Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы использования сведений об учащихсяПервый этап — общее знакомство с "лицом" класса: 1. осмысление сведений по горизонтали, т.е. набор данных о каждом школьнике по строке (педагогические, психологические, демографические и другие особенности); 2. формулирование прогностических решений в работе с отдельными учащимися; 3. разработка индивидуальных педагогических программ по отношению к талантливым иди педагогически запущенным школьникам.
Второй этап — общее изучение данных диагностической карты: 1. анализ суммарных сведений, расположенных по вертикали; 2. выделение возможных решений, прогнозируемых на ближайшее и отдалённое будущее; 3. внесение коррективов в состав параметров об учащихся для получения необходимой дополнительной информации о школьниках (по желанию классного руководителя). Третий этап — постановка педагогических задач и определение способов их решения: 1. формулирование собственно педагогических задач — задач на изменение учащихся, на перевод их из одного состояния в другое; 2. формулирование функциональной педагогической задачи — задачи на организацию воспитательного мероприятия, посредством которого педагоги достигают тех или иных образовательно-воспитательных целей.
4.1.2. Программа изучения личности учащегося [1] (первый вариант) Общие сведения об ученике Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его родители. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в семье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Друзья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача). Общий уровень развития ребенка 1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д. 2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде. 3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения. 4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по 5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность. 6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии. Основные черты личности ученика 1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах — в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности. 2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь. 3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность. 4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания,памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.
Характер социализации ребенка 1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях. 2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки. 3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе
4.1.3. Программа изучения личности учащегося {второй вариант) 1. Общие сведения о ребенке: • фамилия, имя, отчество; • дата рождения; • домашнийадрес. 2. Сведения о семье: • члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность; • социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды; • материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно- • характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.; • криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми. Выводы: выявление и учет детей и подростков: • оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;. оставшихся без попечения родителей; • нуждающихся в материальной помощи; временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей; проживающих в группах социального риска. 3- Здоровье школьника: физическое развитие; духовное развитие; отклонения в развитии; хронические заболевания. 4. Особенности, личности школьника: вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями; характер общительности (отсутствует, избирательный, большой); проявление положительных качеств личности и форм поведения: — уважение к старшим; — внимательность, чуткость, доброта; — скромность; — трудолюбие, — добросовестность; — самоорганизованность; — самостоятельность;. — дисциплинированность; — другие качества. Проявление отрицательных форм поведения: –– грубость; — индивидуализм, эгоизм; — зазнайство, высокомерие; — легкомыслие, беспечность; — лживость; — упрямство; — жестокость; — вредные привычки (курение, сквернословие); — другие отрицательные качества. –– Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию. Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением: — уклонение от учебы; — бродяжничество, попрошайничество; — деяния, содержащие признаки преступления; — правонарушения; — употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ; — азартные игры и иные антиобщественные проявления. 5. Личность ученика в коллективе: • уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный); • отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное); • отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет); • наличие друзей (их статус, интересы); • отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др). 6. Отношение к учению: • отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное); • наличие особых способностей к изучаемым предметам; • уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание; • уровень развития мышления (низкий, средний, высокий); • выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность); • проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсутствует); • отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное). 4.1.4. Психолого-педагогическая карта учащегося Школа________ Класс________ Фамилия, имя____ Инструкция к заполнению: нужное обвести. 1. Индивидуально-психологические особенности Темперамент: • реактивность (повышенная, малая); • активность (повышенная, пониженная); • пластичность; • темп психической реакции (быстрый, замедленный); • сензитивность (высокая, низкая); • эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная). • экстраверт — интраверт. Характерные особенности личности школьника: • дисциплинирован, не дисциплинирован; • конфликтует со сверстниками — не конфликтует; • конфликтует с учителями — не конфликтует; • агрессивное поведение^— спокойное, доброжелательное поведение; • педантизм — отсутствие педантизма; • трудно воспитуем — легко поддается воспитанию; • завышенная самооценка — заниженная самооценка. 2. Ведущие потребности. Метод незаконченных предложений: Я хочу................................. Я люблю............................. Я буду................................ 3. Деятельность · Сильный ученик-слабый;
· высокие интеллектуальные способности — низкие; · учение связано с будущей профессией — не связано. Б. Склонности и интересы · Интересы:........................................ · Склонности:.................................... · Хорошие организаторские способности — отсутствие организаторских способностей 4. Общение • Популярен — не популярен, • недругов нет — многие его недолюбливают; • любит быть на людях — замкнут; • высокий социальный статус — низкий; • общителен — робок, застенчив; • ориентация на собственное мнение — озабочен мнением окружающих; • дурно влияет на учеников — опора педагога. Б. В семье · Атмосфера теплая — конфликтная; · отношения доверительные — отчуждение; · жесткий контроль — слабый контроль; · самостоятельность ограничена — большая самостоятельность; · родители охотно сотрудничают со школой — находятся в противоречии. 5. Общие выводы и рекомендации: • учащемуся по самовоспитанию; • классному руководителю по развитию личности учащегося; родителям по семейному воспитанию.
[1] Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.: Просвещение, 1976. – С. 236–238.
|