Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Теологическая культурология П. Тейяра де Шардена





Теологическая культурология рассматривает культуру в ее соотнесенности с идеалом, который связан с религиозными представлениями о цели человеческой деятельности конечном предназначении человека. Крупнейшим представителем теологически та культурологии является П. Тейяр де Шарден (1881 — 1955), французский философ, специалист во многих областях научного знания, католический теолог. Его книга “Феномен человека” внесла существенный вклад в разработку философской

антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической

церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ. Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими

ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как единоцельной системы.

Стремление уяснить диалектику “всеединства”, охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как

бы растворенного в мире и проникающего во все “поры” сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие.

Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин “энергия”, которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический

феномен лежит в обосновании автором божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту

энергию естественной формой божественной благодати. Точка “Омега” — это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек,

концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу. Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современной мире (1).

37.Асноўныя ідэі гуманістычнай культуралоіі

Гуманизм в XX в. пережил сложный и драматичный этап своей истории. Но ни трагические события двух мировых войн, ни антигуманизм в его различных проявлениях не свидетельствуют о крахе гуманистических идей. Именно гуманизм как мировоззренческая универсалия предложил человечеству ценности, которые постепенно образовали фундамент современных демократий, международного права, движений за права человека и охрану окружающей среды.
В современной теории и истории культуры накоплены существенный объем информации, связанный с исследованием, с одной стороны, идейного содержания современного гуманизма, с другой - с его присутствием в современном обществе, с его разнообразными практиками в нем. В этих обстоятельствах возникает необходимость целостного научного описания, систематизации, реконструкции и оценки современного гуманизма как теории и мировоззрения, так или иначе функционирующего в культуре и определяющего ее облик. Как феномен культуры гуманизм проявляется, прежде всего, в области научных исследований, социальной работы, общественной и образовательной практики, но особенно на уровне повседневности как образ жизни и средство культурной коммуникации. Он является тем мировоззренческим ферментом, который создает целостное пространство культуры с единством и многообразием ее идей, ценностей, стилей жизни, традиций и идеалов. Наконец, он имеет статус культуры и потому, что как мировоззрение и практика сознательно культивируется на индивидуальном и социальном уровне -от семейного до планетарного. Коль скоро культура - это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, то гуманизм в данном случае тяготеет быть квинтэссенцией этой культуры, поскольку в центре этого мировоззрения идея человека, общечеловеческие фундаментальные ценности и передовые научные методы усвоения, развития и социализации этих ценностей.
Итак, гуманистический характер культуры определяется ее способностью обеспечивать всестороннее развитие способностей и сущностных сил человека, самореализации и самоутверждения человека как личности, полное раскрытие ее возможностей, реализацию свободы человека во всех сферах жизнедеятельности. Конечно это зависит не только от культуры как таковой, но и от самого человека, поскольку они (культура и человек) всегда органично взаимосвязаны и не существуют друг без друга. Однако поскольку культура характеризуется історичністю, то и проявления ее гуманістичності тоже обусловлены уровнем исторического развития человеческой деятельности как основы развития и культуры, и человека. В то же время на всех исторических этапах своего существования - от возникновения до наших дней, культура направлена на развитие и совершенствование человека. Более того, гуманистический характер культуры проявляется уже в том, что вне ней человек вообще не могла бы существовать как человек. Поэтому не случайно все настоятельнее сегодня выдающиеся мыслители отмечают, что дальнейшее развитие человечества и его существование зависят от развития культуры, культивирование человечности, любви ко всему живому, утверждение во всех сферах жизнедеятельности идеалов и ценностей гуманизма. Иначе не может быть речи не только о социально-культурный прогресс человека и человечества, но и об их существовании вообще. Не случайно в XX в. дальнейший прогресс человечества почти все мыслители связывали с прогрессом культуры и ее гуманистических основ - правды, добра, красоты, любви.








Date: 2015-04-23; view: 452; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию