Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетное управление как часть системы управления предприятием





1.1 Сущность, цели и задачи бюджетирования

Целью финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимым объемом финансовых ресурсов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных и заемных финансовых источников. Рассматривая планирование более подробно, можно отметить следующие его локальные цели:

1) обеспечение производственного, научно-технического и социального развития предприятия, прежде всего за счет собственных средств, но с использованием также заемных и привлеченных;

2) оптимизация финансового результата преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

3) обеспечение на должном уровне финансовой устойчивости и ликвидности предприятия.

С помощью финансового планирования предприятие имеет возможность эффективно решать такие основные задачи как:

1) обеспечение производственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами;

2) установление рациональных финансовых взаимоотношений с другими субъектами хозяйствования, финансово-кредитными учреждениями, государством;

3) определение путей наиболее эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

4) выявление и мобилизация внутренних резервов увеличения прибыли за счет рационального использования финансовых ресурсов;

5) осуществление контроля за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия.

Финансовое планирование, охватывая важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, взаимосвязано с планированием производственной деятельности. Показатели всех плановых финансовых инструментов базируются на планах объема производства и реализации, ассортимента товаров и услуг, себестоимости продукции. Они должны создавать необходимые финансовые условия для успешного исполнения этих планов.

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности.

1. Принцип финансового соотношения сроков - поступление и использование средств должно осуществляться в установленные сроки.

2. Принцип платежеспособности - планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств для обеспечения погашения краткосрочных обязательств.

3. Принцип приспособления к потребностям рынка - для предприятия важно учесть конъектуру рынка и свою зависимость от получения кредитов.

4. Принцип максимальной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную рентабельность. [5]

Внутрифирменное финансовое планирование предполагает использование различных бюджетов. Разработка бюджетов является составной частью финансового менеджмента.

Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, позволяющая анализировать прогнозируемые финансовые показатели и управлять с их помощью ресурсами (прежде всего финансовыми как отдельного бизнеса, так и компании в целом).[8]

Финансовое планирование и бюджетирование тесно переплетаются между собой. Оба вида планирования обеспечивают информацией своих потребителей, определяют ее состав и содержание.


 

Взаимодействие между финансовым планированием и бюджетированием достигается на основе преемственности и комплексного использования информации, единства норм и нормативов. Каждому виду планирования присущи свои особенности, но они имеют и общие характеристики: в качестве единых объектов выступают все процессы хозяйственной деятельности, такие как процессы снабжения производства и реализации, представляющие собой кругооборот хозяйственных и финансовых ресурсов предприятия. Эти объекты не могут существовать изолированно. Однако, выполняя разные функции, они рассматриваются как неотъемлемые составные части финансового планирования и бюджетирования.

 

1. 2 Функции бюджетирования

1. Функция планирования. Данная функция является самой важной.

Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому определению цели на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

2. Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе.


Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия. [1]

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации.[4]

Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:

· обеспечение текущего планирования;

· обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

· обоснование затрат предприятия;

· создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

· исполнение требований законов и контрактов.

Таким образом, бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов. Внедрение бюджетирования помогает создать целостную и достаточно эффективную систему управления. Наличие процедуры бюджетирования является нормой для любой компании в развитых странах мира, и в последние годы широко внедряется на передовых предприятиях России. Очень важным является и то, что создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления.

 

 

1.3 Виды и содержание бюджетов

Бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.


 

Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только, о доходах (бюджет продаж,) а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации. [4]

Принято выделять, 8-12 операционных бюджетов.

Операционные бюджеты являются основой для составления результирующих, финансовых бюджетов.Именно в операционных бюджетах содержится информация для финансового планирования. При составлении всей совокупности бюджетов (операционных и финансовых) необходимо:

- спрогнозировать объем продаж;

- определить ожидаемый объем производства;

- рассчитать производственные издержки и операционные затраты;

Бюджет продаж

Бюджетирование начинается с формирования бюджета продаж, в котором может быть представлено свыше 90% доходов экономического субъекта.

Бюджет продаж - отправная точка в системе бюджетирования, так как план продаж (в прежней терминологии - план реализации продукции, план заказов, план поставок и т.п.) влияет практически на все остальные бюджеты предприятия (на все планы хозяйственной деятельности фирмы).

Бюджет продаж показывает плановые объемы реализации продукции в номенклатурном разрезе в натуральном и стоимостном выражении.


 

Общий объем продаж зависит от платежеспособного спроса на продукцию предприятия, производственных возможностей его (его мощности), от поставленных руководством целей (достичь безубыточности, заработать определенную прибыль, охватить тот или иной сегмент рынка и др.).

Показатели бюджета продаж могут детализироваться не только по номенклатуре реализуемой продукции, но и по типам покупателей (даже по отдельным крупным потребителям), регионам, горизонту планирования и т.д.

При составлении бюджета продаж используются данные маркетинговых исследований, результаты переговоров с заказчиками и клиентами, оценки производственных возможностей предприятия, другая информация (о конкурентах, долгосрочных тенденциях на рынках, продажах в предыдущие периоды и пр.).

Бюджет поступлений денежных средств

Бюджет поступлений денежных, средств представляет собой расчет ожидаемых денежных поступлений от продажи товаров с отсрочкой платежа.

Бюджет поступлений денежных средств является основой для составления в последующем одного из важнейших результирующих бюджетов - бюджета движения денежных средств

Бюджет производства.

В традиционной системе управления предприятием данный бюджет часто называют производственной программой, поскольку он представляет собой план выпуска продукции в натуральном выражении. При составлении этого бюджета, прежде всего, учитывается бюджет продаж.

Производство = Продажи - Начальный запас + Конечный запас

Другими словами, количество продукции, которое надо произвести, равно плановому объему продаж плюс желаемый запас готовой продукции на конец планового периода минус запас готовой продукции на начало периода.

Бюджет производства определяет базу для разработки бюджетов материальных затрат, расходов на оплату труда и цеховых накладных расходов.

Бюджет прямых материальных затрат и закупок

Составлению бюджета прямых материальных затрат на производственную программу предприятия предшествует расчет этих затрат для каждого изделия. Фактическое исполнение этого бюджета будет означать экономию или перерасход материальных затрат на каждое изделие. Такой подход позволяет организовать управление затратами, в том числе и по каждой номенклатурной позиции выпускаемой продукции.

Основой для составления бюджета являются плановые данные о выпуске продукции, которые содержатся в бюджете производства.

Бюджет прямых затрат на оплату труда

Бюджет затрат на оплату труда и график выплат заработной платы рассчитываются исходя из системы оплаты труда, применяемой на предприятии.

Планирование оплаты труда осуществляется предприятием самостоятельно в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда, предусмотренными трудовыми контрактами или коллективными договорами, и с учетом положений трудового законодательства.

Бюджет накладных расходов

Бюджет накладных расходов производства включает переменную и постоянную составляющие. Большинство накладных расходов являются постоянными; они не меняются в прямой зависимости от производственной деятельности. Даже в том случае, если предприятие бездействует (или почти бездействует), заработная плата основным служащим, многие расходы по сбыту, рекламе, стоимость вспомогательной рабочей силы, страховые взносы, налоги, амортизация и многие другие расходы продолжают производиться.

Бюджет себестоимости продукции

Данный бюджет представляет собой своеобразный итог трех бюджетов: прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда и производственных накладных расходов.


Спланированная в рамках данного бюджета себестоимость реализации продукции необходима для расчета финансового результата работы предприятия, т. е. для составления бюджета доходов и расходов (прогноза отчета о прибылях и убытках предприятия).

Бюджет коммерческих расходов

Планирование деятельности организации невозможно без учета расходов, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг, которые составляют существенную часть в общих расходах предприятия. Только определяя плановую производственную себестоимость и прогнозируя стоимость коммерческих расходов, предприятие может осуществить расчет полной (коммерческой) себестоимости продукции, формировать финансовый результат и прогнозировать рентабельность продаж.

Затраты предприятия на реализацию произведенной или приобретенной продукции являются коммерческими расходами (расходами на продажу).

Бюджет управленческих расходов

В бюджет управленческих расходов входят все затраты, не связанные с производством и сбытом продукции. Большинство управленческих затрат носит постоянный характер; переменная часть затрат, если она присутствует, планируется как процент от объема продаж.

Бюджет доходов и расходов

На основе приведенных ранее операционных бюджетов разрабатываются основные (финансовые) бюджеты. Одним из них является бюджет доходов и расходов. В традиционной бухгалтерии ему соответствует отчет о прибылях и убытках (форма №2 приложения к бухгалтерскому балансу). Он обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за период и показывает эффективность принятых управленческих решений.

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов.


Бюджет движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств является вторым основным (финансовым) бюджетом и формируется с учетом двух составляющих: ожидаемых поступлений (используется в основном информация из бюджета продаж) и ожидаемых выплат (информация берется из различных операционных бюджетов). Данный бюджет позволяет проследить денежные потоки, своевременно найти источники финансирования деятельности.

Можно сказать, что контроль за состоянием денежных поступлений и платежей - важнейшая задача управления предприятием в условиях рынка.

Бюджет по балансовому листу

Бюджет по балансовому листу содержит важную управленческую информацию. Этот документ позволяет заблаговременно (а не по факту) оценить устойчивость фирмы, ликвидность ее активов, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, соотношение собственных и заемных средств, другие результирующие показатели. На основании таких оценок менеджеры могут разработать и осуществить разнообразные меры, направленные на повышение эффективности деятельности компании (по взысканию дебиторской задолженности, по работе с кредиторами, по размещению временно свободных финансовых средств, по взаимодействию с акционерами, по увеличению собственного капитала, по сокращению запасов и т.д.).

 

1.4 Методика составления бюджетов на предприятии

Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д.

Исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым менеджером предприятия. При определении плановых показателей реализации применяется, как правило, расчетно-аналитический метод планирования. Для обеспечения процесса бюджетирования с помощью предлагаемой методики используются как федеральные нормативы (ставка налога на прибыль), так и внутрипроизводственные, некоторые из них уже имеются на предприятии и используются для внутренней отчетности. Для использования предлагаются следующие нормативы:

ставка налога на прибыль;

проценты по долгосрочным и краткосрочным кредитам;

график оплаты дебиторской задолженности;

график оплаты кредиторской задолженности;

норматив переменных накладных затрат на рубль реализации;

норматив переменных административных и маркетинговых затрат на рубль реализации.

Основой системы бюджетирования является нормативная база. Она включает нормы расхода сырья и материалов, цены, тарифы, нормативы оплаты, расценки и т.п. Эта информация собирается учетным блоком, исследуется, рационализируется и затем применяется в процессе планирования.

Важным сегментом нормативной базы являются нормативы распределения доходов и формирования лимитов затрат. Эта информация возникает в процессе планирования бюджетов и используется при их исполнении.

Бюджет продаж. Исходными данными для составления бюджета являются прогноз продаж, прогноз цен на реализуемую продукцию с разбивкой по кварталам и прогноз коэффициентов инкассации.

Поступление денежных средств в планируемом периоде от реализации объектов строительства рассчитывается по формуле:

ПДСt = ВРt * КИt

где ВРt - выручка от реализации в планируемом периоде,

КИt - коэффициент инкассации выручки в планируемом периоде.

Бюджет незавершенного производства.

Исходные данные незавершенного производства III квартал 2012г (НЗПБ).

Исходные данные НЗП в ремонте составляют примерно 20% от выручки. Величина незавершенного производства по ремонтным работам на конец планового периода рассчитывается по формуле:

НЗПt =Врt / Врt-1 * НЗПt-1

где ВРt, ВРt-1 - выручка от реализации в планируемом и предыдущем периодах соответственно;

ЗПt, НЗПt-1 - запас незавершенного производства в планируемом и предыдущем периодах соответственно;

НЗПt-1 по объектам строительства на III кв. 2012г. = НЗПБ - НЗПр

Формула 5

где НЗПБ - незавершенное производство по балансу,

НЗПр, - незавершенное производство по ремонтным работам.

Величина незавершенного производства по строительным объектам на конец планового периода рассчитывается на основании сметной документации. Бюджет составлен с разбивкой незавершенного производства по кварталам и объектам строительства. Объем незавершенного производства по строительным объектам рассчитывается: как сумма незавершенного производства объектов за данный квартал.

Бюджет производства.

На основании бюджета незавершенного производства составляется бюджет производства. В данном бюджете планируется объем производства продукции, а так же объем реализации ремонтных работ и объектов строительства.

Прирост незавершенного производства от ремонтных работ в t-ом периоде рассчитываются по формуле

?НЗПt = НЗПt - НЗПt-1

Объем производства складывается из плана реализации на данный квартал плюс изменение запаса незавершенного производства:

ОПр t = ОРt +? НЗПt +ОбНЗПt

где ОПр t - объем производства продукции в t-ом периоде;

ОРt - объем реализации продукции в t-ом периоде;

ОбНЗПt - объем незавершенного производства по строительным объектам в t-ом периоде.

Бюджет прямых материальных затрат и бюджет закупок включает в себя расчет объемов потребного для производства материалов и графика оплаты этих покупок. Бюджет составляется исходя из бюджета производства с учетом необходимой для предприятия динамики остатков материалов на складе, а также предполагаемого графика оплаты приобретаемых материалов.

Величина запаса материалов по ремонтным работам на конец планового периода так же определяется методом пропорциональной зависимости от объема реализации, с учетом возможности планового изменения оборачиваемости запасов материалов, путем введения норматива снижения уровня запаса материалов, и рассчитывается по формуле 8:

Мтt = Мтt-1 ВРt /ВРt-1 (1- НсМтt)

где Мтt, Мтt-1 - запас материалов в планируемом и предыдущем периодах соответственно;

НсМтt - норматив снижения запаса материалов относительно предыдущего периода.

Прирост запаса материалов по ремонтным работам в t-ом периоде рассчитывается по формуле 9

? Мтt = Мтt - Мтt-1

Объем закупок материалов складывается из прироста запасов материалов и производственной потребности в материалах (потребности в материалах на объем выпуска реализованной продукции и прирост запасов НЗП). Производственная потребность в материалах по строительным объектам определяется по сметной документации.

Объем закупок материалов определяется по формуле 10:

ЗакМt= ПотрМрt + Мтt +ПотрМстрt

где: ПотрМрt - потребность в материалах на планируемый период по ремонтным работам,

ПотрМстрt - потребность в материалах на планируемый период по строительным объектам.

Расчет оплаты закупок в текущем периоде производится по формуле 11:

ОЗакМt= Коп ЗакМt

где ЗакМt - объем закупок данного периода,

Коп - коэффициент оплаты закупок данного периода.

Неоплаченная часть закупок текущего квартала переходит в кредиторскую задолженность этого периода. При составлении бюджета планируется снижение

Расчет оплаты материалов производится аналогично расчету получения денег на основании планируемого графика погашения задолженности за приобретенные материалы.

Бюджет прямых затрат на оплату труда составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты. Прямые затраты на оплату труда представляют собой сдельную заработную плату основного производственного персонала, размер которой прямо зависит от количества произведенной продукции.

Основой для составления данного бюджета являются плановые данные о выпуске продукции, которые содержатся в бюджете производства.

Исходными данными для составления укрупненного бюджета прямых затрат на оплату труда производственного персонала по строительным объектам являются данные сметной документации.


 

Прямые затраты на оплату труда по ремонтным работам на конец планового периода рассчитаны на основе соответствующего норматива прямых затрат на рубль произведенной продукции на планируемый период рассчитываться по формуле 11:

ППt= НПП ОПр t

где ППt- прямые затраты на оплату труда,

НПП - норматив прямых затрат на оплату, показывающий удельный вес прямой заработной платы в стоимости произведенной продукции.

Бюджет производственных накладных затрат

Этот бюджет включает в себя все производственные затраты, кроме прямых затрат на материалы и оплату труда. Накладные расходы по строительным объектам планируются по данным сметной документации.

Накладные затраты по ремонтным работам рассчитываются по формуле 12:

НЗt= НПЗ ППt

где НЗt- накладные затраты по ремонтным работам в планируемом периоде,

НПЗ - норматив накладных затрат по ремонтным работам.

Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и прогнозного баланса предприятия. Себестоимость реализованной продукции определяется с учетом движения запасов в планируемом периоде.

Затраты на производство за период складываются из закупок материалов, прямой оплаты труда, накладных расходов, амортизации рассчитываться по формуле 13:

ЗПрt = ЗакМt + ППt + НЗt+ Амt

где ЗПрt - затраты на производство за период,

НЗt - накладные затраты,

Амt - амортизация за период.

Себестоимость реализованной продукции на планируемый период рассчитывается по формуле 14:

СбСt = Зt-1 + ЗПрt - Зt

где СбСt - себестоимость реализованной продукции,

Зt-1, Зt - запасы на конец предыдущего и планируемого периодов соответственно.

Зt-1 = НЗПt-1 + Мтt-1 (2.13)

Зt = НЗПt + Мтt = НЗПt-1 +?НЗПt+ Мтt-1+?Мтt

Учитывая формулы 14 и 15 выражение 16 можно переписать следующим образом:

СбСt = ЗПрt -?НЗПt -?Мтt

Бюджет коммерческих и управленческих затрат.

Коммерческие расходы имеют переменный характер и поэтому планируются пропорциональным методом от реализации продукции по формуле 17

КЗt= НОКЗ ПП

где КЗt- коммерческие затраты в планируемом периоде,

НКЗ - норматив коммерческих затрат на рубль реализованной продукции.

Управленческие затраты постоянные задаются суммами, как исходные данные.

Плановый отчет о прибыли и убытках позволяет определить планируемую прибыль предприятия, наличие которой является необходимым условием его деятельности. Отчет о прибыли и убытках вставлен в общую систему именно для целей проверки этого необходимого условия. В дальнейшем, при составлении бюджета денежных средств, может обнаружиться потребность в дополнительном финансировании.

Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все поступления и уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть как положительным, так и отрицательным. В основном используется бюджет денежных средств, спрогнозированный на один год с разбивкой по кварталам или месяцам, но кроме того, могут быть и более детальные бюджеты с разбивкой по дням или неделям на предстоящий месяц.


Бюджет с разбивкой по кварталам или месяцам используется для планирования, а с разбивкой по дням или неделям - для текущего контроля денежных средств.

В доходную часть бюджета денежных средств включаются: реализация в планируемом периоде (справочно), поступление определенной части средств от реализации продукции в текущем квартале (в соответствии с заданным коэффициентом инкассации), оплата дебиторской задолженности за продукцию, реализованную в предыдущем периоде.

В расходную часть бюджета денежных средств включаются следующие статьи: затраты на закупку материалов (справочно), оплата определенной части материалов (в соответствии с заданным нормативом), оплата кредиторской задолженности (неоплаченные в предыдущем периоде материалы), затраты на оплату труда производственного персонала, накладные затраты, административные и маркетинговые затраты, проценты по кредитам, налог на прибыль, инвестиции. Все эти данные берутся из соответствующих бюджетов.

Итоговая сумма расходов (ИРt) равна:

ИРt = ОЗакМt +КЗt + ППt + НЗt +АМЗt+ НПt

где ИРt - итоговая сумма всех платежей планируемого квартала,

НПt - налог на прибыль, который определяется как планируемая прибыль данного квартала, умноженная на ставку налога на прибыль,

Денежные средства нетто (чистый денежный поток данного квартала) равны:

Иt = ИПt - ИРt

Начальный остаток денежных средств для первого периода планирования равен денежным средства в отчетном балансе, для последующих периодов планирования - конечному остатку денежных средств предыдущего квартала.

Конечный остаток денежных средств (ДСt) равен:

ДСt = ДCt-1 + Иt

где ДСt и ДCt-1 - денежные средства на конец планируемого и предыдущего кварталов соответственно.

Завершает систему бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния активов и пассивов компании на конец планового периода.

Уравнение операции записывается следующим образом:

Активы = Обязательства + Прибыль

Или, что то же:

Активы = Обязательства + (Доходы - Расходы)

Укрупненно, таблица состоит из двух частей, отражающих уравнение операции (активы и пассивы). Каждая из этих частей может быть разделена на необходимое количество колонок, отражающих конкретные составляющие активов и обязательств. В раздел обязательств, в соответствии с уравнением операции, добавлена колонка (прибыль и убытки), отражающая результат финансовой операции. В применении к процессу формирования планового баланса эта таблица представляет собой сводную матрицу балансового метода финансового планирования.

Плановый баланс в своем обычном виде получается путем переноса данных из таблиц Сводной матрицы финансового планирования в соответствующие графы баланса.

 


2. Бюджетирование на предприятии ООО «МеталлСтрой»

2.1 Характеристика предприятия ООО «МеталлСтрой» и анализ его финансового состояния

ООО «МеталлСтрой» ремонтно-строительное предприятие было создано 27 февраля 2005 года.

ООО «МеталлСтрой» имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным Уставом.

Характер договорных отношений в ООО «МеталлСтрой» является генподрядным, а вид выполняемых работ - общестроительные (выполняются основные виды строительных работ: земляные, бетонные, монтаж конструкций и т.д.).

Ремонтно-строительные услуги:

- Монтаж сборных железобетонных и бетонных конструкций;

- Кровельные работы (устройство кровель из рулонных материалов, устройство деталей кровель из металлических листов);

- Отделочные работы (производство фасадных работ, монтаж подвесных потолков, производство обойных работ, стекольных работ, облицовочных работ);

- Устройство инженерных сетей (устройство колодцев, прокладка сетей электроснабжений, прокладка тепловых сетей, прокладка канализационных сетей, прокладка линий связи);

- Устройство систем вентиляции, кондиционирования воздуха, водопроводных сетей, сетей отопления, электроосвещения;

- Оказание бытовых услуг населению по ремонту оборудования, канализационных сетей и так далее.

В производственную структуру ООО «МеталлСтрой» входят участки, отделы, выполняющие основные, вспомогательные и обслуживающие функции.

ООО «МеталлСтрой» использует подрядный способ производства строительно-монтажных работ (СМР), а также пользуется услугами субподрядных организаций. Работы выполняются в соответствии с договором подряда. Взаимоотношения сторон регулируются главой 37 «Подряд» ГК РФ, а также другими законами и нормативными актами.

На основании строительного подряда ООО «МеталлСтрой» обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Зачастую ООО «МеталлСтрой» заключает договора строительного подряда на строительство объекта «под ключ», который предусматривает выполнение полного инвестиционного цикла: проектирование, строительство и специальные работы, сдачу объекта в эксплуатацию. ООО «МеталлСтрой» привлекает для выполнения комплекса или вида работ другие организации-субподрядчики.

При этом ответственность перед заказчиком за выполнение всех видов работ надлежащего качества и в сроки, предусмотренные договором, принимает на себя подрядчик. Отсюда следует, что ООО «МеталлСтрой» выступает в роли генерального подрядчика.

 

Проведем анализ прибыли и рентабельности. Данные для оценки динамики показателей прибыли за 2011 год приводятся в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Финансовые результаты деятельности ООО "МеталлСтрой"

 
Показатели 2010 год 2011 год Изменение (+, -)  
  Тыс. руб. Тыс. руб. Тыс. руб. %  
1. Валовая прибыль (убыток)       12,84  
2. Проценты к получению          
3. Управленческие расходы       95,01  
4. Доходы от участия в других организациях          
5. Прочие доходы       254,74  
6. Прочие расходы       1255,07  
7. Себестоимость продаж     -32789 -46,63  
8. Выручка     -35001 -39,98  
9. Прибыль (убыток) до налогообложения   -11222 -19856 -229,97  
10. Текущий налог на прибыль       0,00  
11. Прибыль (убыток) от продаж   -354 -9699 -103,79  
12. Чистая прибыль (убыток)   -11256 -18057 -265,51  
           

По данным таблицы видно, что сумма прибыли до налогообложения уменьшилась в отчетном году на 19856 тыс. руб., что составило 229,97 %. Это обусловлено увеличением прочих расходов предприятия на 10506 тыс. руб,, что составило 1255,07 %, увеличение управленческих расходов на 7487 тыс. руб., что составило 95,01 %, снижение выручки на 35001 тыс. руб,, что составило 39,98 %, что и привело к убытку ООО "МеталлСтрой" за 2011 год.

Положительная динамика просматривается только в увеличении прочих доходов на 349 тыс. руб., что составило 254,74, и снижение себестоимости продаж на 32789 тыс. руб., что составило 46,63 %.

Далее произведем рассмотрение показателей рентабельности, таблица 2.2.

Таблица 2.2

Динамика коэффициентов рентабельности ООО " МеталлСтрой"

 
Показатели В 2010 году В 2011 году Изменение (+,-)  
Исходные данные, тыс.руб.        
1. Выручка     -35001  
2. Себестоимость продаж     -32789  
3. Прибыль от продажи продукции   -354 -9699  
4. Прибыль до налогообложения   -11222 -19856  
5. Чистая прибыль   -11256 -18057  
Коэффициенты рентабельности        
6. Рентабельность затрат, % 11,05 -21,22 -32,27  
7. Рентабельность продаж, % 10,67 -0,67 -11,34  
         

В целом по предприятию наблюдается ухудшение рентабельности затрат на 32,27 % и рентабельности продаж на 11,34 %.

 

 

2.2 Оценка системы бюджетирования предприятия

Представим процедуру составления бюджетов для ООО «МеталлСтрой».

Общий бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджета. Операционный бюджет представлен бюджетами закупки товаров, продаж и издержек обращения. Целью составления операционного бюджета является формирование отчета о прибылях и убытках. Определение целевого объема и структуры продаж (в отличие от большинства других стадий разработки, проекта сводного бюджета) - это скорее управленческое искусство, нежели рутинная процедура. Тем не менее, базовые принципы взаимосвязи показателей затрат, уровня цен, физического объема как факторов, определяющих доход от реализации, - это та методологическая основа, без которой эффективное планирование бюджета продаж невозможно.

Сначала составляется прогноз продаж (табл. 2.3). Бюджет продаж - отправная точка в системе бюджетирования, так как план продаж (в прежней терминологии - план реализации продукции, план заказов, план поставок и т.п.) влияет практически на все остальные бюджеты предприятия (на все планы хозяйственной деятельности фирмы).

Таблица 2.3 Бюджет продаж ООО «МеталлСтрой»на 2012 год

 
Показатели В 2011 году Прогноз на 2012 год Изменение  
    Всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал тыс. руб. %  
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, всего     22668,50 22668,50 22668,50 22668,50   72,58  
В том числе:                  
от кап. ремонта               13,39  
Изготовление металлоконструкций               186,74  
от электромонтажных работ     1666,50 1666,50 1666,50 1666,50   108,18  
                   

В 2011 году выручка от продаж продукции ООО «МеталлСтрой» всего, составила 52541 тыс. рублей. На 2012 год планируется реализовать продукции и оказать услуг на общую сумму 90674 тыс. рублей, что на 72,58 % или 38133 тыс. рублей больше чем в 2011 году.

В 2012 году рост услуг по капитальному ремонту жилых домов в размере 13,39 % или 4438 тыс. руб. Рост объемов услуг по производству металлоконструкций планируется увеличить на 186,74 % или 30231 тыс. рублей по сравнению с 2011 годом. Доходы от электромонтажных работ в 2012 году запланировано увеличить на 3464 тыс. рулей, что на 108,18 % больше чем в 2011 году.

В целом рост доходов ООО «МеталлСтрой» в 2012 году планируется в размере 72,58 %. Далее произведем расчет ожидаемых денежных поступлений в 2012 году. Для этого рассмотрим бюджет поступлений денежных средств.

Таблица 2.4 Бюджет поступлений денежных средств в ООО "МеталлСтрой" в 2012 году

 
Показатели 2011 году Прогноз на 2012 год Изменение  
    Всего 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Тыс. руб. %  
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, всего               172,58  
2. Поступления денежных средств, всего               133,48  
3. Дебиторская задолженность               1298,98  
                   

Как видно из таблицы 2.4 сумма поступлений денежных средств ниже, чем выручка. Это объясняется в первую очередь тем, что покупатели имеющие отсрочку платежа оплачивают за продукцию позже, когда как продукция уже продана. В 2012 году ожидается рост дебиторской задолженности на 298,98 % или 23132 тыс. рублей. Рост дебиторской задолженности не является положительным фактором, так как на время отвлекает средства из оборота фирмы, однако при росте объемов продаж и с учетом современного развития системы коммерческого кредитования увеличение дебиторской задолженности свидетельствует о росте объемов продаж. В целом организация планирует получить денежных средств в 2012 году в размере 59805 тыс. рублей. Поступление денежных средств по кварталам не равномерно, и имеет тенденцию к увеличению, что объясняется в первую очередь снижением спроса на продукцию и услуги в конце года.

Для увеличения объемов продаж продукции организация использует систему коммерческого кредитования, поэтому динамика дебиторской задолженности имеет большое значение в эффективном управлении компанией. Рассмотрим бюджет движения дебиторской задолженности (табл.2.5).


 

Таблица 2.5

Бюджет дебиторской задолженности ООО «МеталлСтрой» на 2012 год

 
Дебиторская задолженность Остаток на начало года Поступление Выбытие Остаток на конец года  
           
  1 квартал        
           
  2 квартал        
           
  3 квартал        
           
  4 квартал        
           
           

В 2012 году дебиторская задолженность составит 30869 тыс. руб. Если рассматривать поквартальное движение дебиторской задолженности видно, что в начале года ее размер уменьшается, а к концу года увеличивается, что обусловлено сезонностью спроса на продукцию и услуги предприятия.

Рост дебиторской задолженности является негативным фактором, но его негативное влиянием организация может сглаживать, увеличивая свою кредиторскую задолженность перед поставщиками. У организации имеются резервы роста кредиторской задолженности, что будет подробно рассмотрено при анализе бюджета кредиторской задолженности.

Потребность в запасах напрямую зависит от объема продаж. Рост объемов продаж в ООО «МеталлСтрой» запланирован в размере 72,58 % (табл. 2.4). Для выполнения плана по продажам предприятие должно запланировать рост объема товарных запасов.

Определить объем товарных запасов можно с помощью следующей формулы:

Товарные запасы план = (?Vвыр*Vтзп)+(Vтзп*10%)

где:?Vвыр - темп прироста выручки, %

Vтзп - объем товарных запасов;

(Vтзп*10%) - гарантированный запас.

По данным бухгалтерского баланса товарные запасы на конец 2011 года составляют 6941 (без НДС) тыс. рублей.

Товарные запасы в плановом 2012 году составят:

ТЗ план = (6941 * 72,58%)+(6941*10%) = 5732 тыс. рублей

Кроме того при планировании запасов, должно быть учтено изменение спроса в течение года. Произведем расчеты в табл. 2.6

Таблица 2.6 Бюджет закупок ООО «МеталлСтрой» на 2012 год

 
Товарные запасы Остаток на начало года Поступление Выбытие Остаток на конец года  
           
  1 квартал        
           
  2 квартал        
           
  3 квартал        
           
  4 квартал        
           
  Итого        
           

Бюджет закупок продукции ООО «МеталлСтрой» на 2012 год запланирован в размере 11058 тыс. руб. Продажа оборудования запланирована в размере 7763 тыс. рублей. Остатки на конец года составят 5732 тыс. рублей.

Следующим этапом бюджетирования на предприятии является составление бюджетов затрат и себестоимости. Издержки обращения организации являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организации.

В начале проведем рассмотрение бюджета коммерческих расходов.

Для планирования коммерческих расходов необходимо воспользоваться "методом процента от продаж". Этот метод будет использован для переменных издержек обращения. Произведем рассмотрение бюджета коммерческих расходов в табл. 2.7

Таблица 2.7 Бюджет коммерческих расходов ООО «МеталлСтрой»

 
Статьи издержек Обращения В 2011 году В 2012 году (план) Отклонение  
      (+;-) %  
  Сумма Уд. вес Сумма Уд. вес (тыс.р.)    
  (тыс.р.)   (тыс.р.)        
1.Выручка от продажи     46 405   12 031    
2. Коммерческие расходы   4,2   4,0      
2.1 Транспортные расходы   0,2   0,2      
2.2 Реклама   0,5   0,5      
2.3 Упаковка   0,1   0,1 -5    
2.4 Комиссионные   1,5   1,5      
2.5 Расходы по аренде и содержанию основных фондов   0,5   0,4      
2.6 Командировочные расходы   0,2   0,2      
2.7 Расходы на исследование рынка   0,5   0,4      
2.9 Прочие расходы   0,7   0,7      
               

В 2012 году увеличение коммерческих расходов планируется на 128% или 401 тыс. рублей.

Сумма постоянных расходов, таких как арендная плата, расчетно-кассовое обслуживание, определена для каждой статьи отдельно. Арендные платежи за аренду здания офиса, транспортных средств определены исходя из пролонгированных договоров аренды с учетом увеличения стоимости коммунальных услуг. Этот же подход использовался при определении суммы расходов по услугам банков.

Далее произведем рассмотрение бюджета управленческих расходов, табл. 2.8. К управленческим относят расходы, не связанные с производственной или коммерческой деятельностью предприятия (зарплата управленцам, содержание непроизводственного имущества, командировки, услуги связи, проценты за кредиты, налоги и пр.). Состав этих затрат целесообразно принимать с учетом элементов себестоимости.

Таблица 2.8

Бюджет управленческих расходов ООО «МеталлСтрой» на 2012 год

 
Показатель В 2011 году В 2012 году Отклонение  
Статьи управленческих расходов Сумма, тыс. руб. % Сумма, тыс. руб. % (+,-) %  
1. Материальные затраты   37,0   36,3   125,6  
2. Зарплата управленческого персонала   25,0   24,5   125,4  
3. Начисления ЕСН   6,6   6,2   121,0  
4. Амортизация   10,7       131,2  
5. Налоги   3,0       168,7  
6. Проценты за кредит   13,9     -707 27,7  
7. Прочие затраты   3,8       504,9  
Итого           128,0  
               

В 2012 году планируется увеличение управленческих расходов на 128% или 1973 тыс. рублей. В заключении бюджетирования затрат организации проведем рассмотрение бюджета себестоимости продукции.


 

Таблица 2.9

Бюджет себестоимости продукции ООО «МеталлСтрой» на 2012 году

 
Показатель В 2011 году В 2012 году Отклонение  
  Сумма, тыс. руб. % Сумма, тыс. руб. % (+,-) %  
1. Прямые материальные затраты   44,4          
2. Прямые затраты на оплату труда   34,0          
3. Прочие расходы   21,6          
4. Себестоимость реализации продукции   100,0          
               

Рост себестоимости продаж и оказания услуг запланирован в размере 128% по сравнению с 2011 годом. Рост прямых материальных затрат планируется 30% по сравнению с предыдущим годом.

Рост себестоимости значительно ниже, чем рост выручки от продаж и оказания услуг, что в целом является положительным фактором и положительно повлияет на финансовом состоянии организации.

Далее произведем составление бюджета расчетов с кредиторами.

ООО «МеталлСтрой» имеет несколько типов кредиторов:

· поставщиков и подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставленные товары (работы, услуги);

· собственных работников, с которыми предприятие рассчитывается по зарплате;

· государственный бюджет, с которым предприятие рассчитывается по налогам;

· государственные внебюджетные фонды, с которыми предприятие рассчитывается по единому социальному налогу;

· кредитные учреждения или другие заемщики, с которыми предприятие рассчитывается по кредитам и ссудам.

В 2012 году ООО «МеталлСтрой» планирует увеличить на 3120 тыс. рублей кредиторскую задолженность поставщикам, для того чтобы сгладить негативное влияние роста дебиторской задолженности.

Задолженность организации другим кредиторам планируется удерживать на уровне 2011 года. Произведем рассмотрение бюджета расчетов с кредиторами, таблица 2.10.


 

Таблица 2.10

Бюджет расчета с кредиторами ООО «МеталлСтрой» на 2012 год

 
Задолженность В 2011 году Прогноз на 2012 год Изменение  
      тыс. руб. %  
1. Поставщики и подрядчики 6 132 9 252      
2. Перед персоналом организации          
3. Внебюджетным фондам          
4. Перед бюджетом          
5. Авансы полученные 1 611 1 611      
6. Прочие кредиторы          
Итого 11 724 14 844      
           

В 2012 году кредиторская задолженность возрастет в целом по предприятию на 27% или 3120 тыс. рублей. Рост кредиторской задолженности в 2011 году составил 34%, таким образом, наблюдаются снижение темпов роста кредиторской задолженности по сравнению с отчетным годом. Следующим этапом финансового планирования является составление бюджета доходов и расходов предприятия.

Бюджет доходов и расходов (табл. 2.11) предназначен для планирования финансовых результатов работы ООО «МеталлСтрой».

В традиционной бухгалтерии ему соответствует отчет о прибылях и убытках (форма № 2 приложения к бухгалтерскому балансу). Это результирующий плановый документ, поскольку здесь при его составлении рассчитываются плановые значения прибыли, а получение прибыли, как известно, является целью деятельности ООО «МеталлСтрой».

Именно поэтому чрезвычайно важно знать размеры прибыли заблаговременно и только тогда можно разработать планы использования прибыли для целей инвестирования, погашения кредитов и займов, решения других хозяйственных вопросов. При составлении бюджета доходов и расходов ООО «МеталлСтрой» учитывается, что при планировании выручки (доходов) и затрат (расходов) производится по "отгрузке". Значения прочих операционных, внереализационных доходов и расходов планируется удержать на уровне 2011 года.

Таблица 2.11

Бюджет расходов и доходов ООО «МеталлСтрой» на 2012 год

 
Показатель В 2011 году В 2012 году (план) Изменение  
      (+,-) %  
1. Доходы и расходы от продаж продукции и оказания услуг          
1.1. Выручка от продаж продукции и оказания услуг 34 374 46 405 12 031    
1.2. Себестоимость продаж продукции и оказания услуг     5 920    
1.3. Коммерческие расходы          
1.4. Управленческие расходы     1 973    
1.5. Прибыль от продаж 4 751 8 488 3 737    
1.6. Прочие операционные доходы          
1.7. Прочие операионные расходы          
1.8. Прочие внереализационные доходы          
1.9. Прочие внереализационные расходы          
1.10 Прибыль до налогооблажения 3 855 7 592 3 737    
1.11 Налог на прибыль          
1.12 Чистая прибыль 2 659 5 770 3 111    
           

В 2012 году увеличить чистую прибыль планируется на 3111 тыс. рублей, т.е. плановое увеличение по сравнению с 2011 годом составит 2 раза.

Положительное влияние на рост чистой прибыли в первую очередь оказывает более высокий прирост выручки от продаж по сравнению с ростом себестоимости. В целом в плановом периоде ожидается значительное улучшение финансовых показателей предприятия однако в бюджет предприятия закладывается высокий размер прибыли, и в условиях рынка фирма несет различные риски, которые могут оказать негативное влияние на деятельность предприятия. В данном случае у ООО «МеталлСтрой» высокие риски недовыполнение бюджета. Следующим и заключительным этапом бюджетирования ООО «МеталлСтрой» является составление прогнозного бухгалтерского баланса. Результаты расчетов представим в табл. 2.12


 

Таблица 2.12

Прогнозный бухгалтерский баланс ООО «МеталлСтрой» на 2012 год

 
АКТИВ На начало отчетного периода На конец отчетного периода  
АКТИВ      
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Нематериальные активы      
здания, машины и оборудование      
Незавершенное строительство      
Долгосрочные финансовые вложения      
Итого по разделу I      
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ      
Запасы      
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)      
Краткосрочные финансовые вложения      
Денежные средства      
Итого по разделу II      
БАЛАНС      
ПАССИВ      
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ      
Уставной капитал  

Date: 2015-06-08; view: 1404; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию