Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Географическое положение

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли.

Доисторические культуры.

Наиболее важная особенность сведений о доисторической Месопотамии и окружающих ее землях заключается в том, что они основываются на непрерывной последовательности свидетельств, которые, слой за слоем, приводят к началу письменной истории. Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. На смену периоду охоты и собирательства пришло регулярное производство продуктов питания. На смену временным поселениям, особенно в плодородных долинах, пришли долговременные поселения, в которых их обитатели жили поколениями. Такие поселения, которые можно раскапывать слой за слоем, позволяют реконструировать динамику развития в доисторическое время и шаг за шагом проследить прогресс в области материальной культуры.

Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука – пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой.

На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата. Искусство производства глиняной посуды достигло высокого уровня развития по разнообразию форм, качеству обжига сосудов, тщательности отделки и изощренности многоцветного орнамента. Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, – от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука.

К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура – обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности. Все это были провозвестники начала новой исторической эпохи.

Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них – названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова «плотник» и «стул», употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений – кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других – восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

Исторический период.

Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.

Взлет и падение Ассирии.

Центр тяжести дальнейшего исторического развития Месопотамии, за исключением последних десятилетий ее самостоятельной истории, находился в Ассирии. Самым первым знаком этого процесса была экспансия, сначала в Иран и Армению, затем в Анатолию, Сирию и Палестину и наконец в Египет. Ассирийская столица переместилась из Ашура в Калах, затем в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), и, наконец, в Ниневию. Среди выдающихся правителей Ассирии – Ашурнацирапал II (ок. 883–859 до н.э.), Тиглапаласар III (ок. 745–727 до н.э.), возможно, самый могущественный из них, и славные сменявшие друг друга правители – Саргон II (ок. 721–705 до н.э.), Синахериб (ок. 704–681 до н.э.), Ассаргадон (ок. 680–669 до н.э.) и Ашшурбанипал (ок. 668–626 до н.э.). На жизнь трех последних царей большое влияние оказала жена Синахериба – Накийя-Закуту, вероятно, одна из самых влиятельных цариц в истории.

Могучее политическое и военное государство возникло в результате военных походов в отдаленные горные районы Ирана и Армении и в результате борьбы против упорно сопротивлявшихся городов арамеев, финикийцев, израильтян, иудеев, египтян и многих других народов. Все это требовало не только больших военных усилий, но и экономической и политической организации, наконец, способности контролировать постоянно растущее число разнородных подданных. С этой целью ассирийцы практиковали депортацию завоеванного населения. Так, после завоевания израильского города Самарии в 722–721 до н.э. его население было переселено в самые отдаленные провинции Ассирии, а его место заняли люди, также пригнанные из различных областей и не имеющие здесь этнических корней.

Вавилония долго изнывала под ассирийским игом, не в силах сбросить его, но никогда не теряла надежды на освобождение. В таком же положении находился соседний Элам. В это время мидийцы после долгого периода формирования своего государства покорили Элам и установили власть над Ираном. Они предложили помощь Вавилонии в борьбе с Ассирией, ослабленной постоянными нападениями с севера. Ниневия пала в 612 до н.э., и победители поделили поверженную империю. Северные провинции отошли к мидийцам, южные – к вавилонянам, которых к тому времени стали называли халдеями.

Халдеи, наследники традиций юга, достигли кратковременного процветания, особенно при Навуходоносоре II (ок. 605–562 до н.э.). Главная же опасность исходила от Египта, видевшего в халдеях, укрепившихся в Сирии и Палестине, постоянную угрозу для своих границ. В ходе соперничества двух мощных империй независимая крошечная Иудея (южное царство евреев) неожиданно приобрела важное стратегическое значение. Исход схватки оказался благоприятным для Навуходоносора, который вторично взял Иерусалим в 587 до н.э.

Однако царству халдеев не суждена была долгая жизнь. Персидские армии Кира Великого в это время вырвали власть над Ираном у мидийцев, захватили Вавилон в 539 до н.э. и тем самым открыли новую главу мировой истории. Сам Кир остро ощущал неоплатный долг, которым была обязана Месопотамии его страна. Позже, когда на смену эпохе господства персов пришла эпоха эллинизма, Александр Великий, вождь македонских завоевателей, хотел сделать Вавилон столицей своей новой империи.

МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

КУЛЬТУРА

Сатериальная культура.

Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода.

Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.

Экономика.

Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Религия.

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров.

Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Государственная власть и законодательство.

Поскольку шумерское общество и более поздние общества Месопотамии считали себя подобием самоуправляемого сообщества богов, власть не могла носить характер абсолютизма. Царские решения должны были одобряться коллективными органами, собранием старейшин и воинов. Кроме того, смертный правитель был слугой богов и отвечал за отправление их законов.

Смертный царь был скорее доверенным лицом, но не самодержцем. Над ним существовал безличный закон, установленный богами, и он ограничивал правителя не меньше, чем самого скромного подданного

Свидетельства действенности законов в Месопотамии многочисленны и относятся к разным эпохам. Поскольку царь был слугой закона, а не его создателем или источником, он должен был руководствоваться сводами законов, содержащими как традиционные установления, так и поправки к законам. Обширные своды, обычно именуемые кодексами, свидетельствуют о том, что в общих чертах такая система сложилась уже к III тыс. до н.э. Среди сохранившихся сводов – законы основателя III династии Ура Ур-Намму, шумерские законы и законы Эшнунны (северо-восточная часть Аккада). Все они предшествуют знаменитым законам Хаммурапи. К более поздним периодам относятся ассирийские и нововавилонские сборники.

Письменность и наука.

Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Литература.

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше.

Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.

Влияние цивилизации Месопотамии.

Первые значительные свидетельства проникновения достижений культуры Месопотамии в другие районы относятся к III тыс. до н.э., ко времени возникновения аккадской империи. Другим доказательством служит то, что в столице эламского государства Сузах (юго-западный Иран) пользовались не только клинописью, но и аккадским языком и административной системой, принятой в Месопотамии. В это же время предводитель варваров, Луллубей, установил к северо-востоку от Аккада стелу с надписью на аккадском языке. Хурритский правитель Центральной Месопотамии приспособил клинопись для записи текстов на своем родном языке. Тексты, воспринятые хурритами, и большая часть содержавшейся в них информация, были сохранены и переданы анатолийским хеттам.

Аналогичная ситуация складывается и в пору правления Хаммурапи. От этого времени дошли юридические и исторические тексты на аккадском языке, которые воспроизводились в аморитско-хурритском центре Алалахе, в северной Сирии; это свидетельствуют о вавилонском влиянии в регионе, который не находился под месопотамским контролем. То же культурное единство, но в еще более широких масштабах, имело место в условиях политической раздробленности в середине II тыс. до н.э. К этому времени в Анатолии, Сирии, Палестине, на Кипре и даже в Египте клинопись и аккадский язык использовались как средство межнационального общения. Более того, различные языки, среди них хурритский и хеттский, охотно приняли на вооружение клинописное письмо. В I тыс. до н.э. клинопись стала использоваться и для записей на других языках, в частности, на урартском древнеперсидском.

Вместе с письменностью в качестве посредника распространялись и идеи. Это касалось прежде всего понятий юриспруденции, государственного управления, религиозной мысли и таких видов литературы, как пословицы, басни, мифы и эпос. Аккадские фрагменты сказания о Гильгамеше достигли столь отдаленных мест, как хеттская столица Хаттуса (современный Богазкей) на севере Центральной Турции или Мегиддо (на территории Израиля). Известны переводы эпоса на хурритский и хеттский языки.

Распространение месопотамской литературы было связано не только с заимствованием клинописи. Ее образцы достигли Греции, где бытовали басни о животных, почти дословно воспроизводившие аккадские прототипы. Некоторые части Теогонии Гесиода восходят к хеттским, хурритским, а в конечном счете к вавилонским истокам. Не является совпадением и сходство между началом Одиссеи и первыми строками эпоса о Гильгамеше.

Много тесных связей обнаруживается между первыми главами библейской Книги Бытия и ранними месопотамскими текстами. Ярчайшими примерами этих связей являются, в частности, порядок событий Творения мира, особенности географии Эдема, повествование о Вавилонской башне и особенно рассказ о потопе, предвестник которого содержится в XI табличке сказания о Гильгамеше.

Хетты со времени их прихода в Анатолию широко применяли клинопись, используя ее для написания текстов не только на своем собственном, но и на аккадском языке. Кроме того, они были обязаны обитателям Месопотамии основами законодательства, в результате чего был создан их собственный свод законов. Подобно этому в сирийском городе-государстве Угарите местный западносемитский диалект и алфавитное письмо использовались для записи различных литературных произведений, включая эпические и религиозные сочинения. Когда же речь шла о законодательстве и государственном управлении, угаритские писцы прибегали к аккадскому языку и традиционному слоговому письму. Знаменитая стела Хаммурапи была найдена не на развалинах Вавилона, а в отдаленной эламской столице, в Сузах, куда этот тяжелый предмет был доставлен как ценный трофей. Не менее яркие свидетельства влияния Месопотамии обнаруживаются и в Библии. Еврейская и христианская религии неизменно противостояли духовному направлению, сформировавшемуся в Месопотамии, но законодательство и формы правления, о которых идет речь в Библии, обязаны влиянию месопотамских прототипов. Подобно многим своим соседям, евреи подчинялись законодательным и общественным установкам, которые в целом были присущи странам Плодородного полумесяца и в значительной степени восходили к месопотамским.

Костюм Древней Месопотамии

Если верить словам канадского историка С. Бертмана, основателями «индустрии моды» были сами мифические прародители человечества — Адам и Ева, поскольку когда они съели запретный плод с древа познания, то сразу же принялись сшивать фиговые листья, чтобы скрыть свою наготу, которую до того времени не осознавали. Таким образом, заключает автор, «если, как многие полагают, Шумер был местом „садов Эдема“, то на первой одежде можно было бы написать „Сделано в Месопотамии“»

Одежда

Во всех древних обществах производство одежды было главным видом промышленной деятельности, и уровень его развития являлся определяющим для остальных видов промышленности.

В течение очень длительного времени изготовление одежды в Месопотамии оставалось отраслью домашнего хозяйства. Ещё и в VI веке до н. э. большинство населения Вавилонии носило одежду, сшитую дома, и обходилось без услуг ремесленников-профессионалов. Но появилось уже и немалое количество людей, которых домотканая одежда уже не удовлетворяла. Это были, прежде всего, представители знати и богачи, стремившиеся одеваться нарядно и изысканно, в дорогие и красивые одежды, изготовленные искусными и опытными портными.

В покупной одежде нуждались также малоимущие слои населения, лишённые собственного хозяйства и постоянных источников дохода, жившие случайными заработками. Они, естественно, не могли изготовлять одежду в домашних условиях и вынуждены были приобретать её. В таком же положении находились и приезжие люди.

И, наконец, существовал ещё один потребитель одежды, изготовленной руками профессионалов — храмы. В каждом из них имелось множество изваяний божеств, при которых состоял большой штат жрецов и служителей. Всех их надо было одевать, причём одежда и убранство часто менялись в соответствии с требованиями ритуала, строго расписанного по сезонам, месяцам, неделям и даже по отдельными дням.

Цена готовой одежды зависела от качества материи и от фасона. Так, например, в Вавилоне за 6 сиклей можно было купить два платья и один плащ; чтобы заработать такую сумму, среднему работнику нужно было потратить не менее 24 дней.

Одежда, наряду с деньгами и продовольствием, входила в состав жалования, которое получали царские придворные

Мужская одежда

В Шумере основной одеждой мужчины были туника и набедренная повязка. Туника представляла собой рубашку без рукавов или с очень короткими рукавами, в талию. По длине она обычно не достигала колен. Ворот мог быть гладким, либо отделанным вышитым кантом.

Ко II тысячелетию до н. э. туника стала распространённой одеждой, в том числе и для работы, однако она требовала приложения портняжного искусства, хотя бы простейшего. Поэтому более древний набедренник по-прежнему успешно с ней конкурировал, и был даже более распространён.

Набедренник (шубату) выглядел как прямоугольное полотнище. Его ширина в простейшем случае определялась размером ткацкого станка (минимальная ширина составляла 2 локтя, или 1 метр), но полотнища могли и сшиваться вместе. При III династии носили набедренники в форме юбки, удлинённые сзади (до 1 метра), что позволяет предположить наличие выкроек.

Длина полотнищ могла быть различной — вероятно, от 4 до 7-9 локтей. Его в большинстве случаев просто обматывали вокруг тела (иногда поверх туники) и закрепляли поясом (впрочем, скатав набедренник на талии в плотный жгут, его можно было носить и без пояса).

Однако более длинное полотнище, особенно если оно было сшито из нескольких полос ткани, могло смотреться и по-другому, гораздо более роскошно и замысловато. Например, обернув один конец трёхметрового (в 6 локтей) куска ткани вокруг бёдер, мужчина складывал оставшуюся часть ткани пополам вдоль и пропускал спереди назад справа под мышку, а затем перекидывал конец ткани сзади через левое плечо. Именно такой вид одежды носили цари и знатные жрецы.

Различная длина, разные виды отделки и манера ношения создавали значительное разнообразие внешнего вида одежды (в зависимости от социального положения её хозяина, а также от моды). Кроме того, существовали парадные одежды того же типа, но не прямоугольные, а специального портновского раскроя. В текстах сообщается о том, что особая одежда отличала жрецов разного ранга и представителей различных профессий, что особую же одежду надевали во время траура, но что она собой представляла и как выглядела — неизвестно.

Традиционной одеждой богов и знатных людей, судя по изображениям III и начала II тысячелетия до н. э. была длинная (доходящая почти до лодыжек) запашная юбка из полотнища, покрытого нашитыми флажками — прямоугольными или заострёнными книзу. Раньше считалось, что это были пряди овечьей шерсти или пальмовые листья; однако роспись, обнаруженная при раскопках царского дворца в Мари, показывает, что эти флажки делались из цветной материи (в специальной литературе эту одежду часто называют «каунакес»).

От плохой погоды мужчины укрывались плащом-накидкой в виде прямоугольного полотнища, в верхней части которого прикреплялись с обеих сторон лямки, завязывавшиеся узлом на груди. Известен был и плащ более сложного покроя, состоявший из трёх вертикальных полотнищ, сшитых между собой примерно на половину длины; его набрасывали на левое плечо, оборачивали вокруг тела, проводили под правой рукой и снова перебрасывали через левое плечо так, чтобы левая рука проходила через разрезы, образованные там, где полотнища оставались не сшитыми; правая рука при этом оставалась полностью открытой. Как верхнюю одежду, носили также прямоугольный плащ с вырезом для головы (наподобие пелерины).

В Ассирии и Вавилоне основной мужской одеждой тоже была туника с короткими цельнокроенными рукавами — канди. Канди носили люди разных социальных слоёв, однако у знатных и богатых людей она шилась из более дорогого материала и была намного длиннее, чем у простолюдинов, доходя почти до ступней, и богато отделывалась бахромой.

Социальный статус человека, помимо длины его туники, определял также и количество одежд, которые тот имел право носить одновременно. Самым сложным был царский костюм: поверх длинной канди из белой ткани, вытканной из шерсти ягнят особой тонкорунной породы, царь надевал пурпурный конас — своеобразный плащ. Этот плащ проходил под мышкой правой руки и скреплялся на левом плече, или складывался вдоль; его сшивали, оставляя отверстие для головы, а на месте сгиба делали прорез для руки (в этом случае он надевался на оба плеча так, что с одной стороны был открыт сверху донизу). Углы конаса закруглялись, а вся его поверхность покрывалась обильной вышивкой, в которой излюбленными мотивами были розетки, стилизованные изображения «дерева жизни» и кедровые шишки; в вышивку вводились чеканные золотые пластинки.

Военная одежда

В шумерскую эпоху обычной одеждой воина был шерстяной набедренник и медный или бронзовый шлем-шишак. Крест-накрест через плечи могли носить кожаную перевязь, скреплённую большой медной бляхой. На так называемом «Штандарте из Ура», датируемом серединой III тысячелетия до н. э., изображены воины в длинных — ниже колен — плащах (вероятно, войлочных или кожаных), с вшитыми круглыми металлическими пластинами. Такие плащи, видимо, играли роль панцирей, защищая тело от ударов вражеского оружия.

Воины Ассирии и Вавилона носили уже настоящие доспехи, которые различались по роду войск. Так, лучникам полагались стёганые на шерсти панцири, покрытые металлическими пластинками, а копейщикам — особого покроя кожаные рубахи. Кроме того, их костюм включал в себя принципиально новый элемент — длинные штаны.

Женская одежда

Женская одежда сравнительно мало отличалась от мужской. Разница заключалась только в том, что ко II тысячелетию до н. э. женщины никогда не ходили без туники, а свободные женщины, как правило, не ходили в одной тунике, без другой одежды. Женская туника в верхней своей части шилась в обтяжку (девушкам и молодым женщинам такой покрой позволял в какой-то мере поддерживать грудь). По длине женская туника доходила до колен и ниже, иногда имела разрезы сбоку. Была известна также юбка, сшитая из нескольких горизонтальных полотнищ, шириной по 0,5 метра каждое, причём верхнее полотнище сворачивалось в жгут и заменяло пояс.

Знатная шумерская дама непременно носила поверх туники такое же длинное завёртывающееся полотнище, как и мужчины; в зависимости от местных обычаев могли меняться цвет ткани, характер бахромы и способ переброски через плечо, а также тип раскроя, если это не было прямое узкое полотнище. Кроме того, у знатной (а может быть, и у всякой свободной) женщины был большой, широкий плащ из шерсти или полотна. Он обшивался бахромой и закрывал фигуру своей хозяйки о плеч до полу.

Что касается жительниц Вавилона и Ассирии, то о ней можно судить по единственному сохранившемуся рельефу из Ниневии, на котором изображена супруга царя Ашшурбанипала со своими прислужницами. Все они одеты практически одинаково — в длинные прямые платья с длинными узкими рукавами. Одежда царицы отличается от одежды служанок только гораздо более богатой отделкой (она почти сплошь покрыта вышивкой), а также тем, что она дополнена накидкой, похожей на царский конас.

Аксессуары

Непременной принадлежностью костюма шумеров, ассирийцев и вавилонян был длинный пояс в виде шнура с кисточкой.

Сановники при царском дворе в качестве знака своего социального положения носили нагрудные перевязи, обшитые с одной стороны пышной бахромой. Чем знатнее был человек и чем более высокую должность он занимал, тем длиннее была его перевязь.

Среди других аксессуаров, дополнявших костюмы обитателей Древнего Двуречья, следует упомянуть также посохи, зонты и опахала.

У всех восточных народов с древнейших времён трость или посох служили символами зрелого возраста, мудрости и власти. Они как бы говорили, что их владелец — человек уважаемый и достойный уважения. Поэтому ни один зажиточный вавилонянин не выходил из дому без посоха. По свидетельству Геродота, каждый такой посох увенчивал сверху искусно выполненный из дерева или слоновой кости набалдашник — «яблоко, роза, лилия, орёл или что-либо подобное. Носить посох без такого изображения у них не принято».

Зонт в Месопотамии, как и повсюду на Востоке, являлся знаком царского достоинства. Богато орнаментированным зонтиком на длинной изогнутой рукояти осеняли ассирийского царя во время торжественных выходов и выездов.

Опахала, необходимые в душном и жарком климате Междуречья, напоминали по форме флажки; известны были, судя по изображениям, и более крупные опахала из страусовых перьев, укреплённых на полукруглом каркасе.

Обувь

Обычной обувью у населения Двуречья были сандалии. Они чаще всего представляли собой твёрдые подмётки с прикреплённым ремнём, который пропускался между большим и остальными пальцами ноги и привязывался вокруг щиколотки. Были и другие формы сандалий: ассирийцы, к примеру, предпочитали сандалии с высокими задниками, закрывающими пятку и (примерно до середины) стопу; ремешок, крепивший сандалию, пропускался в отверстия по бокам.

Жителям Месопотамии были известны и сапоги. Они были открытыми спереди (но, в отличие от греческих сапог, имели закрытый носок), по высоте доходили примерно до середины икр и зашнуровывались. Первоначально этот вид обуви носили только горцы, но со временем его удобство оценили все, кому приходилось делать длительные переходы пешком. В Ассирии и Вавилоне сапоги стали частью военного костюма.

Жрецы и молящиеся в храмах ходили босиком. Богов тоже изображали босыми.

Головные уборы

Головные уборы мужчин были оригинальными и разнообразными. Это были разного рода войлочные и кожаные шапки, шляпы, тюрбаны и колпаки.

Особые головные уборы носили цари. В Шумере знаком царского сана была круглая шапка с околышем из каракуля. В Вавилоне и Ассирии царь надевал высокую коническую тиару из белого тонкого войлока — кидарис. На её макушке располагалось небольшое золотое навершие в виде башенки, а нижняя часть окаймлялась лентой, отделанной золотыми розетками. Сзади на спину спускались пурпурные ленты с золотой бахромой на концах. Придворные носили широкие налобные повязки и обручи из золота или лент с нашитыми золотыми бляшками.

Женщины вокруг головы, надо лбом, также часто укрепляли ленту или скрученный жгут материи (богатые могли носить серебряную или даже золотую диадему). Распространёнными женскими головными уборами были шапки и шляпы. Кроме того, многие женщины носили тюрбаны, свитые из узких, длинных полос ткани. Выбор того или иного фасона головного убора, как и одежды, зависел от обычаев местности, от общественного положения женщины и от моды.

Шумерские и вавилонские женщины, как правило, не закрывали голову ничем, кроме шапок и шляп. Ассирийки, напротив, выходя на улицу, должны были прятать лица. Уже с середины II тысячелетия до н. э. ношение покрывала стало в Ассирии обязанностью и привилегией замужних женщин; даже наложница, сопровождая хозяйку по улице, была обязана закрывать лицо. Напротив, рабыням и проституткам кутаться в покрывала строго воспрещалось. За нарушение этого запрета ассирийские законы предусматривали тяжёлое наказание: рабыне, надевшей покрывало, должны были отрезать уши, а проститутке — «нанести пятьдесят ударов розгами и налить на голову смолу», а её одежду отдать тому, кто донёс на неё властям.

Украшения

Наряд любого мало-мальски обеспеченного жителя Месопотамии, будь то мужчина или женщина, непременно дополнялся украшениями. Носить украшения начинали с самого детства: в захоронениях маленьких детей из Ура обнаруживают связки бус, браслеты и серебряные диадемы.

Украшения, наряду с одеждой, входили в состав приданого, которое давали за невестой, и всегда оставались частью её имущества, на которое муж не мог претендовать. Поэтому любящие родители не жалели средств на наряды и драгоценности для дочерей: в одном списке приданого перечисляются 204 предмета одежды, а также различные золотые украшения общим весом 15 (пятнадцать!) килограммов.

Неприкосновенность украшений гарантировалась даже проституткам: женщину лёгкого поведения, нарушившую закон, могли избить, лишить одежды и даже волос, но никто не имел права отбирать у неё украшения.

В Вавилоне и Ассирии распространённым обычаем было ношение металлических браслетов (женщины надевали их на запястья и лодыжки, мужчины — только на руки). Любимым украшением у лиц обоего пола были также серьги разнообразных форм — от простых кольцевидных до сложных, с подвесками в виде полумесяцев или виноградных гроздьев. Серьги вдевали не только в уши, но и в нос.

Очень характерной особенностью вавилонского женского убранства, с которым женщина неохотно расставалась, даже раздеваясь, были бусы. Богатые модницы носили настоящие стоячие «воротники» из прилегавших одна к другой нитей бус, доходившие от подбородка до выреза туники. Иногда нити бус повязывали также на лбу и вокруг бёдер. Дорогие бусы были сердоликовые (из Индии), лазуритовые (из Бадахшана — современного Северного Афганистана) или металлические. Более дешёвые бусы делались из цветного стекла, керамики, раковин, кости и т. п. В качестве украшений использовались также цилиндрические печати из самоцветных камней: сквозь них продевали шнурок и подвешивали на шею наподобие кулона.

Пожалуй, самые великолепные образцы месопотамских ювелирных украшений были найдены английским археологом Леонардом Вулли в 20-х гг. ХХ века при раскопках так называемых «царских гробниц» Ура (ок. 2500 г. до н. э.). Вместе с погребёнными здесь «царями» и «царицами» были похоронены их слуги, служанки и воины — всего около 100 человек. У многих мужчин на голове были повязки, похожие на те, которые и сейчас носят арабы. Они состояли из трёх крупных бусин на лбу с золотой цепью сзади и, вероятно, служили для закрепления головного убора. Украшения женщин были ещё богаче; они включали головные уборы из золотых и серебряных цветов и листьев, огромные серьги в форме полумесяца, золотые заколки для платьев с подвесками из бус, а также ожерелья из золота и лазурита.

Самый роскошный убор принадлежал «царице» Пуаби. На ней был целый плащ, «сотканный» из лазуритовых бус, ладьевидные золотые серьги, высокий золотой гребень в виде букета цветов, золотые кольца и булавки. Особенно богатым было головное убранство. Такое большое, что его наверняка приходилось носить поверх парика, оно было образовано несколькими ярусами витков золотой ленты длиной 40 футов (около 12 метров). Сверху его украшали три нити бус из лазурита и сердолика. На нижней из этих нитей висели золотые кольца, на средней — золотые буковые листья, на верхней — ивовые листья и золотые цветы. Рядом с погребальными носилками лежало ещё одно головное украшение, представлявшее собой широкую кожаную ленту, расшитую золотыми фигурками животных и растениями на фоне мелкого лазуритового бисера.

Найденные в Уре изделия свидетельствуют о незаурядном мастерстве обработки драгоценных металлов и тонком художественном вкусе древних мастеров.

Косметика и парфюмерия

Жители Месопотамии много времени уделяли уходу за телом. Прежде всего это выражалось в стремлении поддерживать чистоту. В богатых домах Вавилона, как показали археологические раскопки, имелись даже глиняные ванны, наполовину врытые в землю и обмазанные асфальтом. В бедных домах, конечно, такую роскошь вряд ли могли себе позволить, потому что носить воду приходилось издалека, с реки или канала, и расходовать её следовало экономно. Люди с низким достатком для омовения пользовались тазами из глины или камня.

Для мытья и стирки применяли мылящиеся растения, золу, песок и т.п. В более позднее время появилось мыло; его делали из соды или поташа с добавлением масла или порошка из глины.


<== предыдущая | следующая ==>
Как проводится обучение по электробезопасности | Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин – это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?

Date: 2015-11-13; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию