Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как фундаментальный элемент гражданского общества

«Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. В общем значении под критическим мышлением подразумевается мышление более высокого уровня, чем мышление докритическое.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

При переходе к фазе современного мышления становится общепринятым не только думать что-то о чем-то, но и задавать себе вопросы: а почему я так думаю? Можно ли думать иначе? К каким последствиям приводят те или иные мысли? Коротко говоря, отличие современного мышления от первобытного заключается в том, что оно является мышлением критическим, в то время как первобытное мышление можно назвать докритическим.

В.Ф.Турчин. «Феномен науки»

 

При том, что принято считать, мышление современного человка критическим, уровень его различен среди индивидуумов. Это в основом определяется подходами в образовании и воспитании. Так советская система образования, сохранившаяся на постсоветстком пространстве, предпологала ознакомление с широким спектром знаний, а западная ориентирована на развитие сущностного понимания явлений и процессов, часто с использованием достаточного узкого спектра частностей. Т.о., советсткая система образования не подразумевает широкого использования, а следовательно и развития аналитического, критического мышления. Подавление у широких масс населения критического мышления и склоннности анализировать характерно и обосновано для тоталитарных режимов, особенно основывающихся на идеологии. В настоящее время, когда контроль информации становится всё труднее, именно склонность и способность граждан работать с информацией в недодемократических странах принимает особую роль.

 

Статья №9 «Свобода мысли, совести и религии» европейской конвенция о защите прав человека и основных свобод — по мнению Европейского Суда по правам человека, одна из основ демократического общества по смыслу. Право на свободу мысли, совести и религии по Европейской конвенции гарантируется без каких-либо квалификаций. Демократические страны стремятся максимально поддерживать и развивать самостоятельное, в том числе и критическое, мышление у молодёжи. Это стремление реализуется через молодёжную политику. Именно сфера молодёжной политики является наиболее проработанной в Европейском Союзе. Это связано с пониманием того, что молодежь – прежде всего один из стратегических ресурсов страны, способный создавать и стимулиро­вать развитие инноваций, воспроизводить ма­териальные и интеллектуальные ресурсы. При этом в условиях старения общества, нагрузка на молодежь серьезно увеличивается.

 

Демократия это не статус – это процесс. Фундаментальным фактором этого процесса является конструктивный диалог внутри общества, внутри политической элиты, между представителями оргонов власти и обществом. В основе такого диалога лежит конструктивная критика, которая требует сбор информации и её анализ. Т.о. можно сформулировать несколько факторов необходимых для конструктивного диалога в рамках демократического общества:

1.Достаточный уровень культуры мышления (критичность) в обществе.

2.Наличие институтов, организующих дилог или среду для него.

3.Воля участников диалога реагировать на критику, принимать меры соответствующие достижениям диалога.

 

Одним из критериев определения государства как истинно демократического политологи считают двукратную полярную смену власти. Формально, приднестровской демократии лишь 20 лет и мы можем говорить, что она на начальном этапе. Тем не менее прошедшие в конце 2011 года выборы нового Президента Республики стали новой ступенью развития демократии в Приднестровье. Результаты тех выборов считаются во многом протестными и прямо выразили желание обществом перемен. За прошедший год новый Президент провёл достаточно тотальные изменения в правительстве ПМР. Новым правительством был принят ряд нормативных актов содержащих значительные нововведения. В частности сейчас рассматривается проект новой Стратегии молодёжной политики ПМР на 2012-2020 годы, существенно отличающийся от предшествующей, принятой ещё в 1995 году.. На конференции Республиканского молодежного собрания Приднестровской Молдавской Республики 9 ноября 2012 года обсуждались основные вопросы её эффективной реализации. По сообщениям СМИ на встрече присутствовало около 150 человек, представителей различных институтов молодёжного сектора, в том числе НПО.

 

Стратегия молодёжной политики определяет приоритетные для государства направления в работе с молодёжью. Молодёжная же политика – это набор конкретных инструментов для реализации политики в среднесрочной перспективе. В связи с этим в Европе есть молодёжная стратегия, принятая Европейским Союзом. На её основании разрабатываются национальные молодёжные стратегии государств ЕС. И в рамках этих стратегий разрабатываются и принимаются политики на срок около 2 лет. Отличие нашей практики от европейской заключается в том, что стратегию и политику в новом проекте объеденили в одном документе, что привело к закреплению оперативных программ по реализации стратегии на стратегический срок (7 лет). Это не единственное отличие подходов. Для конкретики ниже будут представлены выдержки из анализа отчёта о реализации молодёжной политики ЕС сделаного в 2011 году и затем наиболее контрастирующие с европейскими практиками выдержки из проекта новой стратегии молодёжной политики ПМР.

 

Молодёжная политика в ЕС:

Большую роль в развитии молодёжной политики в 60-80-е годы сыграла Организации Объединенных Наций, приняв целый ряд документов, провозглашающих новые принципы отношения к молодежи. Так, 1985 год ООН был объявлен Международным годом молодежи. А в 1995 году была принята Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, в 1998 году на первой Всемирной конференции министров по делам молодежи была одобрена Лиссабонская декларация по молодежной политике.

В большинстве европейских стран молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей. Однако следует упомянуть и о том, что в ряде случаев основное внимание уделяется образованию и тренингу молодых людей. Исключение составляет Швеция, где основная задача молодежной политики - "помочь молодым людям быть молодыми людьми".

В данный момент можно говорить о существовании молодежного законодательства в большинстве европейских стран, хотя вопрос об интегрированной молодежной политике до сих пор находится в стадии обсуждения и, зачастую, молодежное законодательство ограничено областью молодежной работы и формального образования.

Большинство европейских стран обладают трехступенчатой, каскадной структурой реализации молодежной политики.

Законодательная база и общие направления ее реализации разрабатываются на уровне центрального правительства - первый уровень.

Правительство, в свою очередь, делегирует возможности ее осуществления региональным и муниципальным администрациям – второй уровень.

Молодежные организации – третий уровень.

Основным инструментом участия молодых людей в молодежной политике являются молодежные организации.

Например, в Финляндии государственная финансовая поддержка оказывается 75 национальным организациям. На местном уровне молодежные объединения получают финансовую и иного рода поддержку (тренинг, обеспечение оборудованием) из средств местных органов власти.

Однако наблюдаемая в последние десятилетия тенденция демонстрирует, что молодые люди предпочитают традиционным молодежным организациям новые формы своего участия в общественной жизни (неформальные объединения, молодежные группы, реализующие отдельные проекты или программы).

В ряде стран задачи молодежной политики варьируются, где-то это семейная политика, правовая и социальная защита, но в большинстве - обеспечение социальных, политических, экономических, образовательных и других возможностей для молодых людей.

Изучая опыт данных стран, можно выделить следующие стратегии государств по отношению к молодежной политике

Стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. Германия, Франция - в этих странах с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями.

Можно выделить следующие аспекты, данной стратегии:

1) Структурирование молодежной политики по уровням – общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии. В этой стране молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи – социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях»). В Германии на федеральном уровне за разработку молодежной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи, в котором есть Отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости). На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов, исполнением молодежной политики занимаются земельные молодежные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах.

Во Франции разработкой молодежной политики занимается Министерство по делам молодежи, спорта и общественных организаций (при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций). Министерство имеет региональные и департаментские управления, ответственные за реализацию молодежной политики на местах.

2) Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в том числе и финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в российских условиях – муниципальный).

В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет оказывать помощь молодым людям более адресно, с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.

Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив – программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

3) Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), так как приоритеты у этих возрастных групп различны.

Во Франции молодежь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет.

4) Применение комплексного подхода. Например, в Германии предоставление образования сочетается с обеспечением молодых людей рабочими местами.

Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодежи.

5) Сотрудничество власти и неправительственных организаций (далее по тексту НПО) на всех трех уровнях реализации молодежной политики. За НПО признается важная роль, т.к. они работают в тесном контакте с молодежью, содействуя социальному сплочению. В Германии НПО, в первую очередь – молодежные (партийные, гражданские и объединения по интересам), могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном – представителей молодежных групп) на всех уровнях власти, т.е. представительство интересов идет «снизу вверх».

Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодежи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнеры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов. Национальный совет молодежи (возглавляется министром по делам молодежи и спорта), объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодежных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодежным вопросам. Советы молодежи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.

6) Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами в Германии, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы.

7) Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодежи. Так, в Германии действует договор между землями и федерацией о защите молодежи от вредного влияния СМИ.

2. Стратегия равенства государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики. В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодежной политики, но в ее реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.

В качестве аспектов организации и исполнения молодежной политики данных стран можно выделить следующие:

1) Отсутствие специальных министерств по делам молодежи и молодежной политике (и в Швеции, и в Великобритании). Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодежной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодежью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодежи, а в Швеции – Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодежной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодежный совет и молодежные советы на муниципальном уровне.

Центральное правительство определяет общую сумму затрат и ее распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учетом локальных особенностей (в Швеции также - распределение грантов для местных НПО). НПО имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодежи.

Если в Великобритании молодежная политика зависит от состояния политико-экономической конъюнктуры в целом, то в Швеции она стабильна.

2) Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности. Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодежной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся. Высок уровень безработицы среди молодежи 16-24 лет (12% в среднем по стране, причем он в 2-3 раза выше среди представителей этнических меньшинств). В Великобритании предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования – система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна.

В Швеции обучение как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).

3) Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы «Новый курс для молодых людей» - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей.

В Швеции проблема трудоустройства и профессиональной переподготовки решается на локальном уровне с учетом особенностей местных рынков труда и кадровых запросов бизнеса.

Важное место занимает гражданское воспитание: не только выработка умения отстаивать свои права, но и воспитание социально-политической активности в целом (в Великобритании с 2002г. – курсы воспитания граждан как часть школьных образовательных программ).

Интерес представляет деятельность в составе британского правительства межведомственного подразделения по вопросам социальной маргинализации, занимающегося выработкой политики по вовлечению представителей групп риска, в том числе молодежи (несовершеннолетних матерей, бездомных, правонарушителей) в нормальную общественную жизнь.

В целом для британской молодежной политики характерна тенденция дать молодым людям шанс, поддержать их, но воздержаться от чрезмерной опеки и благотворительности, которые подрывают стимул самостоятельной активности, ведут к иждивенчеству.

Шведская система молодежной политики направлена на решение проблем на том уровне власти, где оно максимально эффективно, при широком привлечении общественных организаций, являющихся полноправными партнерами государства.

Выдержки из проекта стратегии государственной молодёжной политики в ПМР на 2012-2020 г.г.:

Органы государственной власти и местного самоуправления, действующие молодежные общественные объединения и политические партии осуществляют поиск новых современных форм и методов работы с молодежью. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики – это залог национальной безопасности Приднестровья.

Одним из важнейших направлений государственной молодежной политики, осуществляемой в Приднестровской Молдавской Республике, рассматривается развитие детского и молодёжного общественного движения, действующего в согласии с общим вектором развития Приднестровской Молдавской Республики и ориентированного на поддержку престижа приднестровского общества и государства в целом.

Основным положением данной стратегии, является то, что именно консолидация и координация действий органов государственной власти с Территориальными Молодежными Представительными Органами (далее - ТМПО), действующими в рамках Республиканского Молодежного Собрания (далее - РМС) под эгидой Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики и Городским Ученическим Собранием (далее - ГУС) и детско-юношескими движениями способна создать условия для формирования единого образовательно-воспитательного пространства, позитивно ориентированной среды, обеспечивающей духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление подрастающего поколения, подготовку воспитанников к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

Объединяя в своих рядах молодежь неравнодушную, ищущую, Молодежные Советы ТМПО формируют на своей основе площадку для общественных дискуссий о развитии приднестровского общества и государства, определяют в своем лице некую проектную общественно-политическую картину в Республике.

Вопросы развития и повышения эффективности деятельности государственных детско-юношеских и молодежных объединений (ГУС, ТМПО и РМС) во всех городах и районах Приднестровской Молдавской Республики являются основными в рамках Стратегии государственной молодежной политики.

Стратегия государственной молодежной политики современного поколения базируется на двухуровневой системе воспитания молодежи.

Первый уровень системы воспитания нацелен на более узкие задачи в соответствии с требованиями к личности различных социальных слоев и групп общества. На этом уровне весьма значительна диверсификация воспитательных структур (институтов, учреждений, организаций и т. п.), вариативность содержания, форм и методов воспитания.

Если на втором, базовом уровне в процессе воспитания формируются общие способности и гражданские качества личности, необходимые каждому молодому человеку, то на первом уровне формируются специальные способности, личностные качества, ценностно-мировоззренческие установки и морально этические принципы в зависимости от принадлежности данной конкретной личности к той или иной социальной группе, согласно требованиям этой группы, ее традициям, ценностям и интересам.

Вариативность системы воспитания на первом уровне позволит учитывать и другие аспекты формирования личности, такие как, например, гендерное воспитание, воспитание с учетом возрастных особенностей групп молодежи.

Второй уровень - стратегический (фундаментальный). Данный уровень воспитания обеспечивает целостный подход к формированию личности, ее общих способностей, гражданского воспитания, освоения ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формирует ценностный подход молодого человека к материальным и духовным явлениям жизни и культуры с мировоззренческих позиций, определенных идеологией воспитания.

Молодежная политика реализуется на практике через систему воспитания, имеющую институциональный и неинституциональный уровни, а также с помощью различных институтов воспитания, форм и методов осуществления воспитательных воздействий.

Реализация молодежной политики на неинституциональном уровне рассматривается как процесс социализации молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества, где формируются соответствующие навыки, способности и личностные качества. Так, например, формирование у части молодежи социально значимых гражданских качеств и ценностных установок осуществляется через семейное воспитание, через участие в деятельности общественных организаций.

Государство через свои учреждения и организации должно обеспечивать стратегический (фундаментальный, базовый) уровень воспитания всей молодежи, безотносительно ее принадлежности к социальным группам, поскольку ставит целью формирование соответствующего типа гражданина этого государства. Система государственного воспитания была и остается основой воспитания на первом уровне, когда воспитание осуществляется в соответствии с групповыми интересами самой личности, интересами социальных групп и их требований к личности.

Наряду с государством, одним из главных элементов системы воспитания является семья. Именно семья должна нести основную нагрузку в формировании личности молодого человека, его жизненных планов и ценностных установок, личностных и гражданских качеств, усвоения традиций и опыта старших поколений.

Организация общего образования (далее - ООО) выступает одним из основных институтов, осуществляющих процесс воспитания молодого поколения в полном его объеме.

Молодежная политика рассматривает ООО как институт воспитания молодежи, призванный формировать личность молодого приднестровца. ООО во всех ее формах существования (школы, спецшколы, лицеи, гимназии и т.п.) должна, прежде всего, реализовать гуманистические принципы, исходя из идеи равенства стартовых возможностей, единой идеологии, менталитета гражданина Приднестровья, единой культуры Приднестровья.

Профессиональные образовательные учреждения. Стратегия молодежной политики в плане ее практической реализации рассматривает систему профессионального образования как важнейший институт воспитательного воздействия на учащуюся молодежь.

В истории общества церковь всегда выступала в качестве особого института воспитания молодежи

Молодежные общественные организации. Через эти структуры государство может реализовать свою политику по отношению к молодежи и, в частности, воспитательные функции.

Молодежные организации могут выступать достаточно действенным институтом воспитательной работы и проведения в жизнь молодежной политики государства при обязательном условии постановке им соответствующих задач и координации их деятельности. При этом воспитательная работа должна проводиться на первом уровне, с учетом интересов и склонностей тех групп молодежи, которые входят в соответствующие организации.

Спортивные организации всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения.

Творческие объединения всегда имели огромное влияние на молодежь через объединения литераторов, поэтов, художников и фотохудожников, музыкантов и т. п., но главным образом через произведения литературы и искусства.

Средства массовой информации. В эпоху информационной цивилизации они оказывают сильнейшее воздействие на самые широкие слои молодежи, включая все ее социальные и возрастные группы. Учитывая это, государство должно проводить в отношении СМИ очень взвешенную политику.

При разработке Проекта Стратегии государственной молодежной политики учитывался мировой опыт, который показывает, что наиболее эффективными механизмами решения глобальных задач государственной молодежной политики являются формирование системы республиканских социально значимых молодежных проектов, привлечение институтов гражданского общества к постоянной и последовательной работе с подрастающим поколением, а так же - грантовая поддержка инновационной активности и инициативы.

Последний абзац характерно показывает, что составители проекта имеют достаточно современное понимание современных тенденциях в наиболее прогрессивном международном опыте работы государства с молодёжью. Тем не менее между строк, а кое-где и буквально в тексте прослеживается классический советсткий авторитарный подход в работе с молодёжью. Чего только стоят самые первые предложения Стратегии: «Органы государственной власти и местного самоуправления, действующие молодежные общественные объединения и политические партии осуществляют поиск новых современных форм и методов работы с молодежью. Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики – это залог национальной безопасности Приднестровья»? Такое ощущение, что говорят о том, как все активно ищут новые способы работы с обогащенным ураном. То, что там сказано, конечно, верно, но мне казалось, что государственная политика должна исходить (и, следовательно, начинаться) из чего-то вроде «молодежная политика призвана содействовать молодым людям в становлении их жизненного пути, в том числе, в обеспечении занятости и гражданского участия молодых людей ( из европейской стратегии). Эта разница философии подходов: молодёжь для государства или государство для молодёжи (или общество в целом), которая проявляется в этих, описывающих концептуальное ядро нашей и европейской молодёжных стратегий, развивается и в более конкретных деталях. В частности прослеживается понимание важности взаимодействия правительства с молодёжными общественными организациями (и в последнем абзаце даже ясно говорится о так широко практикуемой в европе практике правительственных грантов для общественных организаций), но конкретные программы описаные в политике не описывают такой работы.

Зато чётко сформулирован и определён как основное положение данной стратегии инструмент представления интересов молодёжи на правительственном уровне, называемый «Территориальными Молодежными Представительными Органами (далее - ТМПО), действующими в рамках Республиканского Молодежного Собрания (далее - РМС) под эгидой Министерства Просвещения Приднестровской Молдавской Республики.» В приднестровье давно говориться о том, что сильна нехватка консолидации общественных организаций, гражданских инициатив. Это всегда особенно негативно сказывается на диалоге правительства с такими представителями, так как каждый из них в отдельности имеет малый вес, репрезентативность и авторитет для представителей органов власти. Консолидация же гражданского общества приводит к более успеному проджвижению общественных интересов на законодательном уровне. И деятельность в рамках ТМПО это попытка сформировать на своей основе «площадку для общественных дискуссий о развитии приднестровского общества и государств», которая будет определять «в своем лице некую проектную общественно-политическую картину в Республике». Такие инициативы со стороны правительства делаются и в Европе. В Словакии например, учреждена правительственная должность ответвственная за диалог с НПО и даже человек занимающий её много лет отработал в секторе НПО и имеет богатое и очень положительное прошлое. И тем не менее, гражданское общество страны разделилось на тех, кто пошёл на диалог с этим иснтитутом и тех, что ситает это популистской подачкой правительства и не контактирует с ним не желая поддерживать подобную политику правительства.

Зато широко распространилась практика ассоциаций НПО по секторам и отстаивание своих интересов через диалог ассоциаций с Правительством. К примеру, такая ассоциация в Словакии объеденяющая молодёжные организации, фактически объденила в себе 36 000 человек и успешно продвигает интересы молодежи, пользуясь такой представительностью в диалоге с представителями государственной власти.

Также набирают силу НПО, выступающие от лицы отдельных групп населения и выступающими как независимые эксперты в отдельных сферах государственного управления. К примеру, широкоизвестная Чешская НПО «Автомат», объеденяющая велосипедистов, на данный момент проводит экспертизу дорожного градоустройства Праги.

У нас говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше». Тем не менее, наши оганы власти редко обсуждают с населением планируемые реформы. Упомянутая организация «Автомат» вполне может помочь государственной администрации организовать движение оптимальным путём исходя из нужд велосипедистов, к примеру. Или такие организации в Приднестровье как Союз аграриев, промышленников и предпринимателей Приднестровья и Агентсво по привлечению инвестиций и содействию торговде, объеденяющие предпринимателей республики могут помочь правительству в экономических реформах, видя ситуация с другого стороны, изнутри. Даже если предположить, что общение правительства и гражданского общество по определённым вопросам не даёт конструткивной пользы по обсуждаемым реформам, так как общество не имеет необходимой компетенции, нельзя забывать о важности понимания населением, что правительство делает. Через такое лишь общение возможно добиваться истинной поддержки правительства обществом. Ещё одна чешская организация «Агора» в данное время выступает модератором дисскусий пражской городской администрации и населения. В начале «Агора» сама собирала жителей города для обсуждения локальных проектов гор. администрации (таких как спил деревьев по какой-то из улиц, изменение русла реки протекающей через город), но со временем уже администрация начала обращаться к ним за организацией и проведением дискуссий и совместной проработки предлагаемых её проектов с заинтересованным населением.

Население государства способно положительно влиять на политику правительства. Более того, государство не может быть сильным, если правительство не поддерживается обществом. А чтобы общество поддерживало правительство оно должно быть вовлечено в работу государства. Именно такое общество и называется гражданским. И, пожалуй, целью любой молодёжной стратегии в общем смысле должно быть воспитание гражданина и, следовательно, гражданского общества.

 

И уж если говорить о гражданском обществе

*Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

то очевидно нелепо то, что оно может быть как-то организовано государством. Гражданское общество основывается на инициативе самих граждан, а делая за них всю работу, легко уничтожить условия для развития инициативы. Наша же стратегия, похоже, выбрала именно такой путь. По сути это путь контролируемого развития общества. Начиная с платформы, о которой говорилось выше, которая будет работать под эгидой министерства образования, продолжая (цытаты из новой стратегии молодёжной политики ПМР)

«- Одним из важнейших направлений государственной молодежной политики, осуществляемой в Приднестровской Молдавской Республике, рассматривается развитие детского и молодёжного общественного движения, действующего в согласии с общим вектором развития Приднестровской Молдавской Республики и ориентированного на поддержку престижа приднестровского общества и государства в целом.»

и заканчивая

«- Средства массовой информации. В эпоху информационной цивилизации они оказывают сильнейшее воздействие на самые широкие слои молодежи, включая все ее социальные и возрастные группы. Учитывая это, государство должно проводить в отношении СМИ очень взвешенную политику.»

Наличие свободных, независимых СМИ является общепризнанным необходимым элементом гражданского и правового общества. И в этом контексте понятие «очень взвешеная политика» настораживает. Один из бывших президентов США как-то сказал, что если бы ему пришлось выбирать, что оставить провительство или свободные СМИ, он выбрал бы второе.

 

Свобордное СМИ, дающее многогранную оценку происходящих в обществе событий и по-настоящему свободное гражданское общетво, готовое к конструктивной критике социальных, политических, экономических и других решений государственного менеджемента, несомненно, способствуют его более прозрачной и эффективной работе хотя бы тем, что первые создают основу для развития второго, а второе гармонизирует отношения граждан и работников государственного управления.

Предлоежным проектом молодёжной политики предлагается сдлеать для гражданского общества то, что оно должн было бы делать само, тем самым выростая и самоутвенрждаясь. Делая эти шаги за него, провительство лишает общества сделать собственные шаги и не учится ходить самостоятельно. Таким образом, декларируемая цель политики как развитие инициативности и активности гражданского общества достигается лишь иллюзорно(что даже хуже, чем если бы вообще ничего не делалось). Реальных же условия для развития самостоятельной инициативности молодёжи практически не создаётся. Популяризация же общественной и молодёжной качественной критики деятельности органов власти следовало бы сделать одним из первых этапов этого процесса.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Сан-хосе | Причины

Date: 2015-05-19; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию