Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПАМЯТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ





ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ. ПАМЯТЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТ.

1. ПАМЯТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ.

2. МЫШЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.

3. ИНТЕЛЛЕКТ. ПАТОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.

4. РЕЧЬ.НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

 

ПАМЯТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ. НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ.

 

Память — это психический ,познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания, без памяти человек вечно оставался бы в положении новорожденного, поэтому Сеченов назвал память «краеугольным камнем развития».

Процессы памяти: запечатление,сохранение,воспроизведение,забывание.

 

Память характеризуют такие свойства, как объем, скорость, прочность, точность, готовность. Объем памяти — количество информации, которое человек способен запомнить за определенное время. Объем кратковременной памяти человека в среднем составляет 7 ± 2 блока информации. Объем блока может быть различным, например, человек может запомнить и повторить 5-9 цифр, 6-7 бессмысленных слогов, 5-9 слов.

Скорость — время, в течение которого человек способен запомнить определенный объем информации.

Прочность — длительность сохранения информации.

Точность — правильность и полнота воспроизведения информации.

Готовность — умение своевременно вспомнить требуемое.

г Г. Эббингауз установил, что срав­нительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго.

В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются.

Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах (“эффект края”).

Одним из самых важных достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания.

В ходе опытов было установле­но, что забывание протекает во времени нерав­номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия – уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации. В дальнейшем забывание идет медленнее – через шесть дней в памяти остается менее 20 % от об­щего числа первоначально выученного (рис.7).



Из данного опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала, то через два месяца в памяти от него останется лишь ничтожно малая часть, а наибольшая потеря (55 %) произойдет за первые три-четыре дня пос­ле восприятия.

В экспериментальной психологии хорошо известен эффект Зейгарник, или эффект незавершенных действий. Этот эффект проявляется в том, что испытуемые как правило стремятся к завершению прерванного действия; более того –

 

Незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершен­ные.

 

НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ при психических заболеваниях традиционно подразделяют на явления усиления, ослабления (вплоть до полной утраты) и извращения памяти.

1.Гипермнезия относится только к механической памяти и выражается в значительном возрастания объема и точности воспроизведения событий прошлого. Гипермнезия — значительное или резкое обострение памяти. Обычно сопровождается наплывом множественных воспоминаний и образными представлениями. Гипермнезия встречается при маниакаль­ных состояниях, в состояниях опьянения различного происхождения, при некоторых эпилептических эквивалентах и аурах. К гипермнезии отно­сят также усиление памяти, проявляющееся в поразительных способностях к счетным операциям, к запоминанию прочитанного, услышанной музыке и т.п. Данное явление чаще всего распространяется на ограни­ченный раздел памяти, особенно когда оно наблюдается у лиц с посредственным интеллектом или просто у лиц с олигофренией.

Гипомнезия - Это нарушение проявляются затрудненностью, замедленностью и неточностью воспроизведения событий прошлого и ранее полученных сведений, не приведенных в логическую систему, а также сужением объема кратковременной памяти и ухудшением механического запоминания нового материала. Гипомнезия может наблюдаться как обратимое явление при астенических состояниях различного происхождения и как стойкое, и даже прогрессирующее нарушение при органических заболеваниях головного мозга.

Амнезия или полная утрата памяти может быть диффузной, захватывающей весь жизненный опыт или значительную часть его, ограниченную определенным периодом времени или комплексом переживаний.

1)Диффузные амнезии наблюдаются ври грубоорганических заболеваниях головного мозга. . При диффузных амнезиях нарушается как логическая, так и механическая память, как память кратковременная, так в долговременная, причем дело идет не только о затруднениях воспроизведения, но в о разрушении хранившейся в долговременной памяти информации.

Примером может служить прогрессирующая амнезия Рибо, типичная для болезни Альцгеймера, атеросклеротической деменции.



 

2) Ограниченные во времени амнезии( парциальные амнезии) определяются полным выпадением памяти на различные периоды времени. Как правило, они происходят на обоих иерархических уровнях памяти, однако в некоторых случаях страдает, в основном, память логическая. Примером амнезий, связанных с нарушениями на уровне логической памяти, служит

аффектогенная амнезия и феномен, называемый "вытеснением". Он заключается в выключении из сознания, как бы забыванием тягостных глубоко травмирующих психику переживаний.

Ограниченные во времени амнезии наблюдается при различного рода шоковых воздействиях на мозг, связанных с расстройствами сознания (после травмы головы, эпилептического припадка, на высоте тяжелых острых инфекционных заболеваний, интоксикаций).

В тех случаях, когда амнезия захватывает какой-то период после начала заболевания ее называют антероградной.

В тех случаях, когда амнезия распространяется на отрезок времени, предшествующий началу заболевания, говорят о ретроградной амнезии, может быть и смешанная антероретроградная амнезия-больной не может вспомнить и воспроизвести ту информацию, которую получил до момента заболевания и после того, как заболел;

- фиксационная амнезия, являющаяся главным признаком амнестического или Корсаковского синдрома. Она характеризуется тем, что больные, правильно воспринимая и понимая текущие события, через считанные минуты об этих событиях прочно забывают, но в тоже время достаточно хорошо помнят прошлое. Из-за неспособности к запоминанию текущих событий больные не ориентируются в месте и времени – так называемая амнестическая дезориентировка. При фиксационной амнезии нарушается преимущественно кратковременная память – вновь принятая информация очень быстро исчезает из нее, не передаваясь в долговременную.

Прогрессирующая амнезия- последовательное исчезновение из памяти событий в направлении от настоящего к прошлому: в начале болезни амнезия распространяется лишь на события последних месяцев; со временем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни, далее - обо всем периоде сознательной жизни, кроме детства

Ретардированная амнезия — отставленная, запаздывающая амнезия. Какой-то период времени и события, имевшие в нем место, выпадают из памяти не сразу, а лишь спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь.

 

 

3. ИЗВРАЩЕНИЯ ПАМЯТИ (ПАРАМНЕЗИИ).

К ним относятся различного вида ошибки или обманы памяти, имеющие неодинаковое происхождение.

I, Конфабуляции - ложные воспоминания о событиях которые никогда не происходили, а часто и не могли происходить в действительности, но представление о которых возникает в сознании больного, сопровождаясь чувством уверенности в том, что им воспроизводится нечто из его жизненного опыта .Это как бы "галлюцинации памяти", по С.С. Корсакову, существенная составная часть описанного им синдрома

Пример.

Вы просите рассказать про события прошлого года. Хорошо. Меня наградили и дали много денег, я их спрятал. Еще вызывали в Кремль и президент сказал: Ну вот, хорошо, что ты, Николай, такой смелый и нас спас, — и поцеловал. Вот и все , что было в прошлом году. Деньги потом я выкопал и купил большой самолет и полетел опять в Москву получать золотую медаль;

2.Псевдореминисценции- воспоминания о реально происходивших со­бытиях, но неправильно локализуемых во времени, из отдаленного прош­лого переносимых в настоящее время. По аналогии с расстройствами восприятия здесь можно было бы говорить от "иллюзиях памяти" (С.С. Корсаков). Псевдореминисценции, как правило, наблюдаются у больных с амнестическими нарушениями, в частности с фиксационной амнезией. Больные как бы пытаются заполнить пробелы в памяти элементами прошлого опы­та, перенесенным в настоящее. Содержание псевдореминисценций обуслав­ливается случайными ассоциациями, поэтому их можно рассматривать как нарушения механической памяти. Содержание псевдореминисценции носит по преимуществу обыденный характер.

З. Криптомнезии - скрытые воспоминания, т. е. воспоминания о прочитанном или услышанном где-то, которые непроизвольно всплывают в сознании переживаясь как собственная оригинальная идея, догадка, шутка и т.д. Практически имеет значение, когда использованная творческим работай ком криптомнезия может дать повод заподозрить его в сознательном плагиате.

4.Переживания "уже виденного" и "никогда не виденного".В первом случае у человека, оказывающегося в новом месте, возникает чувство своего рода узнавания как если бы он уже был когда-то в этом месте и все уже происходило совершенно так, как сейчас, Во втором случае, наоборот хорошо знакома местность или ситуация воспринимается на какое-то время по-новому, как незнакомые, чуждые, увиденные впервые. Такие переживания могут изредка возникать не только при психических заболеваниях, но и у здоровых людей.

2. МЫШЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ. НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ.

Мышление – это психический, познавательный процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.

 

 

 

 

Особенность наглядно-действенного мышления (оно еще называется предметно–действенное или ручное) заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами..

Наглядно-образное мышление в большей степени опирается на образы. Человеку не обязательно брать в руки предмет, достаточно отчетливо его видеть или представлять. Но так же, как и при наглядно-действенном мышлении, мыслительный процесс при наглядно-образном мышлении непосредственно связан с восприятием окружающей действительности, и без него осуществляться не может.

Абстрактно-логическое мышление(понятийное) это такое мышление, пользуясь которым, человек в процессе решения обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Поиск решения задачи опирается на уже готовые знания, выраженные в понятийной форме, суждениях, умозаключениях

Мыслительные операции:

· анализ, мыслительная операция по расчленению предмета на составные элементы.

· синтез, построение целого из аналитически заданных частей

· обобщение, мысленное выделение и фиксация устойчивых свойств предметов и явлений (абстрагирование) с дальнейшим их соединением в определенный класс.

· конкретизация, мыслительная операция обратная обобщению, т.е. из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

· абстрагирование, отвлечение от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного главного.

· Сравнение-сопостовление свойств,отношений предметов или явлений с целью выявления у них общего или различий.

Мыслительные процессы:

· понятие, процесс выявления существенных признаков предметов или явлений

· суждение процесс сравнения двух или более понятий и формулирование на этом основании какой-либо мысли

· умозаключение, заключительный процесс, приводящий к новому знанию, может формироваться либо при помощи индукции, либо дедукции. При первом способе умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному, при втором — от частного к общему.

Нарушения мышления: по темпу, стройности, целенаправленности, продуктивности.

1.К расстройствам мышления по темпу относят: ускорение и замедление мышления, ментизм, Шперрунг.

УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. (в речи проявляется тахилалией)

«СКАЧКА ИДЕЙ» — максимальное увеличение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется ЛОГОРЕЕЙ).

ЗАМЕДЛЕНИЕ мышления — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени (в речи проявляется брадилалией).

МЕНТИЗМ — «наплыв мыслей», «вихрь идей, возникающий приступообразно и непроизвольно (разновидность ассоциативного автоматизма).

ШПЕРРУНГ — «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

2. К расстройствам мышления по стройностиотносят:

РАЗОРВАННОСТЬ — расстройство мышления, при котором нарушается логическая связь в предложении при сохраненной грамматической (в речи проявляется ШИЗОФАЗИЕЙ).

СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ —постепенное отклонение ассоциативного процесса от основной цели (линии разговора) Например, на вопрос «Сколько у вас детей?» пациент отвечает «У меня двое детей. С утра я, кажется, переел . В вышеприведенном примере, в частности, указанная связь устанавливается между детьми и тем, что они отказались от еды утром, поэтому пациент сам ее съел.

БЕССВЯЗНОСТЬ ( инкогеренция) — расстройство мышления, при котором нарушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ).

ВЕРБИГЕРАЦИЯ — расстройство мышления, при котором отмечается стереотипное повторение (нанизывание)бессмысленных слов или слогов.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — застревание ответов на вопросы ( например, « Как тебя зовут?»,»Вася», « Как твоя фамилия?»,»Вася».)

ПАРАЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ- отсутствие адекватной логики.

3.Расстройства мышления по целенаправленности:

РАЗНОПЛАНОВОСТЬ — расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов. ( например, слон и лыжник-«предметы для зрелищ)

ОБСТОЯТЕЛЬНОСТЬ –выраженная детализация, сочетающаяся с длительным застреванием на побочных ассоциациях.
Меня беспокоят головные боли. Знаете, вот в этом месте виска слегка давит, особенно когда встаешь или сразу после того, как ложишься, иногда после еды. Такое легкое давление в этом месте бывает когда много читаешь, тогда слегка пульсирует и что-то бьется... Потом поташнивает, это бывает в любое время года, но особенно часто осенью, когда ешь много фруктов, правда, и весной на дождь тоже самое бывает. Такая странная тошнота снизу вверх и сглатываешь... Хотя не всегда, иногда она бывает, будто в одном месте стоит комок, который не проглотишь.

РЕЗОНЕРСТВО — «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения). На вопрос «Как вы себя чувствуете?» пациент отвечает: «Смотря, что вы понимаете под словом чувства. Если вы понимаете под ними ваше ощущение от моих чувств, то ваше самоощущение не будет соответствовать моим мыслям о ваших чувствах».

АУТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ- отрыв от реальности, фиксация на внутренних переживаниях.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-характеризуется продуцированием понятных только самому пациенту символов, которые могут быть чрезвычайно вычурными и выраженными придуманными словами (неологизмами). Так, например, один из пациентов так объясняет слово «сифилис» — сильный физически, а слово «туберкулез» — ту беру, которую люблю до слез.

 

3. Расстройства мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся навязчивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.

НАВЯЗЧИВЫЕ ИДЕИ — мысли, представления, воспоминания, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности.

СВЕРХЦЕННЫЕ (ДОМИНИРУЮЩИЕ) ИДЕИ - идеи, возникающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению доминирующее положение в сознании больного, сопровождающиеся значительным эмоциональным напряжением и отсутствием критического отношения к ним.

БРЕДОВЫЕ ИДЕИ .— суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием критического отношения к ним.

Выделяют две разновидности бредовых идей, различающихся механизмами формирования бреда: интерпретативный бред и образный бред. При первом патологические идеи (суждения и умозаключения) возникают в результате нарушений логики на всех этапах бредообразования; при втором — бред проистекает из расстройств восприятия (патологических образов и представлений).








Date: 2015-05-19; view: 366; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.016 sec.) - Пожаловаться на публикацию