Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура XVIII и XIX веков





 

В XVIII столетии в России сложился тип культуры Нового времени, которая многим отличалась от средневековой. Ее главной особенностью был светский характер. В XVIII столетии в России появились такие самостоятельные виды искусства, как театр, скульптура, светская живопись.

 

АРХИТЕКТУРА

 

16 (27) мая 1703 г. (эта дата считается днем рождения Санкт-Петербурга) в устье реки Невы на отвоеванных у шведов землях была заложена Петропавловская крепость. По углам крепости построили бастионы — пятиугольные укрепления, на которых стояли пушки. Участки стен, соединяющих бастионы, называются куртинами. В них были устроены пять проездных ворот, главные из которых — Петровские. По виду они напоминают триумфальную арку, богато украшенную скульптурой. Со временем крепость усилили дополнительными укреплениями — равелинами. Со стороны соседнего острова, который от крепости отделяет неширокая водная протока, было построено еще одно крепостное сооружение — кронверк. Первоначально крепость именовалась Санкт-Петербургской, позже она получила название Петропавловская — по возведенному в ней собору.

29 июня 1703 г. в день апостола Петра — христианского покровителя царя-реформатора — на территории строящейся крепости заложили Петропавловский собор. Он был мало похож на те храмы, что веками строили на Руси. Собор сильно вытянут с запада на восток. Такие здания характерны для Западной Европы и в архитектуре имеют название базилика. На востоке у Петропавловского собора отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы — апсиды. Необычно выглядит над колокольней собора золоченый шпиль, увенчанный фигурой ангела. Высота собора со шпилем составляет более 120 метров. Вплоть до XX в. это было самое высокое здание в России. Его стены украшают религиозные картины, написанные в новой, реалистической манере. Деревянный иконостас Петропавловского собора не имеет ничего общего с древнерусскими. Он сделан в виде триумфальной арки и украшен не столько живописью, сколько скульптурой. Строил собор иностранец — швейцарец Доменико Трезини. Он же руководил строительством Петропавловской крепости. Петропавловский собор по окончании строительства был объявлен главным храмом Петербурга и всей России. Кроме того, он стал усыпальницей российских императоров. Первым в 1725 г. здесь был погребен Петр I.

С Петропавловской крепости началось строительство новой столицы России. Петербург многим отличался от старых русских городов. Его изначально пытались строить по единому плану, чтобы избежать хаотичности в застройке, характерной для средневековых городов. Улицы Петербурга прокладывали прямыми и широкими. Так до сих пор выглядит главная магистраль города — Невский проспект. Петр распорядился, чтобы дома не стояли в глубине дворов, а своими фасадами образовывали красную линию улицы. Дворы и сады должны были располагаться позади. Центр Петербурга заняли дома знати. Для царя были возведены два дворца — Зимний (впоследствии он был перестроен) и Летний. Последний, сохранившийся поныне, имел огромный парк, ставший любимым местом гулянья горожан.

Архитектор Д. Трезини выстроил здание Двенадцати коллегий. Его фасад протянулся почти на 400 метров вглубь Васильевского острова. Там же, на Васильевском острове, было сооружено увенчанное многоярусной башней, трехэтажное здание первого русского музея — Кунсткамеры.

В окрестностях Петербурга на самом берегу Финского залива Петр I заложил загородную резиденцию — Петергоф. В огромном парке, прорезанном лучами прямых дорожек, разбросаны многочисленные дворцы, павильоны, фонтаны. Фонтаны составляют его славу. От берега моря к подножию холма, на котором расположен Большой дворец, пролегает канал. Он заканчивается полукруглым бассейном. Посреди него установлена скульптура библейского богатыря Самсона, разрывающего пасть льву, из которой ввысь бьет мощная струя воды. По склону холма спускается Большой каскад — главный фонтанный комплекс Петергофа, представляющий собой удивительное соединение архитектуры, скульптуры и водной стихии. Еще два водных каскада расположены по сторонам от главного. Всего же в разных концах парка находится 172 фонтана, не похожих друг на друга.

Благодаря строительству Петербурга, в котором принимали участие иностранные зодчие, Россия приобщилась к последним достижениям европейской архитектуры и градостроительного искусства.

 

В 1741 г. на русский престол взошла императрица Елизавета, дочь Петра I. Она почти не занималась государственными делами, зато любила развлечения, праздники, часто меняла дорогие наряды и украшения. При Елизавете Петровне в Петербурге и его окрестностях были построены многие великолепные дворцы.

В 1716 г. в Петербург вместе со своим отцом-скульптором, приглашенным Петром I для работы в России, приехал юный Франческо Бартоломео Растрелли. Творческая биография Ф.Б. Растрелли началась во времена Анны Иоанновны: для фаворита императрицы герцога Бирона он построил несколько дворцов в Курляндии. Но слава пришла к архитектору в царствование Елизаветы Петровны. Тогда русский абсолютизм переживал период своего расцвета. Пышность, богатство стали нормой жизни при елизаветинском дворе. Все это отвечало характеру художественного стиля барокко, непревзойденным мастером которого был Ф.Б. Растрелли. Архитектор возвел для императрицы и ее вельмож множество роскошных дворцов. Из них наиболее известны два — Царскосельский и петербургский Зимний.

Царскосельский дворец. Царское Село под Петербургом с петровских времен служило загородной императорской резиденцией. Но только при Елизавете Петровне оно превратилось в прекраснейший дворцово-парковый ансамбль. В его центре Ф.Б. Растрелли возвел один из красивейших дворцов Европы. Перед его протяженным, трехсотметровым фасадом был устроен полукруглый парадный двор. Его въездные ворота имеют изумительную по красоте решетку, сделанную по рисунку самого Ф.Б. Растрелли. Лазурные стены дворца украшают белоснежные колонны и пилястры, нарядная лепнина. Скульптурные фигуры атлантов подпирают могучими руками антаблемент, разделяющий первый и второй этажи. Ослепляет невероятной роскошью отделка интерьеров дворца. Особенно великолепен Большой зал, поражающий колоссальными размерами: 47 метров в длину и 17 в ширину. В простенках между окнами — огромные зеркала. Окна, двери, зеркала обрамляет причудливая золоченая резьба. Во всю величину потолка — расписной плафон (картина). Под ногами — редкой красоты паркет.

Зимний дворец. Уже в петровское время Зимний дворец считался главной резиденцией российских монархов. Его многократно перестраивали, он даже менял свое местоположение, пока, наконец, Елизавета не решила построить новый дворец — огромный и необыкновенно пышный. Работа была поручена Ф.Б. Растрелли. Спустя несколько лет на берегу Невы рядом с Адмиралтейством поднялся новый Зимний дворец. На четыре стороны смотрят его нарядные фасады. Со стороны Дворцовой площади устроен трехарочный проезд, ведущий во внутренний двор. Там располагался парадный подъезд. Входя в него, гости попадали в колонную галерею, которая подводила их к самой красивой лестнице дворца — Иорданской. Устроенная в высоту всего здания, она была богато украшена живописью, зеркалами, золоченой лепниной. По замыслу Ф.Б. Растрелли с верхней площадки лестницы должна была начинаться анфилада (вереница) из пяти огромных парадных залов, подводивших к шестому, самому большому и нарядному — Тронному. Многое из задуманного осуществить Ф.Б. Растрелли не удалось. Кроме того, пожар 1837 г. уничтожил практически все растреллиевские интерьеры Зимнего дворца.

Смольный монастырь. В канун своего сорокалетия Елизавете Петровне пришла в голову мысль: завершить дни свои в монастыре. Посему решила она построить в северной столице величественный женский монастырь. Место для него было выбрано красивое: за городом, на излучине Невы, там, где раньше находился корабельный смоляной двор. Он-то и дал второе название Воскресенскому монастырю — Смольный. Монастырь строился по традиционной русской схеме: вокруг — каменная ограда, вдоль нее — корпуса с кельями, а в центре — собор. Собор Смольного монастыря — один из выдающихся памятников архитектуры. Изящные боковые главки-башенки, венчающие храм, будто мощной силой притянуты к крупной центральной главе. Необыкновенно богатое убранство покрывает фасады собора: колонны, пилястры, наличники окон, лепные украшения. Ф.Б. Растрелли был еще в расцвете творческих сил, когда на трон взошла Екатерина II. Новая императрица не любила барокко, и она отправила зодчего в отставку. Умер Ф.Б. Растрелли в безвестности, мы даже не знаем точно когда.

 

Во второй половине XVIII в. из Европы в Россию пришел новый художественный стиль — классицизм. Первым сооружением Петербурга, построенным в этом стиле, было здание Академии художеств. Его торжественная закладка состоялась в 1765 г. Строительство поручили двум архитекторам: французу Жан-Батисту Валлен-Деламоту и русскому Александру Филипповичу Кокоринову. В плане здание представляет собой замкнутый прямоугольник, внутри которого встроен корпус в виде кольца с большим круглым внутренним двором. Во всю длину четырехугольного здания протянулись коридоры, вдоль которых расположены учебные аудитории и служебные помещения. Главный фасад Академии, обращенный к Неве, выглядит очень скромно по сравнению с пышными постройками Ф.Б. Растрелли. В здании разместились учебные классы, мастерские, библиотека, музей. Третий этаж занимали комнаты учеников и квартиры преподавателей.

Одним из крупнейших русских архитекторов XVIII в. был Иван Егорович Старов. Он родился в Петербурге в семье мелкого служащего. Учился в гимназии при Московском университете, затем в Академии художеств. Продолжил образование во Франции и Италии. Возвратившись в Россию, И.Е. Старов получил ответственный заказ — строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры. Собор сооружался по образцу западноевропейских и представлял собой базилику, имевшую в плане латинский крест. На пересечении его концов был водружен огромный купол, а западный фасад увенчали две массивные башни-колокольни. Главный вход храма украсил торжественный шестиколонный портик (выступающая вперед центральная часть здания). Строгий и величественный Троицкий собор, наряду со Смольным, в XVIII в. был крупнейшим в России.

Одновременно со строительством Троицкого собора И.Е. Старов приступил к сооружению Таврического дворца. Екатерина II заказала его для своего фаворита князя Г.А. Потемкина-Таврического. Планировка дворца необычна. Традиционную анфиладу дворцовых залов зодчий расположил не вдоль фасада здания, а поперек. Перед вошедшим во дворец открывался великолепный вид сквозь несколько парадных залов. Жемчужиной дворца стала восхитительная по красоте Овальная галерея — вытянутый в длину зал с закругленными торцовыми стенами. Его украсили 36 колонн. Галерея соединялась колоннадой с огромным зимним садом, в котором росли редкие южные растения.

В царствование Екатерины II в Петербурге работало немало иностранных архитекторов. Среди них видное место занимает Чарльз Камерон. Он происходил из старинного шотландского рода, но по политическим мотивам вынужден был покинуть родину. Изгнанник оказался в Риме, где его пленило искусство античности. Из Италии Ч. Камерон переехал в Россию. Первые работы Ч. Камерона в России связаны с Царским Селом. По заказу Екатерины он построил здесь здание Холодных бань. Здание царскосельских бань венчает изысканной красоты павильон. Внутри него находятся комнаты для отдыха. Их своды и стены украшает живопись и лепнина, а полы — изумительный по красоте паркет. В отделке интерьеров среди ценных пород камня использован агат, отчего комнаты получили название Агатовые.

Другой постройкой архитектора в Царском Селе стала Камеронова галерея. Она предназначалась для любования фейерверками, которые устраивали по праздникам на озере, расположенном неподалеку. Галерея стоит на высоком подножии, сложенном из блоков грубо обработанного камня. Со стороны озера к ней ведет широкая лестница, у входа на которую стоят бронзовые статуи Геркулеса и Флоры. Сама галерея кажется необыкновенно легкой, воздушной. Создается это ощущение за счет широкой расстановки окружающих ее изящных ионических колонн. По галерее расставлены скульптуры богов, героев и поэтов древних Греции и Рима. Все здесь пронизано духом античной культуры, как и полагается классицизму.

В 1777 г. у цесаревича Павла Петровича и его жены родился сын, будущий император Александр I. По этому случаю Екатерина II подарила счастливым супругам живописное поместье в пяти верстах от Царского Села. Павел решил построить здесь себе загородную резиденцию, названную в честь ее владельца — Павловск. Работы по строительству Павловска были возложены на Ч. Камерона. На вершине холма зодчий возвел дворец, внешний вид которого отличается простотой и благородством. Дворец окружает Павловский парк — один из шедевров садово-паркового искусства XVIII в. В его разбивке, кроме Ч. Камерона, принимал участие выдающийся итальянский художник-декоратор Пьетро Гонзаго. В разных концах парка в окружении зелени стоят красивые павильоны. Особенно хорош круглый «Храм дружбы». Он расположен на полуострове, образованном прихотливым изгибом реки. Павильон окружает дорическая колоннада, придающая ему, несмотря на небольшие размеры, величественность.

Почти одновременно с Камероном в Россию прибыл архитектор Джакомо Кваренги. Он родился в Италии в семье потомственных живописцев и тоже намеревался стать художником. Но судьба распорядилась иначе. Однажды ему в руки попал трактат А. Палладио «Четыре книги об архитектуре», и юноша бесповоротно выбрал профессию зодчего. Для показа спектаклей при дворе Д. Кваренги построил в Петербурге здание Эрмитажного театра. Архитектор соединил его крытым переходом с комплексом Зимнего дворца. В результате зрительный зал театра оказался ниже входной двери, но зодчий мастерски обыграл это неудобство. Он оформил зрительные места в виде амфитеатра, что напоминало устройство античного театра. В нишах стен зодчий поместил скульптуры Аполлона и девяти муз — покровительниц искусства.

Во второй половине XVIII в. Академию наук России возглавила известная поборница просвещения княгиня Е.Р. Дашкова. Она предприняла строительство нового здания Академии наук. Работа была поручена Кваренги. На набережной Невы рядом с Кунсткамерой архитектор возвел простое и вместе с тем выразительное сооружение, в полной мере отвечающее понятиям архитектуры классицизма: строгое двухэтажное здание с монументальным восьмиколонным портиком в центре.

В царствование Екатерины II в России утвердился новый художественный стиль — классицизм, пришедший на смену барокко. Сложились две архитектурные школы классицизма — петербургская и московская.

Родоначальник московского классицизма. Москве не повезло с барокко. В период его расцвета в древней столице строили мало, но даже из того, что было построено, немногое сохранилось. Зато большое количество построек классицизма уцелело.

Крупнейшим московским зодчим второй половины XVIII в. был Василий Иванович Баженов. Его отец служил дьячком в одном из кремлевских храмов, и детство мальчика прошло среди прекрасных средневековых построек. Заметив любовь сына к художествам, отец отдал его обучаться архитектуре. После окончания петербургской Академии художеств В.И. Баженов продолжил образование во Франции и Италии. Там он добился больших успехов, став почетным членом Римской, Флорентийской и Болонской академий. Однако на родине В.И. Баженову выпала печальная творческая судьба.

Екатерина II обратилась к зодчему с заманчивым предложением — построить для нее загородную резиденцию под Москвой. Она сама выбрала место для усадьбы, на редкость живописное: с холмами, прудами, парком. В честь царицы усадьба получила название Царицыно. В.И. Баженов соединил крутые берега оврагов нарядными мостами. На холмах расположил гостевые «кавалерские корпуса». На самом краю одного из холмов, у подножия которого раскинулся пруд, архитектор поставил малый дворец императрицы, а за ним — два главных для Екатерины и наследника престола Павла Петровича. В глубине усадьбы расположился большой хозяйственный корпус, соединенный с дворцом нарядной галереей, в центре которой были устроены ворота, напоминающие триумфальную арку. Царицынские постройки вызывают массу архитектурных ассоциаций. Основным строительным материалом для них послужил кирпич. Декоративные детали выполнены из белого камня. Это заставляет вспомнить о средневековом московском зодчестве. В то же время часто повторяющимся мотивом царицынских построек является стрельчатая арка, характерная для западноевропейской готики. Наконец, наличие ордерных элементов свидетельствует о несомненном влиянии классицизма. После завершения первого этапа строительства Екатерина посетила Царицыно. Она осмотрела дворец и крайне недовольная уехала прочь. Дворец велено было разрушить. До сих пор историки теряются в догадках, чем было вызвано неудовольствие заказчицы. Долгое время постройки усадьбы Царицыно находились в руинах, пока не были восстановлены (с нарушением авторской задумки Баженова) в 2000-х годах.

Есть в творческой биографии В.И. Баженова одна загадка — это дом Пашкова. Не сохранилось никаких документальных свидетельств, говорящих о том, что эту жемчужину московской архитектуры построил именно В.И. Баженов. Тем не менее, большинство исследователей указывают на его авторство, принимая во внимание исключительный талант архитектора. Построен он был по заказу богатого гвардейского офицера Пашкова. Выверенность пропорций, изысканный лепной декор, удачно выбранное местоположение (напротив Кремля) — все это свидетельствует о незаурядном мастерстве зодчего.

С воцарением Павла I В.И. Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Престарелый мастер взялся было за ее реформирование, но умер, не успев сделать дело. Могила зодчего не сохранилась.

В течение многих лет рука об руку с В.И. Баженовым работал другой выдающийся русский зодчий — Матвей Федорович Казаков. В отличие от своего товарища, М.Ф. Казаков не учился ни в каких академиях художеств. Архитектурную науку он постигал на строительных площадках Москвы. Вдалеке от центра столицы, рядом с Ленинградским проспектом, можно увидеть удивительное по архитектуре сооружение — бывший Петровский путевой дворец. Когда-то императоры и императрицы останавливались в нем перед торжественным въездом в Москву. Убранство Петровского дворца близко постройкам усадьбы Царицыно. Тот же материал: красный кирпич и белый камень. То же заимствование стилей: древнерусского — теремной силуэт и готики — повторяющаяся стрельчатая арка. Такое же уважительное отношение к архитектурному ордеру, особенно проявившееся в отделке интерьеров.

После удачного начала М.Ф. Казаков получил новый ответственный заказ — сооружение в Кремле здания Сената. Перед архитектором стояла непростая задача: вписать постройку в треугольной формы участок, отведенный под нее. Вот почему в плане здание Сенат представляет собой равнобедренный треугольник, в верхнем углу которого М.Ф. Казаков расположил круглый купольный зал. Зал диаметром 25 и высотой 27 метров (!) окружен величественными коринфскими колоннами. Его стены покрыты барельефами, восхваляющими правосудие, законность, просвещение. Купол над залом — один из самых больших в архитектуре того времени. Не случайно современники называли круглый зал «русским Пантеоном» по аналогии со знаменитым древнеримским храмом.

М.Ф. Казаков как архитектор был очень плодовит. Он построил в Москве два десятка особняков, несколько храмов, больницу, в Царицыно возвел новое здание дворца. Когда М.Ф. Казакову исполнилось 17 лет, был основан Московский университет. Первоначально он занимал здание бывшего Земского приказа, стоявшего на Красной площади на месте нынешнего Исторического музея. Затем университет перебрался в новое четырехэтажное здание, которое построил для него М.Ф. Казаков. Главный фасад здания университета смотрит на Кремль. Центральный вход отмечен колонным портиком, над которым возвышается купол. Это характерно для классицизма.

Признанным шедевром М.Ф. Казакова считается Колонный зал Благородного собрания. Московское дворянство приобрело для своих нужд частный дом и предложило архитектору перестроить его. На месте просторного двора М.Ф. Казаков возвел Колонный зал, до сих пор остающийся одним из самых красивых в Москве. Зал огромен: почти 40 на 25 метров. Главное его украшение составляют 28 благородных белых колонн коринфского ордера, расставленных по периметру стен.

В 1812 г., когда французы приблизились к Москве, семья увезла престарелого архитектора в Рязань. Там он узнал об ужасном пожаре в родном городе, где сгорело огромное количество его построек, и, не выдержав этой вести, он умер.

Отечественная культура XIX в. продолжала развивать лучшие культурные традиции предыдущего столетия. Новых успехов достигла живопись, архитектура, театр, другие виды искусства. Два исторических события оказали огромное влияние на русскую культуру XIX в.: война 1812 г. и отмена крепостного права. Отечественная война вызвала рост национального самосознания народа. Общество проявило интерес к отечественной истории. Тема патриотизма, воинского подвига стала достоянием русской культуры. Уничтожение крепостного права изменило характер русской культуры. На смену дворянской пришла разночинская культура, которая выражала интересы и вкусы широких слоев недворянского населения: купцов, крестьян, мелкого чиновничества, ремесленников.

В течение всего XIX в. Россия продолжала испытывать влияние культур передовых европейских стран, прежде всего Франции и Италии. Вместе с тем к концу столетия Россия сама внесла весомый вклад в европейскую и мировую культуру.

 

В XVIII в. на Невском проспекте стояла деревянная церковь, в которой хранилась старинная икона Казанской Богоматери. Храм обветшал, и на его месте решено было построить новый, каменный. На состоявшемся конкурсе жюри отдало предпочтение проекту малоизвестного тогда архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Он был крепостным президента Академии художеств графа А.С. Строганова. Заметив дарование А.Н. Воронихина, граф не только дал ему вольную, но и помог получить хорошее архитектурное образование. Перед зодчим стояла непростая задача. Участок, выделенный для строительства Казанского собора, с запада и востока ограничивали канал и здание Воспитательного дома, а с севера — Невский проспект. Трудность состояла еще и в том, что собор, по церковным канонам ориентированный алтарем на восток, выходил на главную магистраль города боковым асимметричным фасадом. Кроме того, Павлу I вздумалось сделать храм похожим на собор Святого Петра в Риме с его знаменитой колоннадой. А.Н. Воронихин блестяще справился со всеми этими задачами. Невыгодное положение собора по отношению к Невскому проспекту он нейтрализовал, пристроив к его северному фасаду четырехрядную колоннаду. Таким образом, и асимметричность фасада была удачно скрыта, и требование императора исполнено. Между собором и Невским проспектом образовалась полукруглая площадь. Со стороны главного, западного входа в храм архитектор спланировал еще одну площадь, которую обнес изумительной по красоте решеткой. Казанский собор стал украшением Невского проспекта.

 

Стрелка (оконечность) Васильевского острова, где Нева разливается на два рукава, занимает особое положение в градостроительной системе Петербурга. Место это связано рекой с близлежащими архитектурными ансамблями города — Петропавловской крепостью, Зимним дворцом, Адмиралтейством. К стрелке плывут корабли, идущие вниз по течению. Все это учел французский архитектор Тома де Томон, приехавший работать в Россию и получивший заказ на строительство здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Архитектор скруглил оконечность стрелки и устроил на ней небольшую площадь. Строгую симметрию складывающегося ансамбля он закрепил двумя ростральными колоннами, установленными по сторонам площади. Колонны выполняли роль маяков, разводивших корабли по двум рукавам Невы. Само здание Биржи Томон поставил в глубине стрелки. Зодчий взял за образец форму античного храма, окруженного со всех сторон колоннами. Простой и ясный силуэт здания, мощные колонны на высоком основании, отсутствие мелких деталей — все это способствует тому, что Биржа хорошо смотрится с большого расстояния. Ансамбль стрелки Васильевского острова играет важную роль в формировании облика центра Петербурга.

 

Первое здание Адмиралтейства, простое и скромное, было построено еще при Петре I (позже перестроено). Со временем рядом с ним вырос Зимний дворец, а на противоположной стороне Невы поднялись величественные корпуса Академии художеств и Академии наук. В 1805 г., в связи с вековым юбилеем морского ведомства, решено было обновить здание Адмиралтейства. Работу эту поручили Андреяну Дмитриевичу Захарову. А.Д. Захаров сохранил старый план здания Адмиралтейства, напоминающий две буквы «П» — одна внутри другой. Внутренний корпус включал мастерские, склады и был этажом ниже внешнего, в котором размещалось морское ведомство. Между двумя П-образными корпусами протекал канал, по которому в мастерские доставлялись необходимые грузы. На просторном внутреннем дворе здания, выходившем на Неву, имелись доки для строительства и ремонта судов. Адмиралтейство, как и ансамбль Биржи, играет важную роль в градостроительной системе Петербурга. Площадь перед Адмиралтейством вместе с Дворцовой и Сенатской составляла когда-то непрерывную цепь центральных городских площадей. А.Д. Захаров удачно оформил главный 400-метровый фасад Адмиралтейства. Особенно хороша его центральная часть — 70-метровая башня со шпилем. Ее проездные ворота напоминают триумфальную арку.

 

Здание Главного штаба на Дворцовой площади построено Карлом Ивановичем Росси. К началу XIX в. напротив Зимнего дворца стояло несколько маловыразительных зданий, вытянувшихся в параболическую дугу. К.И. Росси объединил их общим нарядным фасадом, а в центре устроил проездные ворота с аркой. Арка Главного штаба не совсем обычна. Дело в том, что улица, которая соединяла Дворцовую площадь с Невским проспектом и через которую перекинута арка, выходила на площадь под острым углом, правее дворца. К.И. Росси решил это исправить. Вместо одной арки он сделал две, развернув их в виде веера. Проходя под ними, последний отрезок улицы незаметно поворачивает и из-под арки неожиданно открывается великолепный вид на дворец.

Младший сын Павла I, великий князь Михаил, решил построить для себя в Петербурге дворец. Работу поручили К.И. Росси, который замыслил создать грандиозный архитектурный ансамбль. Зодчий поставил дворец параллельно Невскому проспекту. Перед главным фасадом здания, за оградой, он устроил прямоугольную площадь (ныне площадь Искусств). Михайловский дворец — один из самых красивых в Петербурге. Его фасад, выходящий на площадь, украшает восьмиколонный портик и богатое скульптурное убранство. В центральной части здания во всю его высоту устроена великолепная парадная лестница. В настоящий момент во дворце располагается Государственный Русский музей.

 

Еще более грандиозным по размаху стал спроектированный К.И. Росси ансамбль Александринского театра. 30 лет жизни отдал архитектор этому проекту. Он построил театр, который считается одним из самым красивых в России. Между театром и Невским проспектом зодчий сформировал площадь. От театра к реке Фонтанке он проложил улицу, ныне носящую имя своего создателя — Зодчего Росси. По ее сторонам выросли два одинаковых по архитектуре трехэтажных здания. В одном из них разместилось Министерство народного просвещения, в другом — Дирекция императорских театров. У Фонтанки К.И. Росси устроил еще одну площадь, на которую выходят три улицы, образуя подобие «адмиралтейского трезубца». Фасады домов вокруг площади архитектор оформил в едином стиле.

Облик Москвы в первой половине XIX в. также изменился. Пожар 1812 г. уничтожил две трети первопрестольной. После изгнания французов началось ее восстановление. Вела его «Комиссия для строений в Москве», которую возглавил замечательный архитектор и градостроитель Осип Иванович Бове. Одной из первых крупных работ О.И. Бове стала реконструкция Красной площади. Красная площадь, освобожденная от лавок и замощенная брусчаткой, приобрела нарядный вид. О.И. Бове благоустроил также территорию, прилегающую к Кремлю со стороны реки Неглинной. Сама река была заключена в подземные трубы, а участок земли над ней превращен в пейзажный парк — Александровский сад. Здесь у подножия кремлевской башни О.И. Бове построил Грот.

 

В ознаменование пятой годовщины победы в войне 1812 г. рядом с Александровским садом было сооружено здание Манежа, которое предназначалось для смотров и обучения войск. Его фасады О.И. Бове украсил колоннами и лепными изображениями щитов, мечей, шлемов, знамен. Манеж занял достойное место рядом с такими памятниками архитектуры, как Кремль, университет, дом Пашкова.

 

Хорошо известная Театральная площадь Москвы возникла лишь в 1820-е гг. Раньше на этом месте был пустырь, по которому протекала река Неглинная. О.И. Бове упрятал Неглинную под землю и спроектировал площадь. С четырех сторон ее обстроили одинаковыми зданиями. Одно из них — Малый театр — сохранилось почти без изменений. Во главе площади архитектор возвел величественное здание Большого театра.

Во второй половине XIX в. в художественной культуре России — архитектуре, живописи, прикладном искусстве — сложился так называемый «русский стиль». Мастера искусств обратились к образцам средневековой русской культуры. Одной из первых построек в «русском стиле» был храм Христа Спасителя в Москве, воссоздававший облик средневековых русских и византийских церквей. Во многих городах архитекторы стали строить здания, подражая русскому Средневековью. Украшенные высокими кровлями, нарядными крыльцами, наличниками и узорами в духе XVII в., они напоминали старинные боярские терема. В Москве на Красной площади в «русском стиле» были сооружены здания Исторического музея и Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). В Петербурге на месте убийства Александра II возвели церковь Воскресения Христова, во многом копирующую архитектуру собора Василия Блаженного.

Date: 2015-06-07; view: 1365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию