![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Мифология и географияМы не станем подробно останавливаться на месте мифов и мифологии в современном научном знании, стараясь определить тезисно ее место в географии, особенно - в отношении КГХ. Сначала определимся, что есть миф. Знаменитая формула «миф - это слово» [Барт, 2000а, с. 233], в общем-то, повторяется у большинства исследователей в различных трактовках. Она просто требует тщательного отграничения мифологического от других родов информации (см. подробнее [Лосев, 1990]). При этом «у мифа есть формальные границы, но нет субстанциональных» [Барт, 2000а, с. 233]. По мнению Ролана Барта, .мифом может быть все, что угодно - по крайней мере, оно становится таковым, когда «к его чисто материальности прибавляется определенное социальное применение» [Барт, 2000а, с. 234]. Значит, в географии мифом может стать все, что угодно? Да, но мифы различаются по своей устойчивости. Поэтому, они будут выражаться отчетливее в определенном. Для нас важен такой аспект: «мифическое слово создается из материала, уже обработанного с целью определенной коммуникации; поскольку в любых материалах мифа, образных или графических, уже предполагается их понимание как знаков, то о них можно рассуждать независимо от их вещественной основы» [Барт, 2000а, с. 235]. Мы будем, в основном, обращаться к теории и практике мифологий, говоря о КГХ как мифе. Другими словами, рассматривая КГХ в семиологических категориях, мы должны считать их мифами. Обратимся теперь к КГХ как мифу и постараемся охарактеризовать элементарную КГХ как семиологическую систему. Итак, миф - это вторичная семиологическая система, в которой «знаки объясняются через знаки» [Леви-Строс, 1999, с. 22]. Ее структура проста [Барт, 2000а, с. 239]:
Дабы избежать путаницы с терминологией, укажем как трансформируется эта структура, если мы для удобства обозначения каждого из ее элементов, вслед за Р. Бартом [Барт, 2000а, с. 241-242], придадим им отличные друг от друга названия:
Нас же ныне будет интересовать уже вторичная семиологическая система, т.е. КГХ-миф. Означающим мифа становится языковой знак, т.е. смысл выражения, заложенного в текст КГХ либо некая воспринятая географом посылка пространства, выраженная на местности. Что происходит с этим знаком, когда он становится не более чем означающим? «При превращении смысла в форму из него удаляется все случайное; он опустошается, обедняется, из него испаряется всякая история, остается лишь голая буквальность» [Барт, 2000а, с. 242]. Парадоксально, но это означает, что доминанта обедняется, поскольку контекст ее обозначен схематично либо вовсе не выражен.
Значение КГХ, сразу отметим, и есть сама КГХ - «третий элемент системы есть не что иное как ассоциация двух первых. <...> Значение - это и есть сам миф» [Барт, 2000а, с. 246]. «Значение может быть понято как процесс. Это акт, объединяющий означаемое и означающее, акт, продуктом которого является знак» [Барт, 20006, с. 271]. Теперь еще раз остановимся на наполнении КГХ. Принимая за означающее, к примеру, зажиточность совхоза («миллионера»), мы могли бы подробно описать историю землепользования в волости, историю созда- ния совхоза, этапы его развития, рассмотреть причины банкротства, указать на последствия несуществования совхоза для современного села и проч. Понимание КГХ как мифа позволяет нам обосновать наш отбор элементов для КГХ не только как отбор среди всех элементов тех, что будут устремлены к доминанте. Теперь мы можем объяснить и отбор среди элементов, служащих объяснению доминанты, тех, что непосредственно ее выражают. Обеднение доминанты в данном случае есть обеднение ее контекста, придание ему краткости. Цель этой операции прозрачна - мы доносим до потребителя только искомое знание в той форме, в которой не будет лишнего смысла. В нашем примере, мы можем сказать о существовании совхоза-миллионера, который дал возможность многим жителям Михайловского на семейных подрядах выстроить себе за казенный счет новые просторные дома, подводя, таким образом, потребителей КГХ-мифа к еще одному ее означающему (форме) - характеру построек. Прочие элементы, составляющие этот контекст - могут статься лишними. «Значение знака есть знак, взятый в свете своего контекста» [Лосев, 1982, с. 61]. Основная функция мифа - деформация [Барт, 2000а, с. 247]. Создавая КГХ Михайловского, мы не искажаем полного статистического свода справок о селе. Мы просто намеренно обращаем внимание потребителей на то, что посчитали (субъективно) главным.
|