Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






На предложенные англичанином догматические





и церковные вопросы по поводу соединения англиканской церкви с восточною

В марте 1867 года протоиерей Евгений Попов писал графу Д. А. Толстому: «Прилагаемое при сем письмо осмеливаюсь повергнуть на благоусмотрение Вашего Сиятельства главным образом из уважения к тому обстоятельству, что предлагаемые в нем вопросы постоянно мною слышатся, а между тем, по крайней мере, на некоторые из них ответы могут быть даны только вследствие соборного определения. Здесь важна не столько личность вопрошающего, сколько общее содержание письма его, служащее для одних предметом беседований и совопрошений, а для других истинною потребностию мысли и чувства».

Перевод письма к о. Евгению Попову:

Reverend Sir

Надеюсь, что ревность моя по вере православной, столь близкой вашему сердцу, может послужить достаточным оправданием в том, что я, будучи простым мирянином и человеком совершенно вам незнакомым, беспокою вас целым рядом вопросов, здесь прилагаемых, и прошу вас к тому еще — сделать мне одолжение — ответить на них и ответы эти позволить огласить печатно.

Edvard Jovard

Член Английской, Church Union

Оба вышеозначенные письма и вопросы были отправлены графом Д. А. Толстым к Преосвященному Филарету, который ответил ему следующим письмом с ответами на вопросы, предложенные англичанином:

Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! При отношении Вашего Сиятельства от 29 марта сего года (№ 1578) препровождены ко мне семь церковных вопросов мирянина Английской церкви и требовано мое мнение.

Дело идет к общению Английской церкви с Православною, но идет неравным путем. Мирянин предлагает такие вопросы, на которые не может отвечать мирянин, а только священник или даже епископ. Если мирянин, спрашивая, скажет что-нибудь неприятное для своей Английской или для Православной церкви, это падет ему одному на голову; Английская иерархия останется в мире и покое. Но если Православный епископ, отвечая на вопросы, скажет что-нибудь неприятное для Английской церкви, то будет брошен камень претыкания на путь мира между Церквами: потому что мнение епископа могут принять за общее мнение Церкви. Легко мирянину принять на себя ответственность за какие бы то ни было церковные вопросы: не так легко православному епископу принять на себя ответственность за вопросы, между которыми есть новые и еще не разрешенные Православною церковию.

Это меня остановило. Было бы удобнее, чтобы о. протоиерей Евгений от себя составил проект ответов и, если бы нашел нужным, прислал в Россию для совета.

Ему же предлежало доставить нам сведение о упоминаемом в 6-м вопросе первом молитвеннике Эдуарда VI.

Но когда Преосвященный Нектарий сообщил мне напоминание Вашего Сиятельства и желание получить ответы, я понудил себя написать ответы, при сем прилагаемые. Дать сим ответам печатную гласность было бы теперь неблаговременно и не соответственно цели. Посему, если Ваше Сиятельство заблагорассудит сообщить сии ответы о. протоиерею Евгению, то предлагаю для сего следующие условия:

1) О. протоиерей не объявит имени писавшего.

2) Перескажет или прочитает вопрошавшему то из ответов, что найдет нужным, или и всю записку, и скажет: вот что могу отвечать на предложенные вопросы я или подобный мне священнослужитель; требовать официального разрешения оных, по желанию одного мирянина, неудобно, и так же неудобно подвергать печатной гласности частное мнение по таким предметам, которые ожидают иерархического рассмотрения и разрешения.

С совершенным почтением и преданностию имею честь быть

Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский

вопросы члена англиканской церкви, по

собственному его выражению, мирянина, и ответы на них московского митрополита Филарета

Вопрос первый: если бы кто-либо из мирян, крещенный и конфирмованный в Английской, законом утвержденной церкви, обратился к вам для (допущения или) принятия его в полное общение с Греческою церковью, были ли бы вы обязаны принять его даже и тогда, когда бы вам могло показаться, что лучше ему оставаться в Английской церкви?

Ответ: чтобы отвечать на вопрос, надобно прежде понять его. Но предложенный вопрос не удобопонятен и потому нужно к вопрошающему обратиться с обратным вопросом: какой может быть случай, в котором священник Православной церкви, уверенный в ее Апостольском достоинстве и чистоте, мог бы полагать, что члену Английской церкви лучше оставаться в ней, нежели присоединиться к Православной церкви? До разрешения сего обратного вопроса, православный священник Кафолической Восточной церкви может полагать, что предложенный вопрос на деле не существует; следственно, и ответа не требует.

Вопрос второй: в случае принятия подобного мирянина, нужно ли бы было снова совершать над ним крещение и конфирмацию, условно ли то или безусловно?

Ответ: член Англиканской церкви, несомненно крещенный во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, хотя и обливательно, по принятому в Российской церкви правилу (которое Константинопольская признает снисхождением) может быть принят в Православную церковь без нового крещения, но над ним должно быть совершено таинство миропомазания, потому что конфирмация по учению Англиканской церкви не есть таинство.

Вопрос третий: положим, что англиканский священник подобным образом обратился бы к вам: признано ли бы было тогда его рукоположение и позволено ли бы было ему священнодействовать тогда по греческому обряду? Если же нет, мог ли бы он снова получить посвящение (Reordination) в России ли то, или в Константинополе? И затем, могла ли бы быть ему дана misson в Англии?

Ответ: вопрос: может ли англиканский священник быть принят в Православную церковь в качестве действительного священника, ожидает соборного разрешения: потому что не приведено еще в ясность, сохранено ли в Англиканской церкви ненарушимым апостольское преемство иерархического рукоположения; а также и потому, что Англиканская церковь не признает священства таинством, хотя и признает в нем благодатную силу. Но священник сей Церкви, при не разрешении вышеозначенного вопроса, может рукоположен быть в православного священника, если не будет иметь недостатка в качествах, требуемых для священника церковными правилами. Вопрос: можно ли таковому дать миссию в Англии, неудоборазрешим в сем неопределенном виде. Для сего нужно иметь в виду более определенные обстоятельства.

Вопрос четвертый: положим, что к вам обратились бы в таком большом количестве, что ни ваша Российская церковь в Welbeckstrect, ни Греческая в London-wale не довольно были бы для них вместительны для присутствия их при богослужении, и в сем случае они выстроили бы сами для себя церковь: освятил ли бы тогда кто-либо из ваших епископов эту церковь, позволил ли бы в ней священнодействовать и назначил ли бы для сего нарочитого священнослужителя?

Ответ: и на сей четвертый вопрос так же, как на первый, надобно отвечать обратным вопросом: почему же можно сомневаться, совершит ли или разрешит ли совершить православный епископ освящение церкви, построенной православными или новоприсоединившимися к православию, желающими иметь при оной православного священника и богослужение по чину Православной церкви и образовать при ней из себя приход?

Вопрос пятый: мог ли бы английский мирянин, правильно принятый в Православную церковь, быть рукоположен во священника, в России ли то или в Константинополе, и если может, то на каких условиях?

Ответ: мирянин от Англиканской церкви, правильно присоединенный к Православной церкви, может быть рукоположен во священника под тем условием, что его личность и назначение должны соответствовать требованию апостольских и церковных правил.

Вопрос шестой: безусловно ли, как sine qua non*, потребуется совершать греческую литургию во всем ее составе? Не могут ли быть допущены некоторые части и из английской литургии? Не могла ли бы национальная литургия, например, по первому молитвеннику Эдуарда VI, быть допущена для употребления в английских конгрегациях? Потребуется ли, как sine qua non, прямое призывание (directa invocatio) святых при совершении общественного богослужения?

Ответ: здесь под одним числом не один вопрос, а многие, частию неудобные к разрешению по неопределенности.

В Православной церкви под именем литургии разумеется определенное богослужение, в котором совершается таинство Евхаристии. Надобно полагать, что и здесь в сем значении предлагаются вопросы о литургии. И если установлено в Церкви, чтобы литургию совершал не мирянин, а особый член

 

* Непременно (лат.).

Церкви, получивший для сего благодатное посвящение, и ему поручено некоторые молитвы приносить даже тайно от слуха мирян, то не более ли свойственно, не более ли удобно, не более ли сообразно с предметом, не более ли законно о литургии вопрошать, рассуждать и входить в соглашение священнику, нежели мирянину?

Православная церковь, принявшая чин Божественной литургии от первенствующей Церкви и от древних святых иерархов и обязательно сохраняющая оный без изменения, естественно, имеет право и обязанность требовать, чтобы сего чина держались и присоединяющиеся к ней из других вероисповеданий.

Может ли быть допущено ограничение сего правила относительно некоторых несущественных частей литургии? На сей вопрос отвечать можно только по определенном указании сих частей; и ответ должен быть дан собором, потому что один епископ не имеет права делать изменения в литургии.

На вопрос: может ли быть допущена вся национальная литургия по первому молитвеннику Эдуарда VI — вопрошающий уже отвечал сам, когда спрашивал, могут ли быть допущены некоторые части Англиканской литургии. В основании сего последнего вопроса лежит мысль о неудобности допущения всей литургии. После благоговейно слышимого выражения литургия святого Иоанна Златоустого православному слуху трудно примириться с выражениями: литургия национальная, литургия по первому молитвеннику Эдуарда VI.

Потребуется ли directa invocatio святых? Здесь выражение directa invocatio употреблено, по-видимому, для точности: напротив, оно не благоприятствует точному пониманию мысли вопрошающего. Directa invocatio, прямое призывание, предполагает, что есть indirecta invocatio, не прямое, или косвенное, призывание святых. И как вопрошающий не желает допустить только directam invocationem прямого призывания святых, то не должно ли заключить, что он допускает indirectam invocationem, некое непрямое призывание святых! Не думает ли, может быть, вопрошающий, что позволительно сказать в молитве: помилуй нас, Христе Боже, молитвами святых, но не позволительно сказать святым: молитеся о нас Христу Богу? Но если позволительно первое, то почему не позволительно второе?

Православная церковь на непринадлежащих к ней, чуждающихся призывания святых взирает с сожалением, что они сами себя лишают немаловажной помощи духовной, но принять таковых в свое общение значило бы вводить в свою среду противоречие и чуждому мнению открыть путь к ослаблению и изменению ее древнего, истинного и душеполезного предания. Скажет ли вопрошающий, что такое действование было бы согласно с требованиями истины, благоразумия и осторожности? Если бы мы видели, как апостол Петр помолился и воскресил Тавифу, не были ль бы мы побуждены, чувствуя нужду в духовной помощи, сказать ему: помолись и о нас? Почему же не можем сказать сего ему и теперь, когда он находится на высшей степени приближения к Богу?

Мы по Символу веры веруем в единую Церковь. В земную ли только Церковь мы веруем? По учению Апостола вера относится к предметам невидимым. Посему не более ли свойственно вере относиться к Единой церкви христиан, подвизающихся на земле, и совершившихся праведников на небесах? Если она едина на земле и на небесах, то что может препятствовать общению земных с небесными? Нам заповедано любить друг друга и молиться друг за друга; где же сказано святым небесным: не любите земных братий и не желайте им блага от Бога; или, что то же, не молитесь за них? В книге пророка Захарии написано: И отвеща Ангел Господень, и рече: Господи Вседержителю! доколе не имаши помиловати Иерусалима? (Зах. 1:12—13). Видите, ангел молится за Иерусалим. И отвеща Господь Вседержитель Ангелу, глаголющему во мне, глаголы добры и словеса утешна. Видите, молитва ангела принята благодатно. В книге пророка Иеремии написано: И рече Господь ко мне: аще станут Моисей и Самуил пред лицем Моим, несть душа Моя к людем сим (Иер. 15:1). Сие сказано в определенном случае, когда иудеи преступлениями своими соделали себя неспособными к принятию помилования. Следственно, в инаковом случае Господь позволил бы стать пред собою в молитве Моисею и Самуилу и молитву их принял бы милостиво, так же как принимал и исполнял их молитвы во время их земной жизни.

Не поставьте в предосуждение Православной церкви, что молитвенная любовь ее широка и не ограничивается землею, но простирается от земли на небо и с неба объемлет землю. Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех, но к Нему и Его пред Отцом Своим ходатайству и простираются молитвы земные и небесные.

Вопрос седьмой: положим, что число таких конгрегаций значительно увеличится: можно ли (надеяться), что они не будут оставлены без епископов-миссионеров?

Ответ: когда будет жатва многа: тогда помолимся Владыке жатвы, да изведет делателей на жатву Свою; и Он устроит благопотребное для нее. Но рано делать распоряжение для многой жатвы, когда еще предлежит забота о сеянии.

28 июня 1867 года


Date: 2015-05-22; view: 404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию