Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Трудные случаи написания частиц не и ни





Основные случаи употребления отрицательных частиц

Следует различать употребление не и ни в сходных синтаксических конструкциях и грамматических формах.

 

1. В придаточных предложениях
Не выражает отрицание Когда брат не приходил, все чувст­вовали скуку. Не бывает войн, где солдаты не по­гибают. Ни выражает утверждение с оттен­ком обобщенности Когда бы брат ни приходил, он всег­да вносил оживление и радость. Где бы солдаты ни погибали, их сле­дует помнить и чтить.
2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу
Не выражает отрицание Ни выражает усиление отрицания
Не один из нас (т.е. многие) готов был к восхождению. Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем. Ни один из нас (т.е. никто) не был го­тов к восхождению. Ни одного раза (т.е. никогда) не при­ходилось мне встретиться с диким зверем.
3. В местоименных оборотах
не кто иной, как; не что иное, как никто иной; ничто иное
Выделительные обороты с не содер­жат значение скрытого противопос­тавления и употребляются в утвер­дительных предложениях (ср.: не кто иной.., а...): Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу. Перед нами было не что иное, как древняя пещера. Эти обороты употребляются в отри­цательных предложениях и служат для усиления отрицания: (никто... не..; ничто... не...) Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу. Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.

Запомните!

Составные усилительные обороты с частицей ни: во что бы то ни стало, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чем не бывало и др.

Частица не пишется раздельно:

 

1. Если есть или подразумева­ется противопоставление.   Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая).
2. С прилагательными, наре­чиями на и причастиями, ес­ли противопоставление подра­зумевается и отрицание усили­вается отрицательными место­имениями и наречиями. Приняли отнюдь не верное ре­шение. Вести были нисколько не ра­достные. Это был ничем не мотивиро­ванный поступок.  
3. С краткими прилагатель­ными, которые не употребля­ются в полной форме.   не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не располо­жен, не готов, не обязан, не ну­жен, не согласен
4. С глаголами, деепричастия­ми, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами. не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то ... не то, не толь­ко, не над (нами).
5. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления.   Виднелись еще не убранные поля ржи. Нашли не разрушенный, а совершенно целый шалаш.
6. С наречиями а) сравнительной степени; двигался не быстрее, говорил не громче  
б) в роли сказуемого в безличных предложениях   - не надо, не нужно, не жаль, не страшно  
7. В отрицательных местоимениях с предлогом. - не с кем, не в чем, не о ком

Частица не пишется слитно:

1. Со словами, которые без не не употребляются. невежда, неприступный, не­брежно, невзлюбить, него­дующий, негодуя
2. С существительными, при­лагательными, наречиями на -о, -е, когда с не образуется но­вое слово (новое понятие, часто с отрицательным качеством). несчастье (беда), нелегкий (трудный), нелегок, некра­сив, недалеко (близко), непо­далеку (близко), неспроста, недаром, нередко
3. С прилагательными и наре­чиями при наличии слов, обо­значающих степень качества: очень, весьма, крайне, совер­шенно. Весьма неприятное происше­ствие. Была придумана со­всем неинтересная игра. Он говорит совершенно непо­нятно.
4. В отглагольных прилага­тельных, образованных от не­переходных глаголов или пе­реходных глаголов совершен­ного вида с помощью суффик­сов -ем-, -им-. неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодоли­мый, неукротимый, неисчер­паемый, несокрушимый
5. С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или когда зависимыми словами являются наречия меры, степени. Мы шли по неосвещенным улицам городка. Принял со­всем необдуманное решение.
6. В отрицательных и неопре­деленных местоимениях и наречиях. некого, нечего, некем, нечем, негде, неоткуда, незачем, не­когда, нехотя
7. В некоторых глаголах с приставкой недо-, обозначаю­щей, что действие совершено ниже положенной нормы или некачественно. недовыполнить план, недо­смотреть за ребенком, но не досмотреть кинокартину

 

 

1. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Они бодрствовали почти трое суток, были измучены и голодны, да и (не)где было взять пищу. Фонари (не)ярко отражались на черной поверхности воды.

2) Он был (не)брит, измучен, с глазами, красными от бес­сонницы. В комнате холодно, сыро и (не)уютно.

3) Этот роман, (не)сочиненный, а пережитый им, был пре­краснее всех вымыслов. Прошел уже месяц, а это поле так и (не)вспахано.

4) Он очень хотел учиться в университете, (не)смотря на; свои тридцать пять лет. Наш долг — сберечь блистатель­ный и (не)слыханно богатый язык наших классиков.

 

2. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Новая статья о творчестве этого кинорежиссера пока (не)напечатана. Письмо моему однокласснику уже на­писано, но пока (не)отправлено.

2) Гаврин, как и другие посетители выставки, долго стоял; (не)подвижно у грандиозного полотна художника. Дол­гий и (не)легкий разговор состоялся у отца и сына.

3) Прослыть (не)вежею позорно. В хорошо отреставриро­ванном здании все-таки чувствовалось что-то (не)уловимо новое.

4) Эти воспоминания оказались совсем (не)веселым, а очень безрадостным грузом для памяти. К нам прибыл новый жилец — (не)кто Кузнецов.

 

3. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Петров сделал (не)сколько шагов к выходу. Погода была отвратительна, она, казалось, (не)годовала.

2) Он обернулся, удивляясь и (не)доумевая. Пока­зался (не)высокий дом и двор, обнесенный забором.

3) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета. Перейдя по камням (не)глубокую реч­ку, мы поднялись по склону и оказались у цели нашего похода.

4) (Не)молот железо кует, а кузнец. Ученье без уменья — (не)польза, а беда.

 

4. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы упорно гото­вились к предстоящим соревнованиям. Илюша задумался на эту (не)веселую тему, и ему стало горько и досадно.

2) Эта задача так и (не)решена нами. Пишут (не)пером, а умом.

3) (Не)яркое пламя в печи освещало давно уже брошенное хозяевами жилище. Мы услышали (не)громкий шепот, раздававшийся из соседней комнаты.

4) Природа (не)храм, а мастерская, и человек в ней работ­ник. А кругом на полях (не)пробудная тишь.

5. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) (Не)людимо наше море, день и ночь шумит оно. Я ей растолкую, что (не)чего меня бояться.

2) Рассмотрение этого дела еще (не)завершено. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.

3) Это письмо еще (не)закончено мною. Они рано празднуют победу, ведь игра еще (не)закончена.

4) (Не)вежество хуже темной ночи. Это (не)обычное явле­ние очень заинтересовало нас.

 

6. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Мчатся тучи, вьются тучи, (не)видимкою луна освещает снег летучий. Роста он был (не)большого, сложен хоро­шо, лицом весьма привлекателен.

2) Наш спутник оказался (не)разговорчивым, а весьма замкнутым молодым человеком. Конечно, надоело нам сидеть на одном хлебе, но делать было (не)чего.

3) Комната была темной, так как лампы еще (не)зажжены. Так он в полном одиночестве простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

4) (Не)смотря на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче. Поначалу наши встречи были хо­лодны и (не)приятны.

 

7. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Эта (не)молодая женщина была добра и по-своему при­влекательна. Нам (не)где было даже разложить свои до­кументы на столе, заваленном книгами.

2) Эта повесть еще (не)написана автором, но сюжет ее уже

многим известен. Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни.

3) Окно на кухне было (не)занавешено. Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчужденно.

4) (Не)истовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад. Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

 

8. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Лампы еще (не)зажжены, поэтому гостиная была темна и таинственна. Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица людей.

2) Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке. (Не)трудно объяс­нить различия в строении этих предметов.

3) Комендант ответил (не)брежным кивком головы. Но го­ворят, вы (не)людим: в глуши, в деревне все вам скучно.

4) Двери дома были (не)закрыты. (Не)когда возвышавшие­ся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и лежат под ногами в виде обломков.

9. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?

1) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма. Письмо оказалось (не)отправленным, а лежащим на письменном столе.

2) Жара стояла (не)выносимая, и нам трудно было ды­шать и двигаться. В лесу стало (не)привычно тихо и тре­вожно.

3) Мне (не)кого просить о помощи. Егор слыл (не)утомимым тружеником.

4) Мы бредем по тем дорожкам, где (не)кошена трава. (Не)веселые дела: вся земля белым-бела.

10. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Она (1 )перед кем (2)когда (З)открывает сокровенных движе­ний сердца, (4)кому (5)поверяет душевных тайн.

1) 1,3,4,5 2) 3,4,5 3) 2, 3, 5 4) 1,2,4

 

11. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

(1)петухи, (2)лай собаки (З)скрип ворот (4)могли вывести его из столбняка.

 

1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 2,3 4) 3,4

12. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

(1 )зверь, (2)птица, (З)одно деревце (4)осмеливались нару­шить молчания первого зимнего утра.

 

1) 1,3,4 2) 3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

13. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Я (1 )мог (2)сколько раз (З)улыбнуться, хотя (4)понял (5)слова из этого странного письма.

 

1) 1,3,4,5 2) 3,4,5 3) 5 4) 4

14. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни? Из-за болезни он (1 )мог (2)пить, (З)есть, (4)спать.

 

1) 1,3,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

15. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Скоро из низины надвинулся такой туман, что (1 )стало видно (2)вспышек, (З)звезд, (4)луны.

 

1)1,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3

 

16. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни? Природа (1 )дала ему (2)какой резкой заметной черты, (З)дурной, (4)хорошей.

 

1)1,3,4 2) 2,3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

 

17. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

(1 )жеманства, (2)кокетства, (З)какой лжи она (4)допускала в общении с людьми.

 

1) 1,3,4 2) 3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

18. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется ни?

Откуда (1 )возьмись налетел ветер, который (2)только мешал нашему продвижению вперед, но и нагнал на полнеба туч, грозя­щих нам (3)то снегом, (4)то дождем.

 

1) 1 2) 3,4 3) 2,3 4) 1,2,3

 

19. В каком ряду расположены слова, написание которых зависит от контекста?

1) что(бы), прим(и,е)рять, м(и,е)ровоззрение 2) ст(а,о)рожил, (на)конец, ра(с,з)ческа

3) (в)течени(е,и), (на)счет, пр(и,е)лестный 4) (по)прежнему, (за)то, ч(и,а)стота

 

20. В каком ряду расположены слова, написание которых зависит от контекста?

1) (на)встречу, (не)смотря, землетр(е,я)сение

2) (не)удача, жаре(н,нн)ый, (в)место

3) (во)всю, оди(н,нн)адцатилетний, (в)пустую

4) зар(а,о)сли, (не,ни)разу, прочита(н,нн)ый

 

21. В каком ряду расположены слова, написание которых зависит от контекста?

1) (на)утро, (не)много, как(будто)

2) копче(н,нн)ый, то(же), выр(а,о)зительно

3) (от)того, учи(ть,т)ся, об(е,и)жать

4) реше(н,нн)ы, остриже(н,нн)ый, прик(а,о)саться








Date: 2015-05-19; view: 802; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.013 sec.) - Пожаловаться на публикацию