Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. 31. БогуславскийПрежде чем перейти к рассмотрению взаимосвязи между словом и понятием, попытаемся кратко остановиться на том, как здесь понимаются слово как языковое явление и понятие как форма мысли. На логической ступени познания объективная действительность отражается в голове человека в отвлеченной и обобщенной форме — в виде мыслей об этой действительности, возникающих в процессе человеческой практики, применяемых и проверяемых в практической деятельности людей. В реальном процессе мышления эти мысли представляют собой суждения, на основе которых образуются умозаключения, доказательства, опровержения. Какие мысли можно отнести к понятиям, в которых откладывается, аккумулируется общественно-историческая практика людей, в которых подытоживаются, резюмируются знания, накопленные за известный период? Прежде всего, это мысли, выступающие в качестве субъекта простого суждения (т. е. мысли о предмете суждения) и его предиката (мысли о том, наличие или отсутствие чего в этом предмете отражает суждение). Далее, поскольку в ряде суждений то, наличие (или отсутствие) чего мы вскрываем в познаваемом предмете, представляет собой отношение этого предмета к другим предметам, мы здесь встречаем мысли о различных объективно существующих отношениях (пространственных, временных, количественных и пр.). Сюда следует отнести так-. же мысли о грамматических отношениях, т. е. объективно существующих отношениях между словами как материаль- ными объектами. Эти мысли об отношениях («ближе», «на», «под», «в», «между», «раньше», «до», «после», «равно», «больше» и т. д.) представляют собой весьма отвлеченные отражения материального мира. Наконец, мы здесь находим мысли, выражающие логические связи, отношения между мыслями в сложном суждении и в умозаключении. Поскольку в отношениях между мыслями отражаются объективно существующие отношения между предметами действительности, мысли о логических отношениях («если... то», «или», «и») также представляют собой в конечном счете своеобразные отражения объективных отношений. При всех различиях между этими мыслями общим для них является то, что все они представляют собой отражение сущности предметов и отношений объективной действительности, отражение их внутренних связей, того объективно существующего общего, что их связывает. Эти общие черты позволяют отнести указанные мысли к. понятиям, ибо, по справедливому замечанию Мао Цзэ-дуна, понятие «улавливает сущность явления, явление в целом, внутреннюю связь явлений» '. В этом смысле мы употребляем здесь термин «понятие». Обращаясь к языку, мы находим, что особенно важное значение для языка как средства общения, обмена мыслями и взаимного понимания всех членов общества, имеют слово и предложение. Одна из этих языковых единиц — слово—явится здесь предметом нашего рассмотрения. Разрешение вопроса о том, что такое слово, представляет значительные трудности. В «Грамматике русского языка» имеется следующий ответ на этот вопрос: «Словосочетания делятся на слова. Слова обозначают отдельные понятия... С произносительной стороны отдельное слово в потоке связной речи в русском языке выделяется не совсем четко... границы между словами устанавливаются прежде всего смыслом, лексическими значениями и морфологической структурой слов, а не фонетически, и притом не на основании лишь каждого отдельного слова, но исходя из разнообразных отношений и связей, вытекающих из системы языка в целом» 2. 1 Мао Цзэ-дун, Избранные произведения в четырех томах, т. 1, Издательство иностранной литературы, М. 1952, стр. 509. 2 «Грамматика русского языка», т. I, изд. Академии наук СССР, М. 1952, стр. 10—11. Связь слива и понятия столь органична, что языкознание, выясняя, в чем состоит качественное своеобразие этой единицы языка, сразу же обращается к выражаемому словом понятию. Слово характеризуется органическим единством фонетического и грамматического состава и единством его зна-• чений. Поскольку нас здесь интересует взаимоотношение между словом и понятием, мы будем рассматривать слово с его смысловой стороны. В этом плане, как указывает. академик В. В. Виноградов,.слово—это единица языка, обладающая наряду с единством фонетического и грамматического состава единой системой внутренне связанных значений, соотносительной со всеми другими смысловыми единицами данного языка 1. В этом смысле мы и будем употреблять термин «слово». Слово•
|