Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И.А. АршавскийВаш малыш может не болеть. ЗАКОН ЗДОРОВЬЯ: ПРИОБРЕТАЕМ РАСХОДУЯ. Опираясь на многолетние сравнительные онтогенетические исследования, мы пришли к заключению, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется особенностями развития их скелетной мускулатуры, в свою очередь связанными с соответствующими экологическими условиями. ЧТО ТАКОЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Классификация новорожденных детей на доношенных и недоношенных по показателям веса и длины тела неверна и препятствует правильной оценке истинного физиологического состояния рождающихся. В зависимости от условий внутриутробного развития, определяемых состоянием беременности у матери, организм новорожденного характеризуется широко варьируемыми особенностями - не только (и не столько) морфологии, сколько физиологии. И связано это с особенностями осуществления двигательной активности развивающегося эмбриона и плода еще до рождения. От физиологически зрелых новорожденных незрелые отличаются не степенью доношенности или недоношенности и не весом тела при рождении, а особенностями своей физиологии, измененной альтерирующими (вредящими) влияниями со стороны организма матери в условиях нарушенного течения беременности. Недоношенные в истинном смысле этого термина, как и физиологически зрелые, характеризуются соответствием своих физиологических отправлений тому возрасту, когда произошло их преждевременное рождение (во время нормально протекающей беременности они не подвергались альтерирующим воздействиям со стороны матери). Вес их может быть ниже 2000 гр. (и даже составлять 1000 и 800 гр.). Между тем прогноз в таких случаях часто гораздо более благоприятный, чем в группе рожденных в срок, но физиологически незрелых новорожденных, вес которых намного больше. Более того, такие истинно недоношенные дети с малым весом, при условии создания для них соответствующей гигиены, могут за период от полугода до полутора лет сравняться (и по особенностям физиологии и по весу) с физиологически зрелыми детьми. В соответствии с положениями, принятыми Всемирной организацией здравоохранения, периодом новорожденности (или неонатальным периодом) считаются первые 28 дней жизни после рождения. Согласно данным мировой статистики, именно на этот период приходится самый высокий процент общей смертности среди детей в возрасте до года. Первые 7 дней жизни принято обозначать как перинатальный период. Развивающийся плод до рождения находится в условиях среды с температурой 37 градусов. Сразу же после рождения он попадает в среду с гораздо более низкой температурой. Температурный перепад при этом поистине огромен: 17-18 градусов! Именно поэтому родившийся организм (физиологически зрелый) уже в пределах первых двух минут благодаря повышению мышечного тонуса (рефлекторно стимулируемого с рецепторов кожи и дыхательных путей сниженной температурой среды) устанавливает температуру тела, на 1-1.5 С превышающую даже температуру тела взрослого. Итак, сразу же после рождения плод подвергается резкому холодовому воздействию со значительным перепадом температур. В отличие от взрослого, у новорожденных теплоотдача не только не снижается, но, напротив, существенно повышается. Это проявляется расширением сосудов кожи (вазодилятацией) и тем самым увеличением кровотока в ней. И еще дополняется такой, казалось бы совершенно парадоксальной реакцией на сниженную температуру среды, как потоотделение. Благодаря возникновению указанных реакций сразу после рождения (но после перевязки пуповины) новорожденный, положенный на специальный стол в родильной комнате, приобретает специфическую позу, названную нами сгибательной мышечной гипертонией. Это следствие более высокого тонуса мышц-сгибателей, чем разгибателей. Выражается она согнутым положением головки по отношению к туловищу, согнутыми в локтях ручками, сжатыми в кулачок пальчиками (большой палец - внутри), согнутыми в коленях ножками, согнутыми к подошве пальчиками стопы. Сгибательная гипертония способствует и повышению уровня теплопродукции, и уменьшению общей поверхности теплоотдачи. Физиологически обоснованной следует считать такую одежду новорожденного ребенка, которая не стесняет и не нарушает его естественной позы и не препятствует осуществлению необходимых двигательных актов. В качестве такой одежды нами была рекомендована соответствующего покроя кофточка (распашонка) из бумазеи или фланели с пришитыми спереди тесемками и открытыми или зашитыми рукавами. Ножки должны сохранять естественное согнутое положение. Необходимо отметить и другое отрицательное влияние пеленания. Через механизм импринтинга (запечатлевания) оно сразу же после рождения заглушает в ребенке естественный "инстинкт свободы", или как называл его И.П.Павлов, "рефлекс свободы". Есть основания полагать, что подобное пеленание прививает ребенку будущую психологию подчинения и имеет ряд других негативных в психологическом отношении последствий. Период молозивного молока длится 7-8 дней. Между тем в нем, помимо белка (казеина), углевода (лактозы) и жира (липидов), содержатся необходимые как иммунобиологический фактор естественные антитела, которые специфически связывают чужеродные вещества (антигены). Наконец, в молозийном молоке содержится такой важный иммунобиологический компонент, как лизоцим - фермент, обладающий бактерицидными свойствами. Его можно назвать естественным физиологическим антибиотиком. Иными словами, через пассивную иммунизацию за счет состава молозийного молока новорожденному обеспечивается высокая иммунобиологическая устойчивость к разнообразным инфекционным заболеваниям, таким как сепсис, пневмония, кишечные заболевания. А у матери, при раннем прикладывании, благодаря рефлекторной стимуляции функции передней доли гипофиза, образуется гормон пролактин, а стимуляция задней доли гипофиза приводит к созданию гормона окситоцина. Они обуславливают дальнейшее развитие функции клеток молочной железы (лактогенез) и полноценную отдачу молока. Позднее же начало кормления грудью матери приводит к возникновению у нее гиполактии. (Добавим, что окситоцин способствует бескровному отделению плаценты и, что еще более важно, исключает послеродовые кровотечения). Еще один важный аспект. Наслаждение, испытываемое матерью при первом раннем кормлении ребенка не сопоставимо ни с какими иными положительными эмоциями. Доминанта, связанная с кормлением родившегося младенца, надежно тормозит отрицательные эмоции, которые могли омрачать жизнь женщины в предшествующий период. Все это - существенный залог того, что мать сохранит способность кормить ребенка до положенного срока, т.е. примерно, в течение года. Поговорим о показателях, которые могут служить для оценки состояния новорожденных - их физиологической зрелости или незрелости. Следующий - ПОДОШВЕННЫЙ РЕФЛЕКС (Б); вызывается он штриховым раздражением поверхности кожи внутреннего края подошвы и характеризуется разгибанием большого пальца и сгибанием остальных пальцев. Следует отметить, что эта рефлекторная реакция, тоже обычно оцениваемая как локальная, одновременно сочетается со сгибанием нижних конечностей в коленном и тазобедренном суставах, а также с усилением сократительной активности остальных мышц тела новорожденного (еще одно подкрепление сгибательной мышечной гипертонии). К числу рефлексов подкрепления следует отнести ТРУДНОЕ РАЗГИБАНИЕ НОГИ В КОЛЕНЕ, КОГДА ОНА СОГНУТА В ТАЗОБЕДРЕННОМ СОЧЛЕНЕНИИ (В). Феномен этот - выражение преобладания сгибателей над разгибателями в нижних конечностях физиологически зрелых новорожденных. К рефлексам подкрепления следует также отнести и так называемый "ФЕНОМЕН ПОЛЗАНИЯ" (Г): в положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается от приставленной к его подошвам ладони. Как выражение рефлекторного подкрепления сгибательной мышечной гипертонии может быть понята и ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ОПОРЫ (Д) у детей в этом возрастном периоде: при попытке поставить ребенка на поверхность стола он подгибает ножки и подтягивает их к животу. Для оценки степени физиологической зрелости используются и рефлексы обобщенной разгибательной двигательной активности, в частности - ПЯТОЧНЫЙ (Е) (в руководствах по педиатрии он упоминается как рефлекс Аршавского). Этот рефлекс вызывается умеренным надавливанием на пяточную кость и выражается в обобщенной разгибательной двигательной активности, сочетаемой с гримасой "плача" и криком. Рефлекс этот хорошо выражен у физиологичеки зрелых новорожденных детей. (Кстати, слово "плач" взято в кавычки не случайно: в периоде новорожденности истинный плач еще отсутствует.) Здесь нужно сделать одну существенную оговорку. Во время кормления ребенка грудью рефлексы, вызываемые тактильными раздражениями поверхности кожи, тормозятся. Более того, при таком воздействии можно наблюдать усиление СОСАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА (Ж). Вот почему матери нередко для усиления сосательных движений поглаживают щечки младенца. Если же пытаться во время кормления вызвать пяточный рефлекс, то пищевая доминанта заметно тормозится. Одним словом, периоды кормления - неподходящее время для проверки рефлексов. АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ (7) у физиологически зрелых новорожденных в первые дни жизни равно 80-85 мм рт. ст. (максимальное); минимальное - 45 мм. * * * Необходимо, хотя бы коротко, сказать о признаках физиологической незрелости новорожденного, так как проблема физиологической незрелости по праву должна стоять первой среди сердечно сосудистых заболеваний, рака и СПИДа. ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы. Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое "третье состояние", когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние "ни то ни другое". Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ - ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми. Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем. Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на "физиологический язык" - состояние, характеризующееся физиологическими тратами. Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей - физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки. Стрессовые реакции - это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна. Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона. Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов - кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения. Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно. При этом не только нет гримасы "плача" ("неудовольствия"), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает "удовольствие". И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту). В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется). Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности. И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом. При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску. Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков - половой системы. (После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком - либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери. В отличие от физиологически зрелых, незрелые дети не заявляют криком о том, что их желудок пуст. Это можно определить по изменению мимики, выражающей как бы неудовольствие. И мать должна начать подготовку младенца к очередному кормлению. Она, эта подготовка, должна выразиться в том, что после распеленания ребенка надо поднести к крану ХОЛОДНОЙ ВОДЫ - мы подчеркиваем: ОБЯЗАТЕЛЬНО ХОЛОДНОЙ! - и не только подмыть, но и ОБЛИВАТЬ ею до тех пор, пока малыш отвечает повышением мышечного тонуса или, попросту говоря, силы и интенсивности сокращения мышц. (Это может оценить пальцами каждая мать, держащая в руках под краном своего младенца). Обтертый фланелевой пеленкой и одетый в свободную одежду ребенок должен войти в контакт с соском груди матери, после чего, как указывалось выше быть накормленным. Положенного в кроватку младенца надо дополнительно завернуть в легкое одеяло (так, чтобы не ограничивалась его двигательная активность). Пододеяльная температура не должна быть выше температуры тела младенца. Более того, когда температура его тела приблизится к 36 С, пододеяльная температура должна быть ниже его собственной на два и даже три градуса. Важно не забывать, что само по себе одеяло не является источником тепла. Оно лишь создает теплоизоляцию, которая ограничивает теплоотдачу тела. Чем теплее одеяло, тем лучше теплоизоляция, а значит, меньше выраженность мышечного тонуса, что неизбежно ведет к определенной задержке развития. Благодаря холодовым воздействиям (в границах физиологического стресса) ребенок сам создает подкожный слой теплоизоляции. Этот физиологический слой будет тем более выражен, чем оптимальнее развивается скелетная мускулатура. Тогда ребенок уже к месячному возрасту способен находится при комнатной температуре 18-20 С в одной лишь распашенке (нашего покроя) до 15 -20 минут и более. По возвращении домой мать должна продолжать все описанные процедуры. В домашних условиях, до начала холодовой процедуры (в ванне или под краном), ребенка следует перед очередным кормлением ПОГРУЖАТЬ В НАПОЛНЕННУЮ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ ВАННУ (или, в случае отсутствия последней, в бак) ПОЛНОСТЬЮ, ВМЕСТЕ С ГОЛОВКОЙ. Выполнять процедуру нужно дважды - трижды в день; погружение кратковременное, на 3-5 секунд. Ребенок не может при этом захлебнуться или тем более вдохнуть воду в легкие: полное погружение в воду вызывает рефлекторную остановку дыхания. Так как система ухо-горло-нос является единой, а ротовая полость оказывается замкнутой, давление в евстахиевых трубах, соединяющих носоглотку с барабанной полостью уха, повышается, вследствие чего происходит перекрытие ушей и воздушных ходов. Смысл холодовых воздействий заключается прежде всего в рефлекторной стимуляции повышения мышечного тонуса и двигательной активности (т.е. статической и динамической нагрузок на скелетную мускулатуру). Это способствует росту, последующему повышению работоспособности и иммунитета. Необходимая длительность холодного воздействия не может быть достигнута однократным обливанием. Холодная же ванна (или, при ее отсутствии, струя воды из-под крана) позволяет этого достичь, дозируя процедуру по адаптивным возможностям ребенка (в границах физиологического стресса). Подавляющее число детей начинает гулить. За возникновением же гуления кроется глубокий смысл, характеризующий норму развития ребенка. Младенец начинает как бы создавать свой собственный "язык", создавать задолго до возникновения членораздельной речи. "Язык" этот предусматривает установление коммуникационных отношений прежде всего с матерью. Он характеризуется разнообразием звучания и особенностями оттенков. Чуткая мать может оценить, что тревожит ее младенца или какую потребность его надо удовлетворить. Одним словом, гуление - свидетельство развития младенца. Некоторые дети к месячному возрасту начинают осуществлять первую антигравитационную реакцию, т.е. приобретают способность стойко удерживать головку в вертикальном положении. В обычных естественных условиях развития это происходит полуторамесячном возрасте. Нужно ли форсировать возникновение тех или иных физиологических преобразований? Нет, не обязательно. Конечно, соответствующие физиологические преобразования должны возникать своевременно, в соответствии с календарным возрастом. Но при этом быть полноценным - это важная характеристика физиологической зрелости развивающегося ребенка. Очень существенны изменения, возникающие в показателях естественной иммунобиологической устойчивости. Как уже говорилось, из-за позднего начала кормления грудью иммунитет ребенка неизбежно снижается. Месяца же проведения закаливающих холодовых процедур, как правило, достаточно, чтобы показатели иммунитета значительно повысились. Наблюдения за такими детьми (и в пределах первого месяца, и до года, и позднее) позволили обнаружить отсутствие каких-либо заболеваний у большинства из них. Немногие переболели острыми респираторными заболеваниями, но довольно легко и выздоровели без использования каких-либо лекарств. С понятием здоровья принято связывать такое "состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения". Можно видеть близость этого определения к общепринятому определению понятия нормы. Согласно определению, даваемому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье есть "степень физического, духовного и социального благополучия". Использование предлагаемого нами метода закаливания сразу же после рождения позволяет охарактеризовать здоровье детей как ту степень нормы, которая характеризуется способностью реализовать иммунобиологическую устойчивость организма к заболеванию. Но, определяя понятие здоровья как сопротивление заболеваниям, следует сделать существенное добавление. Состояние физиологии здорового ребенка позволяет ему в процессе дальнейшего индивидуального развития, на соответствующих переломных этапах его, реализовать своевременное преобразование физиологических отправлений и полноценно осуществить переход в последующий возрастной период. Критерием здоровья при этом будет неосложненное расширение форм взаимодействия со средой, характеризующейся существенно новыми условиями. А значит, растущий член общества придет к трудоспособному возрасту с ощущением радости бытия и сознанием своей полезности. Вообще наши многолетние наблюдения позволили убедиться, что температура воды в границах между 26-28 С и 20-18 С - наиболее оптимальный фактор, обеспечивающий не только компенсацию физиологической незрелости ребенка, но и значительно повышающий физические и интеллектуальные возможности и в особенности его иммунобиологическую устойчивость. Некоторые молодые родители используют в качестве меры закаливания погружение голых ножек младенца в снег. Такая мера, если ребенок приобрел способность опираться ножками об опору, не может иметь каких-либо отрицательных последствий для последующего развития. Однако лишь в пределах времени, пока длиться ощущаемая руками матери реакция повышения общего мышечного тонуса. Так же можно растирать тело ребенка снегом, если пользоваться тем же критерием. Кожа новорожденного при растирании снегом должна не бледнеть, а, напротив, ярко розоветь - в соответствии с механизмом, описанным выше. Если же она при такой процедуре бледнеет, это свидетельствует, что реакция повышения мышечного тонуса либо уже вышла за пределы адаптивных возможностей ребенка, либо слишком слаба и кратковременна. К тому же при этой форме создается лишь статическая нагрузка на скелетную мускулатуру младенца. Да и реализовать контроль над адаптивной реакцией организма младенца достаточно трудно. З А К Л Ю Ч Е Н И Е Итак, можно считать, что к настоящему времени сложились две тенденции в борьбе за здоровье родившегося ребенка. Одна опирается на традиционную для клинической педиатрии линию: обеспечение здоровья ребенка через использование мер интенсивной терапии, т.е. применение сильных лекарств. По нашему мнению, если учитывать специфические особенности физиологии новорожденных, она для них противопоказана, ибо может лишь углубить имеющуюся патологию либо вызвать новую. Вторая тенденция предусматривает организацию таких гигиенических условий среды, которые должны соответствовать специфическим особенностям физиологии новорожденного и, более того, тем особенностям, что в пределах данного возрастного периода присущи именно данному конкретному ребенку. Сейчас же многие рекомендации педиатрии на этот счет не соответствуют специфическим особенностям физиологии ребенка разного возраста. * * * ПОМНИТЕ: ВАШ МАЛЫШ МОЖЕТ НЕ БОЛЕТЬ. А ЗНАЧИТ - НЕ ДОЛЖЕН БОЛЕТЬ. И ЗАВИСИТ ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ ВАС!
|