Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведущие линии развития





1 год 6 мес–1 год 9 мес— обобщение предметов по существенным признакам. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Игровая деятельность.

Оценка нормального развития в 3 года:

  • умение правильно говорить;
  • различать основные цвета;
  • играть, конструировать, изображать;
  • правильно свободно двигаться;
  • навыки самостоятельности.

Хороший показатель развития речи — это вопросы «Что?», «Где?», «Куда?».

Помехи нормальному развитию:

  • неподготовленность родителей;
  • стресс родителей;
  • отсутствие помощи ребенку.

Особенности эндокринной системы. Увеличение массы щитовидной железы и усиление функции. Средняя концентрация тироксина — 10,5 мкг/100 мл (выше, чем у взрослых), трийодтиронина — 168 мкг/100 мл. Уменьшение влияния соматотропного гормона гипофиза.

Максимальная функциональная активность паращитовидных желез первые два года (периоды максимальной интенсивности остеогенеза и напряженности фосфорно-кальциевого обмена).

Усиление активности гормонов надпочечника, нарастание массы железы к 3–4 годам, дифференцировка сетчатой зоны надпочечников.

К 3–4 годам жизни ребенка полностью исчезает фетальная зона в надпочечниках.

Особенности иммунитета:

  • IgG — постоянный уровень;
  • IgM — к 2,5 годам — 75% уровня взрослого;
  • IgA — в сыворотке — снижен, постепенное повышение к 7 годам (60%);
  • IgА — секреторный — к 1.5 годам формируется «кишечный блок», который препятствует проникновению антигенов через эпителий слизистой кишечника;
  • gE — повышен при наличии сенсибилизации.

На втором году жизни ребенка отмечается третий критический период иммунитета. В этот период иммунный ответ в большей степени переключается на образование антител IgG, но у 30% детей отмечается так называемый «физиологический дефицит» IgG2 к палочке инфлюэнцы. Дети склонны к повторным вирусным инфекциям. В этот период впервые проявляются многие минорные аномалии иммунитета.

Неспецифические факторы резистентности:

  • Нормальные показатели лизоцима, пропердина, комплемента.
  • Фагоцитоз более совершенный.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем. В 2–3 года наблюдается гиперплазия лимфоидной ткани.

Дыхательная система — в легких интенсивно растут сегменты. После 2 лет возрастает объем альвеол.

Сердечно-сосудистая система — к 3 годам происходит усиление влияния n. vagus и снижение частоты сердечных сокращений, к 2 годам — 115 в 1 мин, 3 года — 100–110 в 1 мин (брадикардия — 90 уд. в 1 мин, тахикардия — 130–140). Артериальное давление максимальное, к концу года достигает 90–100 мм рт. ст. Формула после года: систолическое АД 90+2n, где n — число лет, или 100 + n, где n — число лет. Диастолическое АД составляет.5–2/3 систолического давления. К 1.5–2 годам толщина мышечных волокон сердца увеличивается в 2 раза. Вес сердца к 3 годам по сравнению с весом новорожденных увеличивается в 3 раза. Доказано, что морфофункциональные изменения миокарда по данным ЭКГ чаще встречаются в возрасте 2–3 и 5–6 лет, они связаны с напряжением процессов роста и созревания. В этих возрастных группах детей чаще отмечаются изменения биоэлектрической активности миокарда. Наблюдается синдром ранней реполяризации желудочков в условиях преобладания ваготонии.

Мочевыделительная система. В 1–3 года у детей отмечаются наибольшей интенсивности преобразования функции почек. К 1.5–2 годам клубочковая фильтрация достигает уровня взрослого. К 3 годам стабилизируется уровень натрия в сыворотке крови. Постепенно достигает своего максимума секреция водородных ионов, ее интенсивность зависит от величины клубочковой фильтрации и от поступления в просвет канальцев буферных фосфатов. Парциальные функции почек в состоянии относительного покоя в расчете на 1 м2 поверхности тела завершают свое развитие между 2-м и 3-м годами жизни.

Развитие детей от 1 года до 2 лет. В этом возрасте у детей совершенствуется двигательная активность и познавательная деятельность. Хорошо развиваются движения пальцев кисти. Ребенок эмоционален, более тонким становится зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Он начинает повторять односложные предложения к концу этого периода, выполнять словесные просьбы взрослого. Появляется новое — обобщение предметов по их основным признакам, что свидетельствует о развитии мышления. Ребенок различает форму, величину предметов и четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Ребенок любит сюжетные игры, копирует действия взрослых (мытье кукол, посуды). Любит рассматривать картинки в книгах («читает», водя указательным пальцем по странице книги), играть строительным материалом, разборными игрушками («изобразительная» деятельность). Ребенка надо поощрять в игре, но и приучать к собиранию разбросанных игрушек и их аккуратному раскладыванию на полках.

В этом возрасте ребенок должен сам мыть руки и лицо.

Развитие детей от 2 до 3 лет

В этом возрасте дети сами организуют свою деятельность, ребенок долго может заниматься одним делом. Быстро нарастает словесный словарь, в речи ребенка появляются обобщения, он воспринимает рассказы, стихи, любит «читать» книги.

В возрасте от 2 до 3 лет должен самостоятельно есть, владеть гигиеническими навыками. Ребенок может самостоятельно одеваться, если ему не препятствуют, а, наоборот, своевременно обучают. Окружающим ребенка необходимо стимулировать активную самостоятельную деятельность, воспитывать аккуратность, желание поддерживать порядок, своим участием закреплять приобретаемые им навыки в выполнении режима.

Правильная организация самостоятельной деятельности стимулирует умственное развитие, формирование личности, инициативы.

Умственное развитие обеспечивается тремя факторами:

  • организацией среды (предметы, игрушки, впечатления);
  • общением со взрослыми (обеспечивать эмоциональность воздействия и познавательную деятельность);
  • самостоятельной деятельностью ребенка, которая в первые 3 года проходит в основном в виде игры.

В умственном развитии большую роль играет ручная умелость (овладение предметом). В связи с этим не запрещать ребенку трогать и совершать действия с предметами, особенно новыми. Рука для детей раннего возраста является органом не только труда, но и познания, ибо они приобретают разумную целеустремленность. При запрещении действий с предметами задерживается умственное развитие ребенка. Должно быть больше разрешений, чем запретов. Запреты, наказания приводят к бурной реакции протеста со стороны ребенка. Мотивирующая сила и основа любого усвоения в развитии и в успехе ребенка — это любопытство и исследовательское поведение. Ребенок изучает все признаки любого встретившегося ему нового объекта разглядыванием, переворачиванием, потиранием о другие предметы, пробой губами, языком. Вторая форма исследования — это проба на овладение объектом, то есть выполнение с объектом простых действий. Поэтому и следует давать ему игрушки и предметы, которые можно толкать, тянуть, конструировать, а это уже — экспериментатор, а не исследователь. При этом у ребенка велика потребность в одобрении его деятельности, в успехах и достижениях. К тому же потребность в успехе и достижении является фундаментом нравственного воспитания.

О плохом развитии ребенка двух лет говорит «поведение без задачи» (ничего не делает, стоя на месте). Очень важны в этом возрастном периоде рост самостоятельности ребенка и гордость за достижение цели. Вместе с тем вредно воспитание по типу «кумир».

Развитие самостоятельности. Необходимо добиваться, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получилось, таким образом воспитывается потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности. Этот возраст является идеальным временем для выработки у ребенка трудолюбия. Известно, что те черты, которые приобретены в раннем детстве, держатся прочно, становятся второй натурой. Важное место на 3-м году жизни также занимает игра, которая носит сюжетный характер. В игре ребенок отражает то, что видит в окружающей жизни, игра развивает самостоятельность, инициативу, усидчивость, творчество, первые переживания ребенком гордости за свои достижения. Самое опасное — препятствовать пусть и неумелым проявлениям самостоятельности. Не навязывать ребенку своей помощи, но быть всегда готовым показать, «как» надо совершить действие. Помехи нормальному развитию ребенка в этом возрастном периоде: неподготовленность родителей, стресс родителей, отсутствие помощи.

Огромную роль играет характер реагирования родителей и окружающих на плохие и хорошие поступки детей: надо проигнорировать плохое и одобрить хорошее. Это период проб и ошибок, а эмоциональные реакции в форме сопротивления и негативизма наиболее отчетливы в возрасте от 18 мес до 2,5 лет.

На втором году жизни ребенка необходимо большое внимание уделять воспитательным мероприятиям.

Правила воспитания: обращаться с ребенком ровно, спокойно, единство воспитания, педагогических приемов со стороны всех взрослых; приучать ребенка уже в этом возрастном периоде выполнять свои просьбы и требования, понимать слово «надо». Очень важно, чтобы требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка (спать, гулять в положенное время и т. д.). Важна речевая установка ребенку, положительная настроенность на выполнение определенного действия. Воспитывать такие формы взаимоотношений с детьми, как сочувствие, забота, интерес к действиям другого, оказание посильной помощи. Вырабатывать у ребенка терпеливость, умение спокойно ждать, если этого требуют обстоятельства. Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «В семье должна действовать ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное — постоянная разумная деятельность», а В. А. Сухомлинский — «детство — важнейший период человеческой жизни… и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Психологи считают, что наполовину умственное развитие человека происходит в возрасте первых 3–4 лет жизни. Таким образом, период раннего возраста (от 1 года до 3 лет) жизни ребенка является очень важным периодом в его развитии и требует создания определенных условий.

Режим ребенка 1–3 лет. Необходим достаточный сон. Формула сна для ребенка после 1 года: 16–.5n, где n — число лет. Дневной сон в том числе должен составлять 2—2.5 часа. Необходимо активное бодрствование, длительность одного отрезка его составляет до 6.5 часов, при этом в возрасте 2 года ребенок должен активно двигаться до 70% времени, а в 3 года — 60%; он легко возбудим, если бездействует. Занятия с ребенком должны составлять соответственно по 5 мин и 10 мин 3–4 раза в день.

Развитие моторики и движений — после 2 лет малыш должен подниматься и опускаться по наклонной плоскости. В 2–3 года овладевает бегом, после 3 лет — прыжками. С 3 лет ребенка надо ставить на лыжи. Пешеходные прогулки до 1 км с кратковременным отдыхом каждые 15 мин ходьбы.

Воспитание ребенка этого возраста предусматривает приучение к самообслуживанию: надевание одежды, мытье посуды, участие в уборке квартиры. С 1.5 лет надо учить ребенка использовать расчески, ложки, чашки; надо учить ребенка ухаживать за зубами; чистить зубы, научить ребенка удерживать во рту воду, а затем полоскать рот водой после каждой еды.

Самое важное приобретение этого периода — это речь. За 2 года ребенок проделывает путь от первых слов до развернутой речи. Темпы развития речи зависят от глубины и продолжительности эмоционального контакта со взрослыми. Дефицит общения замедляет этот процесс.

Специалисты по возрастному развитию считают, что позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес) и первых фраз (после 2 лет) являются достаточным основанием для вмешательства логопеда.

Эстетическое воспитание предусматривает внешний облик, опрятность, окружающая обстановка, природа, музыка, рисование, представления (театр).

Ребенок 1.5 лет копирует вертикальные линии, каракули; дать ему рисовать фломастером. С 2 лет копирует круговые штрихи, может проводить горизонтальные линии.

На 3-м году ребенку уже можно дать кисточку и краски. С 3 лет — лепка, конструирование, первые ростки творческой активности.

Для правильного развития ребенка с 1.5 лет надо ему читать детские книжки, а с 2.5–3 лет он должен рассказывать о прочитанном.

В период раннего возраста рекомендуется не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка. Выполнять просьбу ребенка надо лишь тогда, когда он выразил ее в вежливой форме.

Важно использовать метод отвлечения, а к концу этого периода — убеждения. Потребность в успехе и достижении является фундаментом нравственного воспитания. Не должно быть крайностей в воспитании ребенка: излишнее «заласкивание» или излишняя строгость, постоянные запреты и вседозволенность. Ребенку необходимо уважительное отношение взрослых, и в то же время следует предъявлять к нему обоснованные требования по самообслуживанию и участию в труде. Ибо то, что заложено в раннем возрасте и детстве, сохраняется на всю жизнь.

Закаливание. В период раннего возраста одежда ребенка (не шерстяная) должна быть с учетом сезона года. Не перегревать ребенка. Систематическое проветривание помещений. Воздушные ванны — от 20–18 °С до 10 °С. Обмывание стоп и полоскание горла водой постепенно снижающейся температуры (30 °С–18–16°) каждые 1–2 дня на 2 °С, 15–20 сек.

Контрастный душ со 2-го года жизни (от 35–40 °С до 18–25 °С).

Возрастная гимнастика. В летнее время солнечные ванны от 5–6 до 8–10 мин 2–3 раза в день; пребывание на свежем воздухе и в тени не ограничено. Игры с водой. Купание.

Характер патологии (1–3 года):

  • Болезни органов дыхания.
  • Острые желудочно-кишечные заболевания.
  • Формирование большей части аллергических болезней, в том числе и бронхиальной астмы.

Инфекционные возбудители:

  • Респираторные вирусы.
  • Возбудители кишечных инфекций.
  • Возбудители острых детских инфекций. vБацилла туберкулеза.

Для детей раннего возраста эксперты ВОЗ определяют понятие «здоровье» как совокупность параметров, отражающих оптимальное физическое и психическое развитие, соматическое состояние и социальную адаптированность человека.

Дошкольный период (3–7 лет)

Дошкольный период — это переломный период, определяющий дальнейшее развитие ребенка, период отождествления себя с окружающими людьми. В эти годы ребенок активно познает мир.

Особенности роста и развития. Замедление нарастания годичных приростов. Прибавка массы тела составляет 2 кг в год, длины тела на 5 см в год. Удвоение длины тела к 4 годам по сравнению с длиной тела при рождении. Первый полуростовой скачок: у мальчиков с 4 до 5.5 лет, у девочек — после 6 лет.

Происходит изменение пропорций тела: увеличение туловища в 2 раза, длины рук — в 2.5 раза, ног — в 3 раза.

К 7 годам длина ноги может достигать 53–55% от роста.

Отмечается нарастание массы мышц. Для этого возрастного периода характерно быстрое продвижение ручной умелости — «завоевание карандаша».

Происходит этапная дифференцировка костной ткани. К 6–7 годам — дифференцировка строения внутренних органов.

К концу этого периода скорость роста костей ног опережает увеличение нарастания мышц, вследствие этого дети могут жаловаться на боли в ногах.

Особенности ЦНС:

  • Замедление нарастания массы мозга.
  • Завершение миелинизации проводящих путей.
  • Быстрое образование условных рефлексов.
  • Формирование основного ритма электрической активности мозга к 6 годам.
  • Выражены механизмы опознания целостного образа — образная форма мышления является главной в этом возрасте.

ЭЭГ. К 7–8 годам устойчивый выраженный a-ритм (критерий зрелого мозга).

Нервно-психическое развитие. Характерно преобладание эмоций, к концу периода их сдержанность. Совершенствование памяти. Интенсивное развитие интеллекта. Происходит утончение и углубление чувств (красота природы, радость творчества). Склонность к фантазии: «из ничего делать все». Видеть в предметах не то, что в них есть, а то, что желательно ему, и если окружающие не верят, происходит «уход в себя». Характерно развитие самостоятельности и независимости. Формируется самолюбие. Одна из причин возникновения упрямства — это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы. Самосознание «Я».

Органы чувств:

  • После 3 лет все дети обладают развитым цветовым зрением.
  • Около 4 лет ребенок готов к начальному чтению.

Ведущая линия развития:

  • Игровая, ролевая игра, игра в воображаемую действительность.
  • Исследовательская деятельность — овладение новым объектом.

Ребенок очень нуждается в похвале и одобрении.

Особенности эндокринной системы:

  • Активная функция гипофиза и щитовидной железы.
  • Начинается процесс инволюции вилочковой железы.

Особенности иммунитета:

  • JgG — уровень взрослого.
  • IgM — к 4–5 годам достигает уровня взрослого.
  • IgA — в плазме к 5–6 годам составляет 60% от уровня взрослого.
  • IgA секреторный — устанавливаются оптимальные концентрации в секретах слизистых оболочек, что свидетельствует о завершении системы местного иммунитета.
  • IgE — нарастают аллергические реакции.

В 4–6 лет — критический период иммунитета. IgA плазмы еще не достигает окончательных значений. IgE значительно повышается, так как происходит нарастание атопических реакций. Могут проявиться поздние имунодефициты.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем. В легких интенсивно развивается эластическая ткань, мышечные бронхи с перибронхиальной и включенной в нее лимфоидной тканью. В 5–7 лет у ребенка происходит окончательное созревание ацинуса.

Сердечно-сосудистая система: к 5 годам масса сердца увеличивается в 4 раза, к 6 годам —в 11 раз. От 3 до 7–8 лет у ребенка происходит окончательная дифференцировка тканей сердечно-сосудистой системы, утолщение мышечных волокон, обогащение соединительной и эластической тканью. К 7 годам ударный объем крови возрастает в 10 раз. Увеличиваются размеры кровеносных сосудов большого круга кровообращения.

Мочевыделительная система: к 5 годам масса почки составляет 55–56 г. Строение клубочка нефрона становится таким же, как у взрослого, кубический эпителий полностью замещается плоским. Фильтрационная функция почек и реабсорбция в канальцах как у взрослого. Суточный диурез в 5 лет 600–800 мл, в 7 лет — 900–1000 мл. Относительная плотность мочи 1,010–1,020.

Характер патологии:

  • Болезни органов дыхания.
  • Острые желудочно-кишечные заболевания.
  • Острые детские инфекции.
  • Аллергические заболевания.
  • Туберкулез.
  • Травматизм.

Инфекционные возбудители:

  • Респираторные вирусы.
  • Возбудители кишечных инфекций.
  • Возбудители острых детских инфекций.
  • Бацилла туберкулеза.

Оценка нервно-психического развития. Развитие речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание. Познавательная деятельность ребенка: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве и во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений.

Социально-культурное развитие: культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.

Ведущая линия развития — это игровая деятельность. В этом возрасте преобладает ролевая игра, осознание себя как субъекта действий; игра в воображаемую действительность. Например, игра «в дочки-матери», «в школу», «в доктора», «в гости». В дошкольном возрасте у детей популярны конструкторы, кубики, строительный материал и не менее инструменты у мальчиков и украшения, косметички мамы — у девочек.

В этом возрасте у детей совершенствуется исследовательская деятельность, их интересует, как работают вещи, их предназначение. Важно овладение новым объектом, различные действия с ним. При этом ребенок нуждается в одобрении и похвале.

Развивается воображение как основа творчества, созидания нового; это способность видеть целое раньше его частей, способность мыслить образами. Характерна при рисовании детализация рисунков, уже наличие сюжета, определенное соблюдение пропорций и красочность рисунка — все это в определенной степени свидетельствует об интеллектуальных возможностях ребенка. Развитие памяти и мышления зависят от степени активной деятельности ребенка. Очень важно вырабатывать и развивать направленное внимание, организованную деятельность ребенка. Давать ребенку не просто «готовые» знания, а способы добывания их, способы их применения. Делается это в действиях, в игре. Добиваться, чтобы ребенок сам сделал то, что у него не получилось. Это имеет значение для развития самостоятельности.

По мнению психологов, одной из причин упрямства является ощущение ребенком ущемления его самостоятельности и инициативы.

Правильное воспитание — это использование разумных средств поощрения, принуждения и наказания. Наказание в виде ограничения или временной отмены развлечений и удовольствий. Родителям ребенка правильнее игнорировать плохое поведение, и в результате он перестает вести себя плохо. А в жизни чаще наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует. Но именно такие моменты особенно необходимы ребенку — участие родителей, их похвала и одобрение.

В воспитании ребенка должно быть относительное преобладание поощрений и минимум запретов.

В возрасте от 3 до 5 лет у детей наблюдаются уникальные способности к запоминанию и воспроизведению речи; эти приобретения остаются у него на всю жизнь (долговременная память). Приблизительно к 5 годам формирование речи заканчивается.

Большую роль играют игры, направленные на развитие мышления и речи, а также развивающие образную ассоциативную память и память речеслуховую, зрительную и тактильную.

Твердые спокойные замечания, сделанные ребенку, являются наиболее эффективными, особенно если сделаны тихо. Взаимоотношения с родителями в воспитании детей на этом этапе играют большую роль. Мать и отец закладывают основы многих человеческих качеств, таких как способность любить, стремление к познанию, уважение к людям, развитие творческого начала, ответственного отношения к своим обязанностям, любви к труду.

Главное для ребенка — осознание себя как субъекта не только действий, но и как субъекта в системе человеческих отношений.

Обычными формами послушания в семье являются поручения: убрать игрушки, книги положить на полочку, убрать одежду, комнату, что-то принести или отнести. При этом необходимо обязательно проверять выполнение каждого поручения, а при любом запрете чего-то — разъяснять причину.

Известно, что причины капризов, непослушания детей большей частью надо искать в ошибках воспитания. Часто это бывает результатом перегрузки ребенка впечатлениями, когда родители водят детей по магазинам, в гости, где много шума, разговоров, много людей. В таких случаях ребенок утомляется, плохо засыпает, много плачет, становится капризным, раздражительным. С другой стороны, исследования показывают, что если искусственно резко ограничить двигательную активность ребенка, то он компенсирует это вынужденное «двигательное голодание» чрезмерной неврозоподобной двигательной расторможенностью.

Вредно на состоянии нервной системы отражается физическое наказание ребенка, оно озлобляет его. В настоящее время доказано, что нельзя наказывать ребенка, ставя в угол, запирая в комнате, в темном ванном помещении и т. п. Недопустимы грубость и резкость взрослых, а также обман. Следует избегать чрезмерного проявления несдержанных ласк, расточаемых родителями.

«Заласканный» ребенок почти не способен к сосредоточенной, самостоятельной игре. Он плохо играет с другими детьми потому, что привык быть в семье центром внимания. Напротив, если дети растут в спокойной семейной обстановке, видят вежливое, заботливое, внимательное отношение взрослых друг к другу, они сами становятся такими же.

Работами ученых последнего времени показано, что уже в раннем возрасте (1 год 6 мес–4 года) основную роль играют социальные связи, прежде всего наличие или отсутствие опыта общения со сверстниками. Большое значение имеют игры, направленные на развитие мышления и речи, а также развивающие образную ассоциативную память и память речеслуховую, зрительную и тактильную. Важна ролевая игра, как осознание ребенком себя как субъекта действий и как субъекта в системе человеческих отношений. Одна из причин возникновения упрямства — это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы, самосознания «Я».

Конец возрастного дошкольного периода (6–7 лет) — очень важный момент в жизни ребенка, и это связано с наступлением школьной зрелости. К этому времени ребенок становится более сдержанным в проявлении своих чувств, игровые интересы сменяются познавательными. Происходит «завоевание» карандаша. Способность сосредоточиваться достигает в 4 года 15 мин, в 5–6 лет уже 30–40 мин.

К 7 годам «логическая способность» достигает 80% максимально возможной (максимум в 21 год).

Психологи определили, что первоклассники и выпускники высшей школы имеют примерно одинаковую вероятность повышения и стабилизации психических функций.

Оценка школьной зрелости ребенка. Ребенок готов к поступлению в школу, если уже выпал 1-й молочный зуб. Если же у него нет ни одного постоянного зуба, то возраст не достиг 5.5–6 лет. Второй простой тест — это способность правой рукой через голову достать мочку левого уха. Следующий тест Керна—Ирасика — рисунок человека или срисовывание короткой фразы из трех слов, срисовывание группы точек (например, 10 точек в виде звезды).

Ребенок 4–5 лет рисует человека из элементов (голова, туловище, руки, ноги), а на 6-м году — еще и волосы на голове, уши, глаза, рот и пальцы на руках и ногах.

Режим ребенка от 3 до 7 лет. В этом возрасте сон должен составлять 16–.5 n, где n — число лет. Максимальное пребывание на свежем воздухе. Пешеходные прогулки. Активное бодрствование: с 3 лет бег, прыжки. С 5–6 лет — общая физическая подготовка, включение таких видов спорта, которые способствуют развитию координации и техники движения (гимнастика, плавание, фигурное катание). С 3 лет — катание на лыжах, с 4–5 — на коньках; с 5–6 лет — игра в бадминтон, теннис.

В этом возрасте важно соблюдать ритуал отхода ко сну; ребенок расстраивается, когда родители в спешке пытаются сократить этот процесс.

В дошкольном возрасте ребенок готов научиться любым правилам, которые нужны для жизни в обществе. Важно научить его вести себя за столом, ребенок должен быть включен в церемониал трапезы: сам брать еду, что-то кому-нибудь передать и т. п.

В 4 года ребенок должен самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а в 5–7 лет обтираться до пояса.

В 6 лет приучить ребенка чистить обувь и платье. Принимать участие в уборке дома с 4–5 лет. С 6 лет ребенку можно доверять мелкие поручения: что-то принести, отнести, убрать за собой после игр и т. д.

Закаливание. Воздушная ванна — 10–15 мин. Умывание водой, температура которой сначала 28 °С, затем к концу года закаливания постепенно снижается летом до 18 °С, зимой до 20 °С. Прогулки 2 раза в день при температуре воздуха до –15 °С от 1–1.5 часов до 2–3 часов. В летнее время — максимальное пребывание на свежем воздухе. Солнечные ванны летом от 5–6 до 8—10 мин, 2–3 раза в день. Контрастное обливание ног — стоп и нижней трети голеней водой температуры 38 °C, затем 28 °С и снова 38 °С (перед дневным сном). Хождение босиком — начинать с упражнений на коврике или одеяле с 3–5 мин. Летом по песку и траве, затем по полу в комнате до 15–40 мин.

Психологи считают, что наполовину умственное развитие человека происходит в возрасте первых 3–4 лет жизни, в дошкольном возрасте — 30%. Важно не упустить этих возможностей.

Период младшего школьного возраста (7–11 лет)

Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека. Все, что усваивают школьники в этом возрасте, остается на долгие годы.

Особенности роста и развития. Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. Начало второго вытяжения — максимальные приросты тела в длину у девочек 10–11.5 лет (7–8 см в год); у мальчиков с 13.5–15.5 лет (8–10 см в год). С 8–9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела). К 10–12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. Начинается половой диформизм физического развития, формирование половоспецифического телосложения.

Совершенствование функций органов и систем. Происходит замена молочных зубов на постоянные.

Особенности ЦНС. Заканчивается морфологическое формирование. К 10–12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. В 9–10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС. К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта.

ЭЭГ. К 7–8 годам становится устойчивым выраженный a-ритм. К 10 годам усиливается функциональное взаимодействие на высокочастотных ритмах (12–14–16 гц) лобных областей с центральными и теменными.

Нервно-психическое развитие. От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая мотивация сменяется учебной. В 8–10 лет —совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления.

Значительный удельный вес конкретно-образного мышления.

В 7–9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя.

В этом возрастном периоде решается направление развития личности, оптимально — школа с «индивидуально дифференцированным обучением».

Особенности эндокринной системы. В 7–9 лет происходит ослабление функции гипофиза. С 10 лет отмечается увеличение продукции соматотропного гормона. Ослабление функции зобной железы. Усиление функции щитовидной железы. Начало функции половых желез.

Особенности иммунитета:

  • IgG, IgM — уровни взрослого.
  • IgA плазмы к 12 годам достигает уровня взрослых.
  • IgA секреторный — к 10–12 годам окончательное созревание.
  • IgE — уровень зависит от степени сенсибилизации.
  • IgD — к 5–10 годам достигает уровня взрослого.
  • Неспецифические факторы защиты.
  • Содержание лизоцима, пропердина, комплементы — уровни взрослого.
  • Постепенно увеличивается способность к образованию интерферона.

Характер патологии:

  • Острые респираторные вирусные инфекции.
  • Острые детские инфекции.
  • Патология ЛОР-органов.
  • Хронические заболевания органов пищеварения.
  • Аллергические болезни.
  • Бронхиальная астма.
  • Ревматизм.
  • Болезни почек.
  • Туберкулез.
  • Травматизм — основная причина смерти.
  • Нарушения осанки.
  • Выявляются дети с нарушением зрения.

Инфекционные возбудители:

  • Респираторные вирусы.
  • Стрептококковая инфекция и другие кокки.
  • Возбудители острых детских инфекций.
  • Палочки туберкулеза.

В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных патогенных факторов. Это — легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении письмом и чтением (слабость межанализаторной интеграции). Высокая эмоциональная лабильность. Нарушения обучаемости и поведения в школе.

Стойкие трудности при овладении письмом и чтением являются разновидностью парциальных задержек психического развития.

Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным. Опасность этого периода в конфликте между желаниями и возможностями. Резкая неудовлетворенность результатами своих действий ведет к развитию чувства неполноценности. Взрослым важно поддерживать дух творчества ребенка. Большое значение имеют отношения со сверстниками. Важна психологическая поддержка, проведение тренингов партнерского общения, формирование отношений доверия и уважения к личности ребенка, ибо в 7–8 лет решается направление развития личности.

Режим — достаточный сон. Активная утренняя гимнастика. Спорт — лыжи, коньки, плавание. Пребывание на свежем воздухе не менее 2–3 часов. Ограничение работы с компьютером, телевизионных передач. Физическая активность.

Закаливание — обтирание по пояс, контрастный душ. Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности человека.

Период старшего школьного возраста (от 12 до 17–18 лет)

Старший школьный возраст — это период постепенного перехода от детства к зрелости. В это время происходит качественно новый период — половое созревание. Это также период активных физических и психосоциальных процессов развития человека. Это нормальный период «смятения» как неизбежная, необходимая часть процесса роста.

Особенности роста и развития. Происходит резкое увеличение антропометрических размеров тела, особенно длиннотных, — пубертатный ростовой скачок за счет удлинения туловища и конечностей. Скорость роста у девочек в 12 лет — 9 см в год; у мальчиков в 14 лет — 10 см в год; затем отмечается замедление роста у девочек в 16–17 лет, у мальчиков в 18–19 лет и прекращение роста у девушек — 18 лет, у юношей — 20–25 лет. Происходит изменение пропорций тела: увеличиваются поперечные и обхватные размеры тела. В этот возрастной период дистальные отделы рук и ног непропорциональны. Отмечается угловатость, неловкость, резкость движений. Характерен индивидуальный тип биологического созревания. Происходит развитие вторичных половых признаков. Отмечается интенсивное развитие мышц, в том числе и мелких. Масса мышц по отношению к массе тела составляет 32,6 %.

В период старшего школьного возраста завершаются процессы морфофункционального созревания органов и систем организма.

Особенности ЦНС. Центральная нервная система в этот возрастной период «вынуждена» функционировать в неоптимальном режиме гормональных влияний. Наблюдается снижение регуляторных функций высших отделов мозга, что имеет функциональный, преходящий характер.

К подростковому периоду завершается группировка нейронов различного типа в коре головного мозга, отмечается совершенствование региональной специфичности. Характерно изменение соотношений между корой больших полушарий головного мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания подкорки, повышение активности диэнцефальных структур. Отмечается избыточная функциональная активность органов и систем на ранних стадиях полового созревания вследствие неустойчивости вегетативной регуляции.

ЭЭГ. К окончанию пубертатного периода ЭЭГ соответствует таковой у взрослых, хорошо выраженные a-ритм в затылочной области, активность в лобных отделах и смешанная в височной области. У подростков нередко на ЭЭГ отмечается преобладание возбуждения нервных процессов над торможением.

Нервно-психическое развитие:

  • формирование теоретических обобщений;
  • психосоциальное развитие;
  • рост самосознания;
  • стремление к самостоятельности и самоутверждению;
  • формирование воли, сознательности, нравственности, гражданственности;
  • эмоциональная неустойчивость (пик у мальчиков — 11–13 лет, у девочек — 13–15 лет).

В этот период характерно проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях может сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Возвышенность чувств уживается с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Происходит становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности.

В 11–13 лет наблюдается дезинтеграция основных свойств внимания вследствие сдвига баланса корково-гипоталамических отношений. По завершении полового созревания (к 14–15 годам) характеристики внимания приближаются к дефинитивному уровню.

В нервно-психическом развитии происходит идентификация себя как личности, установление более тесных контактов со сверстниками. Составление для себя общей картины мира.

Наблюдается несоответствие между возрастом наступления физической зрелости и возрастом, когда приобретаются или предоставляются экономическая правовая и социальная независимость.

Ведущий тип деятельности. В старшем школьном возрасте — производительный труд, в подростковом периоде — общение.

Особенности эндокринной системы. Физиологическая гиперфункция гипоталамуса и гипофиза, активация гормонов мозгового слоя надпочечников. У подростков к 12–14 годам достигает максимального уровня продукция соматотропного гормона (увеличивается с 10-летнего возраста), с чем связан максимальный ростовой скачок. Отмечается максимальная нейрогуморальная активность глюко- и минералокортикоидов, достигающая пика у подростков; усиливается активность симпатико-адреналовой системы в 13–14 лет (к 17–18 годам постепенно снижается). Адренокортикотропный гормон (АКТГ) обеспечивает адаптационно-приспособительные реакции, в том числе на стрессы. Происходит созревание, формирование и становление репродуктивной функции. У подростков в силу ускоренного развития повышается потребность организма в тиреоидных гормонах, что ведет к «рабочей» гипертрофии щитовидной железы.

Устанавливается гормональный баланс, при котором у мальчиков в больших количествах продуцируются андрогены, у девочек — эстроген. Наиболее ранняя граница появления признаков полового созревания для девочек — 8–8,5 лет, для мальчиков — 10–10,5 лет. Задержка признаков полового созревания для девочек — 12,5–13 лет, для мальчиков — до 14 лет.

Особенности иммунитета:

  • V критический период иммунитета — уменьшение массы лимфоидных органов, физиологическая инволюция тимуса.
  • Подавление клеточного звена иммунитета.
  • Ослабление гуморального звена.
  • Нарастает влияние экзогенных факторов на иммунную систему (курение, алкоголь, наркотики, ксенобиотики, стрессовые ситуации).
  • IgA — к 12 годам уровень взрослого.
  • IgG, IgM — уровни взрослого.
  • IgE — снижается.
  • Способность образования интерферона достигает максимума к 12–18 годам.

Характер патологии:

  • Неврозы и вегетососудистые дистонии.
  • Хронические болезни органов пищеварения.
  • Ревматизм, болезни почек.
  • Хронические неспецифические заболевания легких.
  • Диффузные заболевания соединительной ткани.
  • Туберкулез.
  • Расстройства питания (тучность) и дефицит массы тела.
  • Скрытый дефицит железа и железодефицитная анемия.
  • Возрастает доля заболеваний опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, пограничные остеопении и остеохондропатии).
  • Ювенильный остеопороз.

Инфекционные возбудители:

  • Респираторные вирусы.
  • Стрептококки и другая кокковая флора.
  • Палочка туберкулеза.
  • Возбудители венерических заболеваний.
  • Микоплазма, хламидии.

Пубертатный период является критическим по формированию хронических заболеваний органов и систем. Нередко проявление отягощенной наследственности по психическим заболеваниям. Наблюдаются психосоматические симптомы: «ожирение от огорчений» или нервная анорексия, ночные страхи.

На росте развития подростков сказываются события детства, в частности перинатального периода и раннего детства. Это последний период в жизни, когда окончательно реализуется индивидуальная генетически детерминированная программа развития организма.

Оценка здоровья ребенка

В любом возрастном периоде ребенка имеет значение оценка биологического возраста, который может отличаться от возраста хронологического. Хронологический возраст — это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования ребенка (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, он определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма и зависит от индивидуального темпа роста и развития ребенка.

Для определения биологического возраста используют оценку развития таких признаков, которые отражают новые качественные знаки в течении биологического созревания или имеют высокую степень корреляции с биологическим созреванием.

У детей раннего возраста о биологическом возрасте можно судить по развитию и исчезновению основных рефлексов новорожденных, формированию двигательных навыков, появлению молочных зубов. В дошкольном возрасте важным признаком является появление постоянных зубов, взаимосвязь между состоянием нервной системы и уровнем биологического развития детей.

В младшем школьном возрасте ведущими показателями являются длина тела и число постоянных зубов. В старшем школьном возрасте —степень выраженности вторичных половых признаков и характер ростовых процессов. В пубертатный период — степень полового развития.

Прорезывание зубов у ребенка с 6 мес — 24 мес можно определить по формуле: n—4, где n — число месяцев. Смена молочных зубов на постоянные характеризует биологический возраст от 6 до 13 лет. Долженствующее количество постоянных зубов у детей старше 5 лет жизни можно определить по формуле: 4n–20, где n — возраст ребенка в годах.

Антропологическими признаками, тесно коррелирующими с биологическим возрастом, являются окружность грудной клетки, отношения верхнего и нижнего сегментов тела, скорость процессов роста. Имеют значение сроки появления точек окостенения — ядер окостенения кистей и лучезапястного сустава. Учитываются качественные изменения органов и систем организма.

При оценке здоровья ребенка наиболее существенными критериями являются:

  1. Уровень и гармоничность физиологического развития.
  2. Функциональное состояние организма.
  3. Резервные возможности физиологических систем.
  4. Уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты.

Различают следующие группы здоровья:

I группа — здоровые дети, не имеющие факторов риска возникновения той или иной патологии.

II группа — дети с риском возникновения хронической патологии и склонные к повышенной заболеваемости, с наличием функциональных отклонений, часто болеющие дети и др.

III, IV и V группы — дети с хронической патологией в стадии компенсации (III гр.), субкомпенсации (IV гр.) и декомпенсации (V гр.).

Здоровье в современном понимании — это состояние наиболее полной физической, умственной и социальной продуктивности, а не отсутствие болезни, состояние физиологического оптимума, проявляющегося в приспособлении к условиям окружающей среды, в выполнении биологических и социальных функций. Применительно к ребенку — это еще и констатация оптимальности всех направлений развития, его гармоничности и адекватности по темпу.

Контроль за состоянием здоровья на первом году жизни ребенка. Регулярные осмотры с оценкой физического, психического развития, рекомендациями по питанию, коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками.

После выписки новорожденного из родильного дома педиатр осматривает новорожденного на дому в течение первых двух дней, затем через день после первого посещения, на 10-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). По показаниям в период новорожденности обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулеза, если ее не сделали в роддоме.

В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невропатолога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья. Матерей обучают проведению массажа и методам профилактики рахита. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания и правила введения прикорма.

В течение первого года жизни педиатр осматривает ребенка 4 раза во время периода новорожденности, далее в 2, 3, 5, 7, 9 и 12 мес.

Новорожденных II и III групп здоровья педиатр осматривает на дому 4 раза в год, невропатолог — 1 раз. В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребенка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок.

В 1 год участковый педиатр с учетом перенесенных заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребенка.

На 2-м году жизни профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем — ежегодно.

В возрасте 3 года перед поступлением в детские дошкольные учреждения детям проводят обследование педиатр и врачи-специалисты, лабораторное обследование. Определяют физическое и нервно-психическое развитие, определяют группы здоровья. В 5 и 6 лет проводят то же обследование, что и в 3 года, определяют функциональное состояние и готовность к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8, 9, 10, 11, 12, 13 и 14 лет контролируют также усвоение школьной программы. В 6 и 12 лет в программу профилактических осмотров включают ЭКГ. Ежегодно детей осматривает педиатр и стоматолог; другие специалисты — по показаниям.

Наблюдение за подростками осуществляют в полном объеме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.

Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог. Большое значение имеют диагностические центры и дневные стационары, центры и отделения восстановительного лечения для детей со II и III группами здоровья, а также специализированные санатории.

 

Date: 2015-05-19; view: 5160; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию