Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Единство требований для всех работающих в лагереВсе вожатые в детских лагерях должны помнить: в лагере нет чужих детей, все дети — общие, лагерные, наши. Чтобы детям в лагере было комфортно, чтобы им не хотелось уезжать, вожатые должны работать дружно, согласовывать свои действия. Между партнерами должно быть доверие, желание понять другого, помочь ему. У большинства вожатых опыт работы в детском лагере — это одновременно и первый опыт официального общения с руководством. В связи с этим вожатым надо ясно представлять себе, что ожидает от них администрация лагеря. Ответ, очевидно, один: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил, а еще лучше — с желанием вновь приехать в этот же лагерь. Второй вопрос — к вожатым: что ожидают они? Полагаем, что ответы сведутся к следующему: чтобы все дети, которые приедут в лагерь, вернулись домой живыми и здоровыми, отдохнувшими, набравшимися сил» а еще лучше с желанием, если отдыхать в этом же лагере, то с этими же вожатыми. Следовательно, цели и у руководства, и у вожатых одинаковые. Так, почему, где же могут возникать конфликты между ними? Видимо, во-первых, из-за несовершенства законодательства, и, во-вторых, из-за различия функций директора детского лагеря и вожатого. Вожатый является непосредственным организатором деятельности детей. На директора же возложены контрольные функции. Как избежать возможных конфликтов, выполняя общую задачу? Во-первых, вожатый не должен противопоставлять себя администрации. Во-вторых, вожатому следует считаться с тем, что он имеет меньше жизненного опыта (директор, как правило, старше его) и в силу возраста у него меньше развито чувство ответственности. Вожатый независимо от распределения обязанностей не может снять с себя ответственности в отряде за все, что касается охраны жизни и здоровья детей. Он должен скрупулезно разъяснять детям вопросы безопасности с тем, чтобы быть ответственным не только перед законом, но и, что еще важнее, перед самим собой, перед своей совестью. Табу вожатого (выдержки из студенческих работ) • Не позволять себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков человека в присутствии других. • Не допускать оскорблений по отношению к детям со стороны других детей. • Не навязывать детям свою волю. • Не держаться изолированно от детей. • Не проявлять самоуправства в моменты неподчинения. • Не создавать стрессовых ситуаций для детей и коллег. • Не быть безразличным к недисциплинированности детей. • Не заниматься своими личными делами в рабочее время. • Не слушать только себя. • Не всегда искать виновного. • Не приказывать, а просить. • Не читать нотаций. Вспомни, помогало ли это тебе. • Не позволять равнодушного отношения к детям. • Не потакать ленивым. • Не пытаться выяснять что-либо с помощью силы. • Не вести беседы на запрещенные темы в присутствии детей. • Не срывать свое плохое настроение на детях. • Не командовать. • На пляже не загорать, а смотреть за детьми. • Не унижать детей и не смеяться над ними. • Нельзя запрещать что-либо, а потом позволять это же. • Нельзя быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным.
Методика планирования работы. Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы — основа будущей эффективной работы. План — документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа. Советы вожатому, планирующему свою работу:
• ознакомьтесь с программой данного лагеря; • определите цели и задачи предстоящей работы на смену (с будущим напарником); • изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на ожидания детей данного возраста; • используйте данные из детских анкет (увлечения, конкретные ожидания, желаемые поручения, умения и др.); • изучите возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность дружинных, отрядных дел), в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе» • отберите средства, формы, методы, которыми владеете; • составьте модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря; • создайте творческую атмосферу в отряде; • учитывайте интересы детей. План работы на каждый день, составленный накануне, корректируется каждое утро, в зависимости от погоды, с учетом интересов детей. Исходными данными для планирования могут служить следующие: • государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря; • календарь летних праздников; • текущие и ожидаемые события в стране и в мире, вашем городе, селе, лагере; • личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания; • традиции оздоровительного лагеря; • информация о детях; • ожидания детей; • задачи оздоровительного периода; • модель смены.
Лучший план работы — план, одобренный, подсказанный детьми.
Помните, для ребят это планирование собственной жизни. Можно просто поговорить с ними о том, что бы они хотели делать, можно провести конкурс на лучшее оригинальное предложение. Вожатому нужно пойти навстречу ребятам в их выборе форм отдыха, «начинать на их территории», постепенно организуя педагогически целесообразную деятельность. А можно идти по пути, предложенному А.С. Макаренко: он рекомендовал делать то, что педагогам самим интересно, и этим увлекать детей.
В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно не перегружать план. Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем, важно другое: знать детей, любить их, быть терпимыми. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.
Требования к плану работы вожатого: • направленность плана на достижение определенного педагогического результата — отражение социального заказа на формирование качеств личности; • учет интересов, потребностей детей; • разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности; • систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности; • посильность и реальность планов для вожатых и ребят (по видам деятельности, по срокам); • согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
Форма, структура и содержание плана Вожатому рекомендуется иметь следующие виды планов: перспективный (план-сетка), план на каждый день (утро — день — вечер). План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре; план на каждый день пишется в лагере накануне вечером с учетом интересов детей, модели лагеря, заданий отряду, погоды. Он корректирует отрядный план. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда; банные дни, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства; и только потом — планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности. Состав и структуру плана может определять вожатый. Рекомендуется внести в него следующие компоненты: • демографическая характеристика детей отряда; • диагностические данные; • задачи вожатого на период планирования; • план-сетка по календарным срокам. План-сетка:
|