Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Погрешности измерений физических величинМЕХАНИКА И ТЕРМОДИНАМИКА Методические указания к вводному занятию и к лабораторным работам № 0 – 6 по физике для студентов I курса всех специальностей
Новосибирск
Составители: А.В. Баранов (вводное занятие) А.М. Погорельский, В.В. Христофоров (лаб. работа №1) В.Б. Уткин (лаб. работа № 2) Б.Л. Паклин (лаб. работа № 3) А.М. Погорельский, В.В. Христофоров (лаб. работа № 4) В.В. Христофоров (лаб. работа № 5 новая редакция) Д.Д. Березиков (лаб. работа № 6)
Рецензент: Б.И. Юдин, канд. Физ.-мат. Наук, доц.
Работа подготовлена кафедрой общей физики
Ó Новосибирский государственный технический университет, 2002 г.
Введение
В лабораторном практикуме Вы постоянно будете иметь дело с измерениями физических величин. Необходимо уметь правильно обрабатывать и представлять результаты этих изме-рений. Цель данного раздела – сообщить основные сведения, касающиеся особенностей физических измерений, обработки и представления результатов. Для более полной и детальной информации следует обращаться к специальной литературе, например [1-5].
Погрешности измерений физических величин
Под измерением понимается операция, в результате которой определяется, во сколько раз интересующая величина больше или меньше величины той же природы, принятой за единицу. Таким образом измерение является актом сравнения: расстояние сравнивается с единицей расстояния, время – с единицей времени, ток – с единицей тока и т.д. Единицы измерения при этом должны быть предварительно определены. В лабораторном практикуме необходимо придерживаться международной системы единиц СИ. Часто одну и ту же величину можно измерить разными способами. Например, высоту здания можно измерить: 1) с помощью рулетки, 2) с помощью секундомера, определив время свободного падения небольшого по размерам металлического шарика, 3) с помощью рулетки, угломера и лазера, определив расстояние от здания до лазера и угол, под которым лазерный луч направлен на вершину здания, и т. д. Анализируя подобные ситуации, можно прийти к следующему выводу: измерения бывают прямые и косвенные. В случае прямого измерения значение искомой величины непосредственно определяется с помощью прибора, шкала которого проградуирована в единицах измерения этой величины. В случае косвенного измерения значение величины вычисляется по формуле, которая связывает искомую величину с другими, измеренными прямо или косвенно. Очевидно, в нашем примере первое измерение высоты является прямым, а второе и третье – косвенными. Измерение можно производить как однократно, так и многократно, пытаясь воспроизвести одни и те же условия. Если мы произведём многократные измерения высоты здания последовательно каждым из трёх способов, то сравнение результатов измерений между собой приведёт нас к очень интересным и важным выводам. 1. Результаты измерений первым способом могут отличаться от результатов измерений вторым способом, а последние, в свою очередь, от результатов измерений третьим способом и т. п. Разные способы измерения одной и той же величины могут давать разные её значения. 2. Результаты многократных измерений с помощью одного и того же способа тоже могут отличаться друг от друга.
|