Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления совершенствования государственной антициклической политики в Республике Беларусь





 

Мы уже знаем, что современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.

Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции. В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.

Таким образом, современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисы изменяется под влиянием государственного воздействия. Происходит переплетение стихийно-рыночного механизма функционирования экономики в форме циклических кризисов с сознательным государственным воздействием на воспроизводственный процесс.

Нельзя не отметить особенности современных циклических кризисов, которые связаны с кризисом государственного регулирования.

Последнее получило выражение в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики воздействия на циклическое развитие, в несоответствии официально провозглашённых целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики (вместо роста экономики - его падение, вместо полной занятости - массовая безработица, вместо стабильности цен - хроническая инфляция и т.д.). В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования экономического развития потребовал от правительства искать выход из сложившейся ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его форм и методов. Антициклическая направленность государственной политики сменилась антиинфляционной.

Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен.

Государство же помогает крупным фирмам «управлять»» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.

Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

Основные положения Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы подготовлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально–экономического развития Республики Беларусь».

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики. Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики.

Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса. В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины.

Ускоренными темпами осваивается выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в настоящее время поставляются более чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза.

Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.

Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.

Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1.481 сельское поселение нового типа — агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 — 960 тыс. рублей в 2010 году.

В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест.

В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья — 7 млн. кв. метров. В текущем году завершится модернизация существующих предприятий индустриального домостроения с обеспечением выпуска изделий и строительства жилых домов, соответствующих требованиям европейских норм. Отечественные предприятия полностью удовлетворяют потребности республики в основных видах строительных материалов.

Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59 процентов, реальная пенсия по возрасту — на 58 процентов.

Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году.

Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению.

Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.

В результате, по последним данным Программы развития ООН, по обобщающему показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. [9]

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011 — 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе.

Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта. [10]

 


 

Заключение

 

Подробно изучив материалы курсовой работы по теме «Цикличность экономического развития и методы антициклического развития», можно сделать следующие выводы.

Экономический цикл — одно из ключевых понятий макроэкономики. Он присущ всем странам с рыночной экономикой и характеризует процесс колебательного движения уровня производства, объема инвестиций, занятости и дохода, в результате чего происходит значительное расширение или сжатие деловой активности в большинстве секторов экономики.

Цикличность развития предполагает такой единый процесс развития экономики, в котором закономерно чередуются фазы кризисов и подъемов. Причем общее колебательное движение деловой активности складывается из нескольких составляющих с различными периодами и механизмами колебаний. Этот процесс осуществляется вокруг положения равновесия, которое считается нормальным состоянием экономики.

Цикл можно рассматривать так же, как волнообразные колебания вокруг положения равновесия различной длительности.

Отдельные экономические циклы существенно отличаются друг от друга, как по продолжительности, так и по интенсивности. В настоящее время выделяют три типа экономических циклов в зависимости от причин и сроков длительности:

1) Краткосрочные циклы (циклы Китчина), их продолжительность – 3-4 года. Причина – колебания мировых запасов золота и закономерности денежного обращения;

2) Среднесрочные циклы, их продолжительность – 10-20 лет. В качестве причин одни экономисты называют кредитную сферу(К. Жугляр), а также периодичность обновления производственных сооружений и жилья (строительные циклы С. Кузнеца). Другие в качестве основной причины выделяли обновление основных фондов.

3) Долгосрочные циклы (большие экономические циклы Н. Кондратьева), их продолжительность – 45-55 лет. Некоторые учёные полагают, что возможны колебания с периодом чуть ли не в 100 лет. Й. Шумпетер причину долгосрочных циклов видел в цикличности развития технического прогресса, в динамике использования нововведений.

Несмотря на различия в продолжительности и интенсивности экономических циклов, все они имеют одни и те же фазы. Экономисты выделяют, как правило, четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение).

Каждая фаза экономического цикла выполняет важную воспроизводственную функцию. Кризис, сопровождающийся падением производства, занятости, снижением доходов и издержками, ведет в конечном счете к удешевлению средств производства и последующему стимулированию инвестиций в новые предприятия, технологии и оборудование. В фазе депрессии производство и занятость, достигнув минимальных значений, начинают постепенно оживать на основе новых пропорций и инноваций. Фаза оживления характеризуется началом расширенного воспроизводства и ростом выпуска до уровня докризисного периода. В фазе подъема вступают в строй новые предприятия, сокращается безработица, растут заработная плата, инвестиции и объем реального капитала. Из-за быстрого расширения производства, спроса на кредит повышаются ставки ссудного процента до уровня средней нормы прибыли. Фаза подъема заканчивается бумом (высшей точкой подъема), за которым в результате возникших диспропорций начинается очередной спад.

По данным Национального статистического комитета, валовой внутренний продукт Беларуси в первом квартале 2011 г. составил 40,313 трлн. руб. и возрос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 10,9% (в сопоставимых ценах). Прогнозом на 2011 г. в соответствии с указом президента Беларуси №596 от 19 ноября 2010 г. предусмотрен его рост на 9-10%.

На современном этапе в Беларуси отмечаются признаки перегрева экономики, поэтому целесообразным выглядит снижение темпов роста ВВП за счет принятия соответствующих мер экономической политики, включая повышение процентных ставок, ограничение кредитования, снижение госрасходов и др. Кроме того, важным выглядит улучшение структуры ВВП страны в пользу повышения удельного веса экспорта и национальных сбережений.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Последствия финансового кризиса для Белоруссии могут быть более ощутимыми, если расценки на газ, поставляемый Россией, повысятся, что увеличит нагрузку на бюджет страны. Общая экономическая и финансовая обстановка в мире продолжит оказывать свое влияние на стабильность положения в Белоруссии, и кризисная ситуация еще проявит себя во всей красе в виде ухудшения платежного баланса страны.

Таким образом, несмотря на то, что кризисы (спады) приносят немалые экономические и человеческие издержки, рыночная экономика от цикла к циклу выходит на все более высокие уровни развития, совершенствуя не только материальный базис, но и организационные формы производства, распределение, обмен и потребление.


 

Date: 2015-11-14; view: 775; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию