Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стабильность и вариативность поведения





Хотя Кэттэлл был озабочен согласованностью поведения и структурой лич­ности, его интересовали также процесс и мотивация. Так же как и при иссле­довании черт, с которых он начинал изучение личности, в попытках опреде­лить динамические черты, являющиеся мотивационными источниками пове­дения, большое внимание он уделял факторному анализу (Cattell, 1985). Его анализ последовательностей действий, которые люди предпринимают в конк­ретных ситуациях, и паттернов действий, которые «ходят вместе» (т.е. одно­временно появляются и исчезают), привели его к заключению, что человечес­кая мотивация состоит из врожденных тенденций, названных эргами (ergs), и мотивов, детерминированных средой, которые были названы сентиментами (sentiments). Примеры эргов — эрги безопасности, секса и самоутверждения. Примерами сентиментов служат религиозные мотивы («Я хочу молиться Богу»), карьерные мотивы («Я хочу приобрести навыки, необходимые для работы») и мотивация, связанная с Я-концепцией («Я никогда не испытываю желания нанести вред своему самоуважению»). Наши действия, как правило, служат



Глава 7. Подходы к личности со стороны ее черт


АКТУАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

«НУЖНЫЕ КАЧЕСТВА»: ХАРАКТЕРИСТИКИ УСПЕШНЫХ КАПИТАНОВ БИЗНЕСА


Некоторое время назад Том Вулф написал книгу о первой команде аме­риканских астронавтов. Группа состоя­ла целиком из мужчин, которые чув­ствовали, что обладают «нужным качеством»: мужской отвагой, требую­щейся для того, чтобы стать летчиком-испытателем и астронавтом. Другие претенденты также были хорошо под­готовлены, но, если они не обладали «нужным качеством», они не подходили.

Большинство профессий с повы­шенными требованиями к людям име­ют свои собственные «нужные каче­ства» — личностные характеристики или черты, которые наряду с профес­сиональными навыками обеспечивают успех. Например, что позволяет чело­веку добраться до высших ступеней руководства? Судя по последним ис­следованиям, разница между старши­ми руководителями, которые успешно продвигаются до уровня руководителя высшего ранга, и теми, кому это не удается, часто весьма тонкая и трудно уловимая. Представители обеих групп выказывают недюжинные таланты и обладают как заметными достоинства­ми, так и некоторыми существенными слабостями. Хотя не существует един­ственной черты, которая отличала бы одну группу от другой, однако оказа­лось, что те, кто не достигает желан­ной цели, часто обладают следующи­ми качествами: они нечувствительны (несенситивны) по отношению к лю­дям, не вызывают доверия, холодно-отчужденно-высокомерны, сверх­амбициозны, угрюмы, неустойчивы к давлению и часто прибегают к исполь-


зованию механизмов психологической защиты. Успешные же руководители, напротив, вызывают доверие у людей и хорошо их понимают.

К настоящему времени попытки определить способности и личностные качества, необходимые для лидера, насчитывают уже долгую историю. В ка­кой-то момент исследователи отка­зались от надежды отыскать универ­сальные качества личности лидера. Лидерское поведение стали считать си­туативным по происхождению: разные ситуации требуют различных навыков и различных личностных качеств. Однако недавний обзор литературы по­зволяет предположить, что слухи о смерти личностного подхода к лидер­ству, видимо, преждевременны. Неко­торые качества личности, такие, как смелость, стойкость, убежденность, все же являются универсальными для ли­деров. Помимо этих качеств общими для лидеров, видимо, являются и следую­щие черты: энергичность, решитель­ность, адаптивность, напористость, общительность, настойчивость в дос­тижении цели и устойчивость к стрессу.

Исследователи, особенно индуст­риальные психологи, изучающие лич­ностные черты, продолжают свои по­пытки определить те характеристики личности, которые отвечают за успех в различных профессиях. Большое коли­чество разнообразных личностных тес­тов, включая 16 P.F., применяется во многих областях, где нужен професси­ональный отбор.

Источники: Psychology Today, February, 1983; Holland, 1985.


Факторно-аналитический подход Раймонда Б. Кэттэлла (1905-1998) 279

удовлетворению нескольких мотивов одновременно, и усилия по удовлетворе­нию сентиментов предпринимаются ради более фундаментальных эргов, или биологических целей.

Понятно, что Кэттэлл не рассматривает человека как статичную целост­ность или как систему, действующую одинаково во всех ситуациях. Как человек поведет себя в данный конкретный момент, будет зависеть от черт его личности и мотивационных переменных, соответствующих ситуации. Кроме того, при­ходится вводить еще два жизненно важных понятия, чтобы учесть изменчи­вость поведения — состояния и роли. Различие между состояниями и чертами у Кэттэлла похоже на то, которое мы видели у Оллпорта (см. табл. 7.1). Он исполь­зует понятие состояния, относя его к смене настроений и эмоций, которая отчасти провоцируется спецификой ситуации. Можно привести такие примеры состояний, как тревожность, депрессия, усталость, возбуждение и любопыт­ство. Учитывая то, что черты описывают стабильные и обобщенные паттерны действий, Кэттэлл подчеркивает, что для точного описания поведения инди­вида в данный момент требуется измерять и черты, и состояния: «Каждый прак­тикующий психолог — фактически каждый умный наблюдатель человеческой природы и истории человеческой жизни — понимает, что состояние человека в данный момент определяет его поведение в той же степени, что и его черты» (1979, р. 169). Иначе говоря, поведение человека в определенной ситуации не может быть предсказано только на основании черт, без учета того, устал ли он, или разгневан, или чего-то боится и т.д.

Второй важный источник преходящих влияний связан с понятием роли. Согласно Кэттэллу, определенные действия более тесно связаны с особеннос­тями внешних ситуаций, чем с личностными факторами. Например, традиции и моральные нормы могут модифицировать влияние личностных черт, так что «каждый может азартно орать на футбольном матче, менее азартно — за обедом и ни в коем случае не будет орать в церкви» (1979, р. 250). Кроме того, понятие роли означает, что одно и то же воздействие воспринимается индивидом по-разному в зависимости от его роли в данной ситуации. Например, учитель мо­жет реагировать на поведение детей в классе совсем иначе, чем в тех ситуациях, где он учителем не является.

Короче говоря, хотя Кэттэлл считает, что личностные факторы обеспечи­вают определенную степень стабильности поведения в любых ситуациях, он также полагает, что настроение (состояние) и способ презентации человеком себя в данной ситуации (роль) оказывают значительное влияние на его поведе­ние: «С какой жадностью Смит набросится на еду, зависит не только от того, насколько он голоден, но и от того, какой у него темперамент и обедает ли он дома или в обществе сотрудников» (Nesselroade & Delhees, 1966, p. 583). Теория Кэттэлла говорит о том, что поведение выражает черты личности человека, которые действуют в данной ситуации, эрги и сентименты, связанные с атти-тьюдами, относящимися к ситуации, и состояния и ролевые компоненты, ко­торые варьируют во времени и от ситуации к ситуации.

Помимо своего интереса к структуре личности и к динамике функциониро­вания, Кэттэлл проводил исследования и в области развития личности и


280 Глава 7. Подходы к личности со стороны ее черт

психопатологии. Вопрос о развитии стоял для него, главным образом, как вопрос об относительном вкладе среды и наследственности в каждую черту, а вопрос о патологии — как вопрос о личностных различиях между группами пациентов с разными видами заболеваний. В отличие от Айзенка, который специализировался на применении поведенческой терапии к патологическому поведению, Кэттэлл не был связан ни с каким определенным видом психотерапии.

Date: 2015-05-09; view: 657; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию