Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура высокого классицизма (1800 –1840г.)





Архитектура строго классицизма (1780 –1800г.).

 

Рассматриваемые вопросы:

Архитектура Москвы

Архитектура С.Петербурга

Последняя четверть XVIII столетия в России ознаменовалась крупными социально-историческими событиями. Укрепившееся международное полжение страны после успешно завершив­шейся Семилетней воины (1756 1763 гг) способствовало решительным действиям против Турции, препятство­вавшей выходу России к Черному морю. В результате русско-турецких воин (1768-1774 и 1787—1791 гг.) было уничтожено агрессивное Крымское хан­ство (1783 г.), закреплены за Россией Крым и северное побережье Черного моря. Быстро развивалась также и эконо­мика государства. В связи с формиро­ванием всероссийского рынка и образо­ванием многих (около двух тысяч) ярмарок и торговых центров возникла необходимость в интенсификации сель­скохозяйственного производства и раз­витии мануфактур.

Архитектура русской провинции конца XVIII в. характеризовалась дву­мя особенностями: большинство городов получило новые генеральные планы ре­гулярного характера, разработанные в Петербурге Комиссией о каменном строении; архитектура городов, особен­но городских центров, формировалась на основе приемов строгого классицизма.

Наряду с типами зданий, в городах стали строится новые сооружения, предназначавшиеся для губернского и городского населения: присутственные места, губернские дома, гостиные дворы, провианские склады, казарменные здания, замки и пр. В торговых и ярморочных центрах появились постоянные, монументальные, торговые ряды.

Цент­ральные части городов застраивались Дворянскими и купеческими особня­ками, а малоимущие и поселенцы-бедня­ки оттеснялись на городские окраины.

Очень расширилось в рассматривае­мый период усадебное строительство, особенно на юге России и в Поволжье. При этом вырабатывалась система раз­мещения различных хозяйственных строений в зависимости от природных условий. Главный дом обычно имел подчеркнуто репрезентативный облик, создававшийся даже в деревянных особ­няках благодаря почти обязательному колонному портику, возвышающемуся над одноэтажными крыльями. В провин­циальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа (например, усадьбы Зубриловка и Надеждино в Саратовской губернии --ныне Пензенской обл.). Парадная архи­тектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и эконо­мического престижа помещиков.

Екатерина II была увлечена величием и красотой античного зодчества. Она мечтала окружить себя как бы овещест­вленной античностью. Об этом она пи­сала скульптору Э. М. Фальконе: «Я же­лала бы иметь проект античного дома, распланированного, как в древности». Екатерина II реши­ла обратиться к первоисточникам в Риме, к итальянским архитекторам. Такая переориентация привела к тому, что с конца 1770-х годов в Россию стали приглашаться архитекторы, художники, скульпторы и декораторы из Италии.

Однако Академия художеств ежегод­но выпускала лишь несколько архитек­торов, в то время как необходимость в них в связи со все расширяющимся строительством в провинции все воз­растала. Поэтому в 1780—1790-х годах были изданы пособия в помощь практи­кующим, часто «доморощенным», архитекторам.

Москва.

Баженов Василий Иванович (1737— 1790)

К первым работам В. И. Баженова от­носятся строительство здания петербург­ского Арсенала (не существует) и до сих пор не разгаданный проект, условно называемый проектом Смольного инсти­тута (не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованного зодче­го поглотило ответственное поручение — проектирование и начало строительства колоссального сооружения — Большого Кремлевского дворца и здания колле­гий на территории Московского Крем­ля. В связи с этим в 1768 г. была соз­дана специальная Экспедиция кремлев­ского строения, главным архитектором которой был назначен В. И. Баженов. Он сам скомплектовал архитектурную команду, в которую включил трех вы­пускников Академии художеств и пре­восходно проявившего себя на строи­тельстве в Твери М. Ф. Казакова — та­лантливого своего единомышленника.

Помимо проектных чертежей, была подготовлена великолепная крупномасш­табная модель Большого Кремлевского дворца.

В 1772 г. завершение проектных чер­тежей и модели, подготовка строитель­ной площадки дворца, включая частич­ную разборку со стороны Москва-реки крепостной стены, позволили начать земляные работы, а 1 июня 1773 г. произвести официальную закладку двор­ца. Однако дальше торжественной закладки строительство дворца не пошло, и в 1775 г. была даже распущена архитек­турная команда В. И. Баженова.

И тем не менее, несмотря на то что выдающийся замысел В. И. Баженова осуществлен не был, его значение для судеб русской архитектуры было весьма велико, и прежде всего для окончатель­ного утверждения классицизма как ос­новного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. К проекту дворца — главного здания Рос­сии — в течение нескольких лет было привлечено внимание всех художествен­ных кругов страны. Модель его выстав­лялась для всеобщего обозрения и под­тверждала безграничные возможности выражения величия и славы посредст­вом классических форм, преломленных сквозь призму творческого мышления великого русского зодчего.

Дальнейшее десятилетие (1775— 1785 гг.) творческой деятельности В. И. Баженова связано с выполнением «высочайшего» поручения — создать в подмосковном селе Черная грязь, пе­реименованном в Царицыно, загородную царскую дворцово-парковую резиденцию. Следуя распро­странившемуся в западноевропейских странах, а также в аристократических кругах России увлечению стилизатор­ской романтической архитектурой, Ека­терина II повелела выстроить резиден­цию в «готическом вкусе».

На обширной красивой местности был образован пейзажный парк, в кото­ром В. И. Баженов расположил заме­чательный архитектурный ансамбль дворцовых и многих парковых строений размещенных на живописном рельефе. В него вошли два одинаковых двухэтажных дворца для Екатерины II и цесаревича Павла, здания для свиты (Кавалерские корпуса), павильоны (в том числе полу­круглый личным павильон императри­цы) и хозяйственные строения, свободно рас­положены на пересеченной местности, части которой соединены двумя фигур­ными мостами, благодаря чему сложи­лась единая, необыкновенно красивая панорама.

Летом 1785 г. Екатерина II осмотрела не завершенные строения в Царицыне и резко выразила архитектору и он был отстранен от работ. Причин недовольства Екатерины автором почти законченного Царицын­ского ансамбля было в том, что с момента поручения В. И. Баженову строить в «готическом вкусе» прошло десять лет, а за эти годы художественные воззрения императ­рицы совсем изменились.

Сразу же после Царицына он занялся разработкой проектов частных строений по заказам московского дво­рянства. К наиболее значительным его произведениям этого периода относит­ся ансамбль усадьбы и господского до­ма Пашкова. В ансамбле Михайловского (позднее названного Инженерным) наиболее присущи «почер­ку» В. И. Баженова два симметричных трехэтажных павильона, фланкирующих главный подъезд к замку. В их компо­зиции повторен пропорциональный ха­рактер горизонтальных членений на два почти равных яруса и трактовка колон­над, как в проекте Кремлевского двор­ца.

В сотрудничестве с В. И. Баженовым развернулась деятельность выдающего­ся архитектора М. Ф. Казакова, сыг­равшего важную роль как в деле форми­рования Москвы, так и в утверждении принципов строгого классицизма в рус­ском зодчестве.

Казаков Матвей Федорович (1738— 1812 гг.).

Художественное образование и первые строительные навыки он по­лучил в архитектурной школе Д. В. Ух­томского в Москве.

С 1770-х годов М.Ф.Казаков выступает уже как видный архитектор — автор значительных сооружений Моск­вы: Петровского дворца на Петербург­ской дороге, здания Сената в Кремле, церкви Филиппа Митрополита, здания Университета и Голицынской больницы. Одной из первых крупных построек М. Ф. Казакова в Москве был Дутевой дворец, известный под названием Петровского (1775— 1782 гг.). Его замысел в романтическом духе возник тогда, когда Екатерина II в связи с только что начавшимися ра­ботами в Царицыне еще была увлечена готической манерой архитектуры, и зод­чий, зная заинтересованность в ней знат­ной заказчицы, создал проект усадеб­ного ансамбля в готическом духе..

Петровский дворец является главным зданием обширного усадебного ансамб­ля с замкнутым курдонером и большим хозяйственным двором, заключенным в периметр глухих стен ограды со сто­рожевыми башенками крепостного ха­рактера на углах. Сильно выделяющийся в ансамбле основной объем дворца вклю­чает в себя центральный Круглый зал. Здание Сената в Кремле. Можно предположить, что характер архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой неосущест­вленного Кремлевского дворца В. И. Ба­женова, над моделью которого работал М. Ф. Казаков.

Формой участка у кремлевской стены была предопределена треугольная кон-Фигурация здания с тремя замкнутыми дворами, хорошо вписанными в общую композицию равнобедренного треуголь­ника. На главной оси в вершине треу­гольника размещен Круглый купольный зал - ротонда. Объем Круглого зала — ротонды, расположенной в глубине пятиугольного двора, охвачен дорическими колоннами, а внутри — коринфской колоннадой.

Действие массы и распора кирпич­ного сферического купола (диаметром 24,7 м) погашается кольцевой с утолще­ниями стеной и наружными колоннам. Зрительно же кажется, что кессонированный купол покоится на внутренней круговой колоннаде, под­держивающей лишь обходную галерею у основания купола. Высота зала под куполом составляет 27 м. Он освещен тремя ярусами окон и украшен аллего­рическими барельефами с надписями. Ротонда Сената по праву признана в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. лучшим парадным круг­лым залом и является первым в России примером композиции подобного рода. Этот зал — важное звено в развитии русского классицизма. Его появление положило начало ряду круглых здании типа ротонды, осуществленных в России в конце XVIII в. тем же архитектором.

После ротонды М.Ф.Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.) на Второй Мещанской улице в Москве. Это первое сооруже­ние в России, для которого была использована классическая круглая компози­ция применительно к православному храму. Церковь Филиппа Митрополита — это сооружение с двумя примыкающи­ми к нему четырехколонными иониче­скими портиками на половину высоты основного объема и с высокой прямо­угольной апсидой. Ступенчатая струк­тура архитектурного образа достигнута за счет того, что барабан (тамбур), несущий купол, увенчанный звонницей в виде легкого павильона с крестом, опирается на внутреннее кольцо колонн.

Голицынская больница является характерным примером специфической функции зданий подобного назначения; она была разработана на опыте создания мо­настырских лазаретов XVII в., а также первых госпиталей и больниц в Петер­бурге и Москве. В результате была вы­работана четкая планировочная схема такого рода зданий: больничные палаты группируются по сторонам продольного коридора, а церковный зал на оси зда­ния, связанный с вестибюлем, разделяет здание на две части, соответствующие двум отделениям для женщин и мужчин.

Следующим после Сената крупным общественным зданием, возведенным М. Ф. Казаковым в Москве, было четы­рехэтажное здание Университета на Моховой (ныне пр. Маркса) улице, ос­нованного по инициативе великого рус­ского ученого М. В. Ломоносова еще в 1755 г. Соответственно го­сударственному престижу архитекту­ре здания Университета — важнейшего центра российской культуры — зодчий придал строгий и репрезентативный вид. На Моховую улицу это здание раскры­вается глубоким курдонером, охвачен­ным сильно выступающими крыльями. Главная ось подчеркнута не только вось­миколонным портиком на высоком цо­коле, но и плоским куполом, перекры­вающим Актовый зал в виде полуротон­ды.

Утверждение нового генерального плана Москвы 1775 г. стимулировало частновладельческую жилую застройку, широко развернувшуюся в 1780—1800-х годах. Активное участие в этой области архитектуры и строительства принимал М. Ф. Казаков. К этому времени окон­чательно выработались два объемно-пла­нировочных типа композиции городских усадеб:

первый — основной жилой дом и флигели расположены по красной линии улицы, образуя трехчастную систему формирующую фронт застройки;

второй — жилая усадьба с откры­тым парадным двором-курдонером, охва­ченным крыльями дома или флигелями по принципу палладианских вилл.

Примером первого типа застройки может служить усадьба Губина.

Примером второго — палладианского типа может служить построенный М. Ф. Казаковым в 1797— 1802 гг. дом Барышникова.

Из московских усадеб и жилых до­мов, созданных М. Ф. Казаковым (веро­ятно, около двадцати), достаточно хоро­шо сохранились лишь несколько, среди них дома Губина, Барышникова и Деми­дова (1779—1791гг.). В последнем уцелела парадная анфилада так называемых Золотых комнат.

Военный госпиталь (1798—1802 гг.) построен архитектором И. В. Еготовым. Чрезвычайно торжественное архитектур­ное решение госпитального здания в Ле­фортове обуслов­лено его близостью к двум импозантным дворцам — Слободскому и Головинско­му. К творчеству И. В. Еготова относятся также классицистические павильоны в подмосковном парке Царицыно: откры­тая ротонда «Золотой сноп», павильон «Миловида» со сводчатым про­ходом и беседка «Нерастанкино», соору­женные в 1803 г.

Именитые владельцы усадеб: Шереметевы, Юсупо­вы, Голицыны — во всем стремились подражать замечательным царским дворцово-парковым ансамблям Петербурга, следуя художественным тенденциям классицизма.

Обычный состав усадебных построек определялся хозяйственным и культур­ным укладом жизни владельца и его ма­териальными возможностями. Обяза­тельными усадебными постройками бы­ли: господский дом со службами, хозяй­ственные строения, парковые павильоны для отдыха и увеселений, беседки, мости­ки. Обязательным был также парк, часто с водными протоками или прудами. В состав усадебных строений могла вхо­дить и церковь. Расположение построек на территории усадьбы отличалось раз­нообразием, обусловленным прежде всего достатком владельца и природной обстановкой (рельеф, наличие реки или озера, характер естественного озеле­нения, отдаленность от магистральных дорог и т. д.).

Можно утверждать, что в усадебно-парковых ансамблях придерживались двух положений:

первое — в усадьбе всегда преду­сматривался парадный подъезд и форми­ровался курдонер, композиция которого

второе — если раньше парк имел регулярную планировочную структуру со стриженой зеленью и фигурными цветниками, то с 1770-х годов в России распространяется пейзажно-регулярная («английская») планировка, при ко­торой парк уподобляется естественному природному образованию с живописно расположенными группами деревьев, свободно извивающимися дорожками и открытыми пространствами (площад­ками).

Широко известная подмосковная (ныне в черте города) усадьба Куско­во — летняя резиденция Шереметевых строилась в основном в первой половине и середине XVIII в. Старый же деревян­ный дворец в 1770-х годах перестроил крепостной архитектор А. Ф.Миронов. Интерьеры дворца отличаются красотой и изысканностью убранства. Многочис­ленные строения в регулярном парке — Оранжерея на главной оси всей компо­зиции усадьбы и дворца, «Грот» у водое­ма, «Голландский» и «Итальянский» до­мики, «Эрмитаж» и др.— свидетельству­ют о поисках оригинальных форм ар­хитектуры уже в 1750-х годах, когда в основном сооружались эти парковые строения.

В разработке проекта Остан­кинского дворц а участвовали архитекто­ры Ф. Казне (театральный корпус) и Ф. Кампорези (крылья). Строили же дворец, внося в проекты улучшающие их изменения, крепостные архитекторы П. И. Аргунов, А. Ф. Миронов и Г. Е. Дикушин. К расширению и некоторым пе­рестройкам дворца привлекались извест­ные зодчие Е. С. Назаров и Д. Кваренги, степень творческого участия которых до конца еще не выяснена.

Строительство дворца велось на про­тяжении 1790-х годов в несколько эта­пов начиная с театрального (централь­ного) объема. Театр со сценой может трансформироваться в тан­цевальный зал. Дворец выстроен из дере­ва, однако, в отличие от Кусковского дворца, все его формы имеют классичес­кую прорисовку.

Самой парадной и наиболее цель­ной по общей композиции и архитекту­ре предстает подмосковная усадьба в Архангельском, принадлежавшая сперва Голицыным, а затем Юсуповым. Этот замечательный дворцово-парковый комплекс начал складываться в 1780—1790-х годах, когда по проекту де Герна крепостными архитекторами был выстроен дворец. Однако достройка ос­новных элементов ансамбля (ворота с привратными службами, внутренняя от­делка дворца) и восстановление усадьбы после 1812г. велись известными русски­ми архитекторами С.П.Мельниковым, Е Д. Тюриным, О. И. Бове и др.

Date: 2015-04-19; view: 875; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию