Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Архитектура высокого классицизма (1800 –1840г.)Стр 1 из 2Следующая ⇒ Архитектура строго классицизма (1780 –1800г.). Рассматриваемые вопросы: Архитектура Москвы Архитектура С.Петербурга Последняя четверть XVIII столетия в России ознаменовалась крупными социально-историческими событиями. Укрепившееся международное полжение страны после успешно завершившейся Семилетней воины (1756 1763 гг) способствовало решительным действиям против Турции, препятствовавшей выходу России к Черному морю. В результате русско-турецких воин (1768-1774 и 1787—1791 гг.) было уничтожено агрессивное Крымское ханство (1783 г.), закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря. Быстро развивалась также и экономика государства. В связи с формированием всероссийского рынка и образованием многих (около двух тысяч) ярмарок и торговых центров возникла необходимость в интенсификации сельскохозяйственного производства и развитии мануфактур. Архитектура русской провинции конца XVIII в. характеризовалась двумя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы регулярного характера, разработанные в Петербурге Комиссией о каменном строении; архитектура городов, особенно городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма. Наряду с типами зданий, в городах стали строится новые сооружения, предназначавшиеся для губернского и городского населения: присутственные места, губернские дома, гостиные дворы, провианские склады, казарменные здания, замки и пр. В торговых и ярморочных центрах появились постоянные, монументальные, торговые ряды. Центральные части городов застраивались Дворянскими и купеческими особняками, а малоимущие и поселенцы-бедняки оттеснялись на городские окраины. Очень расширилось в рассматриваемый период усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система размещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. Главный дом обычно имел подчеркнуто репрезентативный облик, создававшийся даже в деревянных особняках благодаря почти обязательному колонному портику, возвышающемуся над одноэтажными крыльями. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа (например, усадьбы Зубриловка и Надеждино в Саратовской губернии --ныне Пензенской обл.). Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа помещиков. Екатерина II была увлечена величием и красотой античного зодчества. Она мечтала окружить себя как бы овеществленной античностью. Об этом она писала скульптору Э. М. Фальконе: «Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного, как в древности». Екатерина II решила обратиться к первоисточникам в Риме, к итальянским архитекторам. Такая переориентация привела к тому, что с конца 1770-х годов в Россию стали приглашаться архитекторы, художники, скульпторы и декораторы из Италии. Однако Академия художеств ежегодно выпускала лишь несколько архитекторов, в то время как необходимость в них в связи со все расширяющимся строительством в провинции все возрастала. Поэтому в 1780—1790-х годах были изданы пособия в помощь практикующим, часто «доморощенным», архитекторам. Москва. Баженов Василий Иванович (1737— 1790) К первым работам В. И. Баженова относятся строительство здания петербургского Арсенала (не существует) и до сих пор не разгаданный проект, условно называемый проектом Смольного института (не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение — проектирование и начало строительства колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которой был назначен В. И. Баженов. Он сам скомплектовал архитектурную команду, в которую включил трех выпускников Академии художеств и превосходно проявившего себя на строительстве в Твери М. Ф. Казакова — талантливого своего единомышленника. Помимо проектных чертежей, была подготовлена великолепная крупномасштабная модель Большого Кремлевского дворца. В 1772 г. завершение проектных чертежей и модели, подготовка строительной площадки дворца, включая частичную разборку со стороны Москва-реки крепостной стены, позволили начать земляные работы, а 1 июня 1773 г. произвести официальную закладку дворца. Однако дальше торжественной закладки строительство дворца не пошло, и в 1775 г. была даже распущена архитектурная команда В. И. Баженова. И тем не менее, несмотря на то что выдающийся замысел В. И. Баженова осуществлен не был, его значение для судеб русской архитектуры было весьма велико, и прежде всего для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. К проекту дворца — главного здания России — в течение нескольких лет было привлечено внимание всех художественных кругов страны. Модель его выставлялась для всеобщего обозрения и подтверждала безграничные возможности выражения величия и славы посредством классических форм, преломленных сквозь призму творческого мышления великого русского зодчего. Дальнейшее десятилетие (1775— 1785 гг.) творческой деятельности В. И. Баженова связано с выполнением «высочайшего» поручения — создать в подмосковном селе Черная грязь, переименованном в Царицыно, загородную царскую дворцово-парковую резиденцию. Следуя распространившемуся в западноевропейских странах, а также в аристократических кругах России увлечению стилизаторской романтической архитектурой, Екатерина II повелела выстроить резиденцию в «готическом вкусе». На обширной красивой местности был образован пейзажный парк, в котором В. И. Баженов расположил замечательный архитектурный ансамбль дворцовых и многих парковых строений размещенных на живописном рельефе. В него вошли два одинаковых двухэтажных дворца для Екатерины II и цесаревича Павла, здания для свиты (Кавалерские корпуса), павильоны (в том числе полукруглый личным павильон императрицы) и хозяйственные строения, свободно расположены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигурными мостами, благодаря чему сложилась единая, необыкновенно красивая панорама. Летом 1785 г. Екатерина II осмотрела не завершенные строения в Царицыне и резко выразила архитектору и он был отстранен от работ. Причин недовольства Екатерины автором почти законченного Царицынского ансамбля было в том, что с момента поручения В. И. Баженову строить в «готическом вкусе» прошло десять лет, а за эти годы художественные воззрения императрицы совсем изменились. Сразу же после Царицына он занялся разработкой проектов частных строений по заказам московского дворянства. К наиболее значительным его произведениям этого периода относится ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова. В ансамбле Михайловского (позднее названного Инженерным) наиболее присущи «почерку» В. И. Баженова два симметричных трехэтажных павильона, фланкирующих главный подъезд к замку. В их композиции повторен пропорциональный характер горизонтальных членений на два почти равных яруса и трактовка колоннад, как в проекте Кремлевского дворца. В сотрудничестве с В. И. Баженовым развернулась деятельность выдающегося архитектора М. Ф. Казакова, сыгравшего важную роль как в деле формирования Москвы, так и в утверждении принципов строгого классицизма в русском зодчестве. Казаков Матвей Федорович (1738— 1812 гг.). Художественное образование и первые строительные навыки он получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве. С 1770-х годов М.Ф.Казаков выступает уже как видный архитектор — автор значительных сооружений Москвы: Петровского дворца на Петербургской дороге, здания Сената в Кремле, церкви Филиппа Митрополита, здания Университета и Голицынской больницы. Одной из первых крупных построек М. Ф. Казакова в Москве был Дутевой дворец, известный под названием Петровского (1775— 1782 гг.). Его замысел в романтическом духе возник тогда, когда Екатерина II в связи с только что начавшимися работами в Царицыне еще была увлечена готической манерой архитектуры, и зодчий, зная заинтересованность в ней знатной заказчицы, создал проект усадебного ансамбля в готическом духе.. Петровский дворец является главным зданием обширного усадебного ансамбля с замкнутым курдонером и большим хозяйственным двором, заключенным в периметр глухих стен ограды со сторожевыми башенками крепостного характера на углах. Сильно выделяющийся в ансамбле основной объем дворца включает в себя центральный Круглый зал. Здание Сената в Кремле. Можно предположить, что характер архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой неосуществленного Кремлевского дворца В. И. Баженова, над моделью которого работал М. Ф. Казаков. Формой участка у кремлевской стены была предопределена треугольная кон-Фигурация здания с тремя замкнутыми дворами, хорошо вписанными в общую композицию равнобедренного треугольника. На главной оси в вершине треугольника размещен Круглый купольный зал - ротонда. Объем Круглого зала — ротонды, расположенной в глубине пятиугольного двора, охвачен дорическими колоннами, а внутри — коринфской колоннадой. Действие массы и распора кирпичного сферического купола (диаметром 24,7 м) погашается кольцевой с утолщениями стеной и наружными колоннам. Зрительно же кажется, что кессонированный купол покоится на внутренней круговой колоннаде, поддерживающей лишь обходную галерею у основания купола. Высота зала под куполом составляет 27 м. Он освещен тремя ярусами окон и украшен аллегорическими барельефами с надписями. Ротонда Сената по праву признана в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. лучшим парадным круглым залом и является первым в России примером композиции подобного рода. Этот зал — важное звено в развитии русского классицизма. Его появление положило начало ряду круглых здании типа ротонды, осуществленных в России в конце XVIII в. тем же архитектором. После ротонды М.Ф.Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) на Второй Мещанской улице в Москве. Это первое сооружение в России, для которого была использована классическая круглая композиция применительно к православному храму. Церковь Филиппа Митрополита — это сооружение с двумя примыкающими к нему четырехколонными ионическими портиками на половину высоты основного объема и с высокой прямоугольной апсидой. Ступенчатая структура архитектурного образа достигнута за счет того, что барабан (тамбур), несущий купол, увенчанный звонницей в виде легкого павильона с крестом, опирается на внутреннее кольцо колонн. Голицынская больница является характерным примером специфической функции зданий подобного назначения; она была разработана на опыте создания монастырских лазаретов XVII в., а также первых госпиталей и больниц в Петербурге и Москве. В результате была выработана четкая планировочная схема такого рода зданий: больничные палаты группируются по сторонам продольного коридора, а церковный зал на оси здания, связанный с вестибюлем, разделяет здание на две части, соответствующие двум отделениям для женщин и мужчин. Следующим после Сената крупным общественным зданием, возведенным М. Ф. Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой (ныне пр. Маркса) улице, основанного по инициативе великого русского ученого М. В. Ломоносова еще в 1755 г. Соответственно государственному престижу архитектуре здания Университета — важнейшего центра российской культуры — зодчий придал строгий и репрезентативный вид. На Моховую улицу это здание раскрывается глубоким курдонером, охваченным сильно выступающими крыльями. Главная ось подчеркнута не только восьмиколонным портиком на высоком цоколе, но и плоским куполом, перекрывающим Актовый зал в виде полуротонды. Утверждение нового генерального плана Москвы 1775 г. стимулировало частновладельческую жилую застройку, широко развернувшуюся в 1780—1800-х годах. Активное участие в этой области архитектуры и строительства принимал М. Ф. Казаков. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа композиции городских усадеб: первый — основной жилой дом и флигели расположены по красной линии улицы, образуя трехчастную систему формирующую фронт застройки; второй — жилая усадьба с открытым парадным двором-курдонером, охваченным крыльями дома или флигелями по принципу палладианских вилл. Примером первого типа застройки может служить усадьба Губина. Примером второго — палладианского типа может служить построенный М. Ф. Казаковым в 1797— 1802 гг. дом Барышникова. Из московских усадеб и жилых домов, созданных М. Ф. Казаковым (вероятно, около двадцати), достаточно хорошо сохранились лишь несколько, среди них дома Губина, Барышникова и Демидова (1779—1791гг.). В последнем уцелела парадная анфилада так называемых Золотых комнат. Военный госпиталь (1798—1802 гг.) построен архитектором И. В. Еготовым. Чрезвычайно торжественное архитектурное решение госпитального здания в Лефортове обусловлено его близостью к двум импозантным дворцам — Слободскому и Головинскому. К творчеству И. В. Еготова относятся также классицистические павильоны в подмосковном парке Царицыно: открытая ротонда «Золотой сноп», павильон «Миловида» со сводчатым проходом и беседка «Нерастанкино», сооруженные в 1803 г. Именитые владельцы усадеб: Шереметевы, Юсуповы, Голицыны — во всем стремились подражать замечательным царским дворцово-парковым ансамблям Петербурга, следуя художественным тенденциям классицизма. Обычный состав усадебных построек определялся хозяйственным и культурным укладом жизни владельца и его материальными возможностями. Обязательными усадебными постройками были: господский дом со службами, хозяйственные строения, парковые павильоны для отдыха и увеселений, беседки, мостики. Обязательным был также парк, часто с водными протоками или прудами. В состав усадебных строений могла входить и церковь. Расположение построек на территории усадьбы отличалось разнообразием, обусловленным прежде всего достатком владельца и природной обстановкой (рельеф, наличие реки или озера, характер естественного озеленения, отдаленность от магистральных дорог и т. д.). Можно утверждать, что в усадебно-парковых ансамблях придерживались двух положений: первое — в усадьбе всегда предусматривался парадный подъезд и формировался курдонер, композиция которого второе — если раньше парк имел регулярную планировочную структуру со стриженой зеленью и фигурными цветниками, то с 1770-х годов в России распространяется пейзажно-регулярная («английская») планировка, при которой парк уподобляется естественному природному образованию с живописно расположенными группами деревьев, свободно извивающимися дорожками и открытыми пространствами (площадками). Широко известная подмосковная (ныне в черте города) усадьба Кусково — летняя резиденция Шереметевых строилась в основном в первой половине и середине XVIII в. Старый же деревянный дворец в 1770-х годах перестроил крепостной архитектор А. Ф.Миронов. Интерьеры дворца отличаются красотой и изысканностью убранства. Многочисленные строения в регулярном парке — Оранжерея на главной оси всей композиции усадьбы и дворца, «Грот» у водоема, «Голландский» и «Итальянский» домики, «Эрмитаж» и др.— свидетельствуют о поисках оригинальных форм архитектуры уже в 1750-х годах, когда в основном сооружались эти парковые строения. В разработке проекта Останкинского дворц а участвовали архитекторы Ф. Казне (театральный корпус) и Ф. Кампорези (крылья). Строили же дворец, внося в проекты улучшающие их изменения, крепостные архитекторы П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов и Г. Е. Дикушин. К расширению и некоторым перестройкам дворца привлекались известные зодчие Е. С. Назаров и Д. Кваренги, степень творческого участия которых до конца еще не выяснена. Строительство дворца велось на протяжении 1790-х годов в несколько этапов начиная с театрального (центрального) объема. Театр со сценой может трансформироваться в танцевальный зал. Дворец выстроен из дерева, однако, в отличие от Кусковского дворца, все его формы имеют классическую прорисовку. Самой парадной и наиболее цельной по общей композиции и архитектуре предстает подмосковная усадьба в Архангельском, принадлежавшая сперва Голицыным, а затем Юсуповым. Этот замечательный дворцово-парковый комплекс начал складываться в 1780—1790-х годах, когда по проекту де Герна крепостными архитекторами был выстроен дворец. Однако достройка основных элементов ансамбля (ворота с привратными службами, внутренняя отделка дворца) и восстановление усадьбы после 1812г. велись известными русскими архитекторами С.П.Мельниковым, Е Д. Тюриным, О. И. Бове и др.
|