Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема №10: Взаимодействие учителя и детского коллектива в воспитательном процессеПлан: 1. Проблема коллектива и личности в педагогике. 2. Детский коллектив как объект и субъект воспитания. 3. Законы формирования и этапы развития детского коллектива. 4. Педагогическое руководство и самоуправление в коллективе учащихся. 5. Развитие личности в коллективе. Форма занятия: проблемная лекция Цель: раскрыть разнообразие трактовок понятию «коллектив», обозначить основные особенности и проблемы взаимодействия коллектива и личности, ознакомить с основными законами формирования и этапами развития коллектива. Основные понятия по теме: коллектив, закон перспективных линий, закон параллельного действия, авторитарный стиль руководства, демократический стиль руководства, самоуправление.
Основное содержание лекции
1. Существует много определений коллектива. Коллектив – объединение людей, которые имеют общественно значимую цель, совмещенную с целью индивидуальной, принимающих участие в деятельности по достижению цели и имеющие общие интересы. Общественно-значимая цель – главный показатель коллектива. Классификация коллективов: 1. по целям и содержанию деятельности: (трудовой, учебный, боевой т.д.) 2. по форме организации и возникновению: (организованный, стихийно-сложившийся, незримый). 3. по составу участников (одновозрастной и разновозрастной) Особенности коллектива: 1. общественно-полезная деятельность 2. целостность коллектива 3. взаимовлияние друг на друга участников коллектива 4. забота коллектива о своих членах. Что характерно для поведения личности в коллективе? Выделяют три крайних типа поведения личности в коллективе: 1. Личность, ориентированная на задачу (активисты) 2. Личность, ориентированная на людей (общественники, члены профкома) 3. Личность, ориентированная на себя Как правило, в коллективе нельзя четко разделить членов коллектива по определенному типу, только по его преобладанию.
2. А.С.Макаренко, формулируя определение коллектива, указывал, что коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации этого труда. В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. Школьный ученический коллектив представляет особую организационную форму коллективного объединения всех учащихся на основе учебной деятельности. Вместе с тем следует учитывать, что в ученической среде возникают различные объединения (по увлеченности, совместной деятельности, взаимным симпатиям, по интересам, соседству и другим признакам). В процессе общения развиваются межличностные отношения. Коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как явление социальное. В коллективе выделяют два вида отношений: деловые (совместная деятельность по решению социально значимых задач, соблюдение установленных организационных зависимостей, правил и порядков) личные (личные привязанности, симпатии и антипатии). Ученический коллектив от других объединений отличается целым рядом признаков: 1.совместная устремленность к социально значимым целям учебной деятельности; 2.совместная деятельность членов, направленная на достижение поставленных целей; 3. ответственная зависимость между членами коллектива при направляющем воздействии учителя. Современный школьный коллектив представляет собой органическое единство двух коллективов – педагогов и учащихся. Их функционирование – взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов.
3. Основным условием развития коллектива является: коллектив постоянно должен совершенствоваться. Это положение раскрывают 2 основных закона развития и формирования детского коллектива. Закон перспективных линий. Он предъявляет требования к учителю видеть в начале работы все 3 перспективы и строить, планировать эту работу. Существует 3 перспективы в развитии детского коллектива: (закон движения коллектива по А.С.Макаренко) 1. перспектива ближняя (в ее содержании деятельность, которая отвечает интересам учащихся). 2. перспектива средняя, которая предполагает деятельность, охватывающие личные и общественные интересы. 3. перспектива дальняя (сочетание общественных и личных интересов в деятельности). На I этапе классный руководитель организует разнообразную деятельность, с целью выявления интересов детей (сбор информации). На II этапе интересы детей классный руководитель ставит на службу интересов коллектива. На III этапе – коллектив начинает предъявлять более высокие требования к личности. Закон параллельного действия – выражается в тех требованиях, которые разбирались выше. В своей основе законы имеют выстроенную деятельность на основе обучения с целью максимального развития коллектива. Зная перспективы, этапы развития, учитель может предвидеть продвижение вперед на основе диагностики. (уровень воспитанности; уровень сформированности коллектива в целом – здесь комплекс методов).
4. Выделяют следующие основные этапы становления коллектива: I этап – «авторитарный» (требования исходят от педагога). Этот этап узнавания педагогом детей, детьми друг друга. Отсутствие органов уставного самоуправления. Этот этап должен быть как можно кратким. II этап – этап формирования и обучения детских органов самоуправления. Учитель воздействует через эти органы на коллектив. Требования параллельно от учителя и от актива класса. Меняется функция учителя. III этап - переход к смене обязанностей. Члены актива, обученные своим функциям более самостоятельны. Учитель усложняет свои требования. Добавляется третья линия требований – от отдельных членов коллектива. IV этап – самый высший этап – требования личности к самому себе. Наша задача – привести учащихся к самоуправлению… Педагогическое руководство и детское самоуправление это не противоречащие одно другому понятия. Правильно организованное противоречие – это всегда результат профессионально грамотного педагогического руководства. С учетом продвижения по этапам формирования коллектива учитель должен менять стиль управления, как и ученики взаимоотношения – чтобы привести к самоуправлению. Учитель и учащиеся должны уметь соотносить требования с знаниями развития коллектива. Если учитель этого всего не знает, то возможны конфликты.
5. Наряду с понятием формирования коллектива существует и такое понятие формирование личности в коллективе, существует понятие индивидуальный подход к ребенку. Если учитель профессионально грамотно выстраивает формирование коллектива, с учетом законов, этапов, перспектив, то в таком коллективе создаются условия для разностороннего развития каждой личности (выявление интереса – использование его в коллективе – больший рост, чем этот интерес, системой поручений через коллектив). Отношения детей в коллективе, и с учителем дает возможность увидеть себя в коллективе, оценить себя, предпринять шаги по приобретению у себя кого-то положительного качества - т.е. происходит процесс самовоспитания и самообразования. А всякая ли личность понимает, принимает то положительное, что несет в себе коллектив? – нет, по 2 причинам: - в силу собственного типа личности - в зависимости от индивидуальных особенностей, чаще обусловленных возрастными особенностями. Подход должен быть индивидуальным, здесь необходимо обращать внимание на каждого ребенка. То есть, мы должны выдать человека с высоким уровнем воспитанности, активного в своей позиции, человека ответственного за свои поступки. Выводы: 1. При правильной организации работы по формированию коллектива личность школьника получает возможности разностороннего развития. 2. Профессионально грамотно организованная деятельность и общение учащихся в ходе этой деятельности, являются важными средствами формирования коллективных отношений. 3. Самоуправление в коллективе, на высоком уровне его сформированности – всегда следствие реализации закона параллельного действия и является результатом педагогического руководства.
Литература: 1.Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива М.1984. 2.Иванов И.П. Воспитывать коллективистов М., 1987. 3.Коротов В.М. Развитие воспитательной функции коллектива М., 1971. 4.Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7т. М., 1958 т.V. 5.Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива М., 1987. 6.Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.
Тема № 11: Содержание деятельности классного руководителя План: 1. Функции деятельности классного руководителя. 2. Планирование воспитательной работы классного руководителя. 3.Работа с родителями учащихся. Организация и осуществление совместной воспитательной работы. Форма занятия: обзорная лекция Цель: раскрыть особенности организации и планирования деятельности классного руководителя. Основные понятия по теме: классное руководство, план воспитательной работы, циклограмма работы классного руководителя, тетрадь классного руководителя, родительское собрание, гуманистическая направленность, принцип коллегиальности, принцип системности, принцип целесообразности и природосообразности.
Основное содержание лекции 1. Воспитательная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые объединены для достижения воспитательных целей и задач. Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально-психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих с общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка. Круг обязанностей классного руководителя. Основная функция классного руководителя - организаторская, в основе которой лежит способность к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми. Профессионально значимые качества для классного руководителя: - педагогический профессионализм; - коммуникабельность; - организаторские умения и навыки; - высокая духовная культура. 1. Организация жизнедеятельности классного коллектива. Создание комфортных условий для обучения и развития личности в классном коллективе Классный руководитель: Организует учебно-воспитательный процесс в классе: · регулярно контролирует посещаемость учебных занятий учениками класса, ведет учет пропусков в классном журнале; · посещает уроки в своем классе; · проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (регулярно проверяет дневники; · анализирует текущие и итоговые оценки); · осуществляет контроль за соблюдением учащимися дисциплины; · следит за внешним видом учащихся класса; · ведет работу по обеспечению учащихся учебниками. Организует внеурочную воспитательную работу в классе: · организует ученическое самоуправление в классе, способствует сплочению коллектива, развивает инициативу учащихся; · проводит классные собрания, тематические классные часы; · проводит коллективные творческие дела; · организует экскурсии в музеи, посещение театров, выставок; · проводит беседы по правилам уличного движения, противопожарной безопасности и инструктаж по охране труда при проведении внеурочных мероприятий и общественно полезного труда; организует правовое просвещение учащихся; · содействует получению дополнительного образования учащимися класса через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, в учреждениях дополнительного образования, в учреждениях культуры, по месту жительства; проводит работу по профилактике правонарушений, стремясь к раннему выявлению учащихся «группы риска», «неблагополучных семей»; · оказывает в случае необходимости помощь воспитанникам в решении жизненных проблем. Организует общественно-полезный труд учащихся класса: · Организует дежурства в классе и в школе; уборку объектов школы и пришкольного участка. Проводит работу с родителями учащихся класса: · добивается от родителей осуществления контроля за успеваемостью ребенка; · проводит родительские собрания, а также индивидуальные собеседования с родителями; работает с родительским комитетом класса; · привлекает родителей к организации внеучебной деятельности учащихся.
|