Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Беседа из притчи о плевелах





Говорена в московском архангельском соборе

8 ноября 1825 года

Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы?

(Мф. 13:28)

Под руководством притчи евангельской о плевелах нечто говорить хочу: призовем в помощь верховного Сеятеля доброго семени, чтобы не плевелы посеялись чрез слово сие, но чтобы в ничтожных плевелах наших обрелось зерно доброго семени, способное прозябнуть в мягкой земле послушных сердец и принести плод для жизни вечной.

«А на чтобы и говорить о плевелах?» — подумает ктолибо. Призванному сеять доброе семя не лучше ли и заниматься только добрым семенем, а не плевелами негодными? И я желал бы поступить таким образом. О, да не возглаголют уста моя дел человеческих! (Пс. 16:4). О, если бы я мог не говорить о делах человеческих, суетных и погибельных, а только о делах Божиих, благих и спасительных! Дерзаю догадываться, что и Сам Творец и первоначальный Истолкователь притчи о плевелах не желал бы говорить о плевелах. Но что делать, если есть опасность, что тогда, как сеется доброе семя, родятся и плевелы; или, если тогда, как посев уже взошел, действительно явились и плевелы: как в сих случаях не заниматься и плевелами? Как не подумать, что с ними делать?

Рабы, не знающие таин небесного земледелия, хотели бы тотчас полоть, силою исторгать и истреблять плевелы, но Премудрый Господин поля не позволяет. Ни да некогда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу.

Что же, однако, делать, чтобы плевелы не усилились и не заглушили пшеницы? О сем думаю я извлечь некоторое наставление из рассматривания того, что такое плевелы и откуда они взялись на поле.

Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе твоем? Откуду убо имать плевелы?

Что такое плевелы? В изъяснение сего Сам Творец притчи плевел сельных глаголет: плевелы суть сынове неприязненнии; или, по ближайшему преложению изречения Господня, как оно написано у евангелиста Матфея на греческом: плевелы суть сынове лукавого. В сем изъяснении нетрудно приметить — и приметить сие нужно для дальнейшего разумения, — что притча под именем плевел заключает некоторых человеков не по существу человеческому, подобно как и в другом изъяснении, что доброе семя, сии суть сынове Царствия, наименования доброго семени и сынов Царствия относятся не к существу человеческому. По существу своему все человеки равно происходят первоначально от Бога-Творца, последовательно от подобных себе человеков-родителей: в жизни разделяются они на доброе семя и плевелы, становятся сынами Царствия или сынами лукавого. Сеявый доброе семя не новое поколение на земле посеял, но в том поколении, какое нашел в мире, посеял сынов Царствия и распространил их во все поколения мира. Из сего должно заключить, что доброе семя означает дух и свойство сынов Царствия, почему и сказано, согласно с сим изъяснением, в изъяснении другой притчи, что семя есть слово Божие (Лк. 8:11), поелику от слова Божия происходит в человеках дух и свойство сынов Царствия. А посему и в противоположную сторону притчи также должно заключить, что плевелы означают дух и свойство сынов лукавого в некоторых человеках. Как развитие доброго духовного семени в человеке есть истина веры, благо любви, сила надежды, чистая мысль,


непорочное желание, здравое слово, праведное и святое дело, духовная, небесная, ангельская, Христова жизнь, так, напротив, прозябание душевных плевел есть ложь неверия, или суеверия, зло нелюбления, ложная сила самонадеяния или бессилие отчаяния, нечистая мысль, порочное желание, неверное или нецеломудренное слово, неправедное и беззаконное дело, жизнь плотская, земная, скотская, адская, или — то же одним словом — не христианская.

Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Ты сеял на земле то, что принес на нее с Собою с небес, а принес Ты с Собою на землю дух Божественный, свойство небесное. Селом Твоим, или полем Твоим, были сердца избранных человеков, Ты посеял в них слово Божие; согрел оное в них теплотою Духа Святого; напоил Твоею Божественною кровию. Оно прозябло, процвело, принесло плод в жизнь вечную, ово сто, овоже шестьдесят, ово тридесять, в апостолах, в мучениках, во святых всякого рода; чрез них заняло страны, народы, веки. Сверх сего, чтобы семя Твое для поля Твоего сохранить всегда чистым и никогда неоскудным, Ты завещал наполнить гомор от манны сея в скров в роды наша (Исх. 16:32), — то есть наполнить определенную меру Священных Писаний словом Божиим так, чтобы, как иногда из Божественных рук Твоих, от немногих хлебов брали и насыщались тысящи алчущих, но количество хлеба от того не уменьшалось, а увеличивалось, подобно сему, из немногих Книг Божественных тысячи тысяч научились, но тайны и откровения таин премудрости Твоей от того не истощались, а непрестанно становились обильнее.

Господи! Коль доброе семя и с каким премудрым попечением о его доброте и чистоте сеял еси на селе Твоем!

Откуду убо имать плевелы? На Твоем, Господи, поле, откуда взялись плевелы? Если бы они явились там, где ничего не сеяно, или если бы злое растение взошло там, где злое и семя сеяно, нечему дивиться. Если между язычниками заблуждения и пороки, чего иного и ждать от сей земли, дикой и невозделанной? Но на поле христианства, которое воздела но крестом Богочеловека, насеяно Словом Божиим, откуда плевелы языческие? Откуда заблуждения ума между вами, ученики Слова Божия? Откуда пороки сердца между вами, питомцы Духа Святого?

На сии не легкие, но не бесполезные вопросы есть у нас легкие, но весьма вредные ответы. Заблуждения, говорят, от ограниченности человеческой, пороки — от слабости человеческой. Прекрасное родословие заблуждений и пороков — прекрасное для того, чтобы люди, преданные заблуждениям и погрязшие в пороках, люди, которых евангельская притча называет сынами лукавого, могли уверять себя и других, что они не худого рода! Невинное дело быть ограниченными, не стыдно признавать слабость сил человеческих, а из сего заключают, что и быть суеверным, или безверным, также невинное дело, что и в пороках пребывать также не стыдно.

Заблуждения от ограниченности? Полно, правда ли, что ограниченность есть мать заблуждений? Ограниченность есть неплоды; она не рождает ничего, потому что и сама не есть нечто, а только предел, край, недостаток существенности. Возьмем в пример способность зрения. Глаз твой ограничен, по сей причине удаляющийся от тебя предмет в известном расстоянии ты перестаешь видеть и более ничего. Но если глаз твой вводит тебя в заблуждение, представляя окружающие тебя предметы в ложном движении кружащимися и падающими, отчего и ты падаешь, напрасно стал бы ты искать сему причины в ограниченности глаза; причины сему должно искать в твоем головокружении, происшедшем от употребления одуряющего зелия, или вина, в излишестве. По сему рассуждай и о духовном зрении ума. Ум твой ограничен, по сей причине удаленные от мысленных взоров его предметы для него неизвестны или непонятны и более ничего. Но если в уме твоем оказываются понятия, которые противны естественному, всеми здравомыслящими согласно примечаемому и признаваемому порядку вещей, которыми ты думаешь всю вселенную обратить вверх дном, но вместо того низвергаешь сам себя в нелепости, можно ли сие изъяснить ограниченно стию, которая не есть начало действующее и которая есть недостаток, общий всем человекам? Не должно ли, напротив, по необходимости производить сие от упоения нечистым и бродящим вином, или одуряющим зелием, такой мудрости, которая хотя по области явления ее называется земною и человеческою, но которой источник хуже, нежели что-нибудь просто земное, которой корень ниже человечества?

Пороки от слабости! Поэтому, чтобы добродетельным быть, надобно быть исполином! А мы, напротив, как из священных сказаний знаем, что когда исполины бяху на земли, тогда умножишася злобы человеков на земли (Быт. 6:4, 5); так и ныне видим нередко, что люди, и крепостию духа более других хвалящиеся, и менее других имеющие причины жаловаться на телесные слабости или недостатки, впадают в пороки более тех, которые и телесным немощам и недостаткам более других подвержены, и отличной крепости духа себе не приписывают. Пороки от слабости! А напротив, даже язычник заметил, что мы тогда бываем лучше, когда немощнее. Пороки от слабости! Согласимся, что и сие бывает в некоторых случаях, например, когда голодный нищий крадет кусок хлеба у богатого. Но когда, напротив того, видим, что богатый не только отказывает в куске хлеба нищему, но и грабительствует и разоряет бедных, между тем как есть нищие, которые сохраняют бескорыстие: как можно изъяснить сие одною слабостию человеческою? Не видны ли здесь две противоположные силы: в одном сила добра, может быть, выше, нежели человеческая, в другом — сила зла, без сомнения, хуже, нежели человеческая?

Перестанем обманываться, отложим о происхождении наших заблуждений и пороков такие мнения, которые способны только уполномочивать заблуждения и пороки; не будем почитать плевел обыкновенным порождением и естественною принадлежностию пшеницы. И если не можем догадаться, откуда они подлинно, то вопросим о сем Господа и от Него примем вразумление. Господи, не доброе ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы? Он ответству


ет: враг человек сие сотвори, — спящим человеком прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде; — враг всеявый их есть диавол.

Мне кажется, что если бы мы чаще и с большею верою думали о сем происхождении наших душевных плевел, то не так легко попускали бы им разраждаться и разрастаться. Враг всеявый их есть диавол: он посеял их в легкомысленных или зломысленных сочинениях, в изнеженных песнях, в соблазнительных зрелищах, в вольном обращении, в нескромных и не постоянных обычаях. За сим враг скрывается: всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде. Ты думаешь, что позволяешь себе невинные, только не совсем строгие удовольствия зрения, слуха, воображения, чувствования, но будь внимателен: сквозь сии удовольствия сеются плевелы лукавого, адское семя внедряется в сердце; восчувствуй отвращение; убойся; восприими осторожность.

Осторожность, ибо притча говорит, что спящим человеком прииде враг. Что значит здесь сон, сего Творец в притче не изъясняет, но без опасения погрешности полагать можно, что сон значит здесь беспечность и недостаток бдительного внимания к себе самому и к своим действиям. Спят человеки духовно, когда беспечно смежают очи ума и не стараются взирать на свет истины евангельской и закона Божия, чтобы непрестанно им просеваться и просвещать пути жизни своей; когда, подобно во сне мечтающим, не управляют мыслями своими, не обуздывают желаний своих, попускают воображению своему блуждать по предметам чувственным и суетным. Так спят они, а враг между тем не дремлет, он крадется во тьме забвения о Боге и законе Его и сеет в пшенице плевелы, во сне человеком мечты адские, в легкомысленном нерадении о добродетели и спасении мысли нечистые, желания греховные, дела беззаконные и погибельные. Не спи или пробудись, возлюбленная душа; изощряй выну око твое ко свету Божию; ходи в присутствии Божием; смотри бдительно не только за делами, но и за желаниями и за помышлениями своими; просвещайся внутренне Словом Божиим и молитвою, дабы и во время сна телесного заря духа не угасала в сердце твоем и не допускала до тебя врага темного, сеющего плевелы.

Сынове Царствия, в которых посеяно семя доброе! Притча сказует, что плевелы становятся виднее по мере возрастания и созревания пшеницы, по мере приближения жатвы. О, как уже ныне видны плевелы на ниве Господней! Не близка ли потому и великая жатва? Ибо точно, по сказанному: соберите первее плевелы, и свяжите их в снопы, — плевелы уже начинают сами себя приготовлять к позднему связанию в снопы для сожжения: люди, которые предавались нечестию и беззакониям каждый по себе, время от времени более и крепче связываются в сообщества, в скопища, в соумышления. Да не спим, братия, но да бодрствуем; и да стережем и возращаем каждый в сердце своем зерно духа, которое Божественный Сеятель посеял в нас крещением и поучением евангельским.

А вы, небесные жатели, ангели Божии! Прежде, нежели явитесь пред нами с трубным гласом возвестить жатву, вожделенную и страшную, глаголите к нам тихим гласом кроткого возбуждения к покаянию и бдению духовному, да не когда уснем во грехе в смерть. Ополчайтесь окрест нас и избавляйте нас от врага, сеющего в нас плевелы, пищу огня гееннского. Аминь.

Date: 2015-05-22; view: 440; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию