Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проекция как психологический феномен





Проекция: от феномена к принципу исследования

 

Судьба понятия «проекция» представляет немалый интерес и поучительна в том смысле, что в разных трактовках этого понятия отразилась свойственная психо­логии неоднозначность понимания даже ее важнейших категорий и понятий.

Проекция как психологический феномен

Понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое поня­тие появляется впервые в психоанализе и принадлежит 3. Фрейду (Freud, 1894).

Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитны­ми механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, суб­лимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. Процесс конфликта, в соответствии с 3. Фрейдом, изживается благодаря особо­му психическому механизму — проекции. Основоположник психоанализа в сво­ей работе «Тотем и табу» пишет о том, что «враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать (выделено мной. — Л. Б.), переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим». Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «клас­сической проекцией».

Существование проекции в ее классическом понимании по день нынешний вызывает дискуссии и не может считаться окончательно доказанным. Посмотрим на одно из достаточно типичных исследований, посвященных классической про­екции. В этой работе Дж. Халперн (Halpern, 1977) оценивал испытуемых по спе­циально созданной шкале, определяющей «защищенность» от полового возбуждения. Затем была предложена серия фотографий лиц, из которых нужно было отобрать «самое неприятное». На следующем этапе обследуемым были предло­жены откровенные изображения сексуальных сцен. После этого все испытуемые описывали себя и избранного «неприятного субъекта» по стандартному перечню черт личности. Результаты показали, что обследуемые, которым была присуща сильно развитая защищаемость от полового возбуждения, отрицали его возник­новение при просмотре изображений и проецировали это возбуждение на непри­ятного им человека. Эффект значительно усиливался, когда в качестве такого че­ловека выступал мужчина.

«Проекция не создана для отражения душевных переживаний, она имеет ме­сто и там, где нет конфликтов», — пишет 3. Фрейд. Проекция, не привязанная на­мертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекци­ей». Такое понимание проекции — наделение собственными мотивами, потребно­стями, чувствами других людей, а соответственно и понимание их поступков — основывается как на многовековых донаучных наблюдениях, так и на эксперимен­тальных исследованиях, а поэтому неслучайно некоторыми психологами полага­ются в качестве единственно обоснованного.

 

Классическую и атрибутивную проекцию, по мнению разных авторов, можно различать по «мишеням», избираемым для проекции. Предполагается, что клас­сическая проекция направлена на отрицательно оцениваемых лиц, а когда инди­вид осознает у себя негативные черты, он наделяет ими лиц, к которым у него по­ложительное отношение.

Л. Беллак, в ходе своих экспериментов с ТАТ, также приходит к выводу, что проекция вовсе не обязательно является защитным механизмом, а идея Фрейда о том, что она не создана исключительно для защиты, не получила сколь-нибудь значительного развития. Он считает, что главное предположение Фрейда относи­тельно такой проекции состоит в том, что воспоминания о перцептах влияют на восприятие актуальных стимулов, на этом-то и основано толкование картинок ТАТ. Беллак (2000) пишет: «Я полагаю, что восприятие субъектом в прошлом сво­его отца влияет на его перцепцию фигур отца в картинках ТАТ и что оно состав­ляет валидный и надежный шаблон его повседневных восприятий фигуры отца.... В таком случае возникает ощущение, что перцептивные воспоминания воздейст­вуют на восприятие актуальных стимулов, и не только ради узко обозначенных це­лей защиты, как это утверждается в первоначальном определении проекции» (с. 12).

Исходя из сказанного, Беллак полагает, что использование термина «проек­ция» для процессов, наблюдаемых, в частности, при работе с ТАТ, неуместно. Он предлагает в качестве основного употреблять термин «апперцепция». Апперцеп­ция — это значимая интерпретация организмом воспринятого. При этом пред­полагается возможное существование процесса неинтерпретированного воспри­ятия, а каждая субъективная интерпретация составляет динамически значимое «апперцептивное искажение». Таким образом, при работе с ТАТ мы имеем дело с апперцептивными искажениями разной степени. Термин проекция сохраняется, однако он обозначает лишь одну из форм апперцептивного искажения, причем искажения в наибольшей степени. Помимо проекции выделяются другие формы апперцептивного искажения, отличающие­ся от проекции. Отличие это в возможности осознания допускаемого искажения (так называемая простая проекция, сенсибилизация, экстернализация, аутическое восприятие).

Помимо двух важнейших видов проекции, рассмотренных выше, в ряде работ выделяются и другие. «Аутической проекцией» было названо явление, когда актуальные потребности человека определяют особенности его восприятия.

Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изоб­ражения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми, это и было названо «аутизмом». Дальнейшие исследования позволили установить, что происходит не только снижение порога узнавания, но и проецирование потребностей.

Если в случае классической проекции речь идет о приписывании неосознавае­мых черт и особенностей, тех, которые вытеснены, то в близкой ей рационализи­рованной проекции субъект осведомлен относительно нежелательных (неодобря­емых) собственных черт личности или поведения, но всегда находит им оправ­дание.

Д. Холмс (Holmes, 1968), подводя итоги многочисленным исследованиям, предлагает выделить два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемо­го. Комбинируя эти измерения, можно классифицировать известные виды проек­ции (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Date: 2015-05-19; view: 1038; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию