Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






сердечно-сосудистой системы





 

Система кровообращения в значительной степени определяет адаптацию организма к физическим нагрузкам, поэтому контроль за ее функциональным состоянием очень важен в практике физического воспитания. С этой целью используются простые и сложные методы изучения, в том числе инструментальные. Предваряет исследование сбор анамнеза, в котором уточняется наличие сердечно-сосудистой патологии, приобретенной и наследственной (ангина, ревматизм, пороки сердца, гипер- или гипотоническая болезнь).

Наиболее доступными для педагога по физическому воспитанию являются следующие показатели: частота сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), величина ударного (УОК) и минутного объема кровообращения (МОК).

Следует подчеркнуть, что для более полной характеристики деятельности какой-либо системы организма, следует сопоставить изучаемые показатели в состоянии покоя, а также до и после выполнения физической нагрузки (стандартной, дополнительной или специальной). Необходимо также определять длительность восстановления этих показателей до значений, предшествовавших исследованию.

 

Алгоритм выполнения заданий: студенты, объединившись попарно, выполняют друг на друге нижеприведенные задания, полученные результаты сопоставляют с нормативными.

Задание № 1. Провести анамнез.

1. Наличие сердечно-сосудистых заболеваний в семье (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, варикозное расширение вен, пороки сердца, инсульт, инфаркт миокарда).

2. Перенесенные заболевания (ревматизм, ангина, частые простудные заболевания, ОРВИ) на протяжении жизни, их исход.

3. Употребление алкоголя.

4. Курение.

5. Характер нагрузки в предыдущие сутки.

6. Жалобы на момент исследования: на одышку, сердцебиение, ощущение "перебоев" сердца, боли или неприятные ощущения в области сердца или за грудиной (характер, время и условия возникновения), быструю утомляемость, отеки ног.

Данные анамнеза помогают определить опосредованно функциональную полноценность системы, допустимый объем мышечной активности, они позволяют объяснить определенные отклонения от нормативов показателей тестирования системы.

 

Задание № 2. Исследование частоты и характера пульса.

Цель: овладеть методикой измерения ЧСС, определения ритмичности пульса и уметь анализировать полученные результаты.

Задачи: определить частоту, ритмичность пульса, степень наполнения сосуда кровью и его напряжение.

Необходимая аппаратура: секундомер, схема расположения кровеносной системы человека.

Методические указания: пульс определяется, чаще на височной, сонной, лучевой, бедренной артериях и по сердечному толчку.

Для определения частоты пульса необходим секундомер. Подсчет пульса проводится за минуту, но допустимо определение за 10, 15, 20 или 30 секунд с последующим пересчетом на 1 минуту.

Теоретическое обоснование задания. Нормальная частота пульса взрослого человека в покое составляет 60...89 ударов в минуту.

Пульс реже 60 уд./мин. (брадикардия) может быть выявлен в покое у спортсменов, тренирующихся на выносливость, как показатель экономизации функции кровообращения (при хорошем самочувствии).

Пульс с частотой более 89 ударов в минуту в покое (тахикардия) встречается у спортсменов в состоянии переутомления, перенапряжения, перетренированности. На частоту пульса в покое влияют пол, состояние здоровья, эмоциональный статус, время суток, прием алкоголя, кофе и других возбуждающих напитков, курение и другие факторы. Изменение ЧСС в нагрузке зависит от характера и интенсивности выполняемой работы, спортивной специализации и уровня, квалификации испытуемого, его здоровья.

Ритмичность пульса определяется следующим образом: необходимо подсчитать частоту пульса 2-3 раза по 10-секундным интервалам и сопоставить между собой. Показатели могут различаться не более, чем на 1 удар или полностью совпадать. В таком случае говорят о ритмичном пульсе, что соответствует здоровому сердцу. При разнице более 1 удара пульс считается неритмичным. Ритмичность пульса нарушается при различных патологических изменениях в миокарде.

Наиболее точно ритмичность пульса определяется по электрокардиограмме (ЭКГ). Для этого достаточно иметь запись биотоков сердца в 1 отведении (3-4 цикла) и измерить расстояние между соседними зубцами R (R-R).

Равномерность интервалов говорит о ритмичности пульса.

Следует установить наполнение и напряжение пульса путем некоторого пальцевого сопротивления току крови, которые в значительной степени определяются состоянием сердечной мышцы, эластичностью сосудов, количеством циркулирующей крови, ее физико-химическим состоянием. Пульс у здорового человека может быть полным, при патологии - слабого наполнения и напряжения или даже нитевидным - при критическом состоянии.

 

Задание № 3. Исследование артериального давления (АД).

 

Цель: освоить методику измерения АД методом Короткова, проанализировать полученные результаты.

Приборы: фонендоскоп, сфигмоманометр.

АД измеряется на локтевой артерии. Манжета прибора накладывается на обнаженное плечо, с помощью груши накачивается воздух примерно до 150-160 мм. рт. ст. Медленно выпускают воздух, выслушивают тоны. Появление звуков соответствует максимальному давлению, исчезновение - минимальному. Разница между ними называется пульсовым давлением. Известно, что величина максимального давления определяется в значительной степени силой сердечного сокращения, а минимального - тонусом сосудов.

Теоретическое обоснование задания. На величину АД большое влияние оказывают психоэмоциональное состояние организма, объем выполненной двигательной нагрузки, нейроэндокринные изменения в организме, состояние водно-солевого обмена, изменение положения тела в пространстве, время суток, возраст, курение, прием крепкого чая, кофе.

В покое у взрослого человека величина максимального АД колеблется в пределах 100...120 мм. рт. ст., минимального - 60...80 мм. рт. ст. АД более чем 129/70 определяется как гипертония, а АД менее чем 100/60 - гипотония. При выполнении физической нагрузки показатели изменяются равномерно.

 

Задание № 4. Рассчитать гемодинамические показатели: среднее АД, систолический (или ударный) объем кровообращения (УОК), минутный объем кровообращения (МОК), объем циркулирующей крови.

 

1. Одним из информативных показателей гемодинамики является среднее артериальное давление (САД):

САД = АД диастол. + АД пульс/ 2

При физическом утомлении оно повышается на 10-30 мм. рт. ст.

2. Систолический (S) и минутный (M) объем кровообращения рассчитывают по формуле Лилиенистранда и Цандера:

 

S = (Pd / P) · 100

где Рd - пульсовое давление, Р - среднее давление.

 

Среднее давление = (АД макс. + АД мин.) / 2
М = S · Р,

где S - систолический объем, Р - ЧСС.

 

Среднее давление (Рср.) можно также рассчитать по формуле (Б.Фолков и др., 1976):

 

Рср. = Р диаст. + (Р сист. - Р диаст.) / 3,

где Р - давление.

3. Объем циркулирующей крови (ОЦК) - один из ведущих показателей гемодинамики.

В норме ОЦК у мужчин составляет 7 % массы тела, у женщин - 6,5 %. На 1 кг массы у мужчин ОЦК равен 70 мл/кг, у женщин - 65 мл/кг.

4. Определение коэффициента эффективности кровообращения (КЭК).

 

КЭК = (АД макс. - АД мин.) · ЧСС.

В норме КЭК = 2600. При утомлении он возрастает.

Определение коэффициента выносливости (КВ). Этот параметр определяется по формуле Кваса, он характеризует функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Показатель КВ рассчитывается по формуле:

 

КВ = (Ч · СС · 10) / Пульс. давл.,

где Ч - частота сердечных сокращений,
СС - систолическое давление.

Оценка результата: нормальное значение показателя - 16, увеличение показателя говорит об ослаблении функции сердечно-сосудистой системы, уменьшение - об усилении функции.

 

Задание № 5. Изучение реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Цель: оценить реакцию ЧСС и АД на разнохарактерную нагрузку по интенсивности и направленности.

Необходимое оборудование и приборы: секундомер, прибор для измерения АД, метроном.

Методические указания: измеряют ЧСС и АД в покое. Затем выполняется физическая нагрузка в разных вариантах: либо проба Мартинэ (20 приседаний за 30 сек.), либо 15-секундный бег на месте в максимальном темпе с высоким подниманием бедра, либо трехминутный бег на месте в темпе 180 шагов в мин. (проба Котова-Дешина), либо 60 подскоков за 30 сек. (проба В. В. Гориневского). После выполненной нагрузки регистрируют ЧСС и АД в течение 3-5 мин., причем в первые 10 сек. каждой минуты измеряют ЧСС, а за оставшиеся 50 сек. - АД. Анализируют величину изменений показателей сразу после работы в сравнении с покоем, длительность и характер восстановления.

Оценка результата. При хорошем функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы изменение ЧСС и пульсового давления на пробу Мартинэ не превышает 50...80 % от цифр покоя, после 2-й и 3-й нагрузок - на 120...150 % и 100...120 % соответственно. Восстановление длится не более 3-5 минут. Тренированный организм при этом проявляет признаки экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы и в покое, и в нагрузке.

Задание № 6. Функциональная проба Кверга.

Определяется степень адаптации организма к разнохарактерной нагрузке. Выполняются 30 приседаний за 30 сек., максимальный бег на месте в течение 30 сек., 3-минутный бег на месте с частотой 150 шагов в минуту и подскоки со скакалкой - 1 мин. Общее время нагрузки - 5 мин.

Сидя измеряется ЧСС (Р1) сразу после нагрузки за 30 сек., повторно через 2 мин. (Р2) и 4 мин. (Р3). Результат рассчитывается по формуле:

 

(Время работы в сек. · 100) / [2 · (Р1 + Р2 + Р3)]

 

Оценка результата. При значении показателя более 105 адаптация к нагрузке считается очень хорошей, 99...104 - хорошей, 93...98 - удовлетворительной, менее 92 - слабой.

 

Задание № 7. Определение индекса Скибинской для оценки адаптации к нагрузке кардиореспираторной системы.

Измеряется ЖЕЛ в мл, задержка дыхания в сек. на вдохе.

Кардиореспираторная система, оценивается по формуле:

(ЖЕЛ / 100 ґ задержку дыхания) / ЧСС (в 1 мин.).

Оценка результата: менее 5 - очень плохо, 5...10 - неудовлетворительно, 30...60 - хорошо, более 60 - очень хорошо. У спортсменов высокой квалификации индекс достигает 80.

 

Задание № 8. Определение индекса Руффье.

Применяется для определения адаптации к нагрузке. Широко используется при массовых обследованиях школьников.

Измеряется ЧСС сидя (Р1), затем выполняется 30 глубоких приседаний за 30 сек. Считают ЧСС стоя (Р2), еще ЧСС через 1 мин. отдыха (Р3).

Ир = [(Р1 + Р2 + Р3) - 200] / 10

Оценка результата: Ир менее 0 - отличный результат, 1...5 - хороший, 6...10 - удовлетворительный, 11...15 - слабый, свыше 15 - неудовлетворительный.

 

Задание № 9. Трехмоментная комбинированная проба Летунова.

 

Цель: определить характер адаптации организма на разнонаправленную нагрузку по особенностям восстановительного периода.

Необходимая аппаратура: сфигмоманометр, фонендоскоп, секундомер, метроном.

Методические указания. Проба состоит из трех нагрузок, выполняемых в определенном порядке с короткими интервалами отдыха:

1. 20 приседаний за 30 секунд. Нагрузка приравнивается к разминке.

2. 15-секундный бег на месте в максимальном темпе, имитируя скоростной бег.

3. 3-минутный (для женщин - 2-минутный) бег на. месте в темпе 180 шагов в минуту, имитация работы на выносливость.

Исследования начинаются с анамнеза, в котором уточняется режим двигательной нагрузки в предшествующий день, жалобы на день исследования, самочувствие.
Составляется протокол исследования, где фиксируются все полученные результаты.

Методика: в покое определяется ЧСС и АД. Затем обследуемый выполняет первую нагрузку, после чего в установленном порядке в течение трехминутного восстановительного периода вновь регистрируют пульс и АД поминутно. Затем выполняется вторая нагрузка. Восстановительный период - 4 мин. (измерение ЧСС и АД) и далее третья нагрузка, после чего в течение 5 мин. исследуется пульс и АД.

Оценка результатов пробы производится по типу ответной реакции: (нормотонический, гипотонический, гипертонический, дистонический и реакция со ступенчатым подъемом максимального АД), а также по времени к характеру восстановления пульса и АД.

Нормотонический тип реакции характеризуется параллелизмом в изменении ЧСС и пульсового давления за счет адекватного повышения максимального АД и снижения минимального АД. Такая реакция свидетельствует о правильной приспособляемости сердечно-сосудистой системы к нагрузкам и наблюдается в состоянии хорошей подготовленности. Иногда в начальные периоды тренировки может иметь место замедление восстановления ЧСС и АД.

Астенический или гипотонический тип характеризуется чрезмерным учащением ЧСС при незначительном подъеме АД и оценивается как неблагоприятный. Такая реакция наблюдается в состоянии перерыва в тренировках в связи с болезнью, травмой.

Гипертонический тип характеризуется чрезмерным повышением ЧСС и АД на нагрузку. Изолированное повышение минимального АД свыше 90 мм. рт. ст. также следует расценивать как гипертоническую реакцию.

Восстановительный период затягивается. Гипертоническая реакция встречается у гиперреакторов, либо у лиц с гипертонической болезнью, либо при переутомлении и перенапряжении.

Дистонический тип реакции или феномен "бесконечного тона" характеризуется тем, что практически не удается определить минимальное АД.

Если феномен "бесконечного тона" выявляется лишь после 15-секундного максимального бега и минимальное АД восстанавливается в течение трех минут, то к отрицательной оценке его следует относиться с большой осторожностью.

Реакция со ступенчатым подъемом максимального АД - когда оно на второй и третьей минутах восстановительного периода выше, чем на первой минуте, в большинстве случаев свидетельствует о патологических изменениях в системе кровообращения.

Рекомендации к оформлению работы:

1. Результаты исследования записать в протокол.

2. Вычертить тип ответной реакции.

3. Дать заключение о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы и рекомендации по улучшению адаптации к нагрузке.

Протокол исследования адаптации сердечно-сосудистой системы
к нагрузке

1. Ф.И.О. _________________________________ 2. Возраст __________________________
3. Основной вид спорта, разряд __________________________________________________
4. Период тренировки и ее особенности __________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Самочувствие, жалобы _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

Вопросы к модульному контролю II

 

1. Роль изучения функционального состояния организма занимающихся ФК и спортом в диагностике тренированности.
2. Исследование ЦНС (функция координации, равновесия, устойчивость нервных процессов).
3. Исследование анализаторов (слуховой, вестибулярный, двигательный, тактильный, зрительный).
4. Исследование нервно-мышечного аппарата.
5. Исследование вегетативной нервной системы (проба Ашнера, дермографизм, клино-ортостатическая проба).
6. Признаки экономизации сердечной деятельности и дыхательной системы в покое.
7. Структурные особенности спортивного сердца.
8. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы (показатели кардиодинамики, гемодинамики в покое и в нагрузке).
9. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы у детей
10. Одномоментные двигательные функциональные пробы для оценки адаптированности организма к двигательной нагрузке, методика, анализ результатов.
11. Двух- и трехмоментные двигательные пробы, методика, оценка результатов.
12. Трех- и четырехмоментные пробы, методика, оценка результата..
13. Типы реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку.
14. Исследование вентиляционной функции системы внешнего дыхания в покое и в нагрузке.
15. Исследование функции диффузии дыхательной системы.
16. Исследования состояния сосудов, методика, результат.
17. Сложные инструментальные методы изучения кардиореспираторной системы.
18. Исследование системы крови у занимающихся ФК и спортом в покое, в нагрузке.
19. Исследование системы пищеварения у занимающихся ФК и спортом в покое, в нагрузке.
20. Исследование системы выделения у занимающихся ФК и спортом в покое, в нагрузке.
21. Исследование эндокринной системы у занимающихся ФК и спортом в покое, в нагрузке.

 

Литература

1. Васильева В.Е., Демин Д.Ф. Врачебный контроль и ЛФК. М.: ФиС, 1968. 300 с.
2. Дембо А.Г. Врачебный контроль в спорте. М.: Медицина, 1988. С.194-232.
3. Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. М.: Медицина, 1980. С.35-128, 189-258.
4. Дубровский В.И. Спортивная медицина. М.: Владос, 1998. С.66-199.
5. Карпман В.Л. и др. Сердце и работоспособность спортсменов. М.: ФиС, 1988. 120 с.
6. Спортивная медицина / Под ред. А.В.Чоговадзе. М.: Медицина, 1984. С.47-119, 149-150, 313-314.
7. Спортивная медицина / Под ред. В.Л.Карпмана. М.: ФиС, 1987. С.63-126.
8. Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М.: ФиС, 1982. С.15-44.
9. Шварц В.Б., Хрущев С.В. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора. М.: ФиС, 1984. 150 с.

 

Date: 2015-05-19; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию