Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Римская культура в период Республики





 

Ко времени республики (VI-I вв. до н.э.) относится становление собственно римского искусства. Римская культура республиканской эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм многих ее сторон.

Большую роль в развитии культуры республиканского Рима сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

Под влиянием заполнивших Рим греческих произведений искусства, идей, обычаев, а также художников, скульпторов, музыкантов среди римлян измени­лось само представление о культурных ценностях. В их число во­шла и образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием.

Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на латыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник Луций (ок. 284 — ок. 204 до н.э.), грек по происхождению, осуществивший перевод на латынь «Одиссеи» Гомера. В 240 г. до н.э. он представил на суд слушателей свои пере­воды на латинский язык греческих трагедий и комедий. Эта дата считается годом рождения римской литературы.

Первым действительно выдающимся римским литератором (ко­медиографом) стал Тит Макций Плавт (ок. 254? — 184 до н.э.). Через свои произведения он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая клас­сические сюжеты комедийного жанра.

В его комедиях нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах. Плавту принадлежат слова: Человек человеку — волк, до тех пор, пока он не поймет своей сущности.

Более психологичны были характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра, который в отличие от Плавта старался не использовать римские. При этом Теренций ставил зрителя в такое положение, ко­гда в поведении героев его пьес всегда присутствовал элемент не­предсказуемости.

Римская трагедия была еще более подражательной, слабо связанной с римской действительностью. Современники отмечали, что трагедия мало интересовала народ. Посреди спектакля публика вдруг требовала битвы животных и гладиаторов (о чем писал Гораций), всадники жаждали наблюдать триумфальные походы царей, которые покоряли народы и грабили сокровища, и требования всего этого сопровождались таким шумом и хлопками в ладоши, что нельзя было различить ни одного слова актеров. Поэтому дольше другие относились мимические спектакля - римляне очень любили их.

Обратим влияние, что в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. Власти просто-напросто боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драматических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее выдающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности их произведений.

Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катана Старшего (234—149 до н. э.) «О сельском хозяйстве». Выдающимися позднереспубликанскими писателями были Варрон (116—27 до н. э.) и Цицерон. Главное произведение Варрона «Древности дел божеских и человеческих» — своеобразная историческая, географическая и религиозная энциклопедия. Его перу принадлежат также многочисленные грамматические, историко-литературные произведения, биографии выдающихся граждан, философские произведения.

В период разложения Республики зарождается лирика, появление которой свидетельству­ет о том, что в обществе сформировался интерес к внутреннему миру чело­века.

Выдающимся лириком римской поэзии был Гай Валерий Катулл (ок. 84 — ок. 54 до н.э.). Основными чертами его творчества стали отказ от гражданской героики и погружение в сферу чувств, внутренних ощущений, в его произведениях воспевается дружба, тонко передаются настроения и размышления самого автора. Особой популярностью пользовались страстные и выразительные любовные стихотворения поэта. В целом лирика Катулла разрушала уже устоявшиеся нормы драматической поэзии и способствовала становлению того классического стиля с преобладанием типического над характерным, который стал господствующим в литературе эпохи Империи.

Римлянам присуще более рассудочное, аналитическое отношение к окружающему их миру. В образе жизни и характере римлян было заложено и постепенно выявлялось стремление к скрупулезной систематизации событий, к расчленению сложного явления на простые элементы и, естественно, в Риме, а не в Греции получило развитие законодательство.

Характерным проявлением практичного мышления римлян была их любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве.

В середине V в. до н. э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права. В них нашли отражение особый строй римской семьи, связь гражданства и землевладения, утверждалось равенство граждан перед законом.

Уже с III в. до н. э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II в. до н. э. появляются первые правоведческие исследования, а в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.

С образованием гражданской общины, республиканского строя связано возникновение римского ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, должностных лиц — в комициях (народных собраниях) требовали знаний и искусства убеждать слушателей.

Выдающимся представителем ораторского искусства был Цицерон (106—43 до н. э.). О гениальном риторическом даровании его свидетельствуют не только более 50 полностью сохранившихся речей, но и его сочинения по теории риторики.

Его творчество открыло в римской литературе эпоху «золотой латыни», считавшейся образцом прозы. Он установил порядок языка и порядок мысли, которые сохранились в романских языках и до сих пор (Вольтер и Мериме, Франс и Верлен ощутили его влияние). Цицерон сознательно играл роль защитника культуры, культуртрегера. Деловой Рим в этот период воспринимал греческий эстетизм как декадентство, которое делает человека непригодным для настоящей работы. Цицерон настаивал на том, что его собственная образованность как раз и способствует успешной судебной и политической деятельности. Пафос его речи "В защиту поэта Архия" заключался в том, что когда Архий, образованный грек, наделен поэтическим талантом, не имеет прав римского гражданства, то надо как можно скорее дать ему это гражданство и просить у него прощения.

Практическим целям было подчинено и римское образование. Во II—I в в. до н. э. в Риме утверждается греческая система образования, но с некоторыми особенностями. Математические науки отходят на второй план, уступая место юридическим, языки и литература изучаются в тесной связи с римской историей, в которой особое внимание уделяется примерам достойного поведения предков. Уроки музыки и гимнастики заменяются более практичным обучением верховой езде, фехтованию. На высшей стадии обучения особое внимание, в отличие от Греции, уделяется не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.

На развитие римской философии оказала влияние греческая культура — наиболее распространены были учения эпикурейцев, стоиков. Самостоятельные философские системы в Риме не были созданы.

Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать в период Республики вполне самобытную и вели­чественную архитектуру. К традиционным греческим ордерам римляне добавили позаимствованный у этрусков тосканский ор­дер и вычурную капитель (верхняя часть колонны), соединившую ионическую волюту (скульптурное украшение в виде завитка на капители) с коринфским аканфом.

В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Именно в этой пышной архитектуре нашли наиболее полное выражение государственные идеи Рима. Грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь Республики. В своих, сооружениях римляне стремились подчеркнуть идею силы, мощи, величия, для них характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд.

Безусловным достижением римской архитектуры периода Рес­публики стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличе­ниям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооруже­ний, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы. Римляне не смогли избежать и тенденции к чистому ук­рашательству. Мозаичные полы или лепные потолки — любимая римская форма. Орнаментика у них гораздо пышнее, чем у греков. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные. Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли нам небыва­лую роспись стен, к которой совсем не была способна греческая классика. Разнообразие перспективных, пейзажных, орнаменталь­ных форм, нежность и свежесть красок, причудливость линий, рос­кошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют об очень тонкой римской чувственности.

Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям обществен­ным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем Древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности ин­женерных решений, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римские архитек­торы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот период развития римской культу­ры ознаменовался появлением базилик — зданий, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цирков, где происходили соревнования колес­ниц; терм — сложного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок.

От периода Республики до наших дней сохранились немногие архитектурные памятники, остальные нам знакомы лишь по описа­ниям их историками и современниками. Самым замечательным памятником эпохи Республики стал форум Романо близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города по­стройки. Здесь были храм, посвященный Сатурну, богу урожая, ба­зилика, построенная при Юлии Цезаре и названная в его честь. Обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали в расположенном рядом с храмом роскошном Доме весталок.

Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды, купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Во II—I вв. до н. э. начинают широко применяться бетон, сводчатые конструкции. Появляются новые типы зданий, например, базилики, где совершались торговые сделки и вершился суд, амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои, цирки, где происходили соревнования колесниц, термы — сложный, окруженный парком комплекс, включавший банные помещения, библиотеки, места для игр и прогулок.

Возникает новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. Совершенствование техники арочного строительства способствует активному возведению мостов, акведуков (от лат. aqua — вода и duco — веду).

С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценно­стей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Из одной только Ма­кедонии было вывезено 250 повозок со статуями и картинами. По­сле покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально на­воднен их памятниками искусства. Так, были привезены в Рим произведения Скопаса, Праксителя, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Большой приток греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульпту­ры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятников столь значительных, как греческие.

Однако, в отличие от греческих скульпторов, римляне обогати­ли искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработа­ли бытовой и исторический рельеф, а, самое главное, они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные ста­туи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. В портретном жан­ре наиболее ярко проявился самобытный реализм римских ваяте­лей, наблюдательность и умение обобщить увиденное в определен­ной художественной форме. Римские портреты исторически зафик­сировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значитель­ной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего челове­ка должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изго­товлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, в отличие от греческой идеально-возвышенной скульпту­ры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован.

Первые римские портретные изображения в мраморе или в бронзе были всего лишь точным воспроизведением восковой маски, снятой с лица умершего, где все детали лица, складки, морщины - всё то, что может зафиксировать восковая копия, - превращалось в средство характеристики образа. Это ещё не искусство в обычном смысле. Здесь нет идеала, который можно повторять и с которым можно соотноситься, как в греческом искусстве портрета. Есть только отдельные индивидуальности, совершенно законченные в своей неповторимости.

В портретах республиканской эпохи нашли отражения гражданские идеалы этого времени. Детали в них не всегда приведены к единству, моделировка суха, им свойственны упрощение форм, жёсткость линий. Но запечатлённые в них образы суровых стойких республиканцев, мужественных участников общественно-политической борьбы - государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы, исполнены самосознания, нравственной силы, овеяны суровым духом республиканских добродетелей.

Инди­видуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вы­шла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в римском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и жанр скульптурного портрета. Но главными чертами скульптурных образов республиканской эпохи были лако­ничные формы и резкость линий.

В разных музеях мира, в том числе и в Эрмитаже, хранится ог­ромное число римских портретов — императоров, полководцев, ис­торических и политических деятелей, философов, писателей и про­сто безымянных римлян, запечатленных с поразительным мастерст­вом и верностью натуре, во всей полноте и разнообразии человече­ских характеров, чувств, настроений — одухотворенные и жестокие, волевые и прямодушные, коварные и наивные. Классическим про­изведением римского скульптурного портрета принято считать изо­бражение Катона — мудрого и волевого римлянина, человека прак­тического ума, хранителя строгих нравов (ему приписывается кры­латая фраза «Карфаген должен быть разрушен»).

Таким образом, культура периода Республики заложила основы для дальнейшего развития и расцвета культуры Риской империи

 

Date: 2015-04-23; view: 2781; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию