Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика социальных законов





Понятие социальных законов

Социальные законы - относятся к тем закономерностям, которые складываются в естественном ходе событий. Эти закономерности прежде всего проявляются в непреднамеренной последовательности действий многих индивидов в социальных ситуациях и непреднамеренных связях между элементами этих ситуаций.

Не все наблюдаемые закономерности социальных действий служат для формулирования социальных законов. Например: Закономерности, являются результатом конформности по отношению к особым предписаниям, соглашениям, договоренностям, разработанных человеком для регулирования поведения в обществе.

Человеческая или социальная сфера существования, совместно с физическими и органической сферами, образует естественно установленный и функциональный порядок. Такой порядок Флориан Знанецкий назвал «аксинормативным». А Эмиль Дюркгейм «моральным». Таким образом:

1) Нормальное функционирование общества зависит от конформности людей к нормам и ценностям (идеологическим моделям).

2) Помимо закономерностей, обусловленных аксионормативным порядком, значение имеют закономерности, имеющие естественный характер, т.е. естественным образом протекают в обществе. Эти закономерности и служат основанием формулирования научных законов.

Виды социальных законов

Законы, доказывающие инвариантное сосуществование социальных явлений.

«Любое общество независимо от его размеров, стратифицировано»,

«Всякая социализация начинается в первичных группах»,

«законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы».

Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека.

2) Законы, утверждающие функциональную зависимость между социальными явлениями:

«Чем больше люди обращаются друг к другу на условиях равенства, тем больше разделяют нормы и ценности друг друга и тем больше нравятся друг к другу».

«При прочих равных условиях, в периоды, когда существующая культура или/и система социальные отношений переживают быструю трансформацию, внутренние беспорядки усиливаются, и наоборот».

3) 3аконы, утверждающие закономерности развития и регулярные тенденции:

«Основная индустриализация способствует изменению темпов роста городов, освоению новых регионов, оказывает косвенное влияние на организацию семьи и уровень жизни, усиления секуляризации. (Что в свою очередь приводит и открытию и утверждению классовой структуры)».

«Там, где существуют этнические проблемы, резкая мобильность по нисходящей, порождает этнические предрассудки».

«Харизматический авторитет не остается стабильным, а становятся либо традиционным, либо рациональным».

4) Законы, утверждающие возможность, или статистическая вероятность связей между социальными явлениями:

«Долгосрочная тенденция роста числа разводов (по крайней мере в Западных странах) повышается и колеблется вместе с экономическими циклами».

«Преступное поведение наиболее вероятно:

А) среди тех, кто не прочно привязан к социальной группе, или к обществу в целом (вследствие неразделяемых норм поведения);

Б) Среди мужчин;

Г) Среди молодежи;

Д) В городских районах;

Е) Среди менее религиозных;

Ж) В мирное время, нежели во время войны или бедствия».

«Уровень социальной мобильности в индустриальных обществах изменяется прямо пропорционально уровню достигнутой индустриализации».

«Враждебная внешняя реакция на дружеское устремление, превращающееся в дружеские устремления, а дружеское устремление во враждебную реакцию».

Специфика социальных законов

Особенностями социальных законов являются:

1) Социальные законы косвенно опираются на другие явления и законы;

2) Подразумеваемые социальными законами количественные отношения, как правило, не отражаются в цифрах;

3) техническая невозможность применения цифровых законов в социологии связано с трудностями точного измерения социального параметров (переменных) и практической невозможности проведения наблюдений в точных экспериментальных условиях;

4) В социологии преобладают частные законы (во многом это объясняется отсутствием крупномасштабных сравнительных исследований) над общими. Частные законы применимы к «частным» историческим периодам и культурным областям. Общие законы действуют в любое время и повсюду.

4. В ее структуре можно выделить общую социологическую теорию (общую социологию), частные социологические теории и, в качестве базового элемента, поставляющего материал для теоретического анализа, – эмпирическую социологию.

Общая социологическая теория – это систематическое изложение наиболее общих законов, по которым развивается общественная жизнь, а также основных категорий и понятий, описывающих функционирование общества и его элементов. Именно в рамках общей социологии происходит теоретическое осмысление и включение в общую социологическую «картину мира» результатов, полученных в рамках частных социологических теорий.

В литературе часто встречается другое название – «теории среднего уровня», введенное видным американским социологом Р. Мертоном. Однако, как отмечает ряд отечественных специалистов, в русском языке слово «уровень» автоматически указывает на вертикальную иерархичность и, кроме того, имеет оценочную нагрузку (например: «средний» – это явно не «лучший», а «так себе»). Чтобы передать мысль Р. Мертона, правильнее было бы называть их «теориями среднего радиуса действия».

Частные социологические теории (теории среднего уровня, среднего радиуса действия) имеют самые разные основания для их обособления. Так, к числу теорий среднего уровня относят:

• социологические направления, ориентированные на отдельные сферы деятельности: экономическая социология, разрабатывающая социальные проблемы экономики; медицинская социология; социология менеджмента и др.;

• отрасли институциональной социологии, исследующие устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни: социология образования; социология брака, семьи, религии и др.

Существуют десятки других социологических концепций, которые также можно отнести к разряду теорий среднего уровня: социология города, социология досуга и т. д. и т. п. Совершенно очевидно, что с усложнением общественной жизни их количество будет только возрастать.

Под эмпирической социологией, несмотря на определенные разногласия специалистов, чаще понимают не только «совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации», но и сами результаты конкретных исследований. Понятно, что, будучи осмысленными в более широком контексте, в совокупности с материалами других социологических исследований, результаты исследований укладываются в логику той или иной теории среднего уровня (не теряя при этом своего эмпирического происхождения).

Ранее за этой частью социологии было закреплено название «прикладная социология», что не совсем корректно. Самая высокая социологическая теория может (и должна) использоваться в прикладных целях, ибо иначе теряется смысл самой социологии. Если наука о законах развития общества не может быть применена на практике – она не нужна. Собственно, бурное развитие социологии в XX в. было обеспечено именно ее практическим, прикладным использованием.

В последнее время принято выделять четвертый элемент социологического знания – социальную инженерию. Это социальные технологии, обеспечивающие социоинженерную деятельность, т. е. практическую деятельность руководителей и специалистов по управлению современным народным хозяйством и обществом. Почти дословно повторяя слова Питирима Сорокина, можно сказать, что социологизация общественной жизни – это знамение времени.

Однако существует обстоятельство, изрядно нарушающее стройность структуры социологического знания. Общая социологическая теория не является общепринятой для представителей всех социологических школ и направлений. На протяжении ХХ в. предпринимались, по выражению Роберта Мертона, «всеохватные систематические попытки развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эти попытки не увенчались успехом, и в рамках той части социологии, которая носит название «общая социологическая теория», сосуществуют и конкурируют несколько исследовательских парадигм.

К основным из этих парадигм в современной литературе принято относить: структурный функционализм, символический интеракци-онизм и парадигму социального конфликта.

Существует и другой подход. В нем выделяются пять парадигм, различающихся в зависимости от точки зрения авторов на содержание социальной реальности:

1. Парадигма социально-исторического детерминизма, основанная на марксистской социологической традиции.

2. Парадигма социальных фактов, сводящая социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам. Начало этого подхода относят к трудам Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы ведущим направлением является структурный функционализм.

3. Парадигма социальных дефиниций, в которой социальная реальность выступает как совокупность значений, символов, в которых люди оценивают окружающий мир. Родоначальником ее является М. Вебер, впоследствии выделились направления феноменологической социологии, символического интеракционизма и этнометодологии.

4. Парадигма социального поведения, связанная с бихевиористским подходом и теорией социального обмена, продолжающая психологическое направление в социологии.

5. Парадигма психологического детерминизма, развиваемая в теориях неофрейдизма и фрейдомарксизма.

5. Социологическое видение мира — вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. Почему? Да потому, что это — комплексное знание, включающее в себя элементы психологии, социальной психологии, экономики, педагогики и т.п. Экономист сильнее экономического социолога (есть такая специальность) в части узкотехнических, профессиональных вопросов. Но социолог с экономической ориентацией видит предмет шире и правильнее.

То же самое касается и политических деятелей. Примеров ошибок, связанных с отсутствием у многих политиков социологической культуры, более чем достаточно. Вы сами можете привести массу примеров того, к чему приводит незнание социокультурных факторов, традиций и обычаев народа, отношения к жизни и труду, социальных норм и законов развития социальных институтов.

Все мы в той или иной мере — стихийные социологи. Мы расставляем других по шкале престижа, социальному положению, уровню образования и воспитания; одних относим к бедным, других — к богатым; с одними стремимся во что бы то ни стало познакомиться (памятуя о их связях и власти), а других сторонимся. Все мы взвешиваем на «социальных весах», которые внутри каждого из нас. Разница лишь в том, что взвешивать можно неумело или грамотно и точно.

Под социологическим воображением П. Штомпка понимает способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов: а) рассматривать любое событие как результат деятельности социальных агентов, умение их четко идентифицировать; б) понимать скрытые за поверхностью явлений культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь; в) изучать настоящее в связи с предшествующей традицией; г) воспринимать общественную жизнь в динамике; д) признавать вариативность форм проявления общественной жизни2. Эверетт Хьюз относил к социологическому воображению способность расширять границы человеческого мира, проникать во внутренний мир других людей, сравнивать одни культуры с другими. В этом заключается одна из главных задач социологического образования.

Для того чтобы понимать малое в тесной связи с большим, считает Ю.В. Фененко, нужно развивать социологическое воображе-ние2. Это особый угол зрения, прием в познании действительности. Человек может осмыслить свой жизненный опыт, только поместив себя в определенную социальную среду и сопоставив свое положение в ней с положением тех, кто находится в сходных обстоятельствах. Социологическое воображение предполагает восприятие и личности, и социальной группы, а также всех фактов реальности, в конкретном социальном контексте. Формировать социологическое мышление и развивать социологическое воображение — это задача каждого изучающего социологию.

6. Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один — общество, но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе — социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.

Date: 2015-05-09; view: 5968; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию