Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ТРЕНЕРА В СПОРТИВНОМ КОЛЛЕКТИВЕ





 

«Советский строй не может терпеть воспитания молодежи в духе безраз­личия к советской политике, в духе
наплевизма и безидейности.
...Задача... состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запро­сы, воспитать новое поколение бод­рым, верящим в свое дело, не боя­щимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».

(Из постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград»).

«У нас колоссальные возможности для того, чтобы очень легко, красиво и радостно воспитывать замечательные коллективы, а, следовательно, и заме­чательных людей».

А. С. Макаренко.

 

Новичок-подросток, увлекшийся спортом, отдает ему все свое свободное время. Можно без преувеличения сказать, что его характер и мо­рально-волевые качества в значительной мере, если не целиком, формируются в спортивном коллективе, и тренер обязан влиять на мировоз­зрение своего воспитанника. Как справедливо указывает проф. П. А. Рудик, одно из важнейших качеств во­ли — ее принципиальность, не может быть выработано сред­ствами спорна. Формирование этого качества зависит 6т миро­воззрения человека. В наше понимание советского спортсмена органически входят его патриотичность, высокие коммунисти­ческие принципы, здоровая коммунистическая мораль, любовь я уважение к коллективу, любовь к труду и умение работать и то, что мы называем большевистским характером.

«Молодому советскому поколению предстоит укрепить силу и могущество социалистического советского строя, полностью использовать движущие силы советского об­щества для нового невиданного расцвета нашего благосостояния и культуры. Для этих великих задач молодое по­коление должно быть воспитано стойким, бодрым, не боя­щимся препятствий, идущим навстречу этим препятствиям и умеющим их преодолевать. Наши люди должны быть образованными, высокоидейными людьми, с высокими культурными, моральными требованиями и вкусами» (из доклада т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»; «Правда», 21 сентября 1946 г.).

Так формулирует коммунистическая партия цели воспита­ния советского молодого человека. Так, и только так, должен понимать задачи воспитания педагог-тренер, подчиняя им свою практическую работу; только тогда его практика будет на деле служить коммунистическому воспитанию молодежи.

У многих тренеров, к сожалению, до сих пор существует ошибочная и, несомненно, вредная точка зрения, что культурно-политическое воспитание спортсмена — не их обязанность, что воспитанием должны заниматься только школа, комсомол, пе­дагоги общественных дисциплин.

Кто бы ни вел воспитательную работу — преподаватель об­щеобразовательных дисциплин, мастер группы в ремесленном училище или инструктор спорта — главная ее задача — воспи­тать коллективиста, коммуниста.

М. И. Калинин говорил:

«Коммунистические принципы, если взять их в простом виде, — это принципы высокообразованного честного передового человека, это — любовь к социалистической родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, лю­бовь к социалистическому труду и целый ряд других вы­соких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих свойств, этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания.

...Мы должны воспитать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине. Я говорю не об отвлеченной, не о платони­ческой любви, а о любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает никакой пощады к врагам, которая не остановится ни перед каки­ми жертвами во имя родины» (М. И. Калинин, О ком­мунистическом воспитании, «Молодая Гвардия», 1947).

Задачи воспитания осуществляются тренером в спортивном коллективе, а формирование спортивного коллектива — не столько узкоорганизационный вопрос, но и вопрос всей систе­мы воспитания новичка. Лучшие советские тренеры — К. В. Градополов, А. А. Гольдштейн, Б. С. Денисов и другие — в практи­ческой работе убедились, с какой огромной силой воздействуют на физкультурника спортивный коллектив, тон, стиль и традиции в нем установившиеся.

Воздействие спортивного коллектива на новичка многосто­ронне. Оно не ограничивается чисто спортивным влиянием, ког­да новичок перенимает от товарищей лучшие образцы техники и манеру вести бой. Новичок и ведет себя в коллективе всегда так, как в этом коллективе принято. Всякий, кто нарушит уста­новившиеся традиции, встретит противодействие всего коллек­тива и очень быстро научится эти традиции уважать.

Проф. С. Л. Рубинштейн в своей книге «Основы общей пси­хологии» указывает на трудности для волевого регулирования поведения в подростковом возрасте: с одной стороны появле­ние новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле, требует укрепления со­знательной основы воли. С другой стороны, у подростка возни­кает тенденция высвободить свою волю из ограничений, кото­рые накладывает на нее ближайшее окружение. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. Сам он особенно чувствует пер­вое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенно под­черкивают второе.

Решающее влияние здесь оказывает воспитание в коллекти­ве, который, при общности идеологии в нем, не дает развиться у подростка анархии собственных импульсов и влечений, легко снимает проявления негативизма и упрямства, направляет фор­мирование воли и характера подростка в русло сознательной' дисциплины и, в конечном итоге, содействует развитию его по­ложительных волевых качеств.

Параллельное воспитательное влияние тренера и коллекти­ва на новичка приносит неоценимые и устойчивые положитель­ные результаты. Поэтому важно, чтобы цели воспитания, по­ставленные тренером, были или стали целями всего коллектива, чтобы понимание текущих задач работы и тренера и коллектива было одинаковым; чтобы тренер-руководитель стал подлинным членом самого коллектива и, не противопоставляя коллективу себя, жил его интересами. Это вовсе не означает, что тренер должен плестись в хвосте за коллективом. Когда в коллективе проявляются антиобщественные тенденции и поступки — то, что называют «отсталыми» настроениями, тренер должен про­явить всю силу своего авторитета, употребить все средства, чтобы убедить коллектив, чтобы переломить такие настроения, а если нужно, то и наказать их носителей.

Первой задачей воспитания, которую ставит перед собой тренер, должно быть воспитание коллектива для то­го, чтобы в дальнейшем могло быть осуществлено воспита­ние в коллективе.

Чтобы создать подлинный коллектив, объединенный общи­ми целями в общем труде, определенной системой ответственности и полномочий каждого и прочной взаимосвязью его членов, руководитель должен использовать опыт и достижения советской педагогической науки и в первую очередь такого мастера коллективного воспитания, как А. С. Макаренко.

В спортивной работе, где ни один факт спортивной жизни не проходит вне коллектива и без коллектива, где достижения отдельного физкультурника зависят от постановки работы в кол­лективе, а достижения коллектива определяются личными ре­зультатами его членов — приложение педагогических принципов А. С. Макаренко не может не дать плодотворных резуль­татов.

«Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Лекции о воспитании» и другие книги А. С. Макаренко должны стать на­стольными у каждого советского тренера, как источник педагоги­ческой теории, как выражение коммунистической педагогики, опирающейся на учение Ленина—Сталина.

 








Date: 2015-05-04; view: 168; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию