Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы использования сведений об учащихся

Первый этап — общее знакомство с "лицом" класса:

1. осмысление сведений по горизонтали, т.е. набор данных о каждом школьнике по строке (педагогические, психологические, демографические и другие особенности);

2. формулирование прогностических решений в работе с отдельными учащимися;

3. разработка индивидуальных педагогических программ по отношению к талантливым иди педагогически запущенным школьникам.

 

Второй этап — общее изучение данных диагностической карты:

1. анализ суммарных сведений, расположенных по вертикали;

2. выделение возможных решений, прогнозируемых на ближайшее и отдалённое будущее;

3. внесение коррективов в состав параметров об учащихся для получения необходимой дополнительной информации о школьниках (по желанию классного руководителя).

Третий этап — постановка педагогических задач и определение спо­собов их решения:

1. формулирование собственно педагогических задач — задач на изменение учащихся, на перевод их из одного состояния в другое;

2. формулирование функциональной педагогической задачи — задачи на организацию воспитательного мероприятия, посредством которого педагоги достигают тех или иных образовательно-воспитательных целей.

 

4.1.2. Программа изучения личности учащегося [1] (первый вариант)

Общие сведения об ученике

Фамилия, имя. Где живет ребенок. Где и кем работают его роди­тели. Состав семьи, ее культурный уровень. Взаимоотношения в се­мье. Режим и досуг ребенка. Участие ребенка в домашнем труде. Дру­зья и знакомые ребенка вне школы. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).

Общий уровень развития ребенка

1. Общее развитие. Культура речи, начитанность, регулярность чтения, устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров и т.д.

2. Отношение ребенка к учебному труду. Как ученик относится к сво­им занятиям в школе. Регулярность посещения учебных занятий. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашнее Задание. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде.

3. Успеваемость ученика. Как успевает по различным предметам. Ка­кие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким он встречает затруднения.

4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по
самообслуживанию. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует в производительном труде в условиях арендного подряда, школьного кооператива. Деловые и нравственные качества ребенка.

5. Уровень дисциплины ученика. Привиты ли ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежли­вость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.

6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.

Основные черты личности ученика

1. Общественное сознание. Мировоззрение. Гражданская позиция. Основная направленность идеалов и стремлений ученика, умение воплотить в конкретных делах — в учении, общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной деятельности.

2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Отечеству. Интерес к событиям в стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу.

Чувство коллективизма, чувство долга, ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям и старшим товарищам. Прояв­ляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли им помощь.

3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.

4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенно­сти интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания,памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.

 

Характер социализации ребенка

1. Участие в общественной жизни класса: Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе. Работа в детских (юношеских) организациях.

2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность.

Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.

3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе

 

4.1.3. Программа изучения личности учащегося {второй вариант)

1. Общие сведения о ребенке:

• фамилия, имя, отчество;

• дата рождения;

• домашнийадрес.

2. Сведения о семье:

• члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником. Год рождения каждого, образование, профессия, место работы, занимаемая должность;

• социально-демографические условия семьи: многодетная, неполная, больные родители или инвалиды;

• материальные или жилищно-бытовые условия: низкооплачиваемые, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищно-
бытовых и санитарногигиснических условиях; условия проживания ученика: наличие отдельной комнаты или угла, отдельного стола или отсутствие постоянного места для занятий, и т.д.;

• характер взаимоотношений родителей и других членов семьи с учеником: «слепок» обожания, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.;
социально-психологические условия: неблагоприятный психологический климат семьи, педагогически несостоятельные родители, эмоционально конфликтные отношения в семье;

• криминогенные условия: аморальный образ жизни родителей, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми.

Выводы: выявление и учет детей и подростков:

• оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию;.

оставшихся без попечения родителей;

• нуждающихся в материальной помощи;

временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;

проживающих в группах социального риска.

3- Здоровье школьника:

физическое развитие;

духовное развитие;

отклонения в развитии;

хронические заболевания.

4. Особенности, личности школьника:

вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или час­то) с родителями, учениками, учителями;

характер общительности (отсутствует, избирательный, большой);

проявление положительных качеств личности и форм поведения:

— уважение к старшим;

— внимательность, чуткость, доброта;

— скромность;

— трудолюбие,

— добросовестность;

— самоорганизованность;

— самостоятельность;.

— дисциплинированность;

— другие качества.

Проявление отрицательных форм поведения:

–– грубость;

— индивидуализм, эгоизм;

— зазнайство, высокомерие;

— легкомыслие, беспечность;

— лживость;

— упрямство;

— жестокость;

— вредные привычки (курение, сквернословие);

— другие отрицательные качества.

–– Способность к выбору самостоятельного занятия. Длительность проявления интереса к выбранному занятию.

Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением:

— уклонение от учебы;

— бродяжничество, попрошайничество;

— деяния, содержащие признаки преступления;

— правонарушения;

— употребление спиртных напитков, наркотиков или психотроп­ных веществ;

— азартные игры и иные антиобщественные проявления.

5. Личность ученика в коллективе:

• уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);

• отношение к мнению коллектива, его требованиям и критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);

• отношение к общественным поручениям (с удовольствием, равнодушно, не выполняет);

• наличие друзей (их статус, интересы);

• отношения с товарищами (равные, высокомерные, надменные, воспитывающие и др).

6. Отношение к учению:

• отношение к учебным предметам (увлеченное, заинтересованное, безразличное, отрицательное);

• наличие особых способностей к изучаемым предметам;

• уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание;

• уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);

• выполнение учебных обязанностей (обязательность, аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);

• проявление активности на уроке (высокая, средняя, низкая, отсут­ствует);

• отношение к требованиям учителей (положительное, пассивно-положительное, безразличное, агрессивное).

4.1.4. Психолого-педагогическая карта учащегося

Школа________ Класс________ Фамилия, имя____

Инструкция к заполнению: нужное обвести.

1. Индивидуально-психологические особенности

Темперамент:

• реактивность (повышенная, малая);

• активность (повышенная, пониженная);

• пластичность;

• темп психической реакции (быстрый, замедленный);

• сензитивность (высокая, низкая);

• эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная).

• экстраверт — интраверт.

Характерные особенности личности школьника:

• дисциплинирован, не дисциплинирован;

• конфликтует со сверстниками — не конфликтует;

• конфликтует с учителями — не конфликтует;

• агрессивное поведение^— спокойное, доброжелательное поведение;

• педантизм — отсутствие педантизма;

• трудно воспитуем — легко поддается воспитанию;

• завышенная самооценка — заниженная самооценка.

2. Ведущие потребности.
Степень социальной значимости

Метод незаконченных предложений:

Я хочу.................................

Я люблю.............................

Я буду................................

3. Деятельность
А. Учение

· Сильный ученик-слабый;

  • учится с интересом — учебой не интересуется; много читает — мало читает;

· высокие интеллектуальные способности — низкие;

· учение связано с будущей профессией — не связано.

Б. Склонности и интересы

· Интересы:........................................

· Склонности:....................................

· Хорошие организаторские способности — отсутствие организаторских способностей

4. Общение
А. В школе

• Популярен — не популярен,

• недругов нет — многие его недолюбливают;

• любит быть на людях — замкнут;

• высокий социальный статус — низкий;

• общителен — робок, застенчив;

• ориентация на собственное мнение — озабочен мнением окру­жающих;

• дурно влияет на учеников — опора педагога.

Б. В семье

· Атмосфера теплая — конфликтная;

· отношения доверительные — отчуждение;

· жесткий контроль — слабый контроль;

· самостоятельность ограничена — большая самостоятельность;

· родители охотно сотрудничают со школой — находятся в проти­воречии.

5. Общие выводы и рекомендации:

• учащемуся по самовоспитанию;

• классному руководителю по развитию личности учащегося;

родителям по семейному воспитанию.

 


[1] Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М.: Просвещение, 1976. – С. 236–238.


<== предыдущая | следующая ==>
Лекция 33. Уголовная ответственность главного бухгалтера | 

Date: 2015-05-19; view: 599; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию