Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Институт русской цивилизации





Русская цивилизация

Серия самых выдающихся книг великих русских мыслителей, отражающих главные вехи в развитии русского национального мировоззрения:

Св. митр. Иларион Св. Нил Сорский Св. Иосиф Волоцкий Иван Грозный «Домострой» Посошков И. Т. Ломоносов М. В. Болотов А. Т. Пушкин А. С. Гоголь Н. В. Тютчев Ф. И. Св. Серафим Са- ровский Муравьев А. Н. Киреевский И. В. Хомяков А. С. Аксаков И. С. Аксаков К. С. Самарин Ю. Ф. Валуев Д. А. Черкасский В. А. Гильфердинг А. Ф. Кошелев А. И. Кавелин К. Д. Лешков В. Н. Погодин М. П. Беляев И. Д. Филиппов Т. И. Гиляров-Платонов Н. П. Страхов Н. Н. Данилевский Н. Я. Достоевский Ф. М. Одоевский В. Ф. Григорьев А. А. Мещерский В. П. Катков М. Н. Леонтьев К. Н. Победоносцев К. П. Фадеев Р. А. Киреев А. А. Черняев М. Г. Ламанский В. И. Астафьев П. Е. Св. Иоанн Кронштадтский Архиеп. Никон (Рождественский) Тихомиров Л. А. Соловьев В. С. Бердяев Н. А. Булгаков C. Н. Хомяков Д. А. Шарапов С. Ф. Щербатов А. Г. Розанов В. В. Флоровский Г. В. Ильин И. А. Нилус С. А. Меньшиков М. О. Митр. Антоний Хра- повицкий Поселянин Е. Н. Солоневич И. Л. Св. архиеп. Иларион (Троицкий) Башилов Б. Концевич И. М. Зеньковский В. В. Митр. Иоанн (Снычев) Белов В. И. Распутин В. Г. Шафаревич И. Р.

святитель ФилаРет,

МитРополит московский

Меч

Духовный

Москва

институт русской цивилизации

Святитель Филарет, митрополит Московский. Меч духовный / Составление и комментарии доктора философских наук П. В. Калитина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 720 с.

В книге собраны самые выдающиеся духовные произведения святителя Филарета, митрополита Московского, одного из величайших подвижников и богословов Русской церкви. Всю свою жизнь он подчинил воле Божией и трудился ради славы Божией. За великую ревность о Господе и великие труды Бог дал святителю Филарету благодатные дары прозорливости и исцелений. Он стал основоположником русской библейской науки. По его настоянию и под его наблюдением был издан первый русский перевод Святой Библии. Как великий богослов митрополит Филарет учил, что только через личную «голгофу», через умерщвление плотских и секулярных страстей человек может рассчитывать на свое спасение. Огромный вклад святитель внес в создание теории русского монархического государства.

Последователями Филарета были многие подвижники православия и великие русские мыслители — Игнатий (Брянчанинов), Иннокентий (Смирнов), Макарий (Глухарев), Серафим (Соболев), Н. В. Гоголь, А. Н. Муравьев, К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров,

И. Л. Солоневич.

Часть произведений святителя Филарета публикуется в настоящем издании впервые после более чем столетнего перерыва.

ISBN 978-5-902725-53-4

© Институт русской цивилизации, 2010.


Предисловие

Родился будущий святитель Филарет, митрополит Московский 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье соборного диакона (впоследствии священника).

До девяти лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители.

В 1791 году он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 году, после чего перешел в Троице-Сергиеву лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митрополита Платона (Левшина; †1812). Личность митрополита Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митрополита Филарета.

В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 года по 1803 год. По окончании семинарии, 21 ноября 1803 года, после проведенного лично митрополитом Платоном экзамена, он был назначен учителем греческого и древнееврейского языков в той же лаврской семинарии.

30 августа 1806 года перемещен на высший класс — пиитический и назначен проповедником при лавре. Митрополит Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 года утверждает учителем высшего красноречия и риторики. Митрополит Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Митрополит Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Но Василий не сразу согласился. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 года подал прошение о пострижении в монашество. 16 ноября того же года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым; †1824; впоследствии архиепископ Ярославский и Ростовский) он был пострижен в монашество с именем Филарет в честь праведного Филарета Милостивого, а 21 ноября митрополитом Платоном рукоположен во иеродиакона.

1 марта 1809 года по указу Святейшего Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором Санкт-Петер бургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.

28 марта того же года митрополитом Санкт-Петербургским Амвросием (Подобедовым; †1818) рукоположен во иеромонаха; 9 марта определен на должность ректора Александро-Невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.

8 февраля 1810 года переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года — историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Санкт-Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все возлагаемые на него обязанности. Его слова и поучения с церковной кафедры привлекали всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка. 8 июля 1811 года «за отличие в проповедовании слова Божия» Филарет был возведен в сан архимандрита. Он приобретал все большую известность как в кругах духовных, так и в светских. Так, в Санкт-Петербурге главными покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Святейшего Синода митрополит Амвросий (Подобедов) и обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын. Они облекли его полным доверием и возлагали на него различные ответственные поручения. В июле 1811 года по назначению Комиссии духовных училищ он производил ревизии Санкт-Петербургской духовной семинарии и училищ.

В начале 1812 года от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших СанктПетербургскую семинарию, класс чтения Священного Писания и святых отцов и руководства к прохождению священнослужительских должностей.

11 марта того же года определен ректором СанктПетербургской академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории. В академии у архимандрита Филарета был образцовый порядок, что служило примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».

Митрополит Филарет по праву считается подлинным основоположником русской библейской науки. Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. «Дело перевода было, можно сказать, делом едва ли не всей жизни святителя Филарета, составляло предмет самых заветных его помыслов, желаний и забот... было причиною и великих скорбей для него, и великой славы», — писал профессор МДА И. Н. Корсунский, уделявший этому крайне сложному вопросу большое место в своих исследованиях. Но не все с пониманием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий (Спасский; †1838), бывший в 1814 году студентом 1 курса Санкт-Петербургской академии, был противником переводческой деятельности архимандрита Филарета, но признавал его выдающиеся способности как ректора и профессора. Вот как описал он архимандрита Филарета в своей автобиографии: «Филарет был... росту среднего, смугл видом, власы средние темно-русые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что, когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих — всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение... Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался... Сила, красота, достоинство и слава Духовной академии был один Филарет».

Изумлявшие всех работоспособность и эрудиция архимандрита Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 году Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 года) ректор Санкт-Петербургской академии архимандрит Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании «светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа 1814 года, архимандриту Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 года ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд уездных и приходских училищ, находящихся на пути его следования.

В марте 1816 года по указу Святейшего Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания греко-российского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета Императорского человеколюбивого общества.

3 марта 1817 года назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 апреля — членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской духовной семинарии.

23 июля 1817 года, по представлению митрополита СанктПетербургского Амвросия (Подобедова), он был назначен епископом Ревельским, викарием Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.

5 августа 1817 года в Санкт-Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры, архимандрит Филарет был хиротонисан во епископа Ревельского.

15 марта 1819 года возведен в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию и с назначением членом Святейшего Синода.

26 сентября 1820 года назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

С 3 июля 1821 года — архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до своей кончины Филарет с великой честью и огромной пользой стоял во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая вместе с тем научнолитературной деятельности и не переставая принимать живейшего участия в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшей властью.

28 октября 1822 года, согласно прошению, освобожден от должности члена Главного Правления училищ.

За все время своего служения Филарет имел ряд наград: 25 декабря 1825 года ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке, 22 августа 1826 года он был возведен в сан митрополита; за заслуги, оказанные Церкви, 7 января 1828 года ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов; 19 апреля 1831 года награжден орденом святого апостола Андрея Первозванного за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане; 10 января 1854 года объявлена высочайшая благодарность и благодарность Святейшего Синода за приношение от Свято-Троицкой лавры и от Чудова монастыря 50 000 рублей на воинов и за труды, понесенные в деле обращения Рогожских раскольников; 18 марта 1855 года получил благодарность от императора за пожертвованные 110 600 рублей на военные надобности от Московской епархии; 31 мая 1857 года объявлена благодарность Святейшего Синода за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии; 31 октября 1862 года получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10 100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей Санкт-Петербурга; 21 июня 1867 года единогласно признан почетным членом императорского Новороссийского университета и получил диплом; 5 августа 1867 года, в день 50-летия служения в епископском сане, за непрерывные заботы о духовном просвещении паствы, за щедрую поддержку благотворительных и воспитательных учреждений, многочисленные пастырские послания и другую деятельность предоставлено право, по киевскому обычаю, предношения креста в священнослужении, ношение креста на митре и двух панагий на персях. При этом пожалована украшенная драгоценными камнями панагия на бриллиантовой цепочке, а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты императора и двух его предшественников.

Скончался митрополит Филарет 19 ноября 1867 года.

Святитель Филарет был поистине великим мужем Христовой Церкви. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцовочестное поведение. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божия к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего», — писал к родителям Дроздова ректор лаврской семинарии архимандрит Евграф (Музалевский-Платонов). Особенно же блестящий проповеднический талант скоро выдвинул его из ряда других учителей.

Митрополит Платон, под особым покровительством и ближайшим попечением которого находился Василий Дроздов, прозревал великую будущность скромного учителя семинарии и видел его отличные дарования и высоконравственную жизнь.

Не имея еще 30 лет от роду, Филарет получил известность не только в кругу духовных лиц, но и за пределами этого круга. Он вел обширную и многостороннюю деятельность. Многочисленные и нелегкие труды Филарета не оставались без наград, а награды, в свою очередь, свидетельствовали о множестве и тяжести этих трудов.

Почти полвека управлял Филарет Московской епархией, и это время было самым блестящим периодом и в истории епархии, и вообще в истории Русской Церкви. Как истинный архипастырь, Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать своих мудрых резолюций, распоряжений и суждений. Управление Филарета епархией было в полном смысле образцовое: строго основываясь на канонических устоях Церкви, оно вместе с тем вполне соответствовало и потребностям времени. Столь же образцовым администратором был он и в более широкой сфере высшего церковного управления. С тех пор как он стал членом Святейшего Синода (1817—1819) ни одного сколько-нибудь важного дела не решали в Синоде без его присутствия и обычно ожидали его приезда в Санкт-Петербург. И Филарет «мудрый» обычно решал самые запутанные, самые трудные дела, часто сам составлял бумаги по синодальному делопроизводству. Митрополит Серафим (Глаголевский; †1843), бывший первенствующим членом Святейшего Синода, обыкновенно, не просматривая дела, подписывал его, если знал, что его просмотрел и одобрил Филарет Московский. При этом муд ром, проницательном, неутомимом деятеле все и везде как-то невольно подтягивались.

Кроме круга синодального управления, его деятельность простиралась и в область высшего управления. Он был и «мужем государственным». Принимал деятельное участие во многих чисто гражданских делах.

Вся эта неутомимая деятельность митрополита Филарета, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только «на разнообразии занятий», соединялась в нем, кроме того, с подвижнической жизнью, которая делала его истинным святителем и еще более возвышала его значение, делала имя его народным.

С постом и молитвой, исполненными глубокого смиренномудрия, прощения, покаяния, дел милосердия, Филарет постоянно жаждал соединять уединение и совершенное отшельничество для высших подвигов иноческого жития. Филарет не скрывал волновавших его чувств и жажды уединения в пустыне.

Принимая во внимание и эту святую жизнь великого архипастыря, и его многолетнюю деятельность на благо Церкви и государства, и его личные достоинства и заслуги, император в день 50-летия архиерейского служения наградил митрополита Филарета Высочайшим рескриптом. В словах этого рескрипта заключалась высшая и наилучшая оценка и личности, и жизни, и деятельности, и заслуг митрополита Филарета. Всеобъемлющий, глубокий, сильный, строго дисциплинированный ум этого иерарха, его необыкновенная проницательность, мудрость, памятливость, его многолетняя опытность в делах всякого рода, замечательный во всем такт, администраторские способности, непоколебимость убеждения, твердость воли и строгая последовательность мышления и действий заставляли всех, имевших с ним те или иные дела и отношения, видеть в нем необыкновенного человека, самого выдающегося деятеля. Когда митрополит Филарет скончался, все сразу почувствовали ничем не восполнимую пустоту. В Москву и Санкт-Петербург поступали телеграммы с выражением глубокого соболезнования, сочувствия и сострадания, общерусской скорби об утрате архипастыря, который более полувека служил опорой и украшением Церкви и Отечества, столпом Православия.

Вот что писал о митрополите Филарете епископ Ладожский Гермоген (Добронравин; †1893): «Велик был Московский святитель как ученый деятель. Все, что возросло благого, что зрело и явилось плодоносным в вертограде нашем, — все росло, зрело и приносило плоды под твоим мудрым надзором и попечением. Твоему проницательному взору предоставлено было обозреть первые опыты трудящихся в академии и направить их стремления вернее к целям духовного образования. И с той поры доныне неусыпным взором ты следишь за всеми движениями мысли в области высшего учения и даешь немощному силу, благому преспеяние. Под твоим охранением процветало и цветет здесь любомудрие, послушное вере; под твоим блюдением в уроках богословия всегда проповедовалась чистая истина Христова».

Велик был Московский святитель и как хранитель Православия, и как пастырь и благодетель бедных вдов и сирот, и как государственный муж, и как строгий инок. Везде и во всем чувствовалось величие этого святителя. Как оратор — это образец истинно христианского витийства. Обилие, сила и высота мыслей, сжатость и своеобразие выражений — неотъемлемое свойство почти каждого его слова, каждой речи. Они «блещут мыслями, как алмазами, его слова как будто скованы из стали и золота».

Как литератор, он стоял и будет стоять на высоте недосягаемой. Он был и оратор, и историк, и догматист, и экзегет, и апологет. Даже поэзия была не чужда ему.

Был защитником Православия во всей его чистоте, во всей заповеданной Вселенскими соборами и отцами Церкви неприкосновенности. Все сокровища православного вероучения, толкования духовных тайн, раскрытие силы Таинств Церкви, руководящие пути к жизни духовной — все это, накопленное веками вдохновенной мудростью святых учителей и пастырей церковных, весь этот многовековой опыт отразился в творениях митрополита Филарета. По богословским трудам своим он может быть назван отцом Церкви. По составленному им катехизису училась вся подрастающая Россия.

О ревности его как епархиального архиерея можно судить по тому, что он за сто дней успел объехать всю Тверскую епархию, причем проповедовал в каждой церкви.

В течение полувекового своего пребывания в Москве он совершенно перевоспитал и изменил духовенство. Поставил на значительную высоту духовно-учебные заведения своей епархии и подготовил целые поколения ревностного, твердо православного духовенства.

В служении был неутомим. Богослужения в памятные дни в лавре неопустительно совершал сам. После литургии, невзирая на множество народа, он благословлял каждого в отдельности, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», осеняя неспешно крестным знамением.

Совершая богослужение в присутствии митрополита Филарета, служащие старались «даже не переминаться с ноги на ногу», чтобы не получить замечания со стороны владыки.

Митрополит Филарет был истинный монах, строгий подвижник. Никто не знал, сколько времени он отдыхал. Келейник, уходя от него поздно вечером и приходя ранним утром, заставал его за занятиями.

Принявший при постриге имя праведного Филарета Милостивого, он был его подражателем в делах милосердия. Нескончаемы были пожертвования бедным.

Во многих проповедях святителя чувствуется стремление его в пустыню, вдаль от многомятежных, но необходимых дел правления. Эти наклонности к уединенному подвижничеству он удовлетворил, создав близ лавры в 1844 году Гефсиманский скит.

Филарет был самым усердным, горячим почитателем великого подвижника земли Русской преподобного Сергия и словами редкой силы и вдохновения рисовал в своих проповедях дивный образ основателя Свято-Троицкой лавры.

Сильное впечатление производил вид святителя. Очень небольшого роста, весь истонченный постом, он был полон какой-то духовной силы. Острого взгляда его проницательных очей никто не мог выдержать.

Православный народ чтил святителя Филарета как теплого молитвенника. Еще при жизни все притекавшие к владыке с верой и просившие его святых молитв получали исцеления.

Незадолго до кончины святитель во сне увидел своего родителя, который сказал ему: «Береги 19-е число». Исполняя сие слово, он служил 19 сентября и 19 октября, несмотря на свои немощи. Настало 19 ноября. В этот день он с особенной бодростью совершил Божественную литургию и тихо почил. Святитель Московский, умыв лицо и руки, встретил грядущего к нему Ангела смерти и поклонился ему до земли, давно уже готовый душевно и телесно идти вслед за ним, чтобы предстать Господу своему, Которого пришествие он возлюбил от юности своей и Которому он работал со страхом и трепетом до последнего часа. Кончина его была безболезненной. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в приделе праведного Филарета Милостивого в Свято-Духовской церкви. Этот придел был устроен в память 50-летнего служения владыки Филарета в епископском сане.

В конце 30-х годов XX века честные останки митрополита Филарета, видимо, подверглись поруганию при сносе Филаретовской церкви и небрежному обращению (в целом) при прокладке теплосети в 1956—1957 годах, когда они вместе с останками святого митрополита Иннокентия (Вениаминова; †1879; память 31 марта/13 апреля, 23 сентября/6 октября) и архимандрита Антония (Медведева; †1877) были сброшены в общую яму, вырытую рядом с местом их первоначального захоронения. При раскопках, проведенных 10—14 октября 1994 года археологом С. А. Беляевым, они были извлечены из этой ямы и идентифицированы. Лишь две кости от останков митрополита Филарета оказались запрятанными в 1957 году в особом тайнике в стене Свято-Духовского храма.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 декабря 1994 года святитель Филарет был причислен к лику святых. Мощи святителя Филарета первоначально были перенесены в Трапезный храм во имя преподобного Сергия, а затем в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

9 июня 2004 года мощи святителя Филарета были перенесены в Москву в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя.

Митрополит Мануил (Лемешевский)


Date: 2015-05-22; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию