Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование. Просвещение в России обретало все более четкий светский характер





Просвещение в России обретало все более четкий светский характер. Вместе с тем традиционная форма «об­учения грамоте» была массовой и повсеместной. Увеличилось чис­ло солдатских гарнизонных школ. Основное внимание уделялось образованию дворян в закрытых учебных заведениях. В 1731 г. был создан Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. — Морской шляхетский корпус. Помимо этого, дворянских детей обучали в частных пансионах, а также на дому. В XVIII в. входит в моду приглашение учителей-иностранцев, особенно французов.

Несмотря на столь крупные успехи в области просвещения в России потребность в системе образования ощущалась все бо­лее остро. По инициативе императрицы разработка проектов школьного образования была поручена одному из ярких общест­венных деятелей того времени — И. И. Бецкому. Он был инициа­тором и женского образования.

Для решения проблемы начального образо­вания в 1782 г. организуется «Комис­сия об учреждении училищ» (открылись 4-классные и 2-классныенародные училища в Пе­тербургской губернии). Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 раз­личных учебных заведений, в которых обучалось около 60 тыс. человек.

Одно из главных событий сер. XVIII в. - открытие первого высшего гражданского учебного заведения — Москов­ского университета. Куратором его был И. И. Шувалов. Однако идейным строителем Московского университета был М. В. Ломо­носов (проект организации университета; он добивался того, чтобы университет был бессословным и светским (так как в нем не преподавалось богословие); его активное участие и в создании учебников). При университете - гимназия с двумя отделе­ниями (для дворян и разночинцев).

Создание в России Академии наук, бурное развитие в XVIII в. мирового естествознания способствовали становлению и разви­тию русской науки.

33 Наука

Значительного уровня развития достигла в XVIII в. русская наука. М. В. Ломоносов (1711—1768) был выдающимся ученым XVIII в., интересы которого охватывали различные области наук. Главная его заслуга состояла в основании и открытии Москов­ского университета (1755 г.).

В XVIII в. растет интерес российского общества к своему исто­рическому прошлому, появляются историографические труды. Первый русский историк В. Н. Татищев (1686—1750) пишет «Историю Российскую с самых древнейших времен». Вслед за Та­тищевым появляются исторические труды: М. В. Ломоносова; М. М. Щербатова; И. Н. Болтина; И. И. Голикова; Г. Ф. Миллера и др.

В 70—80-е гг. XVIII в. на страницах периодической печати пу­бликуются исторические документы.

Ряд интереснейших достижений характеризует развитие тех­нической мысли в России. Но в большинстве случаев техниче­ские новшества не находили применения. Одним из известней­ших изобретателей того времени был И. П. Кулибин (1735—1810).

Широкое развитие получили физико-географические иссле­дования и естествознание. В 1724 г. по приказу Петра I была сна­ряжена Первая Камчатская экспедиция во главе с В. Берингом и А. И. Чириковым. Итоги этой экспедиций грандиозны: описаны богатства Урала, Сибири и Алтая, собраны материалы по геогра­фии, зоологии, ботанике, этнографии и т. п.

 

Литература и общественная мысль. Театр

В условиях феодально-крепостнического строя литература была по преимуществу дворянской. Народное творчество было устным. Дворянская литература XVIII в. развивалась в русле клас­сицизма. Основным направлением в литературе был классицизм в виде од, трагедий, похвальных слов.

А. П. Сумароков (комедии и трагедии, выполняющие воспитательные функции). Ранний представитель клас­сицизма XVIII в. — А. Д. Кантемир. Важным этапом в развитии русского классицизма явилось творчество придворного поэта В. К. Тредиаковского (1703—1769). Отстаивая чистоту русского ли­тературного языка, М. В. Ломоносов создает учение о трех лите­ратурных «штилях». Крупнейшим русским поэтом конца XVIII в. был Г. Р. Державин (1743—1816).

На исходе XVIII в. наблюдается отход от классицизма, преодо­ление сентиментализма и формирование реалистических тенден­ций. Раньше всего это проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина (1745—1792) — создателя социальной комедии.

Основоположник русского сентиментализма считается писа­тель, ав­тор «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзин (1766—1826).

Крупнейшей фигурой русской общественной мысли является А. Н. Радищев (1749—1802; занимал пост военного прокурора). В своем литературном произведении «Пу­тешествие из Петербурга в Москву» он осуществил переход от лите­ратурного жанра сентиментализма к критическому реализму.

Во вт.пол. XVIII столетия в России происходит раз­витие журналистики. Первые част­ные журналы («Трудолюбивая пчела» А. П. Сумарокова). В основном это были дворянско-сословные издания. В период прав- ления Екатерины II развернулась деятельность просветителя Н. И. Но­викова (издатель сатирических журналов «Трутень», «Живописец», «Пустомеля», издатель словарей, детских, женских журналов).

Театральное искусство. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П. Б. Шереметьева и Н. П. Шереметьева. В труппе Шереметева блистала знаменитая крепостная актриса и певица П. И. Ковалева-Жемчугова (1768— 1803).

 

35 Живопись

Характерная черта живописи XVIII в. — освобождение от культовой тематики. Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет. Реализм начинает проявляться в портретах А. П. Ант­ропова (1716—1795). Успешно работал в жанре портрета крепо­стной художник Шереметева И. П. Аргунов (1729—1802).

Русское портретное искусство этого времени имеет мировое значение, особенно выделяются три мастера: Дмитрий Левицкий; Владимир Боровиковский; Федор Рокотов.

Наряду с пышным парадным портретом в творчестве Ф. С. Рокотова (1736—1808) появляется портрет неофициальный, интим­ный, все внимание в котором обращено не на пышные одежды, а на лицо человека.

Многообразно и широко представлено творчество Д. Г. Левицкого (1735—1822). Парадные портреты Левицкого, восхищающие велико­лепием одежд, передают богатство предметной фактуры. Примеры тому — портрет заводчика П. А. Демидова; серия порт­ретов воспитанниц Смольного института — под­ростков-девочек в образе светских дам (Е. И. Нелидовой, Е. Н. Хру-щовой и др.). Д. Г. Левицкий писал портреты Дидро, Екатерины II.

Продолжателем традиций Левицкого был В. Л. Боровиковский (1757—1825), в портретах которого искусство психологизма до­стигло вершины совершенства. Мастер близок к сентиментализ­му (портреты мечтательной и томной М. И. Лопухиной — один из лучших образцов этого жанра; царицы Екатерины II, гуляющей в саду в простой одежде, без всяких атрибутов ее царственного положения, за который Боровиковскому присудили звание ака­демика).

 

Date: 2015-06-08; view: 440; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию