6, с.110].

При изучении правил правописания: жи — ши, ча — ща, чу — щу можно использовать загадки (Приложение 1).

При обучении детей начальныхклассов учителя часто используют загадки, т.к они представляют большую ценность.Они учат говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками — это упражнениев самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадкиобогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка, их используют наразных этапах урока. Уроки с использованием загадок проходят интересно и неутомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума [3, с.27].

Загадки заставляют ребенкавнимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами,находить в них сходство и различия.

Загадка может быть использована,чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изученном понятии, предмете,слове, букве, слове и т.д. Полезным для этого может стать как содержаниезагадки, так и ее отгадка.

Взять хотя бы букварный периодобучению чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определенного звука илибуквы, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке,посвященном выделению звука и буквы «же», можно использовать слово жук. Но одно дело просто его произнести. Показать рисунок с изображением жука. Исовсем другое — начать с загадки. Скажем, вот с такой:

Не жжужу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вдоволь на жжужусь.

Радость, вызванная самимзвучанием строк и тем, что ребенок отгадал загадку, создаст положительныйнастрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала.

Загадки могут быть применены науроках русского языка при изучении правил правописания и на занятиях привыработке навыков грамотного письма [24, с.4].

е — начатьжука. ти. показать м выделению звука и буквы «итель может прибегнуть кзагадке. х сходство и различия. емоВ загадках, как и в сказках, былинах,песнях, мы можем найти отголоски самых разных эпох.

Тур ходит по горам,

Турица — по долам;

Тур свистнет,

Турица-то мигнет.

(Гром и молния)

Это очень старые образы. Туры (дикиеевропейские быки черного цвета с большими рогами), вымершие животные, редкоупоминающие в фольклоре [3, с.139].

Многие загадки очень поэтичны,радуют необыкновенно удачными сравнениями: из-под кустика хватыш — это волк; вынуизо рта ягодку, оближу и опять положу — это расписная деревянная ложка; а воттопор: кланяется, кланяется, придет домой растянется.

Некоторые загадки действительнотрудно отгадать:

Кину не палку,

Убью не галку,

Ощиплю не перья,

Съем не мясо.

(Удочка и рыба)

Дом шумит, хозяева молчат.

Пришли гости, хозяев забрали,

А дом в окошки ушел.

(Вода, рыба, рыбаки с сетью)

У кого есть ответ на все случаижизни — и когда у тебя горе, и когда радость? Если молод ты, стар, болен,здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался — на всякое твоепереживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет,наставление, утешит, развеселит пословица [2, с.143].

Русские загадки записаны идореволюционными и советскими собирателями в очень большом количестве. Этималенькие, интересные произведения устного художественного творчества связанысо всем трудовым укладом, со всем бытом старой русской деревни. Не малосведений об ее хозяйственном обиходе, вложено в загадку, немало дается живыхбогатых зарисовок.

Загадка неустанно пополняетсяновыми произведениями народной мысли и фантазии. Сейчас никто уже не складываети мало кто помнит загадки о старой черной бане, об отживших глиняныхрукомойниках или о тараканах в избе. Сейчас у народной загадки новые темы. Советскиенародные загадки говорят о новых колхозных машинах, о новой технике, о новыхлюдях Советской страны [7, с.230].

Идет копач,

На нем силач,

Добывать калач.

(Трактор)

Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везет, а не лошадь.

(Самолет)

Среди интеллектуальноразвивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызываетинтерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этогосвоеобразного интеллектуального состояния. Загадки расширяют кругозор детей,знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связиразвивают и обогащают мир. Так же они „имеют неоценимое значение вформировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логическогомышления (способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементовэвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость,критичность мышления)“. Загадка, по словам К.Д. Ушинского, „доставляетуму ребенка полезное упражнение“. По мнению современных педагогов, „процессотгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующейумственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум,приучая детей к честной логике, к рассуждению и доказательству“ [23, с.44].

На уроках русского языка учительвключает разные типы загадок. Отгадывание их можно рассматривать как процесстворческий, а саму загадку — как творческую задачу. Приведем примеры поиспользованию игр в загадки в практике.

1. Загадки, в которых даетсяописание предмета или явления путем перечислением различных его признаков,например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз -словарное слово. Отгадка — ключ к его запоминанию) Ребята учатся проводитьанализ, выделяя признаки предмета (цвет, вкус, форму), и синтез, объединенияэтих признаков в единое целое.

2. Загадки, где описаниепредполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному — двумпризнакам нужно восстановить целостный образ, выделив отмеченный признак, связьего по ассоциации с другими), например: Белая скатерть всё поле покрыла. (Снег — парная согласная в конце отгадки требует проверки) Игровая ситуация помогаетзапомнить правило.

3. В загадку включаютсяпротивопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. (Земля — безударная гласная в корне слова требует проверки) Отгадывание таких загадокпредставляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередносопоставить разные и в то же время в чем-то сходные предметы, явления признаки,действия, выделять в них сходство и группировать по-новому.

4. Загадки, в описании которыхиспользованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой ручкой — провожает. (Дверь. Чтобы написать это слово надо вспомнить о мягком знакекак знаке мягкости) Такие загадки предусматривают расшифровку метафоры, длячего необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, частоочень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловойкатегории.

5. Загадки, в которыхпредставлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) составаслова, его обозначающего. Загадки, В которых несколько букв, слогов или частейслова выделены и описаны самостоятельно. По ним и нужно разгадать целое слово,например: Первое — предлог, второе — летний дом, а целое порой решается струдом. (За — дача — в отгадке правило „чаща“, надо вспомнить,как пишутся предлоги и приставки, чтобы отличать их от тех слов, в которых всеслово — корень)

6. Загадки — метаграммы, вкоторых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новоеслово. Например:

С „ч“ над морем ялетаю,

С „г“ в машинах ябываю.

(Чайка — гайка)

7. Анаграммы — слова,получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа — пила)

8. Логографы — слова — загадки,меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь „м“,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха — муха)

9. Загадки — шутки, связанные сомонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел — имясобственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы — существительным с нарицательным)

Формы загадывания загадок можетбыть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений,включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Ихотгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можноусложнить задание, рассыпав слова — загадки, получится деформированный текст,над составлением которого нужно поработать. Слова — отгадки можно предложитьзаписать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записатьсуществительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можнозаписать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать толькослово — отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети любят загадки, небылицы ивсякую словесную игру. Слова для них — предмет игры, а через игру ребенокузнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращенияслов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяютпредупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики,развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствуетактивному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям [25, с.45].

Итак, посредством загадки удетей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различнымисредствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системойязыка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методикиразвития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесноготворчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это,остается разработать комплексную методику их применения.

В словаре русского языка подредакцией А.П. Евгеньевой дается определение „пословица“: „Пословица- краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычноназидательный смысл“ [11, с.217].

Выдающийся педагог К.Д. Ушинскийписал: „Русские пословицы имеют значение при первоначальном ученииотечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своемусодержанию“ [4, с.5].

Пословицы широко используются вобучении — как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самихучащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшимклассам [11, с.165].

Какой бы короткой ни былапословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует насне только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его изапомнить гораздо легче [2, с.143].

Ту меня, работушка, не бойся,я тебя, работушка, не трону!

Пословицы можно употребить всамых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемыегосподами.

Поговорка о черной корове можетпрозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствуетвнутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет кместу, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.

Пословицы отличаются устойчивойхудожественной формой. Нередко они имеют рифму, иногда очень затейливую,многократно повторяющуюся:

Кот скребет на свой хребет.

Пословицы отличаются отповседневной разговорной речи особым складом, ритмом.

Ухо сразу улавливает этот ритм:

Кого впряг — и ехать так.

Нежданный гость — не мытыеложки.

Пословица часто имеет двучленноепостроение:

Тише едешь — дальше будешь.

Много знать — мало спать.

По многим пословицам можноотчетливо проследить, как выражал народ свое независимое мнение по различнымжитейским вопросам, свои самостоятельные взгляды на жизнь.

Люди употребляют поговорки почтитакже легко и непринужденно, как слова собственной речи. Но все-таки пословицыи поговорки не просто слова, не просто разумные фразы или верные жизненныенаблюдения [2, с.143].

Работа с пословицей развиваетмышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи,способствует лучшему усвоению грамматики [8, с.58].

Системная работа над пословицейочень много дает учащимся. Во-первых, они учатся собирать народные изречения,относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающийхарактер. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность,способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с пословицамипрививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательноотноситься к метким образным выражениям интересоваться народной мудростью. Следуетпомнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уваженияк труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу,создавшему эти пословицы.

В словаре С.И. Ожегова даетсяопределение „поговорка“: „Поговорка — выражение, преимущественнообразное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения“ [15,с.683].

Краткое образное выражение,оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицылишена обобщенного поучительного смысла.

Поговорки имеют более узкий,конкретный смысл, пословица — шире. Они близки друг к другу, их всегда печатаюти изучают вместе.

Много пословиц и поговороксохранили наши летописи, а также произведения древнерусской литературы.

В летописи рассказывается о том,как обры (авары), покорив славянское племя дулебов, жестоко притесняли их. Азатем, — видимо, эпидемия была или какое-то стихийное бедствие произошло, нотолько все обры погибли, умерли. Летописец, живущий 800 лет назад, завершаетэту историю, которая произошла задолго до него, такими словами: „Естьпритча в Руси и до сего дня: погибоша, аки обре“ (то есть погибли, какобры). Это самая настоящая поговорка. Ее и сейчас можно услышать.

И сейчас говорим мы: „Свиньюподложить“. Но, наверное, не все знают, что поговорка эта возникла впериод борьбы Северной Руси с ливонским орденом.

Когда речь заходит о новых,современных пословицах и поговорках нужно проявлять большую осторожность,научную добросовестность.

Во-первых, настоящие пословицы ипоговорки имеют широкое распространение, они должны быть приняты народом, и,во-вторых, это хоть и краткие, но все-таки, художественные произведения [2, с.145].

Фонд пословиц и поговорок всевремя обновляется. И в прошлом и в настоящие дни постоянно рождаются новыеметкие и художественно отточенные изречения.

Какую-то небольшую часть ихдавала литература.

Из басен И.А. Крылова в устныйобиход вошли, стали пословицами и поговорками такие, например, стихи:

Ай, Моська! Знать она сильна,что лает на слона.

А ларчик просто открывался.

Множество пословичных выраженийподарил нам А.С. Грибоедов:

И дым отечества нам сладок иприятен.

Служить бы рад — прислуживатьсятошно.

Подписано — и с плеч долой.

Некоторые пословицы и поговоркииногда приходят в нашу речь из песен, из частушек, из сказок:

Стань передо мной, как листперед травой!

Скоро сказка сказывается, дане скоро дело делается -

Сказочные формы, они употребляютсяв разных сказках.

Например, известная всемпоговорка „Битый не битого везет“ взята из определенной сказки — оволке и лисе, как бы подводит итог сказочной истории.

В русских пословицах ипоговорках ощущаешь удаль, душевный размах:

Грудь в крестах — или головав кустах!

Пан так пан, пал так пан.

Пушкин писал в свое время обособом ироническом складе русского ума.

Подобно всем произведениямфольклора, пословицы и поговорки тоже не остаются неизменными. Переходя из уств уста, они переосмысляются, появляются в ином виде. Один человек может знать иупотреблять поговорку:

Любит, как собака палку.

А другой с детства знает другую:


Заключение

В первом разделе исследованиянами было рассмотрено понятия „речь“ и „развитие речи“. Пришлик выводу, что речь — это один из видов общения, которое необходимо людям вовсех сферах общения, а развитие речи — это процесс овладения речью различнымисредствами.

Сначала речь ребенка служит дляобщения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит длясамосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. Сразвитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел толькоустной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменнойречью.

Под влиянием обучения устнаяречь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствамивыразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевойдеятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.

В школе учащиеся усваиваюттысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлятьряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковыхсредств, ясность, выразительность и правильность.

Далее мы выделили несколькоусловий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Этопотребность в высказывании, содержание речи и средства языка.

Развитие речи протекает болееуспешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении стоварищами.

В исследовательской работе мырешили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся науроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица ипоговорка.

При обучении учащихся начальныхклассов учителя пользуются загадками и поговорками.

Загадки заставляют внимательновдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в нихсходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописанияи при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процессотгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.

Работая с пословицами, учащиесяучатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развиваетсямышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.

Речь служит важнейшим средствомизучения мышления. Для развития речи важен вопрос „Почему?“, требующийдоказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимотребования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.

Нами были проанализированыучебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формыфольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, ониповторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческиезадания (составь свою загадку, продолжи пословицу и т. пр) отсутствуют.

В исследовательской части нашейработы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки,пословицы и поговорки влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому ихнадо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо техкоторые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.


Библиография

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детскийфольклор. — М.: Учпедгиз, 1957. — 240с.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш.и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр „Академия“; Высшаяшкола, 2000. — 472с.

3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград:»Детская литература", 1982. — 191с.

4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010«Воспитание в дошк. учреждениях» и №2002 «Дошк. воспитание»/ В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1976.- 127с.

6. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество.Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСРМ., 1957. — 271с.

7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000, — 464с.

8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 248с.

9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие дляучителей. М.: «Просвещение», 1975. — 176с.

10. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская,В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. — 2-е изд., испр.и доп. — М.: «Просвещение», 1991. — 240с.

11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. — М.: Педагогическоеобщество России, 2000. — 256с.

12. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский,А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 383с.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов ифразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языкаим.В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ.ред. проф.Л.И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО Издательство «Мир иобразование», 2005.1200с.

15. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. — 223с.

16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. — 4-еизд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. — 112 с.: ил.

17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. — 4-еизд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003. — 208 с.: ил.

18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. — 9-еизд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 256 с.: ил.

19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. — 5-еизд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 256 с.: ил.

20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания иразвития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентовпедагогических учебных заведений. — М.: Издательство «Институтпрактической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 320с.

21. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение,1988. — 80с.

22. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа.- 2004. — №10. — 112с.

23. Словарь рус


<== предыдущая | следующая ==>
Приложение Г | Правительство РФ обсудит поправки в бюджет на 2014 год

Date: 2015-05-22; view: 2731; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию