Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что помогает и что вредит развитию личностиУспешное овладение в школе разнообразным кругом знаний создает у маленького школьника хорошее эмоциональное самочувствие. В эти годы возникают достаточно выраженные связи с товарищами по классу. И если дома, в семье хороший психологический климат, то это и пора близких, откровенных отношений с родителями. Важно, чтобы развитие ребенка происходило без психологических травм. Такие травмы могут быть вызваны испугом, переживанием обиды, несправедливости, боязнью неудачи в учебных занятиях или насмешками и недоброжелательством сверстников. Подобные травмы вызывают у детей состояние повышенной тревожности и сказываются на их поведении и занятиях. Благоприятно сказывается на развитии личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов. Основой для подобных конфликтов может быть расхождение между сформировавшимся уровнем притязаний в различных областях (учение, спортивные занятия, положение среди сверстников, положение в семье) и реальным положением дел. Например, младший школьник привык к хорошим оценкам, а они стали хуже из-за того, что он стал менее прилежен. Он привык к похвалам, а теперь его не хвалят. Он привык к тому, чтобы товарищи его слушались, а теперь его не слушаются. Дома он был кумиром, а теперь родился маленький, и все внимание перенесено на него... Из всего этого может рождаться раздражение, недовольство, зависть, если нежелательные особенности поведения вовремя не замечаются взрослыми и если те не предпринимают необходимых предупредительных мер. Основой для конфликтов может быть не только несоответствие высокого уровня притязаний реальному положению дел, но и стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство. Если у ребенка самооценка вообще была понижена (из-за нездоровой обстановки дома, неважных отношений в школе, неверия в свои силы), то дальнейшее ухудшение реального положения может вызвать у него состояние отчаяния и безвыходности. В этих случаях особенно недопустимы попреки и насмешки — ими ничего не поправишь, они лишь усугубляют плохое самочувствие ребенка. Родителям следует подбодрить ребенка, дать ему возможность проявить упорство и усердие. 280 Он, несомненно, добьется известного улучшения в делах; а вместе с тем придет и уверенность в том, что он может так же, как и другие ребята, успешно заниматься. Если же с самого начала самооценка была повышенна, не соответствовала положению дел, то осознание изменения обстоятельств (стал получать плохие отметки, посыпались замечания о недостатках в поведении) ведет к аффективным вспышкам, проявляется в озлобленности, в обвинении окружающих (придираются, несправедливы), в переживании чувства зависти. Надо помнить о том, что повышенное внимание окружающих лишь к успехам ребенка (при некритическом отношении к его недостаткам) в ряде случаев приводит к образованию у ребенка устойчиво высокой самооценки, которую нелегко перестроить, да и сама эта перестройка проходит болезненно. Мы уже отметили, что ребенка, не уверенного в своих силах, застенчивого, переживающего как нечто фатальное свои случайные неуспехи, надо подбадривать, внушать ему веру в свои силы — так, чтобы его самооценка повысилась. В случаях же большой самоуверенности, чувства превосходства над своими товарищами, при очень высокой самооценке надо отмечать недостатки, изъяны в выполнении тех или других действий, чтобы снять любование собой, установку на пренебрежительное отношение к сверстникам; только так может быть создано более правильное отношение к себе. На развитии личности ребенка может неблагопрятно отражаться недостаточное развитие у него навыков труда, вообще привычки делать что-либо настойчиво, систематически. Отсюда возникает лень и разболтанность даже тогда, когда даются интересные задания. Борьба с такой неорганизованностью, с ленью — неотложное дело. Усилия ребенка при выполнении нелегкого задания всегда подкрепляйте ободряющими словами. Вызовите веру в то, что задание может быть выполнено хорошо. Ребенок должен привыкнуть к необходимости усилий и вместе с тем увидеть, что добросовестный труд и воля вознаграждаются успехом. И наконец, как само собой понятное условие успешного формирования ценных качеств личности ребенка назовем хороший психологический климат в семье и в коллективе класса. Младший школьный возраст — это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот, волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому (если его слушают, конечно). В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития маленького школьника, залог возникновения, роста и укрепления необходимых качеств и свойств личности. 281
|