Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техническая диагностика на объектах транспорта, хранения газа, нефти и нефтепродуктовНегосударственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Нефтяной техникум»
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА, ХРАНЕНИЯ ГАЗА, НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ.
методические указания и контрольное задание для студентов – заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности
"Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ."
Ижевск 2013 г. Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА, ХРАНЕНИЯ ГАЗА, НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ» Зам. директора по УР _______________Е. А. Волохин
Составители: ст. преподаватель кафедры СР ГНП и ГНХ КИГИТ Бойчук А.Е
Редактор:
Рецензент:
Указания к выполнению контрольной работы. Одним из ключевых параметров при определении допустимых технологических параметров ремонта является допустимое напряжение в стенке трубы σдоп. При ремонте участков нефтепровода суммарные напряжения в стенке трубы не должны превышать допустимого значения σдоп, которое зависит от многих факторов, в том числе от категории участка, механических характеристик стали, срока эксплуатации нефтепровода, видов дефектов и их параметров. 1. Зависимость допустимого напряжения от категории участков трубопроводов определяется необходимым уровнем безопасности работ, который в настоящее время количественно не определяется и не регламентируется нормативными документами. Поэтому приведем некоторые соображения на качественном уровне. На участках трубопроводов высокой категории при строительстве и приемке объектов предъявляются более высокие требования к прочностным свойствам труб и контролю сварных швов. Кроме того, рабочие давления на участках высокой категории меньше, чем на других участках. Поэтому допустимые напряжения при ремонте могут быть выше, чем на участках с низкой категорией. Но с другой стороны, участки трубопроводов высокой категории расположены на таких местах, где крайне нежелательны аварии: на водных переходах, вблизи важных коммуникаций, предприятий и населенных пунктов. Поэтому на этих участках необходимы дополнительные меры по обеспечению высокой надежности и безопасности работ. Следовательно, при равных других условиях здесь допустимые напряжения должны быть ниже по сравнению с участками с низкой категорией. Итак, на допустимые напряжения при ремонте трубопроводов категория участка оказывает влияние в двух противоположных направлениях. Поэтому, как результат, допустимые напряжения возможно принимать примерно одинаковыми на участках трубопроводов различных категорий, тем более что безопасность работ должна быть обеспечена в первую очередь для самой ремонтной бригады, которая находится в соприкосновении с трубопроводом и в случае аварии одинаково пострадает независимо от категории участка. Исходя из вышеприведенных рассуждений введем коэффициент снижения допустимого напряжения на категорию (коэффициент категории) трубопровода Кт, удовлетворяющий следующему требованию: Предлагается рассчитать допустимое напряжение для участка трубопровода самой низкой категории (четвертая), затем для участков более высоких категорий допустимое напряжение уменьшить путем умножения на соответствующий коэффициент Кт. Ниже приведены значения коэффициента Кт и коэффициента условий работы Л7 для участков трубопроводов разной категории. Категория участка трубопровода В I II III IV Коэффициент условий работы т 0,6 0,75 0,75 0,9 0,9 Коэффициент категории участка Кт 0,83 0,92 0,92 1,0 1,0 2. При выборе допустимых напряжений необходимо учитывать степень старения металла труб. Как правило, капитальному ремонту подвергаются трубопроводы, эксплуатируемые длительное время, не менее 20 лет. За это время в металле труб и сварных швов успевают протекать процессы, приводящие к изменению механических свойств. Старение в первую очередь приводит к охрупчиванию металла в зонах дефектов и конструктивных концентраторов напряжений. Степень старения металлов трубопроводов характеризуется коэффициентом старения Кс, на который следует снизить допустимое напряжение по сравнению с напряжениями, характерными для новых нефтепроводов. Определить точное значение коэффициента старения Кс стали трубопровода невозможно по многим причинам. Во-первых, скорость старения зависит от многих плохо контролируемых параметров, например, химического состава металла, дислокационной структуры, остаточных (послесварочных) напряжений, интенсивности изменений рабочих давлений, видов дефектов и концентраторов напряжений. На различных участках трубопровода все эти факторы неодинаковы. Во-вторых, в настоящее время нет нормативного документа, регламентирующего метод экспериментального определения коэффициента старения металла труб. Из известных экспериментальных методов можно отметить следующие: метод, основанный на измерениях параметров кристаллической решетки металла труб; метод, основанный на исследовании ударной вязкости металла труб и сварных швов; метод, основанный на определении остаточного ресурса металла труб на С-образных образцах при циклическом нагружении. Из перечисленных методов наиболее подходит последний. Он более прост и доступен, параметры образцов, нагружения, испытательного оборудования конкретизированы. где Тэ — длительность эксплуатации участка нефтепровода, годы; Сэкв — углеродный эквивалент стали, %; определяется согласно СНиП 05.06 — 85* по следующей формуле: Допускается определение коэффициента старения по следующей упрощенной формуле: здесь С, Мп, Сг, Mo, V, Ti, Nb, Cu, Ni, В - процентное содержание в составе металла трубы соответственно углерода, марганца, хрома, молибдена, ванадия, титана, ниобия, меди, никеля, бора. Для справки: по требованию этого же СНиП углеродный эквивалент трубных сталей магистральных трубопроводов не должен превышать значения 0,46 %. Поэтому за 40 лет эксплуатации магистрального нефтепровода коэффициент старения сталей может достигать максимального значения Это происходит при максимально интенсивной эксплуатации трубопровода (рабочее давление на уровне проектного значения, число перепадов давления не менее 360 в год) и максимально допустимом количестве углерода и легирующих элементов в составе металла. При этом в год теряется в среднем 0,5 % прочности магистрального нефтепровода. 3. Степень опасности дефектов можно определить с помощью коэффициента дефектности, fдеф, численно характеризующего степень ослабления трубопровода от наличия дефекта. Параметр fдеф главным образом зависит от вида и размеров дефекта. Кроме того, он в меньшей степени зависит от диаметра и толщины стенки трубы, механических характеристик металла трубы или сварного шва. Для реальных дефектов трубопроводов не существуют универсальные расчетные формулы, позволяющие достаточно точно рассчитать параметрfдеф. Получение формулы для дефекта каждого типа является сложной, но практически важной задачей, которая может быть решена только методами механики разрушения. При определении параметра fдеф необходимо иметь в виду следующие особенности. Во-первых, при капитальном ремонте представляют опасность осевые напряжения в стенке трубы, а не кольцевые. Поэтому при оценке параметра fдеф следует рассматривать только те дефекты, которые образуют концентрацию осевых напряжений. Дефекты, создающие концентрацию кольцевых напряжений и не создающие концентрацию осевых напряжений, при капитальном ремонте не представляют опасности. Например, продольные царапины стенки трубы, наиболее опасные при нормальной эксплуатации трубопровода, не представляют опасности при капитальном ремонте. Во-вторых, при капитальном ремонте трубопровода стенка трубы испытывает несколько раз перегрузки в осевом направлении. Количество перегрузок зависит от технологии ремонта, но составляет не более 5. Поэтому при оценке опасности дефекта в данном случае необходимо исходить из статического или квазистатического механизма разрушения. В-третьих, ремонтные напряжения являются напряжениями изгиба, которые по сечению трубопровода распределяются неравномерно. Поэтому степень опасности дефекта зависит от того, в каком месте он расположен по окружности сечения. Например, если изгиб участка трубопровода происходит в вертикальной плоскости, а дефект стенки трубы находится на боковой поверхности, то он не представляет опасности при ремонте. В-четвертых, опасность дефектов стенки трубы при ремонте определяется двумя механизмами выхода из строя трубопровода: разрывом стенки и разгерметизацией трубы; потерей устойчивости сечения и образованием гофра. Перечисленные выше особенности показывают, что определение параметра fдеф представляет очень непростую задачу, которую в условиях ремонта трубопровода решать практически невозможно. Необходим простой способ, позволяющий обеспечить необходимую безопасность ремонта трубопровода с учетом имеющихся дефектов. Рассмотрим приближенные методы расчета параметра fдеф и свойственные им положительные и отрицательные моменты. Предлагается определить параметр fдеф как отношение где Рдеф — допустимое давление для трубы с данным дефектом; р0 — проектное допустимое давление для бездефектной трубы. Допустимое давление для бездефектной трубы определяется в соответствии со СНиП 2.05.06 —85 по формуле: где δ — толщина стенки бездефектной трубы; R1H — предел прочности (нормативный); m — коэффициент условий работы трубопровода; k1 — коэффициент надежности по материалу; kH — коэффициент надежности по назначению трубопровода; DH — наружный диаметр трубы (нормативный). Для магистральных нефтепроводов допускается принимать значения коэффициентов: k1 = 1,47; kH = 1,05; m — см. стр. Допустимое давление для дефектной трубы рдеф определяется по специальной методике, исходя из результатов внутритрубной диагностики, и содержится в отчетах ЦТД «Диаскан». Допускается определение значения рдеф по другим апробированным и утвержденным методикам. Недостатком данной методики является то, что она основывается на расчетах внутреннего давления, тогда как при ремонте трубопровода опасность представляют осевые напряжения. где δОСТ — остаточная толщина стенки трубы на данном Для оценки прочности дефектной трубы может быть использовано выражение дефекте; δ — номинальная толщина стенки бездефектной трубы. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает явления перераспределения напряжений в окрестности дефектов. Перераспределение напряжений может выражаться и в концентрации напряжений в окрестности дефектов, и в разгрузке нагруженности дефектной области. Для достаточно пластичных материалов, какими являются трубные стали, данный метод приемлем для дефектов коррозии и царапин. Для трещиноподобных дефектов (трещин, непроваров) рекомендуется ввести поправку на концентрацию напряжений следующим образом: где I — коэффициент трещиностойкости трубной стали. Для трубных сталей, удовлетворяющих нормативным требованиям, коэффициент трещиностойкости I принимает значения порядка 0,7 — 0,9. Для более точного определения значения коэффициента трещиностойкости I необходимо провести испытания образцов по методике. Совсем бездефектных трубопроводов нет. Даже если ликвидированы все обнаруженные дефекты, значение коэффициента дефектности fдеф следует принять не выше 0,9, потому что отклонение толщины стенки допускается на 10 % в сторону меньших значений. Важно отметить, что результаты оценки параметра fдеф можно использовать только для назначения технологических параметров ремонта трубопровода, но нельзя использовать для назначения режимов эксплуатации дефектной трубы. 4. При определении допустимых напряжений важно знать, какие перегрузки испытывали трубы до настоящего момента, и за базу расчета принять максимальные напряжения, которые были созданы при перегрузках (испытаниях). Во-первых, все трубы проходили заводские испытания внутренним давлением. При этом напряжения в стенке трубы достигали значения (0,9—1,05) нормативного предела текучести стали. Конкретное значение испытательных напряжений зависит от завода-изготовителя и от нормативных требований в год изготовления труб. Во-вторых, был испытан трубопровод внутренним давлением. При этом испытательное давление составило (1,1 — 1,25) проектного рабочего давления. Ремонт нефтепровода следует рассматривать как элемент эксплуатации. Поэтому допустимые напряжения при ремонте должны быть также ниже испытательных в 1,1 — 1,25 раз. Отсюда получаем следующее выражение для оценки допустимых напряжений в стенке трубопровода при ремонте: где Кm — коэффициент категории участка трубопровода; fдеф - коэффициент дефектности; Кс — коэффициент старения металла труб; σт — нормативный предел текучести стали. 5. Из общих принципов безопасности работ технических устройств следует требование, чтобы при любых работах, включая ремонт, запас прочности трубопровода по отношении к пределу прочности был не менее 2 6. Допустимое напряжение должно быть ограничено как в области положительных знаков (растяжение), так и в области отрицательных знаков (сжатие). При сжимающих продольных напряжениях возможна потеря устойчивости путем гоф-рообразования. Как показано в работах ВНИИСПТнефть, при изгибе возможно гофрообразование в стенке трубы при напряжениях сжатия, превышающих 80 % предела текучести. Отсюда следует требование
Задача Произвести расчет!
|