Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






эволюция понятия качества





Качество - комплексное интегрирующее понятие всех сторон продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение многообразных потребностей общества и каждого человека. Понятие качества прошло эволюционный путь развития от античных времен до настоящего времени и имеет многоаспектные трактовки.

С философских позиций категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определившим ее как "видовое отличие", как "тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом содержании от другой сущности, принадлежащей к тому же роду". Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. По определению Гегеля, "качество есть вообще тождественная с бытием определенность: Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть".

В Большой Советской Энциклопедии приводится такое определение: "Качество - философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов".

В Малом энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона формулируется: "Качество - одна из важнейших категорий, совокупность всех свойств, дающих вещи определенность, отличающую ее от всякой другой вещи".

В Энциклопедическом словаре содержится следующее определение: "Качеством называется такая определенность каждого предмета, явления или процесса, изменение которой означает коренное изменение этого предмета, явления или процесса: В отличие от качества, количеством называется такая определенность, изменения которой до известного момента не меняет коренным образом предмет, явление или процесс".

В Словаре русского языка С. И. Ожегова дается двоякое толкование качества: 1) наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других; 2) то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-чего-нибудь.

Во всех приведенных философских и энциклопедических определениях (дефинициях) качества содержится важный признак - указание на отличие сравниваемых по качеству объектов (предметов, явлений, процессов). Этот признак не нашел отражения в современных, в том числе содержащихся в нормативных документах, определениях качества продукции.

Так, в Энциклопедическом словаре качество продукции определяется как "соответствие выпускаемой промышленной продукции по своим свойствам установленным техническим условиям".

В проекте Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей" предлагалось такое определение: "Качество продукции - совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений".

В терминологическом стандарте ГОСТ 18 467-79 устанавливается: "Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".

В Международном стандарте ИСО 8402-94 формулируется: "Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности".

Трактовка качества продукции, весьма сходная в последних четырех процитированных источниках, особенно в указанных нормативных документах, имеет ряд существенных недостатков, делающих эти определения недостаточно информативными и неполно отражающими существо этого весьма сложного и комплексного понятия, что обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования и уточнения этого определения.

Прежде всего, это относится к декларируемому функционалу (целевой функции) качества продукции, формулируемому как способность удовлетворять определенные потребности. Но ведь назначение - понятие весьма неоднозначное и неопределенное без указания его состава, содержания и количественной оценки. Например, назначением компьютера является обработка, накопление, хранение и воспроизведение в удобной для пользователя форме информации, измерительного прибора - устанавливать количественную величину некоторого параметра с требуемой точностью, транспортного средства - перемещение грузов в пространстве, металлорежущего станка - изменение формы и размеров исходного материала и т. п. Понимая буквально, если эти функции выполняются каким-то образом, то продукцию следует считать качественной независимо от степени удовлетворения потребности.

Можно предположить, что назначение может быть охарактеризовано набором показателей назначения, но ведь кроме этих показателей качество оценивается еще множеством других показателей качества, объединяемых в 12 групп (показателя надежности, стандартизации, технологичности, эргономичности, эстетичности и др.). В упоминавшемся проекте Закона (1989 г.) дается перечисление некоторых групп показателей, что даже при неполном их перечне загромождает определение понятия качества продукции, да при этом еще и "теряются" показатели назначения.

К числу существенных недостатков определения понятия качества продукции, содержащихся в указанных выше нормативных документах, также можно отнести следующие: отсутствует количественная сторона, степень удовлетворения потребности или степень полезности объекта, что важно для оценки его потребительной стоимости и конкурентоспособности из совокупности всех свойств не выделяются наиболее значимые для характеристики степени удовлетворения потребности и конкурентоспособности; отсутствует прямое указание на свойства, характеризующие пригодность для разработки и изготовления объекта в конкретных организационно-производственных условиях с ограниченными и приемлемыми затратами на единицу полезного эффекта; отсутствует сравнительный подход при определении качества, позволяющий выделить те признаки, которые отличают один объект от другого одинакового назначения и определяют его конкурентоспособность.

Последний из указанных недостатков является особенно весомым и логически обоснованно отсутствует в философских и энциклопедических определениях понятия качества.

Основное свойство, с которым связано качество продукции, - ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше других объектов, т. е. обладать конкурентоспособностью. При этом должна быть указана степень удовлетворения этих потребностей, а свойства, их не удовлетворяющие, не образуют потребительной стоимости, и их не следует учитывать в формировании сущности и в оценке качества продукции.

Качество продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации.

Одновременно качество продукции диалектически связано с количеством заложенного в ней общественно необходимого труда, т. е. со стоимостью и формируемой рынком ценой, и также может меняться в связи с изменением рыночной ситуации.

Как правило, повышение качества продукции сопровождается возрастанием затрат на ее создание (разработку и производство), но эта тенденция может быть предотвращена или ее влияние уменьшено использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства, производительности труда, которые ведут к снижению общественно необходимых затрат на единицу полезного эффекта продукции. Моральное старение продукции также ведет к относительному падению ее качества, хотя стоимость продукции может оставаться неизменной. Поэтому стоимость, а тем более устанавливаемая рыночными механизмами цена продукции не могут служить основным критерием качества продукции.

При этом важно учитывать, что общественно необходимыми затратами, формирующими цену продукции, корректируемую рыночной ситуацией, могут считаться лишь затраты, осуществляемые в пределах удовлетворения определенной общественной потребности, оцениваемой маркетинговыми исследованиями с учетом конкурентоспособности продукции и насыщенностью ею рынка.

Поскольку потребности в продукции определенного качества удовлетворяются потребительными стоимостями этой продукции в условиях сегментации рынка, это предопределяет особую важность для экономической науки и практики исследования сущности, критериев количественной оценки потребительной стоимости (общественной полезности) продукции, а следовательно, ее качества и конкурентоспособности, в чем остро нуждается как экономическая теория, так и хозяйственная практика, особенно в условиях рыночных экономических отношений, с привлечением методов исследования операций (особенно методов прогнозирования и экспертных оценок), достижений современной теории маркетинга, логистики, поведения потребителей.Таким образом,обобщая высказанные положения, определение понятия качества продукции может быть предложено в следующем виде: качество продукции - совокупность существенных свойств, количественно оцениваемых системой технико-экономических показателей, отличающих продукцию от другой аналогичного назначения, определяющих степень удовлетворения некоторых потребностей и спрос на продукцию в рыночных условиях создания и использования продукции при общественно необходимых затратах и формируемых рынком ценах на эту продукцию.

В существующих и предлагаемых определениях понятия качества продукции количественную его оценку предполагается осуществлять системой единичных (дифференциальных) показателей (характеристик свойств продукции), выражающих ее качественную определенность как продукта производства и средства удовлетворения потребности.

Обоснование, выбор и использование номенклатуры показателей являются важным условием объективной оценки качества продукции существующими методами квалиметрии.

От полноты номенклатуры показателей продукции, корректности их выбора и количественного определения в конечном итоге зависит достоверность и наглядность ее результатов и выбор предпочтительного варианта продукции в конкретных социально-экономических условиях и с ориентацией на потребителя.

Номенклатура показателей качества продукции должна обеспечивать учет всех внешних и внутренних факторов создания, реализации и использования продукции, сопоставимость создаваемой продукции с потребностями, для удовлетворения которых она предназначена, платежеспособным спросом потребителей и определения на этой основе эффективности ее создания и использования.

Качество продукции формируется в процессе ее создания (разработки и производства) и сохраняется на остальных стадиях жизненного цикла, прежде всего, на стадии эксплуатации, ради которой и создается любая продукция. Поэтому важную роль приобретает определение понятий и обеспечение качества процессов создания и использования продукции.

В развитие концепции качества в целом предлагается такое определение понятия качества процесса создания продукции (ПСП): качество ПСП - совокупность существенных свойств процесса, отличающих его от другого ПСП аналогичного назначения, определяющих соответствие параметров ПСП и выпускаемой продукции (выполняемых работ и услуг) установленным нормативными документами требованиям и обеспечивающих их конкурентоспособность.

Количественная оценка качества ПСП также обеспечивается системой технико-экономических и организационно-производственных показателей, формирование которых является одной из актуальных задач организации производства и квалиметрии.


4.Качество в ОАО «КамАЗ»

В ОАО «КамАЗ» хорошо поставленные цели. Она основана на достижение конкурентоспособности.

Контроль за качеством в ОАО «КамАЗ» с точки зрения улучшения качества, является мерой запоздалой и неэффективной. Но в некоторых цехах используется такой метод как самоконтроль. Каждый работник обязан смотреть за своей работой, и не имеет право пропустить брак или какой либо дефект, а если все-таки есть дефект, вызвать специалистов для устранения

Новая философия жизни, которую должен усвоить персонал ОАО «КамАЗ», заключается в изменении отношения рядовых рабочих к браку, к дефектам в работе. Руководство должно помогать персоналу в освоении этой философии, создавая соответствующие условия.

Профессиональная подготовка в ОАО «КамАЗ» носить систематический постоянный характер. Во многом это объясняется постоянно изменяющейся нормативной правовой базой, а порой и противоречивостью отдельных правовых актов. Данная учеба по подготовке кадров в производстве построена на анализе отклонений от технологий производственных процессов и разработке предложений по предотвращению этих отклонений.

Профессиональная подготовка в ОАО «КамАЗ» носить систематический постоянный характер. Во многом это объясняется постоянно изменяющейся нормативной правовой базой, а порой и противоречивостью отдельных правовых актов. Данная учеба по подготовке кадров в производстве построена на анализе отклонений от технологий производственных процессов и разработке предложений по предотвращению этих отклонений.

ОАО «КамАЗ» не уменьшает число поставщиков. Предприятие выбирает более низкие цены, но и более качественную продукцию.

Администрации ОАО «КамАЗ» необходимо устранить страх, прежде всего у самих себя, и всеми силами содействовать устранению его у своих подчиненных. Чем наказывать работников, необходимо поощрять за хорошую работу. Тогда и отдача буде гораздо больше.

На предприятии ОАО «КамАЗ» хорошо развита взаимосвязь с разными подразделениями. Если возникает какая-то проблема, она передается инженеру по качеству, те временем инженер передает технологам и предупреждает начальство и т.д. В производстве крайне важно, чтобы все подразделения предприятия работали как одна команда, имеющая общую

цель.

Призывами к лучшей работе, лозунгами и увещеваниями в любом структурном подразделении завода, автор считает недостатком руководства. В большинстве своем это не приводит к положительным результатам, т.к. понятно, что качество работы зависит не от исполнителей, а от системы, в которой они работают. Этот принцип очень актуален для производства.

Образовательное поощрение хорошо развито в ОАО «КамАЗ». Есть возможность обучаться в любых учебных заведения (оплачиваемые заводом). Существуют училища, прикрепленные к заводу. Есть программа повышения квалификации и т.д. Это хорошо сказывается при совершенствовании работы производства.


Заключение.

Современное представление о качестве изделий основано на принципе наиболее полного выполнения требований и пожеланий потребителя, и этот принцип должен быть заложен в основу проекта любого изделия. Основная суть управления качеством заключается в том, что ключевым понятием в бизнесе является качество работ, направленное на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. И этим качеством необходимо управлять. Естественно, что за такой простой сутью скрывается кропотливая работа как по созданию системы, способной эффективно управлять качеством, так и по созданию условий, при которых это самое качество будет поставлено во главу производственного процесса. Главная проблема при внедрении процедур управления качеством, как правило,- персонал. Внедрение процедур повышения качества требует зачастую изменения корпоративной культуры предприятия. В первую очередь культуры и квалификации управляющего персонала среднего звена. Именно от этой группы управляющих зависит удастся или нет вовлечь рядовых сотрудников в процесс тотального совершенствования технологий и контроля качества, внедрить в сознание понимание того, что повышение качества ведет к понижению потерь.

 

 


Список использованной литературы.

I. Книги

1.Ш. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. "Новое американское тотальное управлением качеством" http://ns.mibif.indi.ru/library/html/book/index.htm

2. Роберт К. Кэмпа "Бенчмаркинг: поиск наилучшего промышленного опыта, ведущего к превосходству в сфере производства http://ns.mibif.indi.ru/library/html/ book/index.htm

3.Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2004.

4.Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2001. – 238с.

5.Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

II. Нормативные акты:

1.Международный стандарт ISO 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

 

 

Date: 2015-04-19; view: 4122; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию