Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения. 1. Установите вид следующих умозаключений





 

1. Установите вид следующих умозаключений. Выделите в них посылки и заключения:

А) Все студенты юридических вузов изучают логику. Значит, некоторые люди, изучающие логику, являются студентами юридических вузов.

Б) Все имена собственные пишутся с большой буквы. Слово “вуз” – не имя собственное. Следовательно, оно не пишется с большой буквы.

В) Хулиганство - наказуемое деяние, так как все преступления – наказуемые деяния, а хулиганство - преступление.

Г) Земля и Солнце сходны во многих признаках. На Солнце путём спектрального анализа был обнаружен гелий. Исследователи сделали предположительное заключение о том, что этот элемент имеется и на Земле. Вскоре гелий был найден и на Земле.

Д) По форме правления всякое государство либо монархическое, либо республиканское. Это государство не является республиканским. Следовательно, оно монархическое.

2. Произведите превращение следующих суждений:

А) Демократические страны не одобряют агрессивной политики.
Б) Многие вулканы являются потухшими.

В) Всякий приговор суда должен быть законным и обоснованным.

Г) Все наши решения были правильными.

Д) Не всякому слуху можно верить.

3. Обратите, если возможно, следующие суждения:

А) Все преступления - правонарушения.

Б) Паук - не насекомое.

В) Некоторые произведения А. И. Куприна превосходны.

Г) Гелиоцентрическая система Коперника вытеснила учение Птолемея.

Д) Часть приговоров суда являются обвинительными.

4. Сделайте выводы путем противопоставления предикату из следующих суждений:

А) Некоторые философы древности были идеалисты.

Б) Некоторые преступления не являются умышленными.

В) Рентгеновские лучи являются невидимыми.

Г) Глупость никогда не должна торжествовать.

Д) Многие грибы не съедобны.

5. Является ли в следующих парах второе суждение следствием первого?

А) Всякое лекарство - яд. Некоторые сильнодействующие яды являются сильнодействующими лекарствами.

Б) Не все то золото, что блестит. Некоторые блестящие вещества - золотые.

В) Некоторые государства являются федеративными. Некоторые государства не являются нефедеративными.

Г) Кто спрятал вещь, знает, где ее найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.

Д) Вы не совсем правы. Вы совсем не правы.

6. Сделайте выводы на основе логического квадрата из следующих суждений:

А) Истинно, что все мои соседи уехали на юг.

Б) Истинно, что ничто не остается неизменным.
В) Истинно, что многие страницы произведений Н. В. Гоголя полны горечи.

Г) Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.

Д) Ложно, что все бактерии вредны.

7. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:

А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.

Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не курсант.

В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением закона.

Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.

8. На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:

А) Преступление, кража, наказуемое деяние. Б) Металл, твердый, ртуть.

В) Демократы, писатель, свободолюбие. Г) Лихачество, героизм, гражданин.

Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.

9. Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих силлогизмов:

А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той среде, в которой он живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно, его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он живет.

Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не был выразителем интересов крепостников.

В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит, выстрел был близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов внедрения пороха.

Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.

Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и теплолюбивым.

10. Постройте условно-категорические силлогизмы на основе следующих русских пословиц:

А) Бояться несчастья – и счастья не видать.

Б) Поживешь счастливо, паши не лениво.

В) Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.

Г) Не то беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора-то нейдет.

Д) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

11. Приведите примеры утверждающего и отрицающего модусов условно-категорического силлогизма. Запишите их в символической форме.

12. Приведите примеры утверждающе-отрицающего и отрицающе-утверждающего модусов разделительно-категориче-ского силлогизма. Запишите их в символической форме.

13. Напишите формулу следующего силлогизма, придумайте аналогичный силлогизм:

Если я выстрелю, то могу попасть в сына, а если я сейчас не выстрелю, то волчица утащит ребенка в свое логово. Я могу сейчас выстрелить или не стрелять. Следовательно, я могу попасть в сына или волчица утащит ребенка в свое логово (Ч. Айтматов. Плаха).

14. Придумайте примеры конструктивной и деструктивной дилеммы. Запишите их в символической форме.

15. Определите вид и запишите в символической форме следующие полисиллогизмы:

А) Все позвоночные – животные; все тигры – позвоночные; все тигры – животные; все животные – организмы; следовательно, все тигры – организмы.

Б) Ни один, способный к самопожертвованию, не эгоист; все великодушные люди способны к самопожертвованию; ни один великодушный – не эгоист; все трусы – эгоисты; следовательно, ни один трус не великодушен.

В) Все, что способствует прогрессу человечества, необходимо; образование способствует прогрессу общества; образование необходимо; профессиональное образование – вид образования; следовательно, профессиональное образование необходимо.

Г) Все пчелы – насекомые; все насекомые – животные; все пчелы – животные; все животные размножаются; следовательно, все пчелы размножаются.

16. Постройте правильные полисиллогизмы на основе следующих терминов:

А) Преступление, наказуемое деяние, кража, Иванов.

Б) Юридический закон, закон о труде, гражданин России, Петров.

В) Научное объяснение, теория, теория происхождения государства, теория общественного договора.

Г) Должностное преступление, халатность, ненадлежащее выполнение обязанностей, судья.

Д) Правильное действие, ошибка, силлогизм, вывод из неопределенных по количеству суждений.

17. Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:

А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена собственные пишутся с большой буквы.

Б) “Чины людьми даются, а люди могут обмануться” (А. С. Грибоедов).

В) “Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности” (М. Горький).

Г) Мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт).

Д) Религия основана на вере, значит, она - не наука.

Date: 2015-06-07; view: 1735; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию