Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. 31. Богуславский





Прежде чем перейти к рассмотрению взаимосвязи ме­жду словом и понятием, попытаемся кратко остановиться на том, как здесь понимаются слово как языковое явление и понятие как форма мысли.

На логической ступени познания объективная действи­тельность отражается в голове человека в отвлеченной и обобщенной форме — в виде мыслей об этой действитель­ности, возникающих в процессе человеческой практики, применяемых и проверяемых в практической деятельности людей. В реальном процессе мышления эти мысли пред­ставляют собой суждения, на основе которых образуются умозаключения, доказательства, опровержения.

Какие мысли можно отнести к понятиям, в которых от­кладывается, аккумулируется общественно-историческая практика людей, в которых подытоживаются, резюми­руются знания, накопленные за известный период? Прежде всего, это мысли, выступающие в качестве субъекта прос­того суждения (т. е. мысли о предмете суждения) и его предиката (мысли о том, наличие или отсутствие чего в этом предмете отражает суждение).

Далее, поскольку в ряде суждений то, наличие (или от­сутствие) чего мы вскрываем в познаваемом предмете, представляет собой отношение этого предмета к другим предметам, мы здесь встречаем мысли о различных объек­тивно существующих отношениях (пространственных, вре­менных, количественных и пр.). Сюда следует отнести так-. же мысли о грамматических отношениях, т. е. объективно существующих отношениях между словами как материаль-


ными объектами. Эти мысли об отношениях («ближе», «на», «под», «в», «между», «раньше», «до», «после», «равно», «больше» и т. д.) представляют собой весьма от­влеченные отражения материального мира.

Наконец, мы здесь находим мысли, выражающие логи­ческие связи, отношения между мыслями в сложном суж­дении и в умозаключении. Поскольку в отношениях между мыслями отражаются объективно существующие отноше­ния между предметами действительности, мысли о логиче­ских отношениях («если... то», «или», «и») также пред­ставляют собой в конечном счете своеобразные отраже­ния объективных отношений.

При всех различиях между этими мыслями общим для них является то, что все они представляют собой отра­жение сущности предметов и отношений объективной дей­ствительности, отражение их внутренних связей, того объ­ективно существующего общего, что их связывает. Эти общие черты позволяют отнести указанные мысли к. поня­тиям, ибо, по справедливому замечанию Мао Цзэ-дуна, по­нятие «улавливает сущность явления, явление в целом, внутреннюю связь явлений» '. В этом смысле мы употреб­ляем здесь термин «понятие».

Обращаясь к языку, мы находим, что особенно важное значение для языка как средства общения, обмена мысля­ми и взаимного понимания всех членов общества, имеют слово и предложение. Одна из этих языковых единиц — слово—явится здесь предметом нашего рассмотрения.

Разрешение вопроса о том, что такое слово, представ­ляет значительные трудности. В «Грамматике русского языка» имеется следующий ответ на этот вопрос: «Слово­сочетания делятся на слова. Слова обозначают отдельные понятия... С произносительной стороны отдельное слово в потоке связной речи в русском языке выделяется не сов­сем четко... границы между словами устанавливаются прежде всего смыслом, лексическими значениями и мор­фологической структурой слов, а не фонетически, и притом не на основании лишь каждого отдельного слова, но исходя из разнообразных отношений и связей, вытекаю­щих из системы языка в целом» 2.

1 Мао Цзэ-дун, Избранные произведения в четырех томах, т. 1, Издательство иностранной литературы, М. 1952, стр. 509.

2 «Грамматика русского языка», т. I, изд. Академии наук СССР, М. 1952, стр. 10—11.

Связь слива и понятия столь органична, что языкозна­ние, выясняя, в чем состоит качественное своеобразие этой единицы языка, сразу же обращается к выражаемому сло­вом понятию.

Слово характеризуется органическим единством фоне­тического и грамматического состава и единством его зна-• чений. Поскольку нас здесь интересует взаимоотношение между словом и понятием, мы будем рассматривать слово с его смысловой стороны. В этом плане, как указывает. академик В. В. Виноградов,.слово—это единица языка, обладающая наряду с единством фонетического и грам­матического состава единой системой внутренне связан­ных значений, соотносительной со всеми другими смысло­выми единицами данного языка 1. В этом смысле мы и бу­дем употреблять термин «слово».

Слово•

Date: 2015-05-19; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию